Комментарии учебной Библии МакАртура на послание к Евреям 4 глава

4:1‑10 Вторая часть авторского толкования к Пс. 94:7‑11 описывает неверие и его прямые последствия (3:12‑19), определяя вид «покоя», который потеряли неверные. Первая часть напрямую связана с Пс. 94:7, 8; вторая часть описывается в Пс. 94:11.

4:1 обетование Это первое употребление такого слова в Послании к Евреям. Контекст этого обетования можно определить как «войти в Его покой». покой Его См. пояснение к 3:11. Это тот покой, который дает Бог, поэтому он назван «Мой покой» (Пс. 94:11) и «покой Его». Для верующих Божий покой включает мир, достоверность спасения, упование на Его силу и уверенность по поводу их будущего небесного дома (ср. Мф. 11:29). опоздавшим Всю фразу можно перевести таким образом – «чтобы вы не думали, что пришли слишком поздно, чтобы войти в покой Божий» (ср. 12:15). Все должны проверять свое духовное состояние с благоговейным страхом (ср. 1Кор. 10:12; 2Кор. 13:5) и стремиться выполнить свои обязанности по отношению к другим (ср. Иуда 23).

4:2 верою Просто знания о Божьей вести недостаточно. Ее необходимо употребить правильно, применив веру ко спасению. Далее в послании на тему веры будет дан гораздо более подробный комментарий (10:19‑12:29). Этим сравнением автор хочет подчеркнуть, что, подобно евреям, вышедшим из Египта (3:16‑19), его поколение также получило Божью весть посредством проповеданного Евангелия – им благовествовали.

4:3 А входим... мы Поверившие в Божью весть войдут в свой духовный покой. Это вывод из Пс. 94:11, который гласит обратное: неверующий не войдет в Богом данный покой. совершены еще в начале мира Духовный покой, который дается Богом, это не что‑то неполное и незаконченное. Это покой, основанный на совершенном деле, которое Бог завершил в далеком прошлом – точно такой, в какой вошел Бог, когда завершил Свое творение (ст. 4).

4:4, 5 Объясняя стих 3, автор приводит пример седьмого дня сотворения и цитирует Быт. 2:2. Далее он повторяет последнюю часть Пс. 94:11.

4:6, 7 Возможность войти в Божий покой есть (ср. «еще остается обетование» в ст. 1). Еще не поздно. Бог предложил покой Своему народу во времена Моисея и продолжал предлагать это во времена Давида. Он до сих пор терпеливо приглашает Свой народ войти в Его покой (ср. Рим. 10:21). Цитируя вновь Пс. 94:7, 8 (см. 3:7, 15), автор вызывает немедленный положительный отклик. Таким образом, темы безотлагательности и послушания связываются в открытом приглашении читателей.

4:8‑10 Истинный Божий покой не пришел через Иисуса Навина или Моисея, но через Иисуса Христа, Который превосходнее их обоих. Иисус Навин ввел народ израильский в землю их обетованного покоя (см. пояснения к 3:11; Нав. 21:43‑45). Но это был земной покой, который был просто тенью того, что есть в небесном покое. Уже то, что, согласно Пс. 94, Бог все еще предлагал Свой покой во времена Давида (много времени спустя после того, как Израиль вошел в землю) означало, что предлагаемый покой был духовно превосходнее того, что получил Иисус Навин. Земной покой Израиля был полон вражеских нашествий и круговорота ежедневных забот. Небесный покой – это полнота небесного обетования (Еф. 1:3) и отсутствие какого бы то ни было труда, необходимого для его получения.

4:9 субботство Переведенное так греческое слово обозначает субботний покой. Это не единственный случай его употребления в Новом Завете. Автор избрал это слово, чтобы обратить внимание читателей вновь к «дню седьмому», упоминающемуся в стихе 4, и подготовить плавный переход к объяснению в стихе 10 («успокоился от дел своих, как и Бог от Своих»).

4:11‑13 Третья, заключительная часть толкования к Пс. 94:7‑11 подчеркивает ответственность, которая ложится на тех, кто услышал Божье Слово. Писание говорит о примерах тех, кто был в пустыне с Моисеем, тех, кто вошел в Ханаан с Иисусом Навином, и тех, кто получил эту возможность во времена Давида. Необходимо верить и быть послушными Слову, которое будет судить непокорных (ср. 1Кор. 10:5‑13).

4:12 меча обоюдоострого Будучи вдохновением и поддержкой для верующих, Слово Божие также является орудием осуждения и наказания для тех, кто не посвятил себя Иисусу Христу. Некоторые евреи просто принимали обряды посвящения Христу. Интеллектуально они были в какой‑то степени убеждены, но внутри не были посвящены Ему. Божие Слово откроет их поверхностные верования и даже ложные устремления (ср. 1Цар. 16:7; 1Пет. 4:5). до разделения души и духа Эти слова не описывают две отдельных сущности (разные не больше, чем «помышления и намерения»), но используются, как в выражении «всей душой и сердцем», чтобы выразить полноту (ср. Лк. 10:27; Деян. 4:32; см. пояснение к 1Фес. 5:23). Эти два слова везде взаимозаменяемы и используются для выражения нематериальной стороны человека, его вечного внутреннего человека.

4:13 открыто перед очами Его «Открыто» – специальный термин, лишь единожды использованный в Новом Завете. Первоначально он означал «обнажить шею при подготовке к жертвоприношению или к казни через обезглавливание». Возможно, использование слова «меч» в предыдущем стихе явилось причиной использования этого слова. Всякий судим не только Словом Божиим (ср. Ин. 12:48), но и Самим Богом. Мы подчиняемся живому, написанному Слову (ср. Ин. 6:63, 68; Деян. 7:38) и живому Богу – его Автору.

4:14‑7:28 Далее автор разъясняет Пс. 109:4, который цитирует в 5:6. Христос не только выше Моисея и Иисуса Навина как Посланник, но превосходнее Аарона как Первосвященник (4:14‑5:10; ср. 3:1). В процессе своего толкования автор дает наставление, относящееся к духовному состоянию читателей (5:11‑6:20). В заключение наставления он вновь возвращается к теме священничества Христа (7:1‑28).

4:14 прошедшего небеса Так же как первосвященник во времена Ветхого Завета проходил через три части храма (внешний двор, святилище и Святое святых), чтобы принести искупительную жертву, Иисус прошел через три небесных уровня (атмосферное небо, звездное небо и обитель Бога; ср. 2Кор. 12:2‑4), после того как совершенная окончательная жертва была принесена. Раз в год в день искупления первосвященник Израиля входил во Святое святых, чтобы принести жертву за грехи людей (Лев. 16). Эта скиния являла собой лишь бледную копию небесной жизни (ср. 8:1‑5). Когда Иисус вошел во Святое святых на небе, совершив искупление, земное отражение было заменено реальностью небес. Свободная от всего земного христианская вера основывается на небесном (3:1; Еф. 1:3; 2:6; Флп. 3:20; Кол. 1:5; 1Пет. 1:4). Иисуса Сына Божия Использование и человеческого звания (Иисус) и Божьего (Сын Божий). Один из немногих случаев подобного употребления в Ин. 1:7, где подчеркивается Его жертва за грехи (ср. 1Фес. 1:10; 1Ин. 4:15; 5:5). твердо держаться исповедания нашего. См. пояснения к 3:1, 6; 10:23.

4:15 искушен во всем См. пояснения к 2:17, 18. Здесь автор добавляет к своим утверждениям в 2:18, что Иисус был безгрешен. Он мог быть искушаем (Мф. 4:1‑11), но не мог грешить (см. пояснение к 7:26).

4:16 приступаем с дерзновением к престолу благодати В древности к большинству правителей не мог приблизиться никто, за исключением их высочайших советников (ср. Есф. 4:11). Напротив, Святой Дух призывает всех с дерзновением подходить к престолу Бога, чтобы получить милость и благодать через Иисуса Христа (ср. 7:25; 10:22; Мат. 27:51; см. во Введении: Исторические и теологические темы). Ковчег завета рассматривался в качестве места на земле, где Бог пребывал на престоле между херувимами (ср. 4Цар. 19:15; Иер. 3:16, 17). У тронов восточных государей были еще ступеньки. Еще одна метафора для ковчега (ср. Пс. 131:7). Именно перед престолом Бога Христос совершил искупление за грехи, именно там дается благодать верующим на все времена (ср. 2Кор. 4:15; 9:8; 12:9; Еф. 1:7; 2:7). «Благодать вам» стало стандартным приветствием всех верующих, кто радовался этому (Рим. 1:7; 16:20, 24; 1Кор. 1:3; 16:23; 2Кор. 1:2; 13:14; Гал. 1:3; 6:18; Еф. 1:2; 6:24; Флп. 1:2; 4:18; Кол. 1:2; 4:18; 1Фес. 1:1; 5:28; 2Фес. 1:2; 3:18; 1Тим. 1:2; 6:21; 2Тим. 1:2; 4:22; Тит. 1:4; 3:15; Флм. 3, 25). благовременной помощи См. пояснения к 2:16, 18.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →