3:1−6 Этот раздел говорит о превосходстве Христа над почитаемым иудеями Моисеем. Господь говорил с Моисеем «лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх 33:11) и дал ему закон (Неем 9:13−14). Соблюдение заповедей и обрядов закона было наиважнейшим делом для евреев, поэтому для них Моисей и закон стали синонимами. И в Ветхом, и в Новом Заветах говорится о заповедях Бога как о «законе Моисеевом» (Нав 8:31; 3Цар 2:3; Лк 2:22; Деян 13:39). Но, несмотря на все величие Моисея, Иисус был гораздо выше его.

3:1 братия святые Это обращение употребляется лишь здесь и в 1Фес 5:27, где в некоторых рукописях слово «святые» опущено. Автор обращается к верующим, которые имеют «небесное звание» (ср. Флп 3:14). Далее они описываются как стремящиеся к «небесному» (11:16) и как приступившие к «небесному Иерусалиму» (12:22). Они святы в том смысле, что они отделяются Богом и отождествляются с небесным измерением. Они скорее граждане небес, чем земли.
звании Это относится, как и во всех новозаветных посланиях, к отвеченному призыву на спасение во Христе (ср. Рим 8:30; 1Кор 7:21).
уразумейте Автор призывает читателей быть предельно внимательными и глубоко продумать вопрос превосходства Иисуса Христа.
Посланника и Первосвященника «Посланник» (то же, что греческое «апостол») — «посланный», наделенный всеми правами, силой и властью того, кто его посылает. Иисус был послан на землю Отцом (ср. Ин 3:17, 34; Ин 5:36−38; Ин 8:42). Вопрос о первосвященничестве Христа, поднятый в 2:17−18, вновь упоминается здесь и будет снова рассматриваться подробно в 4:14 — 10:18. Тем временем, автор доказывает превосходство Христа над Моисеем (ст. 1−6), Иисусом Навином (4:8) и над всеми национальными героями и ветхозаветными пророками, которых евреи очень чтили. Иисус Сам говорил о Своем превосходстве над Моисеем в том же контексте, где Он говорил, что был послан Отцом (Ин 5:36−38, 45−47; ср. Лк 16:29−31). Моисей был послан Богом вывести Свой народ из реального Египта и его рабства (Исх 3:10). Иисус был послан Богом вывести Свой народ из духовного Египта и его рабства (2:15).
исповедания нашего Христос в

центре нашего исповедания веры в Евангелие как тайно, так и перед людьми. Этот термин вновь используется в 4:14 и 10:23 (ср. 2Кор 9:13; 1Тим 6:12). Во всех трех случаях, когда он используется в Послании к Евреям, он используется со значением «срочно». Конечно, читатели бы не отвергли Христа, Которого они исповедовали, и не отказались бы от того, что Он сделал для них, если бы они могли понять превосходство Его Личности и совершенного Им дела.

3:2 доме Это относится скорее к семье, людям, чем к зданию или помещению (ср. ст. 6; 1Тим 3:15). Те, кто являлся управителями дома, прежде всего должны были быть верными (1Кор 4:2). И Моисей (Чис 12:7), и Христос (2:17) верно исполнили данное им Богом предназначение позаботиться о народе Божьем.

3:3−4 кто устроил его Моисей лишь входил в Божью семью верных, в то время как Иисус был создателем этой семьи (ср. 2Цар 7:13; Зах 6:12−13; Еф 2:19−22; 1Пет 2:4−5), и поэтому Он выше Моисея и равноправен с Богом.

3:5−6 служитель... Сын Слово «служитель» подразумевает не служение раба, но почетный пост, занимаемый по доброй воле (ср. Исх 14:31; Нав 1:2). Но даже будучи самым главным служителем, Моисей никогда бы не смог стать Сыном. Это положение принадлежит только Христу (ср. Ин 8:35).

3:5 надлежало возвестить Моисей был верным прежде всего в качестве свидетеля о Том, Кто должен был прийти как Христос (ср. 11:24−27; см. пояснение к Ин 5:46).

3:6 дом же Его — мы См. пояснения к ст. 2; Еф 2:22; 1Тим 3:15; 1Пет 2:5; 1Пет 4:17.
если только… твердо сохраним Ср. ст. 14. Здесь речь идет не о том, как спастись или сохранить спасение (ср. 1Кор 15:2). Это скорее означает, что постоянство в вере — знак настоящей веры. Тот, кто вновь возвращается к ритуалам левитского священства, для того чтобы заслужить спасение, доказывает, что на самом деле он никогда не был частью Божьего дома (см. пояснение к 1Ин 2:19). Тот, кто пребывает во Христе, подтверждает истинность своего членства в этой семье (ср. Мф 10:22; Лк 8:15; Ин 8:31; Ин 15:4−6). Божье обетование вскоре совершит это (1Фес 5:24; Иуд 1:24−25). См. пояснение к Мф 24:13.
упование См. дальнейшие объяснения автором этого упования в 6:18, 19. Это упование зиждется в Самом Христе, Чье дело искупления дало нам спасение (Рим 5:1−2; см. пояснение к 1Пет 1:3).

3:7−11 Автор цитирует Пс 94:7−11 в качестве слов их настоящего Автора, Духа Святого (ср. 4:7; 9:8; 10:15). Это описывает блуждание израильтян по пустыне после их исхода их Египта. Несмотря на Божьи чудеса и Его милостивую, всем обеспечивающую им верность, люди все равно не смогли посвятить себя Богу в вере (ср. Исх 17; Чис 14:22−23; Пс 77:40−53). Автор Послания к Евреям толкует ветхозаветный фрагмент Писания с трех сторон:
1) стойте на страже против неверия (ст. 12−19);
2) смотрите, чтобы не отпасть (4:1−10) и
3) постарайтесь войти (4:11−13).
Поднятые им темы включают скоротечность времени, послушание (включая веру), терпение и покой.

3:7 ныне Речь идет о настоящем времени, пока слова Бога еще свежи в разуме. Важно торопиться и сразу же отвечать на глас Божий. Эта срочность отражена повторением слова «ныне» из Пс 94:7 еще 3 раза (ст. 13, 15; 4:7) и является темой, которую раскрывает автор (ср. 2Кор 6:2).

3:11 покой Мой Земной покой, который Бог обещал дать — это жизнь в земле Ханаанской, которую Израиль должен был получить в наследство (Втор 12:9−10; Нав 21:44; 3Цар 8:56). Из-за восстания против Бога всему поколению сынов израильских было запрещено войти в этот покой в земле обетованной (ср. Втор 28:65; Плач 1:3). Этот пример можно применить и для описания духовного покоя человека в Боге, чему есть пример в Ветхом Завете (ср. Пс 114:7; Ис 28:12). При спасении всякий верующий входит в настоящий покой, в сферу духовного обетования, более не пытаясь своими усилиями достичь праведности, угодной Богу. Бог хотел, чтобы поколение покинувших Египет имело покой в обоих сферах.

3:12 братия Это обращение к тем, кто потенциально обладал теми же качествами, что и поколение умерших в пустыне, так и не увидевших обетованную землю. Это были неверующие еврейские братья, которые были вместе со «святыми братьями» (ст. 1). Их убеждали уверовать и спастись, пока не поздно. См. во Введении: Проблемы толкования.
сердца лукавого Все люди рождаются с таким сердцем (Иер 17:9). В случае с евреями, которым было адресовано послание, зло проявилось в неверии в благую весть, которое отвернуло их от Бога.

3:13 наставляйте друг друга каждый день В этом наставлении имеются в виду как личное право, так и групповая обязанность. Как только наступали трудные времена и приходило искушение вернуться к несовершенной системе жертвоприношений, они должны были поддерживать друг друга, чтобы отождествлять себя с Иисусом Христом целиком и полностью.
ожесточился Постоянное отвержение благой вести об Иисусе ведет к постепенному ожесточению сердца, и, в конце концов, приведет к яростному противостоянию Евангелию. Ср. 6:4−6; 10:26−29; Деян 19:9.
обольстившись Грех лжет и обманывает, используя всевозможные уловки и способы (ср. Рим 7:11; 2Фес 2:10; Иак 1:14−16). Евреи обманывали себя, убеждая, что отрицание Иисуса Христа было показателем верности старой системе поклонения. Их нежелание оставить систему жертвоприношений на самом деле было отрицанием живого Слова (4:12), «живого Бога» (ст. 12), Который через Христа открыл «новый и живой путь» (10:20). Избрание пути неверия ведет лишь к смерти (ст. 17; 10:26−29; ср. 2:14−15; Иуд 1:5).

3:14 Наставление, подобно стиху 6, повторяет тему твердости.

3:15−19 Приводится цитата из Пс 94:7−8 (ср. ст. 7). За цитатой следует пример с акцентом на «сегодня» и с подчеркиванием скоротечности событий. За примером идет разъяснение с акцентом на слове «ропот» (ст. 15−16), представляющее тему послушания посредством его антитезы — непослушания. Для разъяснения слова «ропот» используется 4 различных слова: «возроптали» (ст. 16), «согрешивших» (ст. 17), «непокорных» (ст. 18) и «неверие» (ст. 19). Этим начинается следующий (см. пояснения к ст. 7−11) комментарий автора на Пс 94:7−11, который заканчивается очевидным выводом, что израильтяне, умершие в пустыне, стали жертвами своего же неверия (ст. 19).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии учебной Библии МакАртура на послание к Евреям, 3 глава. Учебной Библии МакАртура.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Учебная Библия с комментариями Джона МакАртура.
© 2018.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

Евреям 3 глава в переводах:
Евреям 3 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.