Комментарии учебной Библии МакАртура на 2-е послание Тимофею 2 глава

2:1 укрепляйся Это главное увещевание первой части послания. Павел призывает Тимофея победить очевидную тенденцию к слабости и обновить посвящение служению (см. во Введении: Исторические и теологические темы). сын мой Павел привел Тимофея ко Христу во время первого миссионерского путешествия (ср. 1Кор. 4:17; 1Тим. 1:2, 18).

2:2 слышал от меня См. пояснение к 1:13; ср. 3:14. За долгие годы близкого общения с Павлом (см. во Введении к 1‑му Тимофею: Автор и время написания) Тимофей слышал Божью истину, которую Бог открыл через Апостола. при многих свидетелях Таких как Сила, Варнава, Лука и многие другие верующие в церквях, которые могли засвидетельствовать, что учение Павла подлинно Божье. Это напоминание было необходимо Тимофею в связи с многочисленными проблемами в Ефесе (ср. 1:15). верным людям, которые были бы способны и других научить Тимофей должен был принять Божье откровение, которому учил его Павел, и научить других верных людей, то есть людей, обладающих соответствующим духовным характером и одаренностью, которые могли бы передать эти истины следующему поколению. От Павла к Тимофею, от Тимофея к верным людям, от них – к четырем поколениям благочестивых руководителей. Процесс духовного воспроизводства, начавшийся в ранней церкви, должен продолжаться до возвращения Господа.

2:3 добрый воин Метафора христианской жизни как войны (против зла в мире, против грешной человеческой природы самого верующего, против сатаны) часто встречается в Новом Завете (ср. 2Кор. 10:3‑5; Еф. 6:10‑20; 1Фес. 4:8; 1Тим. 1:18; 4:7; 6:12). Павел здесь подразумевает столкновение с враждебно настроенным миром и с преследованием (ср. ст. 9; 1:8; 3:11,12; 4:7).

2:4 не связывает себя Как солдат, призванный на действительную службу, полностью лишен связи с обычными событиями гражданской жизни, так и добрый воин Иисуса Христа не позволяет, чтобы мирское отвлекало его внимание (ср. Иак. 4:4; 1Ин. 2:15‑17).

2:5 подвизается Греческий глагол («атлео») означает усилие и решительность, необходимые для успеха в спортивных состязаниях (ср. 1Кор. 9:24). Удачное сравнение духовных усилий с усилиями и неустанным стремлением к победе атлетов для тех, кто имел представление об Олимпийских и Истмийских (проводились в Коринфе) играх. увенчивается Весь тяжкий труд спортсмена, его дисциплина оказывались напрасными, если он или она хоть в малейшем не выполняли установленные правила. Павел призывает к послушанию Слову Божьему для достижения духовной победы.

2:6 Трудящемуся земледельцу Слово «трудящемуся» образовано от греческого глагола, обозначающего «трудиться до изнеможения». Древние земледельцы работали, не разгибая спины, в любых условиях с утра до позднего вечера в надежде получить в награду хороший урожай. Павел убеждает Тимофея не лениться и не жить в праздности, но упорно трудиться (ср. Кол. 1:28, 29), ожидая урожая. См. пояснения к 1Кор. 3:6, 7.

2:7 Разумей В греческом это слово, означает четкое восприятие, полное понимание и тщательное рассмотрение. Форма глагола предполагает не просто добрый совет, а настойчивое увещевание со стороны Павла, придавая глубокий смысл написанному.

2:8 Помни… Иисуса Христа Высший пример верного Учителя (ст. 2), Воина (ст. 3, 4), Спортсмена (ст. 5), Земледельца (ст. 6). Тимофей должен был следовать Его примеру в учении, страдании, стремлении к награде и сеянии семян истины для получения духовного урожая. от семени Давидова См. пояснения к Рим. 1:3; Отк. 22:16. Иисус как потомок Давида является законным наследником его трона (Лк. 1:32, 33). Здесь подчеркивается человеческая природа Господа. воскресшего из мертвых Воскресение Христа является основополагающей истиной христианской веры (1Кор. 15:3, 4, 17, 19). Воскресением Бог подтвердил совершенство искупительной жертвы Иисуса Христа (см. пояснение к Рим. 1:4).

2:9 я страдаю… но для слова… нет уз Павел противопоставляет своему заключению благовестие и безграничную силу Слова Божия.

2:10 ради избранных Избранные к спасению еще до начала мира (см. пояснение к 1:9), которые еще не пришли к вере в Иисуса Христа (см. пояснения к Деян. 18:10; Тит. 1:1). спасение во Христе Иисусе Спасение может быть только в Нем (Деян. 4:12; ср. Рим. 8:29; Еф. 1:4, 5). Благовестие должно возвещаться (Мф. 28:19; Деян. 1:8), поскольку избранные еще не спасены верою в Иисуса Христа (Рим. 10:14). вечною славою Конечный результат спасения (см. пояснения к Рим. 5:2; 8:17).

2:11 Верно слово «Слово», которое упоминается в ст. 11‑13. См. пояснение к 1Тим. 1:15. с Ним умерли… с Ним и оживем Имеется в виду духовное участие верующих в смерти и Воскресении Христа (Рим. 6:4‑8), а также возможные страдания ради Христа, что следует из контекста.

2:12 терпим Это верующие, которые постоянно доказывают искренность своей веры (см. пояснение к Мф. 10:22; ср. 24:13; Ин. 8:31; Рим. 2:7; Кол. 1:23). с Ним и царствовать будем В Его будущем вечном царстве (Отк. 1:6; 5:10; 20:4, 6). если отречемся, и Он отречется от нас Здесь говорится о постоянном, окончательном отречении, отступничестве (см. пояснение к 1Тим. 1:19), а не о временных неудачах (случайных падениях) искренних верующих, например Петра (Мф. 26:69‑75). Те, кто отрицает Христа, таким образом доказывают, что они никогда в действительности не принадлежали Ему (1Ин. 2:19) и, встретившись однажды со страшной реальностью, будут отвержены Им (Мф. 10:33).

2:13 неверны Имеется в виду недостаток спасающей веры, а не колеблющаяся вера. Неверующие будут полностью отрицать Христа, поскольку вера не была искренней (ср. Иак. 2:14‑26). Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может Христос был верен в том, чтобы спасти уверовавших в Него (Ин. 3:16), а также верен в том, чтобы судить неверующих (Ин. 3:18). Поступать иначе Иисус не может. Это противоречит Его святой неизменной природе. Ср. Евр. 10:23.

2:14 словопрения Спорить с лжеучителями, т. е. с обманщиками, которые из человеческих побуждений искажали Слово Божие, было не только глупо (Пр. 14:7) и бесполезно (Мф. 7:6), но и опасно (ст. 16, 17; ср. ст. 23). Это первое из трех предостережений об опасностях бесполезных дискуссий (см. пояснения к ст. 16, 23). См. пояснения к 1Тим. 4:6, 7; 6:3‑5; 2Пет. 1‑3. расстройству В греческом слово означает «ниспровергать», «разрушать». В Новом Завете встречается еще один раз (2Пет. 2:6), где описывается гибель Содома и Гоморры. Заменяя истину ложью, лжеучение несет духовную катастрофу слушателям. «Расстройство» может оказаться вечным.

2:15 достойным Слово означает неизменное постоянство в достижении цели. Тимофей, как и все, кто проповедует или учит Слову, должен был прилагать максимум усилий для правильной, полной передачи Слова Божьего, точной и понятной слушателям. Это сокрушительное противодействие гибельному влиянию лжеучения (ст. 14, 16, 17). верно преподающим Буквально «разрезающим прямо». Аналогия с точностью, необходимой в профессии плотника, каменщика а также профессии Павла – он изготовлял палатки из кожи. Точность и аккуратность необходимы для библейского толкования, как и для любого предприятия, поскольку толкователь управляет Словом Божьим. Отсутствие этих качеств приведет к краху. слово истины Все Писание в целом (Ин. 17:17) и благовестие в частности (Еф. 1:13; Кол. 1:5).

2:16 непотребного пустословия См. пояснения к ст. 14; 1Тим. 6:20; ср. Тит. 3:9. Подобные губительные ереси ведут только к еще «большему нечестию». Ересь не может спасти или освятить. Это второе предупреждение Павла. Ср. ст. 14, 23.

2:17 рак Обозначает болезнь, которая быстро распространяется и заканчивается летальным исходом. Метафора подчеркивает коварную опасность лжеучения. Оно врывается в человеческую жизнь и поглощает ее. Именей См. пояснение к 1Тим. 1:20. Филит Он заменил Александра (1Тим. 1:20) как соучастник Именея.

2:18 воскресение уже было Подобно лжеучителям, смущавшим коринфян (1Кор. 15:12), Именей и Филит отрицали реальность телесного воскресения верующих. Они учили, что духовное отождествление верующих со смертью и Воскресением Христа (Рим. 6:4, 5, 8) было единственно возможным воскресением, и оно уже произошло. Подобные еретические учения базировались на взглядах современных греческих философов, утверждавших, что материя есть зло, а дух добро. разрушают… веру О тех, чья вера не была искренней (ср. Мф. 24:24). Подлинно спасающая вера не может быть полностью и окончательно разрушена (см. пояснение к ст. 12). Ложная, неспасающая вера приводит к отступничеству (ср. 4:10). См. примечания к Мф. 7:21‑27; 13:18‑22; Ин. 2:23, 25; 6:64‑66; 8:31; 1Ин. 2:19.

2:19 твердое основание Божие Слова относятся к Церкви (ср. 1Тим. 3:15), Которую не могут победить силы ада (Мф. 16:18) и Которая состоит из людей, принадлежащих Господу. печать Символ собственности и достоверности. Павел приводит два отличительны признака людей, имеющих Божью печать подлинности. «познал Господь Своих» Вероятно, ссылка на Чис. 16:5. Он «познал». В смысле близких отношений, подобно тому как муж познает свою жену, а не в смысле «знакомства» вообще (см. пояснения к Ин. 10:27, 28; Гал. 4:9). Бог всегда знает Своих, поскольку Он избрал их еще до начала времен. См. пояснение к 1:9. «да отступит от неправды всякий» Это выражение перефразировано из Чис. 16:26 и является вторым признаком, удостоверяющим, что верующие есть собственность Бога. Фраза отражает стремление их к святости (ср. 1Кор. 6:19, 20; 1Пет. 1:15, 16).

2:20 сосуды Греческое слово, употребляющееся в самом широком смысле, означавшее различные инструменты, посуду или мебель в доме. В «большом доме», проводит аналогию Павел, есть два типа сосудов. одни в почетном В богатом доме сосуды были изготовлены из драгоценных металлов, «золота и серебра», и использовались в «почетных» целях: для сервировки стола во время приема пищи семьей и гостями. другие в низком Сделанные из дерева и глины, они служили не для почетного употребления, а для низменного – для мусора и отходов домашнего хозяйства. См. пояснение к 2Кор. 4:7.

2:21 кто Тот, кто хочет быть полезным Господу для высоких целей. Даже простое деревянное ведро или глиняный горшок становятся полезными, когда они очищены и освящены. чист См. пояснение к ст. 19. В греческом слово, означает «полностью очистить», или «совершенно чистый». Для того, чтобы ведро для отходов использовалось для почетной цели, его нужно было освободить, тщательно вымыть и избавить от малейших следов грязи. сего Сосуды «низкого» употребления (ст. 20). Связь с лжеучителями и живущими в грехе развращает (Пр. 1:10‑19; 13:20; 1Кор. 5:6, 11; 15:33; Тит. 1:16), особенно, если они являются руководителями церкви. Явный призыв к отделению от тех, кто провозглашает себя служителями Божьими, но поступает как негодный инструмент, полезный только для самого низкого употребления.

2:22 Юношеских похотей Не просто недозволенных сексуальных желаний, но также и таких похотей, как гордости, страсти к богатству и власти, ревности, самоуверенности и духа противоречия.

2:23 состязаний уклоняйся Третье предупреждение Павла об отказе от бесплодных споров с лжеучителями (см. пояснения к ст. 14, 16).

2:24 учительным Так переведено единственное в греческом языке слово, которое означает «искусный в учении». См. пояснение к 1Тим. 3:2.

2:25 противников Прежде всего неверующих (пленников сатаны – ст. 26), но также и верующих, обманутых «глупыми и невежественными» (ст. 23) теориями лжеучителей, и, возможно, самих искренне заблуждающихся лжеучителей. даст ли им Бог покаяния Ср. Деян. 11:18; см. 2Кор. 7:9, 10. Всякое истинное покаяние происходит по высшей благодати Божией (Еф. 2:7). Усилия, прилагаемые человеком, чтобы изменить себя, тщетны без этой благодати (ср. Иер. 13:23). познанию истины См. пояснение к 3:7. Когда Бог, по благодати, дарует спасающую веру, Он дарует также и покаяние в грехах. Ни то, ни другое не является заслугой человека.

2:26 сети диавола Обман есть ловушка сатаны, который является искусным интриганом, умно и утонченно преподносящим ложь. См. пояснения к Быт. 3:4‑6; Ин. 8:44; 2Кор. 11:13‑15; Отк. 12:9.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →