Библия » МакАртур2 Серия комментариев МакАртура

Римлянам 14 К Римлянам 14 глава

Принимать друг друга с пониманием

Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает; и будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя и никто не умирает для себя, а живем ли — для Господа живем, умираем ли — для Господа умираем. И потому, живем ли, или умираем, — всегда Господни. Ибо Христос для того и умер и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми. А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: «живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога». Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу (14:1−12)

Главная мысль, выраженная в Новом Завете, состоит в том, что сила греха разрушает духовное и моральное здоровье как церкви, так и тех, кто совершает грех. Послание содержит множество указаний и запретов относительно необходимости непрестанно искоренять грех в церкви. Это задача как церковной дисциплины, так и самодисциплины. Регулярное совершение Вечери Господней не только напоминает нам о жертве Иисуса Христа, принесенной ради нас, но и дает возможность каждому христианину испытать себя (см. 1Кор 11:28), проанализировать свою жизнь, признать свой грех, отвернуться от него и попросить прощения.

Иисус Христос наставлял: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церковь не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф 18:15−17).

Ап. Павел дал подобный совет, касающийся самодисциплины церкви в Коринфе: «Итак очистите старую закваску [греха], чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1Кор 5:7−8). Во 2-ом послании к этой церкви он призывал: «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2Кор 7:1).

Но неприкрытый грех — не единственная опасность для духовного здоровья и единства церкви. Хотя сами по себе не составляют грех, определенный тип отношений и поведения могут разрушать братское общение и плодотворность и причинять вред работе, свидетельству и единству многочисленных общин на протяжении всей истории Церкви. Эти проблемы возникали из-за расхождений между христианами в вопросах, относительно которых в Св. Писании не содержится ни повелений, ни запретов. Это вопросы личного выбора и исторической традиции, которые, когда их навязывают другим, неизбежно вызывают замешательство, противодействие, враждебность, угрызения совести и разлад.

Даже в маленьких церквях часто наблюдаются значительные различия в возрасте, образовании, зрелости, чертах характера, культуре и религиозном воспитании. Некоторые члены церкви могут принадлежать к семьям, насчитывающим многие поколения евангельских верующих. Некоторые из этих семей следуют строгому законничеству, в то время как для других характерны открытость и свобода. Некоторые члены церкви могут быть приучены к литургическому богослужению, другие — к непосредственной и импровизированной службе. Некоторые уже слышали Благую весть и изучали Библию много лет, другие только недавно узнали истинную Благую весть и понимают лишь самое главное. Некоторые могли быть обращены из языческой, культовой среды, либерального протестантизма, римского католицизма, иудаизма, атеистического гуманизма или просто из состояния религиозного безразличия.

Как сказано в одной из предыдущих глав этого тома, вопреки тому, что утверждают некоторые лидеры церковного роста, такое разнообразие может усилить поместную общину, напоминая самой церкви и свидетельствуя окружающему миру о силе Иисуса Христа, могущей связать несхожих между собой людей в братское общение, которое характеризуется подлинным и глубоким единством. Замысел Господа в отношении Церкви не предусматривал разделения на сотню частей, основанных на личных предпочтениях и традициях и не находящих никакого оправдания в Св. Писании. Но по очевидным причинам многообразие в общине может быть легко использовано неискупленной плотью и диаволом, чтобы вызвать разделение, разногласия и даже ненависть и враждебность.

Павел постоянно заботился о том, чтобы каждый христианин стремился сохранить «единство духа в союзе мира» (Еф 4:3) и желал облечься «в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол 3:14). Наш Господь выразил это же желание: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:34−35). Эту же мысль Он высказал в Своей первосвященнической молитве к Своему Отцу за тех, кто принадлежит Ему по вере: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17:20−21).

В Рим 14:1 — 15:13 Павел говорит о том, что особую опасность для единства церкви представляет конфликт, который легко возникает между теми, кого он называет сильными и слабыми верующими; теми, кто возрос в вере, и теми, кто еще незрел; теми, кто понимает и использует свободу в Христе, и теми, кто чувствует себя скованно или ощущает давление некоторых религиозных и культурных запретов и действий, глубоко укоренившихся в их жизни еще до их прихода к Иисусу Христу.

В раннехристианской церкви многие евреи, пришедшие к вере в Иисуса Христа, не могли отказаться от обрядовых законов и действий, в которых они участвовали с раннего детства, в особенности от обрядов и запретов, установленных Самим Господом по Ветхому Завету. Они по-прежнему считали себя обязанными, например, исполнять закон Моисея в отношении пищи, строго соблюдать священный день покоя и даже приносить жертвоприношения в храме, поскольку это были жертвоприношения для истинного Бога.

С другой стороны, многие обращенные язычники столь же сильно погрязли в языческих ритуалах и обычаях, и они чувствовали себя оскорбленными, сталкиваясь с чем-нибудь отдаленно связанным с такими грехами. Так, например, многие язычники не могли есть мясо, которое было принесено в жертву языческому божеству, а затем было продано на рынке.

Другие верующие — как евреи, так и язычники — понимали и использовали свою свободу в Христе Иисусе. Духовно зрелые еврейские верующие понимали, что по Новому Завету, в Христе, обрядовые требования закона Моисея утратили свою силу. Зрелые верующие из язычников понимали, что идолопоклонство — духовное зло, и оно не может влиять на физические предметы и явления, например, на мясо, которое могло использоваться в идолопоклоннических обрядах.

Те, на кого прежние религиозные взгляды и убеждения по-прежнему имели сильное влияние, благоприятное или неблагоприятное, были слабыми в вере, поскольку не понимали своей свободы в Иисусе Христе.

Однажды в Пенсильвании я встретил фермера из амишей, недавно обращенного в христианство. Вопреки традициям амишей, не использовавших современные приборы и транспортные средства, снабженные мотором, этот человек имел радио, которое тайно слушал, и автомобиль, который прятал в сарае и редко использовал в дневное время. Умом он понимал, что в использовании этих вещей нет ничего греховного или небиблейского, но ему по-прежнему было трудно открыто пользоваться этой свободой, особенно перед своими друзьями и соседями амишами.

С другой стороны, сильные верующие часто подвергаются искушению дойти до предела своей свободы в Христе Иисусе, жить на самом краю моральной допустимости, увидеть, как далеко они могут зайти, не совершая греха. Слабые подвергаются искушению с другой стороны. Они настолько боятся совершить какие-то религиозные нарушения, что окружают себя ограничениями, которые выдумали сами.

Раскрепощенный верующий испытывает искушение считать, что его брат-законник слишком косный и ограниченный, чтобы быть хоть в чем-то полезным Господу. С другой стороны, законник подвергается искушению думать о своем раскрепощенном брате, что тот слишком свободный и недисциплинированный, чтобы эффективно служить Иисусу Христу. И в этом коренится отсутствие единства.

В рассматриваемых стихах (Рим 14:1−12) апостол обращается к верующим обоих типов, но его первый совет адресован сильным верующим, потому что они сильнее в вере. Из этих двух групп верующих они лучше подготовлены к тому, чтобы понять и быть понятыми. Поэтому апостол говорит им: «Немощного в вере принимайте».

«Просламбано» (принимайте) — составной глагол; приставка «прос» усиливает основное значение глагола, превращая его в приказание. Иными словами, Павел не просто предлагал, а приказывал, чтобы сильные верующие принимали слабых.

В Новом Завете «просламбано» всегда используется в греческом среднем залоге, что придает ему оттенок личного и добровольного принятия другого человека. Это значение ясно видно в Деян 28:2, где Павел использует этот глагол для описания любезного гостеприимства жителей Мальты (в Библии — Мелиты, устаревшее), которые «разложили огонь и приняли всех нас». В этом значении глагол употреблялся и в Рим 15:7, где Павел использует его дважды: в первый раз — говоря о том, что христиане должны принимать друг друга, а в другой раз — говоря о том, что Христос «принял вас [т.е. всех верующих] в славу Божию».

«Немощный» — перевод греческого причастия настоящего времени, предполагающего временность такого состояния. В греческом тексте перед словом «вера» употреблен определенный артикль, указывающий на то, что Павел говорил не о духовной вере или преданности, а о понимании всей истины Благой вести. Это же значение слова Павел имел в виду, когда наставлял колоссян пребывать твердыми и непоколебимыми в вере (см. Кол 1:23, ср. Тит 1:4).

Как отмечено выше, Павел не подразумевал компромиссов в вопросах вероучения или нравственности. Относительно этого он строго предупредил галатов: «Если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал 1:8). Он не имел здесь в виду, к примеру, иудействующих, т.е. евреев, которые наводнили церковь, а затем стали утверждать, что язычники не могут прийти к Иисусу Христу, если они не обрезаны, и что как евреи, так и верующие из язычников должны соблюдать закон Моисея (см. Деян 15:5). Он говорил о верующих евреях и язычниках, которые были немощны в своем понимании истинной веры в Иисуса Христа и жизни в Христе.

Таких верующих должны полностью и с любовью принимать те, кто духовно зрел. Это не означает, что свобода верующего в Христе не должна обсуждаться с христианами, которые еще находятся в плену у какого-то религиозного предубеждения или ограничения, но такое обсуждение не должно быть суждением в отношении немощного в вере, но искренним размышлением о мнениях.

Одно из самых строгих предупреждений Иисуса Христа было обращено к тем, кто «соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня». Такому человеку «лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит» (Мф 18:6−8). Господь сказал, что противодействие («соблазн») Божьему народу со стороны мира неизбежно, и к нему нужно быть готовым. Но в этом случае Иисус Христос говорил главным образом, если не всецело, об учениках и для учеников (см. ст. 1), возможно, лишь для Двенадцати (см. Мк 9:30−50; Лк 9:43−48). В Мф 18:14 Он называет Своих слушателей сыновьями «Отца вашего Небесного». В следующих стихах (18:15−17) Он ясно говорит о церковной дисциплине, указывая, как вести себя с «братом», то есть с братом по вере, который согрешает. Следовательно, Господь говорит для подлинных христиан и о подлинных христианах:

«Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную. Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф 18:8−10).

Цель подобной гиперболизации истины — необходимость показать, что когда речь идет о неверующем, которому угрожает ад, к греху следует относиться очень строго. Но этот же принцип применяется и к верующему, который был спасен от ада. Грех — это очень серьезно, и необходимо принять все меры, чтобы остановить его.

Павел предупредил церковь в Галатии, которая испытывала значительные затруднения из-за иудействующих законников: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу. Ибо весь закон заключается в одном слове: «люби ближнего твоего, как самого себя». Если друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал 5:13−15).

Апостол напомнил пресвитерам из Ефеса: «Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать» (Деян 20:35). Зрелым верующим из галатийских церквей он дал совет и предостережение. Совет таков: «Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные [сильные] исправляйте такового [слабого] в духе кротости». Предостережение: «Наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал 6:1). Иными словами, те, кто сегодня силен, могут не устоять перед искушениями, которые могут сделать их слабыми. Используя несколько другие выражения, он дает этот же совет верующим в Коринфе: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор 10:12).

Всю духовную силу, которую мы имеем, мы имеем в Господе и от Него. И если мы станем гордыми и самодовольными, Господь может лишить нас части Его силы и благословения, чтобы напомнить, насколько слаб сам по себе каждый верующий.

Апостол убеждал церковь в Фессалониках с одной стороны вразумлять бесчинных, то есть предупреждать верующих, которые думают, что они сильные, и постоянно выходят за рамки своей свободы не для того, чтобы служить и угождать Господу, но для того, чтобы служить и угождать себе. Затем в этом же стихе он убеждает тех, кто действительно силен, утешать малодушных, поддерживать слабых, быть долготерпеливыми ко всем (см. 1Фес 5:14), то есть использовать свою свободу для того, чтобы служить Господу, помогая тем из Его народа, кто особенно в этом нуждается.

Духовная зрелость — это непрерывный рост, который должен происходить до тех пор, пока Господь не возьмет нас к Себе. В своем 1-ом Послании Иоанн хвалит верующих, находящихся на различных уровнях духовного роста, и обращается к ним «отцы», «юноши», «отроки». Он напоминает им всем, что их духовная сила происходит от познания Бога и пребывания в них Его Слова (см. 1Ин 2:13−14).

Важно отметить, что употребление различных равнозначных определений и имен Бога в Рим 14:1−12 являет одно из самых ясных учений о Божестве Иисуса Христа. В ст. 3 Павел говорит о Боге, в ст. 4 — о Господе, в ст. 6 — о Господе (четыре раза) и Боге (дважды), в ст. 8 — о Господе (три раза) и в ст. 9 об Иисусе Христе как Господе.

В Рим 14:2−12 Павел приводит четыре причины того, почему все верующие (и сильные, и слабые) должны принимать всех других верующих. Они должны принимать друг друга, потому что Бог принимает их (ст. 2−3), потому что Господь оказывает поддержку каждому верующему (ст. 4), потому что Господь — Владыка для каждого верующего (ст. 5−9) и потому что лишь один Господь будет судить каждого верующего (ст. 10−12).

Бог принимает их

Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его (14:1−3)

Первая причина, по которой верующие должны принимать всех других верующих, — это то, что Бог принимает всех.

«Иной человек», который уверен, что можно есть все — это, конечно, более сильный и зрелый христианин, понимающий и использующий свою свободу в Христе. Первый пример свободы — право христианина есть все.

Евангелие нового завета в Иисусе Христе не содержит ни обрядовых ограничений, ни ограничений в отношении пищи, Моисеевых или каких-либо других. В 1-ом Послании к Тимофею апостол пишет: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением» (1Тим 4:1−3).

Через несколько лет после того как Петр начал миссионерское служение, он все еще боялся употреблять в пищу животных, которые считались нечистыми по закону Ветхого Завета. Чтобы убедить Петра в истине — «что Бог очистил, того не почитай нечистым» — потребовалось, чтобы Господь трижды обратился к нему в видении (см. Деян 10:15−16). Великое учение, данное в видении, заключалось в том, что Петр не должен почитать «ни одного человека [т.е. язычника] скверным или нечистым» (Деян 10:28).

Как было отмечено ранее, некоторые языческие верующие, как и некоторые иудеи, но по другим причинам, не могли употреблять в пищу определенные продукты. Поскольку для прежних религий этих верующих были характерны идолопоклонство и безнравственность, верующие не могли разрешить себе употреблять мясо или другую пищу, которая была использована в качестве приношения языческому божеству. Как и Петр, они еще были духовно слабыми в этом отношении. Поэтому чтобы не употреблять мяса, которое, как они считали, осквернено идолами, некоторые христиане из евреев и язычников ели только овощи.

Хотя Павел в ст. 2−3 и ст. 6 говорит лишь о еде, его комментарии в ст. 17 и 27 дают понять, что некоторые верующие точно так же относились и к питью.

Если так, то сказанное относится, по-видимому, в основном к язычникам, которые ранее участвовали или просто были осведомлены о языческих празднествах, таких как римская вакханалия, для которых были характерны оргии и пьянство.

В ст. 3 Павел дает двойное предписание. Первая его часть обращена к сильным верующим, которым он говорит: «Кто ест, не уничижай того [слабого], кто не ест». Слово «эксоутенео» (уничижать) означает относиться к кому-то с полным пренебрежением, как к пустому месту или того хуже. Это выражение не просто ненависти или непочтения, но крайнего презрения и отвращения. Многие евреи в те времена относились к язычникам с пренебрежением, а многие греки и римляне относились так к тем, кого они называли варварами.

Маловероятно, чтобы истинные христиане в раннехристианской церкви в Риме или где-либо еще, уничижали некоторых других верующих в самом крайнем смысле этого слова. Но чтобы нанести вред общине, достаточно одного экстремиста. На протяжении веков церкви страдали от тех, кто в своей гордыне считал, что превосходит других духовно.

Следующее предписание Павла адресовано слабым: «И кто не ест, не осуждай того, кто ест». «Осуждать», как и «уничижать», — перевод сильного греческого глагола («крино»), главное значение которого «отделять» и «изолировать». Как юридический термин, глагол означает признать обвиняемого виновным в совершении преступления.

В этом стихе «уничижать» и «осуждать», по существу, синонимы. В обоих случаях люди одного типа презирают людей другого типа, и все они не правы. Сильные члены церкви с презрением считают слабых членов законниками и самоправедными, а слабые члены церкви осуждают сильных, считая их в лучшем случае безответственными, а в худшем — распутными.

Несмотря на то, что фраза «Бог принял его» следует за выражением «того, кто ест» (то есть сильного), из контекста ясно, что это Божественное принятие относится и к сильным, и к слабым; к тем, кто ест все, и к тем, кто соблюдает ограничения в еде. Позиция Павла такова: если Бог не считает это проблемой, то какое право имеет один из Его детей делать из этого проблему? Если Господь в равной мере принимает и сильных, и слабых верующих, то для обоих типов верующих не принимать друг друга — это греховное высокомерие.

Господь поддерживает каждого верующего

Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает; и будет восставлен, ибо силен Бог восставить его (14:4)

Вторая причина, по которой каждый христианин должен принимать каждого другого христианина, состоит в том, что Господь поддерживает их всех. Верующий, который «сильный» в том, что не относится к учению или морали, в том, что не предписано и не запрещено в Св. Писании, в такой же мере нуждается в Божьей поддержке, как и «слабый» верующий. Мы все слабые в том смысле, что все доброе и праведное, чем мы обладаем, это дар Божий и отнюдь не результат нашей собственной мудрости или наших усилий.

Но остающееся влияние плоти часто наводит раскрепощенных верующих на мысль, что законники настолько негибкие и самоправедные, что не только в значительной степени приносят в жертву собственную радость, но и ограничивают свою полезность для Господа. С другой стороны, то же самое влияние плоти заставляет законников думать, что раскрепощенные верующие заняты сами собой и живут слишком свободно и поэтому не могут хорошо служить Господу.

Будучи хорошо осведомленным об этих тенденциях, Павел обратился к обеим группам верующих с язвительным риторическим вопросом: «Кто ты, осуждающий чужого раба?» Какое право имеет любой из вас, зрелый или незрелый, образованный или необразованный, судить чужого раба, в особенности брата верующего, раба Иисуса Христа? Личная оценка верующим других верующих ни в коей мере не влияет на то, как к этим верующим относится Господь.

Обращаясь, возможно, к своим критикам в коринфской церкви, Павел писал: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы, или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо, хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. Посему не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1Кор 4:3−5).

Это перед своим Господом, то есть перед Иисусом Христом, каждый верующий стоит или падает. Что же касается религиозных традиций и предпочтений, то каждый верующий, сильный или слабый, выдержит суд Божий, потому что Бог не принимает это во внимание. «Будет восставлен», — говорит Павел о каждом верующем, поскольку Господь силен и, конечно же, желает восстановить его.

Ранее в этом послании Павел уже сформулировал подобный риторический вопрос. «Кто будет обвинять избранных Божиих? — спрашивает он. — Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим 8:33−34). «Ибо я уверен, — продолжает он чуть ниже, — что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (ст. 38−39).

Сам Иисус Христос уверяет принадлежащих Ему: «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей» (Ин 10:28). Заключительное славословие в коротком Послании Иуды подтверждает это обетование, напоминая верующим о Могущем «соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости» (Иуд 1:24).

В Послании к Евреям записано свидетельство, что Христос «может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр 7:25). Павел провозгласил, «что начавший в вас доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа» (Флп 1:6), а Петр заверил, что мы защищены «силою Божиею чрез веру» (1Пет 1:5).

За много столетий до Иисуса Христа, Мессии псалмопевец с такой же уверенностью провозгласил: «Живущий под кровом Всевышнего под сению Всемогущего покоится», «перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его», и «Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих» (Пс 91:1, 4, 11). Воистину Господь поддерживает принадлежащих Ему.

Бог-Владыка для каждого верующего

Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя и никто не умирает для себя. А живем ли — для Господа живем, умираем ли — для Господа умираем. И потому, живем ли, или умираем, — всегда Господни. Ибо Христос для того и умер и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми (14:5−9)

Третья причина, по которой каждый христианин должен принимать всех христиан, заключается в том, что Господь Иисус Христос — Владыка для каждого верующего. Независимо от того, сильный он или слабый, настоящий верующий считает действие допустимым или недопустимым, исходя из одного и того же условия — угодно ли это Господу. Никто не может быть более или менее духовным или верным в силу своих убеждений относительно обсуждавшихся выше действиях. Быть «сильным» в этом смысле вовсе не означает быть духовным, а быть «слабым» вовсе не означает быть плотским. Проблема римской церкви, как и многих других церквей с тех времен, заключалась в том, что верующие обоих убеждений считали себя более духовными, а остальных — более плотскими. Основная цель, которую преследовал Павел в этих стихах и в более широком смысле обсуждал в 14:1 — 15:3, заключалась в том, чтобы разубедить верующих в этих ложных, сеющих распри и разрушение мыслях.

Сначала он касается религиозного значения и соблюдения определенных дней. Апостол, как и прежде, обращается и к сильным, и к слабым верующим, замечая, что иной (слабый) отличает день ото дня, в то время как другой (сильный) судит о всяком дне равно.

Для евреев священным днем покоя был не только седьмой день недели, день отдыха и поклонения, но и множество других дней и периодов, которые они почитали и особо соблюдали. В некоторых языческих религиях также почитались некоторые дни и периоды.

Как и в отношении употребления некоторых продуктов, слабые еврейские верующие с особым вниманием относились к важным иудейским дням и ощущали необходимость соблюдать их. Слабые язычники, с другой стороны, хотели насколько возможно отгородиться от особых языческих дней из-за идолопоклонства и аморальности, сопутствовавшим этим дням.

Павел наставлял верующих в Колоссах: «Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу» (Кол 2:16). Апостол не давал совета ни оставлять такие традиции, ни следовать им, он лишь напомнил читателям о том, что они не слишком важны. «Это есть тень будущего, а тело — во Христе» (Кол 2:17).

Слова, с которыми апостол обратился по этому поводу к церквям Галатии, были намного резче, поскольку там некоторые верующие возвращались к обычаям и ритуалам, от которых уже однажды освободились. «Ныне же, — говорит он, — познавши Бога, или лучше, получивши познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы» (Гал 4:9−10).

В Послании к Евреям записано уверение: «Для народа Божия еще остается субботство» (Евр 4:9); сказанное относится и к язычникам, и к евреям. Но насладимся мы и будем праздновать грядущее Воскресение лишь когда будем на небесах. Что же касается нашей нынешней земной жизни, то Павел подчеркивает, что каждый человек может поступать «по удостоверению ума своего» в том, что касается соблюдения или не соблюдения дня отдохновения или любых других дней.

В данном контексте понятие «ум», конечно же, включает сердце и совесть, наши глубочайшие убеждения и побуждения. Для Бога важно не само соблюдение или не соблюдение, но намерения. Праведный слабый брат, который различает дни, «для Господа различает». Праведный сильный брат, который ест, «для Господа ест, ибо благодарит Бога». И наоборот, слабый верующий, который не ест, «для Господа не ест и благодарит Бога».

В вопросах, относительно которых в Св. Писании не содержится ни повелений, ни запретов, никогда нельзя поступать против совести, поскольку наша совесть — это то, в правильность чего мы действительно верим. Следовательно, идти против своей совести значит делать то, что мы считаем неправильным. И хотя эти действия сами по себе могут не быть греховными, они греховны для тех, кто считает их неправильными, но, тем не менее, совершает.

Однако, так же греховно навязывать свои личные убеждения другим людям, поскольку, поступая так, мы подвергаем их искушению идти против своей совести. Поэтому Павел дает двойное указание: не идти на компромисс с собственной совестью, чтобы сообразоваться с совестью другого верующего, и не побуждать другого верующего идти на компромисс с совестью, чтобы сообразоваться с нашей совестью.

Как уже отмечалось, сильный верующий несет большую ответственность по той причине, что он лучше знает Слово и более зрел в понимании Слова. Поэтому Павел строго предупреждает сильных христиан: «Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо, если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа» (1Кор 8:9−12). Говоря о себе, апостол продолжает: «И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса во век, чтобы не соблазнить брата моего» (1Кор 8:13).

Перед синедрионом, верховным иудейским судом в Иерусалиме, Павел провозгласил: «Мужи братия! я всею доброю совестью жил перед Богом до сего дня» (Деян 23:1). В свете только что процитированного из 1Кор и многого другого из написанного Павлом, он не только свидетельствует о том, что не шел на компромиссы со своей совестью, но также и о том, что не виновен в побуждении других идти на компромисс с совестью.

Следующий принцип, который подчеркивает Павел, таков: «Ибо никто из нас не живет для себя и никто не умирает для себя. А живем ли — для Господа живем, умираем ли — для Господа умираем. И потому, живем ли, или умираем, — всегда Господни». Во всем Св. Писании нет более сильного призыва к святой жизни и подчинению безоговорочному владычеству Иисуса Христа.

Ни сильные, ни слабые верующие не живут для себя и не умирают для себя, а по этой же причине все они живут для Господа и умирают для Господа. Все, что мы делаем для других верующих, мы делаем не только для них, но и для нашего Господа, потому что «живем ли, или умираем, — всегда Господни». Христос — наш общий Господь, наш общий Владыка, и потому все, что мы делаем, и даже наша смерть, должны быть угодны Ему и должны прославлять нашего Спасителя и Господа.

Мы всецело принадлежим Христу, поскольку «куплены дорогою ценою» (1Кор 6:20; ср. 7:23), которую Он заплатил за наше искупление Своей Кровью (см. Еф 1:7; Кол 1:14). Павел призвал ефесских пресвитеров внимать «себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян 20:28).

Павел недвусмысленно заявляет, что мы — Господни во всей полноте этого слова, и «Христос для того и умер и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми». Отрицать владычество Иисуса Христа в жизни любого верующего означает ниспровергнуть весь труд, силу и цель Его распятия и воскресения.

Кажется невообразимым, что истинные верующие, которые любят Господа, служат Ему и хорошо знают Его Слово, могут утверждать, как это делают некоторые, что человек может принять Иисуса Христа как Спасителя, но не как Господа. Он умер не только для того, чтобы спасти нас, но и чтобы владычествовать над нами, не только для того, чтобы освободить нас от греха, но и чтобы подчинить нас Себе. Хотя ранняя церковь высоко ценила и славила Иисуса Христа как Спасителя, прежде всего она говорила, что Иисус Христос — Господь.

«Благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя, — уже провозгласил Павел в этом Послании. — Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности... Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная» (Рим 6:17−18, 22, курсив добавлен).

Только когда Христос вернется, Он будет всеми признан Господом, всякий язык будет исповедовать, что Иисус Христос — Господь (см. Флп 2:11; ср. Откр 17:14; Откр 19:16). Но Он не станет Господом в тот момент. Он уже есть «блаженный и единый Царь царствующих и Господь господствующих» (1Тим 6:15), и Его народ считает Его таким.

Лишь Бог будет судить каждого верующего

А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: «живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога». Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу (14:10−12)

Четвертый довод, который приводит Павел в подтверждение того, что каждый христианин должен принимать каждого другого христианина, состоит в том, что только Господь будет судить каждого верующего. Поскольку каждый верующий принадлежит лишь Господу, и «Христос для того и умер и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (ст. 9), Павел спрашивает: «А ты [слабый, см. ст. 3б], что осуждаешь брата твоего? Или и ты [сильный, см. ст. За], что унижаешь брата твоего?»

Ужасно, когда люди «играются в бога», как часто говорят. Особенно непростительно для детей Божьих брать на себя подобную роль через осуждение друг друга или презрительное отношение.

Дело христиан — служить Господу, а не присваивать себе Его власть, совершая самоправедный суд над собратьями по вере. Мы должны заботиться о том, чтобы Господь судил нас, поскольку «все мы предстанем на суд Христов».

Когда мы вместе со всеми другими верующими предстанем перед Господом на суде Христовом, (т.е. Божественном судилище, «бема»), «каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду; а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1Кор 3:13−15).

Как уже цитировалось ранее, апостол сказал о себе:

«Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих; от домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным. Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы, или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо, хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. Посему не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1Кор 4:1−5).

Усиливая свои доводы, касающиеся суждения верующего, цитатой из Ис 45:23, Павел напоминает своим читателям, что «как написано: «живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога» (ср. Флп 2:10−11).

Наш долг не судить, не относиться с презрением, не критиковать или каким-либо способом унижать наших братьев и сестер в Христе. Наш Господь не потребует от нас отчета за грехи и недостатки других, но «каждый из нас за себя даст отчет Богу».

Единство сильных и слабых христиан (часть 2)

Укреплять друг друга, не оскорбляя

Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну. Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь; не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Да не хулится ваше доброе. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию. Ради пищи не разрушай дела Божия: все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех (14:13−23)

В Новом Завете наш Господь Иисус Христос даровал чудесную свободу тем, кто принадлежит Ему по вере. Важнее всего то, что мы освобождены от наказания за грех, духовной смерти и вечного проклятия. Но христиане освобождены также от бремени обрядового закона и ограничений в питании, налагаемых Ветхим Заветом. Освободившись от греха, мы можем совершенно свободно наслаждаться всеми добрыми дарами, милостиво ниспосланными Богом тем, кто верит в Его возлюбленного Сына, Иисуса Христа.

Но хотя нам позволено пользоваться этой свободой, мы не обязаны делать это. Мы не обязаны использовать все свободы, данные нам в Христе. В сущности, чем больше наша любовь и духовная зрелость, тем менее важны для нас эти блага и тем больше наша готовность отказаться от них ради служения Господу и ради других людей, особенно ради верующих. Мы должны особо заботиться о тех братьях христианах, которых Павел называет слабыми, и которые все еще находятся под тяжестью требований и ограничений, берущих начало в их прежней жизни. Для сильного, зрелого христианина вопрос заключается не в том, обладает или не обладает он свободой, а в том, как ему следует использовать ее или как нужно отказаться от нее, чтобы это имело влияние на других людей.

Но, как подчеркивает Павел в Рим 14:1−15:13, не вся ответственность ложится на сильных верующих; эта же тема обсуждалась и в предыдущей главе нашей книги. И сильные, и слабые верующие обязаны любить и поддерживать друг друга, а также воздерживаться от осуждения прегрешений других людей, поскольку Новый Завет не указывает и не осуждает.

В большинстве церквей есть истинные, преданные верующие, чья совесть не позволяет им участвовать в осуждении других людей и не одобряет подобной практики. Когда более сильные верующие из любви к братьям и сестрам в Христе добровольно ограничивают себя, чтобы поддержать тех, кто слабее, то они укрепляют свои взаимоотношения друг с другом, а вся церковь становится сильнее и сплоченнее. Такое любящее окружение помогает более слабым верующим стать сильнее.

Наша христианская свобода перед Богом вертикальна. Но проявления этой свободы горизонтальны, потому что ее видят другие, и она влияет на них. Правильное понимание и использование нашей свободы в Христе приносит огромную радость. Но радость многократно увеличивается, когда мы добровольно отказываемся от нашей свободы ради других верующих. Более того, это очень приятно нашему Господу и способствует согласию в Его церкви.

Новый Завет накладывает серьезные ограничения на использование нашей свободы в Христе. Так, ее не следует использовать для самообмана, оправдывая зло и излишества в нашей жизни. Петр говорит, что мы должны поступать, «как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии» (1Пет 2:16).

Господь даровал нам свободу не для саморазрушения или рабского подчинения своим прихотям. Сказанное Павлом о себе должно быть справедливо и для каждого верующего: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ни что не должно обладать мною» (1Кор 6:12). Далее в этом же послании он говорит: «Все мне позволительно, но не все назидает» (10:23). Привычка, которая может не быть греховной по своей сущности, легко становится грехом, если получает власть над человеком и вредит ему. То, что начиналось как законная свобода, может обернуться рабством и саморазрушением. Бездумное и эгоистичное использование данной Богом свободы часто приводит к ее потере; мы, по словам Павла, попадаем во власть того, чем можем свободно пользоваться; этой опасности апостолу суждено было избежать. Бездумное использование свободы может вредить Божьему труду, оскорблять Его имя и сеять разрушение среди Его народа, вместо того, чтобы служить Тому, Кто дает ее, и восхвалять Его.

Христианская свобода не предназначена для замедления духовного роста, но к этому неизбежно приводит ее неправильное использование. Кажется, что больше, чем когда-либо прежде нас осаждает бесконечное число дел, требующих времени, энергии и денег. Многие из этих дел чудовищно аморальны и безбожны. Но даже самые невинные из них так проникают в нас и так захватывают, что легко могут поколебать нашу преданность Господу и Его народу, задержать наше духовное развитие и уменьшить нашу духовную полезность.

Свою наивысшую цель Павел выразил в словах: «Сие же делаю для Евангелия» (1Кор 9:23). Чтобы показать свое стремление к этой цели, он приводит в пример Истмийские игры, проводившиеся в Коринфе и поэтому хорошо известные читателям Павла. Эти игры были одним из двух знаменитых греческих атлетических праздников, вторым были Олимпийские игры. «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? — спрашивает Павел. — Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор 9:24−27).

Павел использовал христианскую свободу и другие дары и благословения, которыми обладал, лишь для одной цели — достижения праведности, «которая чрез веру во Христа», праведности «от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Флп 3:9−11). Далее он со смирением признает: «Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп 3:11−14).

В Рим 14:13−23 Павел продолжает излагать свое учение о христианской свободе и об общей для сильных и слабых верующих обязанности принимать друг друга в Христе без осуждения и оскорбления. В этих одиннадцати стихах апостол, употребляя частицу «не», говорит о множестве принципов, которыми должны руководствоваться все христиане. Эти принципы тесно связаны между собой и иногда пересекаются, но их можно разделить на шесть основных категорий: наша свобода не должна вводить брата в соблазн (ст. 13), не должна огорчать (ст. 14−15а) или опустошать (ст. 15б), она не должна становиться причиной потери нашего свидетельства о Христе (ст. 16−19), не разрушать Его дела (ст. 20−21); мы не должны также отвергать ее или выставлять напоказ (ст. 22−23).

Не вводи брата в соблазн

Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну (14:13)

Этот стих связан с тремя предыдущими стихами, в которых Павел напоминает читателям о том, что лишь один Господь обладает правом и властью судить умы и сердца Его народа, каждый представитель которого предстанет на суд Христов (ст. 10) и даст отчет Богу (ст. 12; ср. 2Кор 5:10). Судить — исключительное право Бога.

Поэтому мы не должны судить друг друга (ср. Мф 7:1−5). Судить других для сильных верующих значит проявлять высокомерие, а для слабых верующих — самоправедность (ст. 3). И во времена Павла, и в наши дни несправедливое осуждение становится главной причиной неуважения, разногласий и разлада в церкви.

В ст. 13 Павел использует греческий глагол «крино» в двух различных значениях. В первой фразе — «не станем же более судить друг друга», как и в ст. 3, 4 и 10, глагол имеет значение «осуждать, порицать». Но в следующем выражении глагол означает «думать, принимать решение». В нашем языке слово «судить» тоже имеет несколько значений. «Судить, осуждать» означает «обличать, обвинять», в то время как «рассудить трезво» означает «принять продуманное решение». Во втором случае не подразумевается ничего отрицательного.

Этой игрой слов Павел подчеркивает, что мы должны не осуждать наших братьев верующих, а больше думать о том, как помочь им. Нам следует рассуждать о том, как не подавать брату повода к преткновению или соблазну. Такое же предупреждение Павел делает в 1-ом послании в Коринф: «Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша [т.е. сильных] не послужила соблазном для немощных» (1Кор 8:9). Имеется в виду: чтобы свобода не послужила соблазном ко греху.

Так, например, хотя Новый Завет и не запрещает употреблять алкогольные напитки, христиане имеют много причин для воздержания. Одна из наиболее важных причин — пагубное влияние, которое это может оказать на бывших алкоголиков. Даже умеренное употребление алкоголя легко может послужить поводом к преткновению или соблазну брата и стать причиной его возвращения к пагубной привычке.

Этот принцип справедлив и в отношении любого действия или поступка, не греховного по своей сути. Для каждого человека и для каждого общества характерны специфические проблемы, не схожие с проблемами других людей и других обществ, но принцип остается неизменным. Преданный, любящий, сильный христианин будет умом и сердцем чувствовать каждую слабость своего брата верующего и будет избегать любых, даже самых невинных поступков, которые могут стать причиной его морального или духовного преткновения.

Не огорчай брата своего

Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь (14:14−15а)

Во-вторых, чтобы укрепить брата верующего, не оскорбляя его, необходимо следить за тем, чтобы не сказать или не сделать ничего такого, что может стать причиной духовного огорчения или боли.

Имея в виду негреховное, апостол говорит: «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого». Павел выражает не свое личное мнение или пожелание, но «уверен в Господе Иисусе», то есть ему это известно благодаря Божественному откровению.

Когда Павел был фарисеем, он, без сомнения, чрезвычайно внимательно относился к тому, что можно есть, а что нельзя. Но теперь он с абсолютной ясностью понял истину, которую Господь трижды провозгласил Петру в видении: «Что Бог очистил, того не почитай нечистым» (Деян 10:15). Это Божественное очищение непосредственно относилось ко множеству животных, которые Петру было велено употребить в пищу, но которые по образу считались нечистыми согласно закона Моисея (ст. 12−13). Очень важно, что косвенно это указывает на то, что Бог безоговорочно принимает в церковь верующих не евреев (ст. 28, 34).

Иисус заявил, что «ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его» (Мк 7:15). Павел заверил Тимофея, что «Бог сотворил [всякую пищу], дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1Тим 4:3−5). Он сказал Титу, что «для чистых все чисто» (Тит 1:15).

Поэтому сильный христианин абсолютно прав в своем убеждении, что он волен делать все, что Господь не объявил греховным. Слабый же христианин, напротив, имеет неправильное понимание об этом. Он ошибается не в смысле допущения ереси или безнравственности. Слабый христианин не прав в том смысле, что у него нет полного и зрелого понимания, и поэтому его совесть становится без надобности чувствительной. Именно по этой причине «почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» в его уме.

Затрагивая эту же проблему, Павел дал церкви в Коринфе такое объяснение:

«Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо, хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, — так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им. Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное, как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется» (1Кор 8:4−7).

Пожалуй, у каждого христианина есть определенные слабости, которых он стыдится. Это касается и Павла. Он не говорил, что свободен от всех духовных недостатков, но свидетельствовал перед римским правителем: «Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми» (Деян 24:16).

Мы знаем, что по различным причинам многое из того, что не есть греховным, вызывает у нас чувство неловкости, и поскольку мы испытываем неудобство в отношении чего-либо, нам следует избегать таких дел, даже если они не наносят ущерба другим верующим. Если мы считаем что-либо нечистым, то для нас это нечисто. И если мы заглушаем голос нашей совести, она становится все менее и менее чувствительной, пока не замолкнет вовсе (ср. 1Тим 4:2). А тогда она уже не сможет защитить нас от греха.

Но главное внимание в этих стихах Павел уделяет тому, как наши слова и поступки влияют на духовное благополучие братьев христиан. Поэтому если за пищу или по какой-нибудь другой причине огорчается брат наш, то мы уже не по любви поступаем.

«Огорчается» — перевод греческого «лупео», означающего испытывать боль, страдание или печаль. Это слово использовал Иоанн, описывая реакцию Петра на вопрос, в третий раз заданный Иисусом: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?», когда «Петр опечалился» (Ин 21:17). Это же слово используется даже в отношении Св. Духа, Которого огорчают наши грехи (Еф 4:30).

Прискорбно, когда христиане страдают из-за неверующих, но еще хуже, когда через христианина огорчается его брат в Христе, особенно когда это происходит из-за чего-то, что само по себе не греховно. Слабый христианин огорчается и печалится, когда видит, как другой христианин говорит или делает то, что в его понимании греховно. Огорчение будет еще больше, если слабый верующий восхищается или испытывает уважение к верующему, совершившему такое. Слабый верующий также огорчается, если его более сильный брат словами или собственным примером будет побуждать его действовать вопреки своим убеждениям и совести. Это еще более сильное оскорбление. Когда другой христианин совершает нечто разочаровывающее, это конечно может вызвать огорчение. Но огорчение, вызванное своими собственными поступками, намного сильнее и разрушительнее для совести христианина. В этом случае человек испытывает чувство вины, теряет душевный покой, радость, свое свидетельство и даже уверенность в спасении. Христианин, который неосторожно использует свою свободу и через которого огорчается другой верующий, уже не по любви поступает.

После предостережения, процитированного выше из 1Кор 8, Павел говорит, что сильный верующий, который становится причиной преткновения более слабого брата, побуждая его поступать против совести, не только поступает не по любви, но и совершает грех против своего брата и против Самого Господа. «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, — предупреждает он, — чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо, если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа» (1Кор 8:8−12).

Говоря «погибнет», Павел, конечно, имеет в виду не проклятие, поскольку от него верующие спасены навечно. Он говорит о потере упомянутого уже душевного спокойствия, радости, свидетельства и уверенности в спасении. Наилучший способ не совершать поступков, огорчающих твоего брата, — поступать не как безучастный и не любящий человек, а всегда поступать по любви.

Не опустошайте вашего брата

не губи твоею пищею того, за кого Христос умер (14:15б)

Третий принцип того, как созидать более слабого верующего, и не наносить ему вред, состоит в том, чтобы не опустошать его духовно. Как уже говорилось в начале этой главы, шесть принципов, сформулированных в ст. 13−23, в некоторой степени перекликаются. Но хотя третье предупреждение во многом совпадает со вторым, оно более категорично.

«Аполлуми» (губить) означает приводить в состояние крайнего опустошения, разорения. Известный специалист по греческой филологии О. И. Вайн поясняет: «Это означает не исчезновение, а крах; не потерю жизни, а потерю благополучия» („An Expository Dictionary of New Testament Words” [Westwood, N.J.: Revel, 1940]). Это слово часто используется в Новом Завете для обозначения вечного проклятия (например, Мф 10:28; Лк 13:3; Ин 3:16; Рим 12:2) и касается неверующих. Но даже в этом значении слово указывает не на исчезновение, как утверждают аннигиляционисты, а на вечно продолжающееся духовное бедствие.

Губить «того, за кого Христос умер», значит серьезно затруднить его духовный рост; фраза не означает «послужить поводом к проклятию». Когда Иисус говорит: «Так нет воли Отца вашего небесного, чтобы погиб [аполлуми] один из малых сих» (Мф 18:14), то из контекста ясно, что «малых сих» означает «верующих». Они были обращены и стали «как дети» (ст. (3) и поверили в Него (ст. (6). Иисуса беспокоила не потеря ими спасения, а потеря духовного благополучия, что хотя и не является вечной утратой, но представляет собой ущерб, который Господь считал чрезвычайно серьезным. Даже презрение к одному «из малых сих» (ст. (10), «за кого Христос умер», — это сильное оскорбление Бога.

Важно также отметить, что выражение «за кого Христос умер» используется здесь по отношению к верующим. Это обычно называют ограниченным искуплением или частичным спасением. Смысл заключается в том, что Христос пожертвовал Своей жизнью на кресте ради избранных, пришедших к вере.

Очевидно, что искупление в самом полном смысле относится лишь к избранным, но Новый Завет изобилует заявлениями о том, что жертва Христа покрывает грех всего человечества. Следующие цитаты подтверждают эту истину. Иоанн Креститель сказал об Иисусе: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1:29). Иисус говорил о Себе, что «всякий, верующий в Него [Сына Человеческого], будет иметь жизнь вечную», и что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:15−16). Иисус сказал: «Я — хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин 6:51).

Павел уже заявил в Послании к Римлянам, что «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (10:13). В других посланиях он также недвусмысленно говорит, что «любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли» (2Кор 5:14), что наш Спаситель «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех: таково было в свое время свидетельство» (1Тим 2:3−6), и что мы «уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1Тим 4:10).

Ап. Петр предостерегал: «И у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2Пет 2:1). Другими словами, Господь заплатил достаточную цену, чтобы спасти даже тех неверующих, которые искажают Его Слово и оскверняют Его имя.

В своем 1-ом послании Иоанн писал, что «мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника: Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1Ин 2:1−2), и что «мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру» (4:14).

Божье обеспечение безграничного искупления предвосхищено в Ветхом Завете. Когда первосвященник раз в год совершал жертвоприношение в День Искупления, Йом Кипур, он делал это ради всего народа общества, то есть ради всех израильтян (Лев 16:33). Жертвоприношение было безгранично в своей вседостаточности, но ограничено в своей действенности. Оно не очищало грехов даже верующих иудеев, но было прообразом будущего Божьего искупления, совершенного наивысшим Первосвященником — Иисусом Христом, Который принес Себя в жертву за грехи всего мира и применил ее к избранным.

Не потеряйте своего свидетельства

Да не хулится ваше доброе. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию (14:16−19)

Четвертый принцип, призванный укрепить слабых верующих, состоит в том, чтобы не потерять наше свидетельство перед остальным миром.

Многие так злоупотребляют свободой в Христе, что затрагивают интересы братьев верующих. Это вызывает конфликты в церкви и дает миру повод критиковать и осуждать тех, кто говорит, что руководствуется высокими принципами братской любви. Поэтому Павел говорит: «Да не хулится ваше доброе».

Хотя тем, кто правильно использует христианскую свободу, она приносит благословение и наслаждение, ее предназначение не в том, чтобы приносить нам пользу, она не предназначена для наших эгоистичных злоупотреблений. Христианская свобода — удивительно добрый и милостивый дар Бога. Но как и любое другое Божественное благословение, она может быть использована не по назначению, а часто и вопреки Божьим целям. Этот добрый дар свободы следует использовать с большой осторожностью, с любящей заботой о наших более слабых братьях, не забывая о ее свидетельстве неверующему миру. Она не должна вызывать преткновения братьев, не должна огорчать их, а тем более не должна наносить даже незначительного вреда; и она никогда не должна давать смотрящему на нас миру основание хулить нас.

Как сказано в Деян 15, Иерусалимский совет решительно отвергнул требования иудействующих, «что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев» (ст. 5). Но было решено также, что надо следить за тем, чтобы не нанести обиды слабым верующим — как евреям, так и язычникам. Поэтому в церкви было послано письмо, в котором советовалось «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавлинины и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите; соблюдая сие, хорошо сделаете» (Деян 15:29). Прелюбодеяние (блуд), очевидно, было моральной проблемой для многих церквей, оно было запрещено, потому что без всякого сомнения греховно. Остальные же три запрета касались религиозных законов и обрядов — как иудейских, так и языческих.

Как было сказано выше, многие верующие из язычников не позволяли себе есть мясо, которое использовалось в языческих обрядах. Павел уделил большое внимание этой проблеме в 1-ом послании в Коринф, потому что она затрагивала многих обращенных язычников, которые продолжали общаться и с неверующими язычниками, и с братьями верующими. Поэтому апостол советовал им:

«Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и возблагодарив преломил и сказал: «приймите, едите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание». Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будут пить, в Мое воспоминание». Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господа возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает. Ибо, если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы; будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1Кор 10:23−32).

Дело было в следующем: сильный и слабый христиане могли быть приглашены на обед в дом неверующего язычника. Когда хозяин подавал мясо, он мог сказать, что оно использовано в языческом жертвоприношении. Слабый верующий немедленно забеспокоился бы и сказал другому верующему, что не может со спокойной совестью есть такое мясо. Из любви к своему более слабому брату сильный христианин поддержал бы его, отказываясь есть мясо и понимая, что обидеть неверующего значит совершить меньшее зло, чем нанести обиду брату верующему. И несмотря на то, что необычный и самоотверженный поступок, вызванный любовью, мог бы нанести неверующему хозяину временную обиду, Св. Дух мог бы использовать этот поступок, чтобы показать глубину христианской любви неверующему и привести его к Благой вести.

В состоящем из двух частей обращении Павел по сути сказал: «Не извиняйтесь за свою свободу в Христе и не отказывайтесь от нее, не позволяйте беспокойству овладеть вами. С радостью и благодарностью пользуйтесь преимуществами вашей свободы, поскольку она — драгоценный дар Бога. Но, с другой стороны, будьте готовы в любой момент отказаться от нее ради духовного благополучия другого верующего или чтобы уберечь его от лишней обиды от неверующего. Перед церковью и перед миром намного важнее проявлять нашу любовь, а не свободу». Он сказал коринфской церкви: «Будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобресть» (1Кор 9:19).

Многие еврейские христиане, приученные соблюдать ограничения, налагаемые законом Моисея, не могли позволить себе есть мясо, содержащее кровь, или мясо удушенных животных. Когда слабый еврейский верующий оказывался на трапезе, где подавали такое мясо, каждый присутствующий там сильный верующий из любви к своему другу должен был также отказаться есть это мясо.

Такое осторожное использование христианской свободы жизненно важно для единства Церкви и для свидетельства перед неверующим миром. Отказ от свободы — это всего лишь небольшая плата за благополучие как верующих, так и потенциальных верующих, «ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе».

Когда эти три черты характеризуют и самих христиан, и местную церковь, в которой они служат, это свидетельствует о том, что совершается Христов труд и он благословлен в Святом Духе.

Праведность в нашей повседневной жизни всегда должна быть для нас важнее, чем свобода. Несмотря на то, что свобода дана Богом, мы постоянно должны быть «исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию» (Флп 1:11) и стремиться облечься «в броню праведности» (Еф 6:14).

Мир в церкви — дружелюбные, спокойные взаимоотношения верующих, которые стремятся больше служить другим, чем себе — также более важен, чем личные свободы. Это могущественное свидетельство неверующему миру. Это — плод духа (Гал 5:22). Павел призывает Божий народ: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве» (Рим 12:10−13, ср. Иак 3:17). Все это — признаки истинного мира.

Так же как и мир, радость верующих, — это результат праведности. Она и таинственна, и привлекательна для мира. Св. Дух часто с ее помощью приводит мужчин и женщин к Христу. Также как и мир, радость — это плод Духа. Даже испытывая трудности и преследования, мы можем радоваться и всегда должны искать радость Духа Святого (см. 1Фес 1:6).

Любящий и самоотверженный христианин «угоден Богу и достоин одобрения от людей». «Докимос» (достоин одобрения) означает принятие чего-либо после тщательного анализа, подобно тому, как ювелир под увеличительным стеклом внимательно исследует драгоценный камень, чтобы определить его качество и цену. Когда вы самоотверженно служите Христу, то показываете себя «неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире» (Флп 2:15).

Сам Павел — пример самоотверженного выполнения принципов, о которых он здесь говорит. Так, он признавал, например, право иметь жену и получать плату за свою службу (1Кор 9:5−6). Тем не менее, он пояснил, что «мы не пользовались» этим правом, «но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову» (ст. 12).

«Итак, — продолжает Павел, — будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию». Смирение, самоотверженная любовь и сочувствие к нуждам других — это то, что служит к миру. Завершая 2-е послание в Коринф, Павел говорит: «Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами» (2Кор 13:11). Обязательной составляющей верного свидетельства есть стремление «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф 4:3). Эти добродетели наряду с готовностью отказаться от наших свобод ради братьев верующих служат ко взаимному назиданию в христианском братстве.

Не разрушай божью работу

Ради пищи не разрушай дела Божия: все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает (14:20−21)

Пятый принцип укрепления слабого верующего состоит в том, чтобы ради пищи не разрушать дела Божия.

«Не разрушай» — это повелительное наклонение глагола «каталу» в настоящем времени, то есть Павел настоятельно советует некоторым римским верующим не делать некоторых вещей, которые они обычно делают.

Как мы уже могли заметить, во времена раннехристианской церкви многие оскорбления веры слабых братьев были связаны с пищей. Для евреев — с употреблением пищи, которая нечиста по закону Моисея. Для язычников — с пищей, как правило мясом, использовавшимся в языческих жертвоприношениях. Но в более широком смысле предупреждения Павла о пище и питье относятся ко всему, что по своей сущности не греховно, но, тем не менее, может оскорбить слабого христианина или нанести вред его духовному состоянию.

В этом контексте выражение «дела Божия» относится к верующим, «ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе» (Еф 2:10). Поэтому служить к преткновению слабого верующего — это серьезное оскорбление не только для него самого, но и для замыслов Божьих.

Мы бы посчитали ужасным преступлением поступок человека, решившегося испортить полотно Рембрандта, разбить скульптуру Микеланджело или уничтожить скрипку Страдивари. Но неизмеримо более страшным поступком есть разрушение дела Божия, человека, «за которого умер Христос» (Рим 14:15).

«А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа», — писал Павел, поучая незрелых и потворствующих своим слабостям верующих в Коринфе. «И потому, если пища соблазняет брата моего, — говорил он о себе, — не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1Кор 8:12−13).

Апостол снова напоминает нам, что он говорит не о чем-то греховном и нечестивом, а об используемых по собственному усмотрению свободах, которые есть добрым даром Бога. Все чисто и по сути своей — добро (ср. ст. Рим 14:14, 16). Опасность кроется в том, что если сильные христиане будут вести себя эгоистично и неосмотрительно, эти благословения могут стать злом, ибо «худо человеку, который ест на соблазн».

Поэтому лучше не есть мяса, не пить вина, хотя само по себе это не греховно, и не делать ничего такого, «от чего брат твой претыкается», потому что это препятствует Божьему труду в верующем и через него. Бог стремится укрепить верующего (Еф 4:11−15), в то время как мы губим его. Это немыслимо!

Как отмечалось выше, Павел не запрещает употребление алкогольных напитков, не делает этого ни Ветхий, ни Новый Завет. Следует отметить, правда, что вино, которое употребляли евреи в те времена, было сильно разведено водой и содержание алкоголя было низким. Но если бы Павел считал употребление вина греховным по своей сути, то не использовал бы его как пример негреховного и допустимого. (Более подробное обсуждение этого вопроса см. в книге автора «Толкование на Послание к Ефесянам»).

Итак, не следует делать «ничего такого, от чего брат твой претыкается». Удовольствие, которое приносит еда, питье или любая другая дозволенная нам свобода — ничто в сравнении с духовным благополучием братьев и сестер в Христе. Все эти вещи становятся греховными, если они могут послужить к преткновению одного из малых сих, за которых умер Христос.

Не отвергай и не выставляй напоказ свою свободу

Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех (14:22−23)

Шестой и последний довод, побуждающий нас использовать свободу с огромной осторожностью, состоит в том, что мы можем нанести вред даже самим себе, если не будем смотреть на нее с точки зрения Божьих целей. Мы нарушаем этот принцип, когда отвергаем или умаляем то доброе, что Он дал нам, или когда, впадая в другую крайность, мы поступаем не по любви и выставляем напоказ нашу свободу, не думая о том, как это влияет на других людей.

Без сомнения, ст. 22 обращен к сильным христианам, к тем, кто понимает и высоко ценит свою свободу. Обращенный к ним совет Павла прям и прост: «Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает». Когда благодаря искренней вере и правильному пониманию Св. Писания мы убеждены перед Богом, что обычай, событие или какая-то деятельность добропорядочны, мы имеем смелость не осуждать их, как греховные. Нам не следует также позволять нашей совести осуждать нас за то, что мы так поступаем. Конечно, учитывая многократное предостережение Павла, мы с радостью откажемся от этой свободы ради наших братьев и сестер в Христе.

Также очевидно, что ст. 23 обращен к слабым христианам, к тем, в чьем сознании по-прежнему живут религиозные пережитки из их прежней жизни. Апостол так же просто и ясно советует им: «А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех». Если сильный верующий совершает грех, побуждая слабого брата поступать против его совести, то слабый верующий грешит и осуждается, когда против своих убеждений, совершает то, в чем его осуждает совесть.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Джона МакАртура на послание к Римлянам, 14 глава. Серия комментариев МакАртура.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»
Комментарии МакАртура на Евангелие Матфея, Иакова, 1 Петра, Римлянам, 1 Коринфянам, Галатам, Ефесянам, Колоссянам, 1−2 Тимофею, Титу, Филимону.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

Римлянам 14 глава в переводах:
Римлянам 14 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Комментарии Мартина Лютера
  8. Толкования Августина
  9. Толкование Иоанна Златоуста
  10. Толкование Феофилакта Болгарского
  11. Новый Библейский Комментарий
  12. Лингвистический. Роджерс
  13. Комментарии Давида Стерна
  14. Библия говорит сегодня
  15. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.