Комментарии учебной Библии МакАртура на послание к Титу 2 глава

2:1‑10 Здравое учение для старцев (ст. 2), стариц (ст. 3), молодых женщин (ст. 4, 5), юношей (ст. 6‑8) и рабов (ст. 9, 10) говорит об обязанностях каждого в церкви.

2:1 здравым Означает «здоровое». Павел использует это слово 9 раз в Пасторских посланиях (5 раз в Послании к Титу), всегда подразумевая, что истина дает духовное здоровье. «То» Павел упоминает в стихах 2‑10 и к нему относятся: истины, отношения и поступки, основанные на библейской истине и соответствующие ей. Народ Божий должен знать истину, которая ведет к духовному здоровью, не только для того, чтобы угождать Богу, но также для того, чтобы успешно свидетельствовать неверующим.

2:2 старцы Павел употребляет это слово по отношению к себе (Флм. 9), когда ему было больше 60 лет. Слово относится к людям преклонного возраста, но не с тем значением, что слова «старейшина» или «пресвитер» (ст. 1:5). степенны Это требование не только в отношении Бога, что подразумевалось само собой, но требование обладать чувством собственного достоинства и пользоваться уважением других людей. Старцы должны быть благоразумны и духовно здоровы.

2:3 старицы Женщины, потерявшие детородную способность, обычно в возрасте около или старше 60 лет (ср. 1Тим. 5:3‑10). одевались прилично См. пояснение к ст. 2. Ср. 1Тим. 2:9‑11, 15. не… клеветницы Здесь использовано слово, употребленное в Новом Завете 34 раза для характеристики сатаны, архиклеветника. добру То, что удовлетворяет Бога (ср. 1:16), в частности перечисленное в ст. 4, 5.

2:4 вразумляли молодых Собственный пример благочестия (ст. 3) дает старице право наставлять молодых женщин в церкви, вызывает доверие к ней. Подразумевается, что старицы должны были служить примером добродетелей (ст. 4, 5), что именно этим они «вразумляли». любить мужей Эта добродетель, как и другие, упомянутые выше, являлась безусловной. Она основана на воле Божией, а не на достоинствах мужа. Греческое слово «филео» говорит о привязанности. См. пояснения к Еф. 5:22‑24.

2:5 целомудренными Т. е. чистыми. Ср. 1Тим. 2:9‑11, 15; 1Пет. 3:3‑6. попечительными о доме Ср. 1Тим. 5:14. Управлять благочестивым домом, достойно заботиться о муже и детях – значит выполнять свою безусловную обязанность. покорными Идеи радикального феминизма были неотъемлемой частью древней вавилонской и ассирийской мифологии, а также греческого гностицизма, который пышно расцвел в Римской Империи времен Нового Завета и представлял постоянную опасность для ранней Церкви. Современный феминизм не является ни новым, ни усовершенствованным. Он такой же ветхий и бесперспективный. См. пояснение к Еф. 5:22. не порицается Цель благочестивого образа жизни – не допустить упрека в адрес Писания. Человеку, чтобы убедиться в возможности Божьего спасения от грехов, нужно увидеть святую жизнь другого человека. Когда христиане призывают уверовать в Слово Божие, а сами не повинуются Ему, то Слово бесчестится. Многие насмехались над Богом и Его истиной из‑за греховной жизни людей, заявляющих, что они христиане. Ср. Мф. 5:16; 1Пет. 2:9.

2:6 Юношей Подростков от 12 лет и старше.

2:6, 7 целомудренными Благоразумными (см. ст. 2).

2:7 Во всем Логический конец ст. 6; требование к юношам, подчеркивающее исчерпывающее значение этого указания. образец У Тита была особая обязанность: служить примером моральных и духовных качеств, которых он требовал от других. Ср. 1Кор. 4:16; 11:1; Флп. 3:17; 2Фес. 3:8, 9; 1Тим. 4:12; Евр. 13:7. в учительстве Все три слова «чистота», «степенность», «непорочность» характеризуют должное отношение к учению.

2:8 слово здравое. Повседневные разговоры. Ср. Еф. 4:31; Кол. 3:16, 17; 4:6. неукоризненное Не вызывающее упреков. ничего сказать о нас худого. Опять, как и в ст. 5, цель благочестивого образа жизни – заставить молчать противников христианства и благовестия (см. пояснения к 1Пет. 2:11, 12) и сделать власть Христа очевидной.

2:9 Рабов Слово применимо ко всем наемным работникам, но в этом тексте относится прежде всего к рабам: мужчинам, женщинам и детям, которые в Римской Империи и в большей части Древнего мира были собственностью своих господ. У них практически не было гражданских прав и достоинства, и о них заботились немногим больше, чем о домашних животных. В Новом Завете рабство нигде не одобряется и не осуждается, однако постоянно говорится о том, что свобода от уз греха гораздо более важна, чем свобода от любых уз человеческих, которые носит человек (см. Рим. 6:22). повиноваться… угождать Павел ясно говорит, что даже в рабстве верующие должны повиноваться и стараться угодить своим хозяевам, вне зависимости от того, являются их господа верующими или неверующими, справедливыми или несправедливыми, добрыми или злыми. Насколько же больше обязаны верующие проявлять уважение и повиноваться хозяевам, на которых они работают охотно! Так же и жены должны повиноваться своим мужьям (ст. 5). Единственным исключением может быть только, если от верующего потребуют не подчиняться Слову Божьему. Ср. Еф. 6:5‑9; Кол. 3:22–4:1; 1Тим. 6:1, 2.

2:10 не красть Здесь означает «не присваивать чужие деньги». всю добрую верность Т.е. лояльность. украшением учению Опять (ср. ст. 5). Павел подразумевает, что высшая цель добродетельной жизни – сделать привлекательным учение о том, что Бог спасает грешников.

2:11‑13 Сердцевина послания. Высшая цель Бога, когда Он призывает пресвитеров (1:5) и наставляет Свой народ на путь праведной жизни (ст. 1‑10), заключается в том, чтобы свидетельствовать об исполнении Божьего плана спасения. Павел коротко формулирует три составных части Божьего плана спасения: 1) спасение от наказания (ст. 11); 2) власть греха (ст. 12) и 3) наличие греха (ст. 13).

2:11 благодать Божия Имеется в виду не Божья природа благодати, но Иисус Христос, воплощение благодати, высший милостивый дар Божий падшему человечеству. Ср. Ин. 1:14. всех человеков Эти слова не означают всеобщее спасение. «Всех человеков» звучит как «человеколюбие» в 3:4 и относится к человечеству в целом, как к категории, а не к каждому человеку лично. См. пояснения к 2Кор. 5:19; 2Пет. 3:9. Жертвы Иисуса Христа достаточно, чтобы покрыть все грехи каждого уверовавшего (Ин. 3:16‑18; 1Тим. 2:5, 6; 4:10; 1Ин. 2:2). Павел открыто объясняет в Послании к Титу, что спасение достигает цели только «по вере избранных Божьих» (1:1). См. пояснение к 3:2. Среди всего человечества, только те, кто веруют, спасутся (Ин. 1:12; 3:16; 5:24, 38, 40; 6:40; 10:9; Рим. 10:9‑17).

2:12 отвергнувши… жили Спасение преобразует (2Кор. 5:17; Еф. 2:8‑10), и преобразование (новое рождение) дает новую жизнь, в которой власть греха не имеет силы (см. пояснения к Рим. 6:4‑14; Флп. 3:8, 9; Кол. 3:9, 10).

2:13 блаженного упования Относится ко Второму Пришествию Иисуса Христа, включает Воскресение (ср. Рим. 8:22, 23; 1Кор. 15:51‑58; Флп. 3:20, 21; 1Фес. 4:13‑18; 1Ин. 3:2, 3) и увенчание святых во Христе славою (2Тим. 2:10). явления славы Ср. 2Тим. 1:10. Буквально «проявления славы». Это будет спасением и очищением посредством Бога и Спасителя. Указание на Божью природу Иисуса. Ср. 2Пет. 1:1.

2:14 избавить… очистить Выражение (ср. ст. 12), указывающее на двойную роль спасения (возрождение и освящение). «Избавить» означает освободить кого‑либо из плена, заплатить выкуп. Кровь Христа была ценой, удовлетворившей Божие чувство справедливости. См. пояснения к Деян. 20:28; Гал. 1:4; 2:20; 1Пет. 1:18, 19; ср. Мк. 10:45. народ особенный Народ, который особенный благодаря добродетелям Божьих заповедей и утвержденный благодатью спасения, которую принял (см. пояснения 1:1‑4). Ср. 1Кор. 6:19, 20; 1Пет. 2:9. ревностный Ср. 3:8. Добрые дела есть следствие, а не причина спасения. Ср. Еф. 2:10.

2:15 говори, увещевай и обличай Эти три глагола определяют нужду в провозглашении, применении и исправлении Словом Божьим. властью «Власть» приказывать людям в духовной сфере приходит только от Слова Божьего. Ср. Мф. 7:28, 29.

2:15 никто не пренебрегал тебя См. 3:9‑11. Бунт против истины, с которым придется иметь дело. Ср. Мф. 18:15‑20; 1Кор. 5:9‑13; 2Фес. 3:14, 15.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →