Комментарии учебной Библии МакАртура на послание к Евреям 6 глава

6:1 оставив Слово «оставив» не означает презреть или оставить основные доктрины. Это начало, а не стопор. Это выход на дорогу спасения во Христе. начатки учения Христова Как выражение «начала слова Божия» в 5:12 относится к Ветхому Завету, так и эта фраза. Автор говорит об основном учении Ветхого Завета, которое подготовило путь Мессии, – начатках учения о Христе. Эти ветхозаветные «принципы» включают шесть признаков, перечисленных в ст. 1, 2. поспешим к совершенству Т.е. к спасению верой через Мессию Иисуса. См. пояснение к 5:14. Глагол употреблен в страдательном залоге, чтобы показать «да будем же приведены ко спасению». Здесь не имеется в виду, что учителя должны приводить учеников, а то, что и тех, и других приводит Бог. Автор предупреждает своих еврейских читателей, что нет никакой нужды останавливаться на ветхозаветных основах и повторять («снова полагать») то, что предназначалось быть только основой. обращению от мертвых дел Это вид ветхозаветного покаяния – отвращение от злых дел, которые приносят смерть (см. Иез. 18:4; Рим. 6:23), и обращение к Богу. Слишком часто евреи обращались к Богу лишь внешне, исполняя букву закона как свидетельство своего покаяния. Внутренний человек был все еще мертв (Мф. 23:25‑28; Рим. 2:28, 29). Такое покаяние не приносило спасение (ст. 6; 12:17; ср. Деян. 11:18; 2Кор. 7:10). Однако в Новом Завете «покаяние пред Богом» связывается с верой в Господа нашего Иисуса Христа» (Деян. 20:21). Искупительная жертва Иисуса спасает от «мертвых дел» (9:14; ср. Ин. 14:6). вере в Бога Вера, направленная к Отцу, невозможна без веры в Его Сына, Иисуса Христа (Деян. 4:12; ср. Иак. 2:14‑20).

6:2 крещениях Лучше перевести как «омовениях» как в 9:10. Этот греческий термин никогда не используется в качестве названия для христианского крещения. В ветхозаветной системе было очень много церемониальных омовений, служивших внешними знаками очищения сердца (ср. Исх. 30:18‑21; Лев. 16:4, 24, 26, 28; Мк. 7:4, 8). Новый Завет призывает к внутреннему омовению (Тит. 3:5), которое возрождало душу. возложении рук В ветхозаветное время человек, приведший жертву, возлагал на нее руки, символизируя свое отождествление с этой заместительной жертвой за грех (Лев. 1:4; 3:8, 13; 16:21). Здесь также могут иметься в виду торжественные священнические благословения (ср. Мф. 19:13). воскресении и о суде вечном Фарисеи верили в воскресение мертвых (Деян. 23:8), но все равно были духовно мертвы (Мф. 23:27). Они также верили в Божий суд и подлежали ему. Важно, что все доктрины, упомянутые в стихах 1и 2 можно отнести к фарисеям, которых привлекал Иисус Христос, и которые иногда упоминаются вместе с Ним (Лк. 7:36‑50; 13:31; 14:1; Ин. 3:1). До своего обращения Павел был фарисеем (Флп. 3:5). Фарисеи пытались достигнуть святости делами закона, а не верой (Рим. 9:30‑32; 10:1‑3). Часть евреев, к которым написано это послание, могли быть фарисеями.

6:3 И это сделаем Автор желает дать и свое свидетельство о переходе от учения Ветхого Завета к Новому Завету в Иисусе Христе и одновременно отождествляет себя с читателями. Спасение всегда требует для человека Божьей силы (ср. Ин. 6:44).

6:4‑6 См. во Введении: Проблемы толкования. Пять преимуществ, которыми обладают евреи, недостаточны для их спасения.

6:4 просвещенных Они получили наставление в библейской истине, что сопровождалось интеллектуальным восприятием. Понимать Евангелие не значит быть возрожденным (ср. 10:26, 32). В Ин. 1:9 также говорится о том, что быть просвещенным не значит быть спасенным. Ср. 10:29. вкусивших дара небесного «Вкусившие» в переносном смысле Новый Завет это те, которые сознательно что‑то испытали (ср. 2:9). Это может быть однократным или продолжительным. Христово «вкушение» смерти (2:9) было однократным, а не постоянным или повторяющимся. Все люди испытывают благость Божию, но это не значит, что все спасены (ср. Мат. 5:45; Деян. 17:25). Многие иудеи во время земного служения Господа испытали благословение неба, которое Он принес: исцеления и освобождение от бесов, а также пищу, которую Он чудесным образом умножил (Ин. 6). Дары исходили от Христа (ср. Ин. 6:51; 2Кор. 9:15) или от Духа Святого (ср. Деян. 2:38; 1Пет. 1:12), проходило испытание того или другого дара (ср. Ин. 16:8; Деян. 7:51). Посмотреть с переводчиком. причастниками Духа Святого См. пояснение к 2:4. Даже несмотря на то, что в 3:1; 3:14 и 12:8 проводится идея сопричастия, которое имеют верующие, окончательным решающим фактором для понимания является контекст. Сказанное в стихах 4‑6, вероятно, относится к истинным верующим. Оно может относиться к их участию, как было указано выше, в чудесном служении Иисуса, Который получал силу от Духа Святого (см. пояснения к Мф. 12:18‑32; ср. Лк. 4:14, 18), или к убедительному служению Святого Духа (Иоан. 16:8), которое, конечно, можно отвергать, не получив спасения (ср. Деян. 7:51).

6:5 вкусивших См. пояснение к ст. 4. Это поразительное соответствие тому, что было описано в 2:1‑4 (см. пояснение там же). Точно также, как и Симон‑волхв (Деян. 8:9‑24), эти евреи не были возрождены, несмотря на все, что они видели и слышали (ср. Мф. 13:3‑9; Ин. 6:60‑66). Они повторяли грехи тех, кто умер в пустыне, увидев чудеса, сотворенные Моисеем и Аароном и услышав глас Божий на горе Синай.

6:6 отпадших Переведенное так греческое слово в Новом Завете употребляется лишь здесь. В Септуагинте оно использовалось для перевода слов, обозначавших чрезвычайную неверность и сопротивление (ср. Иез. 14:13; 18:24; 20:27). Оно эквивалентно по значению слову «отступить» в 3:12. Глубина такой неверности видна в суровом описании отвержения в этом стихе: они снова распинают Христа и надругаются над Ним (см. также сильные эпитеты в 10:29). «Невозможно» в ст. 4 сопровождается «опять обновлять покаянием». Те, которые согрешили против Христа, таким образом, не имеют никакой надежды на восстановление или прощение (ср. 2:2, 3; 10:26, 27; 12:25). По той же причине, что они отвергли Его, полностью познав и испытав сознательно (как показано в ст. 5, 6). Получив полное откровение, они отвергли истину, сделав вывод, противоположный истине о Христе, и потому не имеют надежды спастись. У них никогда не будет знания больше, чем они имели до того, как отвергли его. Они сделали вывод, что Иисуса следовало распять, и они также стали Его врагами. Нет никакого намека на то, что эти стихи могут относиться к потере спасения. Многие стихи Писания совершенно ясно утверждают, что спасение вечно (ср. Ин. 10:27‑29; Рим. 8:35, 38, 39; Флп. 1:6; 1Пет. 1:4, 5). Те, которые хотят толковать этот стих, таким образом, что верующие могут потерять свое спасение, должны признать, что в этом случае они никогда не смогут его восстановить. См. Введении: Проблемы толкования.

6:7, 8 Здесь приводится пример, показывающий, что те, кто слышит благую весть и верой отвечает, благословлены, а те, кто слышит и отвергает ее, прокляты (ср. Мф. 13:18‑23).

6:8 негодна См. употребление переведенного так греческого слова в Рим. 1:28 («превратный»), 2Кор. 13:5 («не то, чем должны быть») и 2Тим. 3:8 («развращенные»).

6:9 возлюбленные Это слово показывает, что автор меняет аудиторию и сменяет слова предупреждения словами вдохновения. То, что он обращается к верующим, подтверждается далее выражением уверенности, что они «в лучшем состоянии» (по сравнению с теми, кто был предупрежден в предыдущих стихах). То, что они «держатся спасения», подтверждается их делами, которые доказывают, что они спасены (ст. 10; ср. Еф. 2:10; Иак. 2:18, 26). Это самое утверждение подразумевает, что все то, что было описано в 5:11–6:5 не сопровождает спасение, но указывает на неверие и отступничество. хотя и говорим так Хотя было необходимо сказать об осуждении в предыдущих стихах, автор убеждает «возлюбленных», т. е. верующих, что он уверен в их спасении.

6:10 дело ваше и труд любви См. 1Фес. 1:3, 4. во имя Его В этом послании слово «имя» употреблялось евреями в смысле власти, характера и всех атрибутов Божьего Сына ( 1:4) или Бога Отца (2:12; 13:15; ср. Ин. 14:13, 14). святым Все истинные христиане святые (ср. 13:24; Деян. 9:13; Рим. 1:7; см. пояснение к 1Кор. 1:2).

6:11 вас Автор вновь обращается к неверующим, но намеренно делает различие между ними и потенциальными отступниками в ст. 4‑6, которые никогда не возродятся. ревность Это слово также несет смысл страстного желания или поспешности. Это призыв к неверующим евреям немедленно прийти во Христу. Если эти непосвященные иудеи возьмут пример действенной веры святых (ст. 9, 10,

12), они получат спасение, которое дает «совершенную уверенность в надежде до конца» (ср. 10:22; Кол. 2:2). Спасение нельзя откладывать.

6:12 обленились См. пояснение к 5:11, где то же самое греческое слово переведено как «неспособны». подражали Это слово снова повторяется в 13:7, и смысл его ясен из многих примеров веры, данных в 11‑й главе. наследуют обетования Наследство и обетования спасения – тема этого послания (ср. ст. 13, 15, 17; 1:14; 4:1, 3; 9:15; 10:36; 11:7, 8, 9, 11, 13, 17, 33, 39).

6:13‑20 Преследования и испытания, которым подвергались верующие иудеи, требовали терпеливого упорства. Это даст им возможность наследовать обетования Бога, которые во время страданий кажутся такими далекими. Независимо от внешних обстоятельств, они должны были помнить, что Бог верен (ср. ст. 10), и что в Нем их надежда обретала уверенность (ср. ст. 11).

6:13 Аврааму Чтобы поддержать иудеев в стремлении полагаться на веру, а не цепляться за систему жертвоприношений, автор упоминает Авраама в качестве примера великой веры (ср. Рим. 4), которому необходимо подражать (ст. 12). клялся Самим Собою Как записано в Быт. 22:15‑19, Бог обещал исполнить завет с Авраамом.

6:14 Цитата из Быт. 22:17, кратко рассказывает о сути Божьего обетования. Тот факт, что Бог произнес его, —гарантия его исполнения. Важно то, что цитата из Бытия приводится в контексте принесения в жертву Авраамом Исаака, который являлся исполнением Божьего обетования Аврааму. Окончательный ответ также пришел через Исаака и его потомков.

6:15 долготерпев Авраам был примером терпения, упомянутого в стихе 12. Обетование, полученное Авраамом, начало исполняться с рождением Исаака (см. пояснение к ст. 14), но при жизни Авраам так и не увидел полного исполнения обетования (11:13) .

6:16‑18 Божьему Слову не нужно чьего‑либо подтверждения, оно надежно, потому что Сам Бог верен. Люди подтверждают свои обещания, призывая в свидетели кого‑нибудь более важного, особенно Бога. Так как нет никого важнее Бога, Он может поклясться только Самим Собой. Поступая так, Он желает (ст. 17) открыть Себя, чтобы люди, ищущие подтверждения, знающие ненадежность человеческих обещаний, могли прийти к Нему.

6:18 в двух непреложных вещах Это Божье обетование и Его клятва. В греческом слово, переведенное как «непреложный», использовалось для обозначения законного завещания, которое никто не мог изменить, кроме его составителя. прибегшие В Септуагинте переведенное так греческое слово используется для обозначения городов‑убежищ, которые Бог заповедал создать для ищущих защиты от мстителей за непреднамеренное убийство (Чис. 35:9‑34; Втор. 19:1‑13; Нав. 20:1‑9; ср. Деян. 14:5, 6). надежду См. пояснение к 3:6. Надежда – одна из основных тем Послания к Евреям. Она также является результатом изучения Ветхого Завета (Рим. 15:4). Надежда на исполнение Божьего обетования спасения – «якорь души» (ст. 19), крепко держащий верующего во времена бед и невзгод.

6:19, 20 Наша надежда заключена в Самом Христе, Который вошел в Божье присутствие, в Святое святых на небесах (см. пояснение к 4:14). Путем данной логической цепочки автор возвращается к теме, от которой он отошел в 5:10, т. е. к священничеству Мелхиседека.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →