Комментарии учебной Библии МакАртура на послание к Евреям 10 глава

10:1‑18 Жертва Иисуса была принесена раз и навсегда, превосходя все жертвы левитов.

10:1 тень См. пояснение к 8:5. Греческое слово, переведенное как «тень», обозначает бледное изображение по сравнению с четким и ясным. Слова «самый образ», с другой стороны, обозначают эту четкую и ясную копию (ср. Кол. 2:17). благ См. пояснение к 9:11. совершенными Слово это постоянно используется в Послании к Евреям когда говорится о спасении. См. пояснения к 5:14; 7:11; 9:9. Несмотря на то, что жившие под законом желали приблизиться к Богу, система левитов не позволяла им войти в Его святое присутствие (ср. Пс. 14:1; 15:11; 23:3, 4).

10:2 сознания грехов Это слово, переведенное как «совесть» в ст. 22; 9:9; 13:18. См. пояснение к 9:9. Если бы грех действительно был преодолен системой жертвоприношений, то совесть ветхозаветных верующих была бы чиста от гложущей их вины (ср. ст. 22). При Ветхом Завете не было свободы совести.

10:3 напоминается Ветхозаветные жертвы не только не могли удалить грех, но их постоянное повторение служило и постоянным напоминанием о нем. Обетование Нового Завета заключалось в том, что грех будет удален и даже Бог «более» не «воспомянет» их беззаконий (8:12, цитата из Иер. 31:34).

10:4 невозможно Система жертвоприношений левитов была задумана Богом не для очищения или прощения грехов. Она была лишь подготовкой к приходу Мессии (Гал. 3:24), чтобы люди ожидали Его (ср. 1Пет. 1:10). Она показывала серьезность их греховного положения, в котором даже временное покрытие грехов требовало смерти животного. Она открывала реальность Божьей святости и праведности, показывая, что грех было необходимо покрыть. Наконец, она показывала необходимость полного и совершенного спасения, чтобы Бог смог пожелать общения с Его народом.

10:5‑7 Цитата из Пс. 39:7‑9.

10:5, 6 Ты не восхотел Бог не был доволен жертвами, приносимыми человеком не от чистого сердца (ср. Пс. 50:19; Ис. 1:11; Иер. 6:20; Ос. 6:6; Ам. 5:21‑25). Жертва только как ритуал, без послушания, была насмешкой, хуже, чем отсутствие всякой жертвы (ср. Ис. 1:11‑18).

10:5 тело уготовал Мне Пс. 39:7 говорит «Ты открыл мне уши». Сказанное здесь не является важным изменением псалма. Автор цитировал версию из Септуагинты, для греческих читателей цитата была точна. Переводчики Септуагинты посчитали слова на иврите лишь образным выражением, в котором часть чего‑то обозначала целое, т. е. слова о том, что были открыты уши, означали, что было открыто все тело. Уши же были избраны как часть тела, на которую делался акцент, так как они были символом послушания, служили органом, узнающим Божье Слово и волю (ср. 1Цар. 15:22). Христу нужно было тело для того, чтобы стать окончательной жертвой (2:14).

10:7 исполнить волю Твою Ср. Мф. 26:39, 42.

10:8, 9 Автор цитирует Пс. 39:7‑9 вновь, но в более кратком изложении.

10:9 первое… второе Старая система повторяющихся жертвоприношений была отменена и уступила место новой, раз и навсегда принесенной жертве Христа, Который послушно исполнил Божью волю (ср. 5:8; Флп. 2:8).

10:10 освящены «Освящать» значит «делать святыми», т. е. отделять от греха для Бога (ср. 1Фес. 4:3). Когда Христос исполнил Божью волю, Он дал верующим постоянное состояние святости (Еф. 4:24; 1Фес. 3:13). Это освященное положение верующего противоположно постепенному возрастанию святости, которая вытекает из каждодневного хождения в Божьей воле (см. пояснения к Рим. 6:19; 12:1, 2; 2Кор. 7:1). тело Относится к Его искупительной смерти, точно также как и слово «кровь» (9:7, 12, 14, 18, 22). Упоминание о теле Христа в таком высказывании необычно для Нового Завета, но оно логически вытекает из Пс. 39:7.

10:11, 12 Здесь противопоставляются ветхий и новый человек: тысячи священников – и один Первосвященник; старые священники постоянно стоявшие – и новый, навеки воссевший; постоянные жертвоприношения – и раз и навсегда принесенная жертва; несовершенные жертвы, только лишь покрывающие грех – и одна совершенная жертва, полностью очищающая от грехов.

10:11 стоит См. пояснение к 1:3. В 2Пар. 6:10, 12 Соломон сидел на своем троне как царь, но стоял у алтаря, когда исполнял функции священника (ср. Втор. 17:12; 18:7).

10:13 подножие ног См. пояснение к 1:13. Еще одна ссылка на Пс. 109:1. Это предсказание будет исполнено, когда Христос вернется, и все творение признает Его господство, склонившись у Его ног (Флп. 2:10).

10:14 совершенными См. пояснение к ст. 1. Означает совершенное положение перед Богом в праведности Христа (см. пояснения к Рим. 3:22; Флп. 3:8, 9). освящаемых См. пояснение к ст. 10.

10:15‑17 Автор подтверждает свое толкование Пс. 39:8‑10 повторением цитаты из Иер. 31:31‑34, которую он уже приводил в 8:8‑12.

10:19‑25 Во второй раз (ср. 8:1‑6 – первый раз) автор кратко перечисляет доказательства превосходства священства Христа.

10:19 братия См. пояснение к 3:12. Как и раньше, автор обращается к своим еврейским собратьям с призывом оставить систему жертвоприношений левитов и обрести все блага Нового Завета с Христом. дерзновение Или «уверенность». Это важнейший акцент в послании (см. пояснение к 4:16). Вследствие служения Христа как Первосвященника и Его совершенной жертвы евреи могут смело войти в присутствие Божие. путем… живым Хотя это путь к вечной жизни, он не был открыт безгрешной жизнью Христа – необходима была Его смерть. См. пояснения к 2:17, 18; 4:16. Евреи призывались избрать этот путь, который характеризуется вечной жизнью Сына Божьего, возлюбившего их и отдавшего Себя за них (ср. Ин. 14:6; Гал. 2:20). Христианская вера была известна под названием «путь Господень» как евреям в Иерусалиме (Деян. 9:2 – в русск. переводе «это учение»), так и язычникам (Деян. 19:23). Получившие это послание ясно понимали, что автор призывал их стать христианами: присоединиться к тем, кто страдал за свою веру. Истинные верующие среди них уже тогда подвергались преследованиям, и тех, кто еще не посвятил себя пути Господню, призывали подвергнуться тем же преследованиям. новым В греческом переведенное так слово первоначально означало «недавно убитый», но во время написания послания означало «недавний». Путь новый, потому что завет новый. Система левитов не открывала этот путь.

10:20 завесу… плоть Когда плоть Иисуса Христа разорвалась на кресте, завеса в храме, символически отделявшая людей от присутствия Божия, также разорвалась (Мф. 27:51). Когда первосвященник входил в Святое святых в день искупления, люди ожидали снаружи, пока он вернется. Когда Христос вошел в небесный храм, Он не вернулся. Вместо того, Он открыл завесу и выставил Святое святых на всеобщее обозрение, чтобы мы могли последовать за Ним. Здесь «плоть» используется в том же значении, как и «тело» (ст. 10) и «кровь» (9:7, 12, 14, 18, 22) – в смысле искупительной смерти Господа Иисуса.

10:21 домом Божиим См. пояснение к 3:6.

10:22 да приступаем См. пояснение к 7:19. Основываясь на всем вышесказанном, это кульминация призыва в собрании тех, кто еще не пришел ко Христу. Тот же призыв есть и в самой первой написанной книге Нового Завета (Иак. 4:8), где Иаков открывает результат приближения к Богу: Бог приближается и к тебе. Асаф учил, что приближаться к Богу хорошо (Пс. 72:28). Полное восстановление Израиля для Божьего благословения зависит от его приближения к Богу (Иер. 30:18‑22). Другими словами, это эсхатологический призыв, сделанный в «последние дни» (1:2). Этот стих описывает, что необходимо для того, чтобы войти в присутствие Божие (ср. Пс. 14): искренность, надежность, спасение и освящение. искренним сердцем Греческое слово «искренний» означает быть истинным, подлинным, безо всяких скрытых мотивов (ср. Иер. 24:7; Мф. 15:8). Этим евреям не хватало лишь одного – подлинного посвящения Христу. полною верою См. пояснение к 6:11. Полная уверенность исходит из убежденности сердца или чувства безопасности, которое даст им возможность выдержать будущие испытания. Это первое из знаменитой триады: веры, надежды (ст. 23) и любви (ст. 24). кроплением… сердца См. пояснения к 9:9, 14; 10:1‑4; 1Пет. 1:2. водою чистою В этом стихе взят образ из ритуала жертвоприношения в Ветхом Завете, где кропили кровью в знак очищения, а священники постоянно омывали себя и священные сосуды в чанах с чистой водой. «Омывши тело водою чистою» относится не к христианскому крещению, а к очищению жизни Святым Духом посредством Слова Божьего (ср. Еф. 5:25, 26; Тит. 3:5). Это типично новозаветный образ (Иер. 31:33; Иез. 36:25, 26).

10:23 будем держаться Упорство (или стойкость святых) – это то, что требуется от человека, чтобы войти в вечность. Это не действие, утверждающее спасение, а скорее свидетельство спасения. См. пояснение к 3:6. исповедания упования Это подтверждение спасения. См. пояснение к 3:1. неуклонно Смысл в том, чтобы не поддаваться на различные уловки, ведущие вновь к старому завету. В другой античной литературе тот же самый греческий термин используется для обозначения прохождения через муки. Преследования придут (2Тим. 3:12), но Бог верен. Искушений будет множество, но Бог верен, Он обеспечит выход (ср. 1Кор. 10:13). Божьи обетования надежны (1Кор. 10:13; 1Фес. 5:24; Иуд. 24, 25). Имея такую уверенность, верующие могут быть стойкими.

10:24 внимательны В греческом здесь употреблено то же слово, что и для описания Иисуса в 3:1. На призыв надо ответить лично, но ответ имеет и общую сторону. Они члены еврейской общины, чье первоначальное тяготение ко Христу находится под угрозой разрушения. Они задумывались над тем, не вернуться ли им к старой системе иудаизма, чтобы избежать преследований (ср. Ин. 12:42, 43). Взаимное ободрение для полного посвящения чрезвычайно важно. поощряя От слова, использованного здесь в греческом, произошло слово «пароксизм». Значение слова в этом контексте – стимулировать или побудить кого‑то сделать что‑то. к любви и добрым делам Пример такого общего усилия среди гонений можно найти в Коринфе (ср. 2Кор. 8:1‑7).

10:25 Не будем оставлять собрания Общее с другими верующими поклонение – важная часть духовной жизни. Здесь дается предупреждение против отступничества в эсхатологическом смысле (ср. 2Фес. 2:1). Это относится к приближающемуся «дню» (Второму Пришествию Христа; ср. Рим. 13:12; 1Кор. 3:13; 1Фес. 5:4). увещевать Увещевание может быть в форме ободрения, утешения, предупреждения или укрепления. Для срочности увещевания есть эсхатологическая причина, и это требует быть деятельными, так как Пришествие Христа близится (ср. 3:13; ср. 1Фес. 4:18).

10:26‑39 См. пояснения к 6:1‑8. Этот предупреждающий раздел говорит о грехе противления, намеренном отступничестве. Противники – это те, кто приближается ко Христу, слышит, понимает Его благую весть и находится у порога спасающей веры, но затем восстает и отворачивается от Бога. Это предупреждение против противления —одно из наиболее серьезных предупреждений во всем Писании. Не все евреи отвечали на мягкий призыв ст. 19‑25. Некоторые еще ничего не ответили.

10:26 мы Автор выражается риторически. В ст. 39 он исключает себя и истинных верующих из этой категории. произвольно грешим Греческое слово имеет значение умышленного намерения, которое является привычным. Грехом является намеренное отрицание Христа. И это не единичные действия. По закону Моисея подобные действия считались умышленным, продуманным грехом и требовали отлучения от израильского общества (ср. Чис. 15:30, 31) и места поклонения (ср. Исх. 21:14). Подобные грехи также отлучали человека от святилища в городах‑убежищах (ср. Втор. 19:11‑13). познание В греческом слово обозначает особые знания, а не общие духовные (ср. 6:4; ср. 1Тим. 2:4). Хотя само знание не ущербно или неполно, но применение его, безусловно, неправильное. Хороший пример ученика, не имевшего недостатка в знаниях, но имевшего недостаток веры и потому ставшего главным отступником – Иуда Искариот. более См. пояснение к 6:6. Отступник не имеет спасения, так как он отказался от единственной жертвы, которая может очистить его от греха и привести в присутствие Божие. Отворачиваясь от этой жертвы, он не имеет никакого другого пути к спасению. Это место параллельно Мф. 12:31 (см. пояснение там же).

10:27 страшное ожидание Суд обязательно состоится, поэтому ожидание его вызывает страх. суда и ярость огня Это описание, аналогично Ис. 26:11 и Зах. 1:18 (ср. 2Фес. 1:7‑9). В конечном итоге – осуждение на вечность в озере огненном (ср. Мф. 13:38‑42, 49, 50). противников Имеется ввиду настоящее противление Богу и плану спасения (см. пояснения к Флп. 3:18, 19).

10:28 Ср. Втор. 17:2‑7.

10:29 сколь тягчайшему… наказанию В аду будут применяться различные степени наказания. Это также ясно указано в Мф. 11:22‑24 (см. пояснение там же). попирает На Ближнем Востоке в древности одним из жестов, выражающих презрение к кому‑либо, было «занести ногу» на кого‑то или против кого‑то (ср. Пс. 40:10). Наступить на кого‑то или на что‑то было еще более сильным жестом, показывающим полное презрение (ср. 4Цар. 9:33; Ис. 14:19; Мих. 7:10; Зах. 10:5). В этом случае такое поведение показывает полное отречение от Христа как от Спасителя и Господа. не почитает за святыню Считать кровь Христа чем‑то обыкновенным равнозначно утверждению, что она не чиста (см. пояснение к 9:13), т. е. подразумевать, что Христос был грешником и нечистой жертвой. Такие мысли – настоящая ересь. Кровь завета См. пояснения к 9:14, 15. Со смертью Христа начался и утвердился Новый Завет. освящен Это относится ко Христу и обозначает, что Он был отделен Богом (ср. Ин. 17:19). Это не может относиться к отступнику, так как только истинные верующие освящены (см. во Введении: Проблемы толкования). Духа благодати оскорбляет См. пояснения к 6:4 и 9:14.Тот же самый титул употреблен в Зах. 12:10. Отрицание Христа оскорбляет Дух, Который действовал через Него (Мф. 12:31, 32), и Который свидетельствовал о Нем (Ин. 15:26; 16:8‑11).

10:30 Цитата из Втор. 32:35, 36 (ср. Пс. 134:4; Рим. 12:19).

10:31 Бога живого См. пояснение к 3:12.

10:32‑39 В этом разделе в противовес вышеупомянутому суровому предупреждению дается слово ободрения (ст. 19‑31). Автор говорит, что прошлый опыт евреев должен стимулировать их, близость награды должна их укреплять, а страх не угодить Богу должен охранить их от возвращения к иудаизму.

10:32 Вспомните Это слово означает здесь вернуться в мыслях к прошлому и что‑то детально восстановить в памяти, а не просто вспомнить (ср. Деян. 5:41; 2Кор. 7:15). просвещены См. пояснение к 6:4 (ср. «познание истины» в ст. 26). великий подвиг Слово, употребленное здесь, нигде больше не встречается в Новом Завете. Это пример спортсмена, борющегося в трудном соревновании (ср. 2Тим. 2:5). После своего просвещения они пострадали (ст. 33), обиделись и начали отходить (см. пояснения к Мф. 13:20, 21).

10:33 зрелищем Подразумевается театр и актеры на сцене, где их всякий может видеть. В этом контексте значит выставление на поношение и насмешки (ср. 1Кор. 4:9). в других Эти необращенные евреи чуть не подверглись гонениям, затронувшим их знакомых верующих. Возможно, они и на самом деле пострадали за это отождествление, даже потеряв имущество, но все еще не отвернулись, так как по‑прежнему были заинтересованы в небесной участи (ст. 34). В Новом Завете есть примеры людей, которые с готовностью шли на возможный арест и беды, так как они хотели помочь тем, кто страдал за свою веру. Удивительно, но однажды таковыми оказались даже фарисеи: они предупредили Иисуса о покушении на Него Ирода (Лк. 13:31). Среди тех, кто может быть приведен в качестве примера помогавшим гонимым, можно назвать Онисифора (2Тим. 1:16‑18).

10:34 моим узам Это одна из причин, по которым автором послания считается апостол Павел (ср. Еф. 3:1; 2Тим. 1:8). Однако многие другие христиане также были заключены в тюрьму. приняли с радостью Ср. Деян. 5:41; 16:24, 25; Рим. 5:3; Иак. 1:2. имущество лучшее и непреходящее См. пояснение к 9:15 (ср. Мф. 6:19, 20; 1Пет. 1:4).

10:35 не оставляйте Из‑за временных гонений они подверглись искушению перестать отождествлять себя с Христом и с христианами, и отступить (ср. ст. 23; Втор. 32:15, 18). воздаяние Они ближе, чем когда бы то ни было, к вечному воздаянию. Не время поворачивать назад.

10:36 исполнив волю Божию Т.е. полностью довериться Христу и жить по воле Отца. См. пояснения к Мф. 7:21‑27; Иак. 1:22‑25; ср. Ин. 6:29. получить обещанное См. пояснения к 4:1; 6:12; 9:15. Если они сохранят Новый Завет и будут уповать лишь на Христа, они обретут обещанное спасение.

10:37, 38 Смутный намек на Ав. 2:3, 4 (ср. Рим. 1:17; Гал. 3:11) начинается фразой, взятой из Ис. 26:20. Это второе упоминание места из книги Исаии (ср. ст. 27), что является частью песни спасения. Место в Ис. 26 или его более широкий контекст (Ис. 24–27), возможно, стоят на первом месте у автора. Цитата из книги Аввакума значительно изменена, так что это, скорее всего, толкование, основанное на других ветхозаветных идеях и контекстах. Место Ав. 2:4, 5 – описание гордых, которые не живут верой. Это именно гордецы, которые самонадеянны, и которые не могут понять необходимость терпения, выносливости и доверия к Богу. Гордый еврей будет отвержен, если он не будет использовать веру, будет осужден вместе с другими народами.

10:38 Праведный верою жив будет См. пояснение к Рим. 1:17. Здесь вера противопоставляется отступничеству. Это обзор последующей главы. Именно вера угодна Богу. Человек, который отходит от познания благой вести и веры, доказывает свое отступничество.

10:39 колеблющихся на погибель Автор выражает уверенность, что верующие читатели («мы») не будут среди тех, кто отпадет на погибель. Отступники отойдут от Христа, но есть те, которые близки к уверованию, которых можно вытащить «из огня» (ср. Иуд. 23). «Погибель» обычно употребляется в Новом Завете для выражения вечного наказания или осуждения неверующих (ср. Мф. 7:13; Рим. 9:22; Флп. 1:28; 3:19; 1Тим. 6:9). Иуда и человек греха названы «сынами погибели» (семитское значение; Ин. 17:12; 2Фес. 2:3). спасению души Сохранность от будущего разрушения – вот значение слова «спасение» в этом контексте. В контексте Ис. 26:20, 21 (ст. 19) эсхатологическое будущее спасение включает воскресение из мертвых. Автор соединяет веру и воскресение на примере Авраама (11:19).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →