Комментарии учебной Библии МакАртура на послание к Евреям 5 глава

5:1‑4 Никакой Ангел, обладающий сверхъестественной силой, не может служить как первосвященник. Только люди, со всеми их человеческими слабостями, могут служить как первосвященники (ст. 2; 7:28). Должность первосвященника у левитов получали только по назначению. Никто не мог назначить себя первосвященником законно. Использование настоящего времени показывает, что во время написания послания еще действовала система жертвоприношений (см. во Введении: Автор и время написания).

5:1 дары и жертвы Первое понятие, возможно, относится к мирным жертвам во времена Ветхого Завета, которые осуществлялись как благодарность или посвящение. Тогда, по логике, второй термин должен означать жертвоприношение с пролитием крови для очищения от грехов (см. Лев. 1‑5). Однако «дары», используемые в 8:4, относятся ко всевозможным жертвоприношениям (ср. 8:3). Три случая использования этого слова в Новом Завете (ср. 8:3; 9:9) употребляют греческую конструкцию, которая выражает более близкие отношения между этими двумя терминами, чем те, которые обычно выражаются словом «и». Это может означать, что между двумя терминами не делалось принципиального различия и что термин «за грехи» относится и к одному, и к другому.

5:2 могущий снисходить В Новом Завете этот глагол употребляется только здесь. Он имеет значение контроли ровать, но в то же время и нежно относиться к тем, кто духовный невежда и отступник. Нетерпимость, презрение и превознесение никоим образом не могут проявляться в служении священника. Умеренность и нежность вытекают из понимания своего человеческого несовершенства. Каждый раз, принося жертвы за собственные грехи (ст. 3), священник помнил о своей грешной человеческой природе (ст. 3).

5:4 призываемый Богом Первосвященник был избран и призван к служению Богом (ср. Исх. 28; Чис. 16:1‑40; 1Цар. 16:1‑3).

5:5, 6 Цитируя Пс. 2:7 и 109:4, автор показывает, что и положение Христа Сына (см. пояснение к 1:5), и Его положение Священника были назначены Богом (ср. Ин. 8:54). Это значит, что два эти титула означали положение подчинения, не относящегося к сути Его природы (ср. Ин. 10:30; 14:9, 11), но относящихся к исполнению плана искупления. Ничто из этого не может приуменьшить вечную Божью природу Христа и Его равноправие в Троице. И тот, и другой титул имели начало. Интересно отметить, что Пс. 2 признает Сына и Царем, и Мессией. Христос – Царь‑Священник.

5:6 Цитата из Пс. 109:4, из которого вытекает целый раздел (см. пояснения к 4:14–7:28). Мелхиседека Как царь Салима и священник Всевышнего Бога во времена Авраама, Мелхиседек также был царем‑священником (Быт. 14:18‑20). Священничество Мелхиседека подробно обсуждается в главе 7.

5:7, 8 Установив первое требование о том, что священник должен быть назначен (ст. 1, 4, 5, 6), автор сосредоточивает свое внимание на требовании быть по‑человечески сострадательным (ст. 2, 3).

5:7 Он Следующие строки показывают, что это относится ко Христу, главному предмету обсуждения в ст. 5. В Гефсимании Иисус исступленно рыдал, но посвятил Себя исполнению воли Отца, для того чтобы принять чашу страдания, принесшую Ему смерть (Мф. 26:38‑46; Лк. 22:44, 45). Ожидая того, что Ему предстоит принять на Себя всю ношу осуждения за грех, Иисус чувствовал всю ее боль и горечь (ср. Ис. 52:14; 53:3‑5, 10). Хотя Он и снес все наказание молча и не искал пути избавления от него (Ис. 53:7), Иисус все‑таки возопил в агонии, когда ярость Божьего гнева излилась на Него, совершенного и послушного (Мат. 27:46; ср. 2Кор. 5:21). Иисус просил спасения от пребывания в смерти, т. е. воскресения (ср. Пс. 15:9, 10).

5:8 навык послушанию Христос пострадал не для того, чтобы научиться подчинению или исправить непослушание. Будучи Богом, Он совершенно ясно и полностью понимал послушание, но как Бог во плоти, Он смирил Себя, для того, чтобы учиться (ср. Лк. 2:52). Он научился послушанию по тем же причинам, что и претерпел искушения: чтобы подтвердить Свою человеческую сущность и пережить высшую меру всех ее страданий (см. пояснение к 2:10; ср. Лк. 2:52; Флп. 2:8). Послушание Христа было также необходимо, чтобы Он мог исполнить всю правду (Мат. 5:13) и, таким образом, доказать, что Он есть совершенная заместительная жертва за грех (1Пет. 3:18). Он был совершенным Праведником, Чья праведность была вменена грешникам (ср. Рим. 3:24‑26).

5:9 совершившись... виновником спасения См. пояснение к 2:10. Будучи совершенно праведным и став совершенной жертвой за грех, Иисус стал источником спасения. послушных Ему Настоящее спасение проявляется в послушании Христу, начиная от послушания призыву Евангелия покаяться и уверовать (ср. Деян. 5:32; Рим. 1:5; 2Фес. 1:8; 1Пет. 1:2, 22; 4:17) до образа жизни в послушании Слову (ср. Рим. 6:16).

5:10 Повторение цитаты из Пс. 109:4 (ср. ст. 6), где автор вновь упоминает призыв Бога к священничеству (ст. 4).

5:11 О сем Это также можно перевести как «о чем», «о ком» (означает положение Христа как Первосвященника по отношению к Мелхиседеку). Логически и стилистически стих 11 начинает совершенно новый раздел от 5:11 до 6:12. Один и тот же греческий глагол обрамляет весь фрагмент, переведенный как «сделались неспособны» в ст. 11 и «обленились» в 6:12. неспособны Духовная спячка евреев и медленная реакция на благовестие в то время не давали возможности учить чему‑то еще. Это напоминание, что неспособность применить истину Евангелия производит гниение в духовной жизни и неспособность воспринимать дальнейшее учение (ср. Ин. 16:12). Такая же ситуация и среди язычников, которые получили откровение об истине (естественное или общее) от Бога в творениях (Рим. 1:18‑20). Отрицание этого откровения приводит к ожесточению (Рим. 1:21‑32). Евреи получили не только то же самое общее откровение, они также получили духовное откровение, состоящее из ветхозаветных Писаний (Рим. 9:4), Самого Мессии (Рим. 9:5) и учения Апостолов (2:3, 4). До тех пор пока они не станут послушны откровению, которое получили, и не приобретут вечное спасение (ст. 8), дальнейшее учение о мессианском священничестве Мелхиседека не принесет им никакой пользы.

5:12 учителями Каждый верующий должен быть учителем (Кол. 3:16; 1Пет. 3:15; ср. Втор. 6:7; 2Тим. 3:15). Если бы эти евреи на самом деле послушались благовестия Христа, то они бы передавали эту весть другим. Евреи были научены в законе и гордились тем, что они учили закону, но они на самом деле не понимали закона и не применяли его истины к себе (см. пояснения к Рим. 2:17‑23). началам слова Божия Они содержатся в Ветхом Завете, который положил основу Евангелию и был поручен евреям (Рим. 3:1, 2). Основы закона наставляли евреев, чтобы привести их к вере в Мессию (Гал. 3:23, 24). Они также слышали благовестие Нового Завета (2:2‑4; 1Пет. 4:11).

5:12, 13 молоко Знания без послушания не поднимают человека на новый уровень. Фактически отказавшись от спасающей веры, евреи деградировали в своем понимании относительно Мессии. Они уже достаточно давно слушали благовестие, чтобы стать учителями других, но они все еще были младенцами, слишком незрелыми и неспособными понимать, не говоря уже о том, чтобы учить истинам Божиим.

5:13 слове правды Это весть о праведности Христа, которую мы обретаем верой (Рим. 3:21, 22; 1Кор. 1:30; 2Кор. 5:21; Флп. 3:9; Тит. 3:5). Эта фраза говорит о спасении верой, а не делами.

5:14 совершенным Слово образовано от одного греческого корня и переведено как «совершенство» в 6:1 и в других местах переведено как «совершенный» (7:11, 19, 28; 9:9; 10:1, 14; 11:40; 12:23). Оно использовано в Послании к Евреям, включая и этот текст, как синоним к слову «спасение». В этом смысле оно скорее относится к завершенности, которая приходит, когда человек становится верующим во Христа, чем к христианину, который стал зрелым, как это обычно имеет в виду Павел (см. пояснение на полях; ср. Кол. 4:12). Иисус пригласил неверующих иудеев к совершенству спасения, которое могло быть только для последовавших за ним верой (Мф. 19:21). Павел писал, что те, кто пришел ко Христу верой, были поэтому зрелыми и способными получать мудрость от Бога (1Кор. 2:6). Он описывал верующих как «зрелых», когда говорил о тех, чья праведность была во Христе (Флп. 3:2‑20) противопоставляя их тем, чья уверенность зиждилась на плоти. Павел также заявлял, что Апостолы всех предупреждали и всех учили, «чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе» (Кол. 1:28). приучены Более глубокие, более твердые истины о священничестве Господа Иисуса могли быть даны лишь знавшим Его как Спасителя. Это слово используется как метафора атлетических упражнений и соревнований (ср. 1Тим. 4:7, 8). Тот, кто пришел ко Христу за духовным совершенством, далее посредством Слова тренируется отличать истину от лжи и святое поведение от несвятого (2Тим. 3:16, 17).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →