Комментарии учебной Библии МакАртура на послание к Евреям 2 глава

2:1‑4 Чтобы подчеркнуть важность превосходства Сына Божьего над Ангелами, автор задает читателям вопрос. «Мы» включает в себя всех евреев. Некоторые на интеллектуальном уровне осознали превосходство Мессии над Ангелами, но еще не посвятили себя Ему как Господу. Он заслуживает их поклонения, также как заслуживает и поклонения ангелов.

2:1 особенно внимательны... отпасть И то, и другое слово связаны с мореходством. Первое слово относится к кораблю, стоящему на якоре в порту. Второе часто использовалось для обозначения корабля, которому разрешено проплыть мимо гавани. Предупреждение это означает укрепить себя в истине Евангелия, будучи внимательным, чтобы не проплыть мимо гавани спасения. Этим серьезным вопросам христианской веры необходимо уделять самое пристальное внимание. Читатели, склонные к апатии, находятся в опасности кораблекрушения в их жизни (ср. 6:19; см. пояснение к 1Тим. 1:18).

2:2 если В греческом здесь использовано прошедшее время (исполненное условие). Слово обозначает «вследствие того, что...» Ангелов Посредством Ангелов Бог дал закон Своему народу на горе Синай (ср. Втор. 33:1, 2; Пс. 67:18; Деян. 7:38, 53; Гал. 3:19). преступление и непослушание Первое означает «переступить черту, активно совершая грех». Последнее значит «закрывать свои уши, не слушая Божьих повелений» и, таким образом, совершать грех пассивно. И то, и другое – акт воли, и требует справедливого осуждения.

2:3 как мы избежим Если непослушание старому завету закона влекло за собой скорое осуждение, то насколько более суровым будет осуждение непослушанию новозаветной благой вести спасения, принесенной через Сына, Который превосходнее Ангелов (ср. Мф. 10:14, 15; 11:20‑24)? Посланник и послание Нового Завета важнее, чем посланники и послание Ветхого Завета. Чем больше привилегии, тем суровее наказание за непослушание и пренебрежение (10:29; ср. Лк. 12:47). слышавшими от Него Это словосочетание означает последовательность благовествования. Это поколение евреев не услышало бы, если бы предыдущее поколение евреев не передало бы им эту весть (ср. 1Тим. 2:5‑7).

2:4 знамениями и чудесами, и различными силами… раздаянием Сверхъестественная сила, проявленная Иисусом и его Апостолами была Божьим подтверждением со стороны Отца благой вести об Иисусе Христе, Его Сыне (ср. Ин. 10:38; Деян. 2:22; Рим. 15:19; 1Кор. 14:22; см. пояснение к 2Кор. 12:12). Именно для такого подтверждения благой вести служили чудеса. Духа Святого Первое упоминание Духа Святого в послании относится к Его служению по подтверждению вести о спасении посредством чудесных даров. Далее в послании упоминается Его участие в получении откровений из Писания (3:7; 10:15), в учении (9:8), в действиях до спасения (6:4 – возможно, его работа в людях; 10:29 – общая благодать) и в служении Христу (9:14).

2:5 вселенную Слово относится к незаселенной земле. В некотором смысле, это и великое Тысячелетнее Царство (ср. Зах. 14:9; Отк. 20:1‑5). Ангелы не будут править царством Мессии.

2:6‑8 Цитата из Пс. 8:5‑7 (ср. 1Кор. 15:27, 28; Еф. 1:22).

2:6 негде Это не значит, что автор не знал, откуда взялась приведенная им ниже цитата. Место, где она была произнесена, не столь важно, как то, что ее сказал Бог. Наверное, важно и то, что сам автор Послания к Евреям неизвестен. Автор мог просто желать, чтобы его читатели знали, что Дух Святой – настоящий Автор всего Писания (ср. 2Тим. 3:16; 2Пет. 1:21). человек... сын человеческий И то, и другое относится к человечеству, а не ко Христу. В этом месте спрашивается, зачем Богу нужно волноваться по поводу человека. Как показывают следующие стихи (ст. 9, 10), воплощение Христа – величайшее доказательство Божией любви и заботы о человечестве. Христос не был послан к нам в виде Ангела. Он был послан как Человек.

2:7 Ангелами Творец наделил Ангелов сверхъестественными силами, они имеют постоянный доступ к престолу Господню (ср. Иов. 1:6; 2:1; Отк. 5:11), и они бессмертны.

2:8 покорил Несмотря на то, что Ангелы выше человека, Бог с самого начала отдал власть на земле человечеству (Быт. 1:26‑28). Но из‑за грехопадения (Быт. 3) человек оказался неспособным исполнить предназначенное Богом.

2:9 славою и честью Так как Иисус был «послушным даже до смерти», Бог превознес Его (Флп. 2:8, 9). Совершив искупление, Христос выполнил все, что должен был сделать совершенный представитель человечества. Посредством Своего воплощения, заместительной жертвы и победы над грехом и смертью (ср. Рим. 6:23; 1Ин. 4:10) Он исполнил первоначальное предназначение человека. Как Второй Адам (1Кор. 15:47), на короткое время Он был ниже по положению, чем Ангелы. Сейчас Он окружен славой и почетом, и все (включая Ангелов) подчиняются Ему. вкусить смерть за всех За всех, кто верит. Смерть Иисуса действительна лишь для тех, кто приходит к Богу в покаянии с верой, прося о спасающей благодати и прощении грехов. См. пояснения к 2Кор. 5:21; 1Тим. 2:6; 4:10; Тит. 2:11.

2:10 надлежало То, что Бог допустил унижение Иисуса Христа, полностью согласуется с Его высшей праведностью и святостью. Без унижения и страданий Христа не было бы искупления. Без искупления не было бы славы (ср. Рим. 8:18, 29, 30). Вождя Слово также используется в 12:2 и в Деян. 5:31. Оно может также быть переведено как «первопроходец», «лидер» или «основатель». Христос – Источник (ср. «виновник» в 5:9, что означает «причина»), положивший начало, Лидер спасения. Он открыл путь на небо, как наш Предтеча (6:20). совершил По Своей Божьей природе Христос и так уже был совершенным, однако Его человеческая природа совершенствовалась через послушание, включая страдание, чтобы Он явил Себя понимающим Первосвященником, примером для верующих (ср. 5:8, 9; 7:25‑28; Флп. 2:8; 1Пет. 2:21), чтобы Им установленная совершенная праведность (Мф. 3:15) была вменена верующим (2Кор. 5:21; Флп. 3:8, 19).

2:11 освящающий Освящение отделяет человека для служения посредством очищения от греха и приобретения святости Божией (ср. 10:10).

2:12 братиям Моим Цитата из Пс. 21:23. Иисус учил, что все, исполняющие волю Отца, слушающие Его Слово, являются Его братьями и матерью (Мф. 12:50; Лк. 8:21). Он никогда прямо не называл Своих учеников «братьями», до тех пор, пока не воскрес (Мф. 28:10; Ин. 20:17). Пока Он не уплатил цену их спасения, они не были Его настоящими духовными братьями и сестрами. Использование этого слова показывает Его полное отождествление Себя с человечеством, чтобы обеспечить полное искупление (Флп. 2:7‑9).

2:13 Цитата из Ис. 8:17, 18 (ср. 2Цар. 22:3) акцентирует сказанное в стихах 9‑11, т. е. что Христос полностью отождествил Себя с человечеством, приняв человеческий облик. Он показал реальность Своей человеческой природы, полностью уповая на Бога во время Своей земной жизни.

2:14 причастны... воспринял В греческом слово, переведенное как «причастны», означает общение, причастие или партнерство, а «воспринял» – означает взять то, что не соответствует чьей‑либо природе. Сын Божий по своей природе не был «плотью и кровью», но Он принял эту природу, чтобы дать искупление человечеству. смертью... державу смерти Это конечная цель воплощения. Иисус пришел на землю, чтобы умереть. Приняв смерть, Он смог покорить смерть Своим Воскресением (Ин. 14:19). Покорив смерть, Он сделал сатану бессильным против тех, кто спасен. В использовании державы смерти сатана подчиняется Божьей воле (ср. Иов. 2:6).

2:15 страха смерти Для верующего «поглощена смерть победою» (1Кор. 15:54). Поэтому со страхом смерти и ее духовным рабством было покончено благодаря сделанному Христом.

2:16 восприемлет Буквально «схватит кого‑то». Смысл «восприемлет» («окажет помощь») можно проиллюстрировать так: кто‑то хватает кого‑то, чтобы вытащить его в безопасное место, спасти. Однако в иудаизме не было никакого намека на то, что Мессия придет в этот мир, чтобы оказать помощь Ангелам. При таком переводе противопоставление блекнет в сравнении с тем, что было уже сказано о превосходстве Христа над Ангелами. Контекст говорит об отождествлении Христа с человечеством в Его воплощении – Он принял человеческий облик (ст. 9‑14, 17). Когда автор хотел сказать об оказании помощи, он использовал другое слово на греческом в стихе 18 (также 4:16). Поэтому перевод «принял вид» более предпочтителен. семя Авраамово Христос – обещанное семя (см. пояснение к Гал. 3:16). Так как читателями были евреи, они, конечно же, отождествляли себя с этим определением. Мессия родился в роду Авраама в соответствии с ветхозаветными пророчествами (Мф. 1:1). Одной из главных целей воплощения было спасение Израиля (Мф. 1:21). Еще одной целью было исполнение завета с Авраамом об обещанном семени. Из всех народов евреи должны были первыми осознать значимость и важность воплощения.

2:17 умилостивления Слово значит «примирить» или «удовлетворить». См. пояснение к Рим. 3:25. То, что совершил Христос для умилостивления, связано с Его служением Первосвященника. Приняв человеческий образ, Христос показал тем самым Свою милость к человечеству, а Свою верность Богу доказал тем, что удовлетворил требования Бога в отношении греха и получил полное прощение для Своего народа. Ср. 1Ин. 2:2; 4:10.

2:18 искушен Подлинность человеческой природы Христа подтверждается тем, что Он был искушаем. Испытав искушения, Иисус стал полностью понимать Своих братьев людей и сочувствовать им (ср. 4:15). Мы часто впадаем в искушение до того, как прочувствуем его полную силу, а Иисус противостал искушению даже тогда, когда стал очевидным величайший соблазн поддаться ему (ср. Лк. 4:1‑13). может и искушаемым помочь См. пояснения к 4:15, 16; 1Кор. 10:13.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →