АВТОРСТВО

Авторство Павла в этом Послании и личность Тита как его получателя никогда не подвергались серьёзным сомнениям. Поскольку они долгое время трудились вместе, Павел представляется как «Апостол… Иисуса Христа» (1:1) исключительно ради верующих в церквах Крита, которые его не знали. Послание к Титу было предпоследним из написанных Апостолом Павлом.

ПОЛУЧАТЕЛЬ

Правдоподобно предположение, что Тит встретился с Павлом во время второго миссионерского путешествия Апостола, хотя Лука, по каким-то соображениям, не упоминает о нём в книге Деяний. Мы не знаем, где и при каких обстоятельствах Тит обратился к Богу или когда и как он стал сотрудником великого Апостола. Обращение Павла к Титу как к «истинному сыну по общей вере» говорит о том, что именно Павел привёл и его, и Тимофея (1Тим 1:2) к спасающей вере. После своего первого тюремного заключения Павел взял Тита с собой на остров Крит, где они некоторое время вместе несли служение. Когда же Апостол уехал с острова, он оставил там Тита продолжать служение (1:5).

Тит много путешествовал с Павлом и совершал вместе с ним служение. Он был с Апостолом в Коринфе, и в своём Втором Послании к этой церкви Павел упоминает о нём девять раз. Когда обстоятельства не позволили им иметь встречу, Павел сокрушался, говоря: «Придя в Троаду для благовествования о Христе, хотя мне и открыта была дверь Господом, я не имел покоя духу моему, потому что не нашёл там брата моего Тита» (2Кор 2:12−13). С другой стороны, он радовался «радостью Тита, что [они] все успокоили дух его» (7:13). Для Апостола Тит был возлюбленным братом и его «товарищем и сотрудником» (8:23), а не просто учеником.

Тит сопровождал Павла и Варнаву на Иерусалимский Собор, на котором раз и навсегда был решён вопрос с иудаизмом (Деян 15; Гал 2:1−3). Тит был примером рождённого свыше, исполненного Святым Духом язычника, который использовал Апостол Павел, и Тит не нуждался в отождествлении с религиозным иудаизмом ни через обрезание, ни через послушание закону Моисея (Гал 2:3−5). Следовательно, этот молодой пресвитер из язычников был хорошо знаком с доводами иудействующих, с которыми он впоследствии должен был иметь дело на Крите (Тит 1:10, 14). Тит также хорошо понимал официальную позицию Церкви по этому вопросу и аргументы против их ложного евангелия.

Поскольку Тит был сотрудником Павла задолго до того как начал своё служение на Крите, маловероятно, что какая-то доктрина или заповедь, о которых упоминается в Послании, были новыми для него. Как уже отмечалось выше, Тит провёл около года с Павлом, совершая служение в коринфской церкви, являющейся новозаветным прототипом проблемной церкви. Он дважды возглавлял сбор средств в этой церкви для нуждающихся верующих в Иерусалиме (2Кор 8:6, 22−24). Позже по просьбе Павла Тит продолжил служение в коринфской церкви, передав ей Второе Послание Апостола (2Кор 8:16−19). Он из личного опыта знал о тех испытаниях и разочарованиях, которые ожидают руководителя духовно незрелых, эгоистичных, вздорных, мирских верующих. То, что Титу было доверено такое дело, показывает, насколько Павел был уверен в правильности взглядов Тита, в его духовной зрелости, способности к руководству, надёжности и подлинной любви к тем, кого он опекал. Эта обязанность Тита создавать церкви на Крите, которые способствовали бы успешному распространению Евангелия на острове, демонстрирует его преданность делу проповеди Евангелия среди необращённых.

СОДЕРЖАНИЕ ПОСЛАНИЯ

Послание к Титу очень напоминает Послания Павла к Тимофею. И написано оно в значительной степени с той же целью — ободрить и поддержать молодого пастора, которого Павел обучил, в котором был уверен и которого любил как духовный отец. Апостол передавал эстафету молодым пасторам, нёсшим служение в трудных обстоятельствах, — Тимофею, который трудился в ефесской церкви, и Титу, который служил в нескольких церквах на острове Крит. Оба они были правильно научены великим Апостолом, оба были одарены Духом Святым, и оба доказали неослабевающую преданность Павлу и Божьему делу. К тому же оба они сталкивались с огромным сопротивлением как внутри церкви, так и извне.

Это Послание было задумано как наставление Титу и другим пресвитерам на Крите, которые несли служение под его руководством, а также как наставление членам различных общин. Оно служило для того, чтобы поддержать Тита как руководителя с помощью авторитета Павла. Первая глава Послания концентрирует внимание на качествах руководства церкви, особенно на том, что касается их богословия, личных качеств и образа жизни. Вторая глава сосредотачивает внимание на характере и поведении членов церкви по отношению друг к другу, а третья — на характере и поведении как руководителей церкви, так и её членов по отношению к неверующему миру, в котором они живут и которому свидетельствуют. Все эти важные сферы составляют цель Послания, которая заключалась в том, чтобы создать сильные церкви, эффективные в деле благовестия.

Хотя Послание к Титу не столь доктринально, как некоторые другие Послания Павла (например, Послание к Римлянам), тем не менее, оно содержит много драгоценных истин, включая некоторые основные доктрины веры, такие как спасение исключительно по благодати через веру (3:5−7). Хотя Послание излагает многие важные вопросы, касающиеся спасения, оно носит преимущественно практический характер, объясняя нашу ответственность и обязанности, лежащие на нас как детях Божьих и сонаследниках нашего Господа Иисуса Христа (3:7). Это Послание представляет собой краткое руководство к такой христианской жизни и служению, которые способствовали бы спасению людей.

Послание к Титу — это миссионерское Послание, главной целью которого было приготовить церковь на Крите для более эффективного свидетельства неверующим. Павел неоднократно говорит о небесном Отце (1:3; 2:10; 3:4) и об Иисусе Христе (1:4; 2:13; 3:6) как Спасителе. Одна из целей, почему нужно было заставить замолчать лжеучителей, заключалась в том, чтобы удалить яд их порочных идей и поступков. Этот яд представлял собой угрозу не только духовной жизни самих верующих, но и спасению тех, кому они свидетельствовали. Павел знал, что если проповедники Евангелия ведут нечестивый образ жизни, тем самым свидетельствуя, что они не искуплены, то люди остаются глухими к спасающей истине Евангелия. Когда христиане открыто живут в грехе, они вряд ли могут ожидать, что неверующие обратят внимание на весть, которая якобы спасает людей от греха. Одно из самых убедительных свидетельств христианина состоит в его праведной, святой, жертвенной жизни. Именно по этой причине Павел напоминал верующим на Крите, что наш Господь «отдал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (2:14). И по этой же причине Сам Господь заповедал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5:16).

Бог есть Бог спасающий — Господь спасает людей, чтобы они жили благочестиво, чтобы другие также могли быть спасены через провозглашение истины Евангелия, подтверждаемой свидетельством преображённой жизни. Бог подтверждает Свою спасающую силу через спасённых людей. Хотя в Тит 2:10 Апостол Павел говорил конкретно о рабах, жизнь каждого христианина должна «во всём [быть] украшением учению Спасителя нашего Бога. Ибо явилась благодать Божья, — продолжает он, — спасительная для всех людей» (ст. 11, курсив добавлен).

ЦЕРКВИ НА КРИТЕ

Остров Крит находится в Средиземном море, к юго-востоку от Греции, к юго-западу от Малой Азии и к северу от Африки. Длина острова — около 250 километров, а ширина колеблется от 10 до 50 километров. Из-за своего стратегического положения Крит на протяжении долгого периода времени подвергался воздействию греческой и римской цивилизаций, несмотря на то что его жители имели репутацию «лжецов, злых зверей, утроб ленивых» (Тит 1:12). Некоторые евреи из присутствовавших в Иерусалиме в день Пятидесятницы были жителями Крита, и они слышали проповедь Евангелия на родном языке (Деян 2:11). Можно с уверенностью предположить, что, по крайней мере, некоторые из тех, кто слышал Евангелие, обратились, привезли Благую весть на Крит и основали там первые церкви. Если это так, вполне может быть, что к тому времени, когда Павел впервые приехал на остров, там уже было значительное число христиан.

Церкви на Крите были молодыми, их вера была незрелой. Вероятнее всего, они были небольшими, хотя общее число христиан на острове могло быть значительным. Для того чтобы надзирать за таким большим количеством церквей, разбросанных на такой большой территории, Тит, очевидно, нуждался в помощи. И первым наставлением Павла первому пресвитеру было назначить и рукоположить пресвитеров в каждой церкви (1:5). Послание было не только руководством для Тита, но оно также было письменным документом от самого Апостола, подтверждающим его полномочия. Выполняя наказы Послания, Тит делал это с апостольской и, следовательно, Божественной властью. Благодаря письменному поручению от Павла было ясно, что любой руководитель или член церкви, который выступал против Тита, выступал таким образом и против Павла, а, следовательно, и против Господа, Который поставил Апостола.

Церкви на Крите притягивали к себе «много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных» (1:10). Это были лжеучителя, которые не только проповедовали нечестивые учения, но и сами жили нечестиво. Некоторые из этих людей могли быть теми евреями с Крита, которые слышали Благую весть в день Пятидесятницы, но не поверили. И так как для многих, если не для большинства, церквей на Крите это время всё ещё было временем становления, верующие там были особенно уязвимы. Даже имея привилегию быть лично наученными Павлом, который был также им примером, верующие на Крите всё ещё нуждались в верных, грамотных руководителях, чтобы те обучали их, глубже погружая их в Божью истину, и показывали пример благочестивой жизни.

ПЛАН

1. Посвящённость верного служителя (1:1−4)

2. Качества пастора — часть 1 (1:5−6)

3. Качества пастора — часть 2 (1:7−9)

4. Люди, которым следует заграждать уста (1:10−16)

5. Характеристика духовно здоровой церкви — часть 1 (2:1−5)

6. Характеристика духовно здоровой церкви — часть 2 (2:6−10)

7. Cпасительная благодать (2:11−14)

8. Власть проповедника (2:15)

9. Обязанность христианина в языческом обществе (3:1−8)

10. Заключительное слово о взаимоотношениях (3:9−15)

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Джона МакАртура на послание к Титу, введение. Серия комментариев МакАртура.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»
Комментарии МакАртура на Евангелие Матфея, Иакова, 1 Петра, Римлянам, 1 Коринфянам, Галатам, Ефесянам, Колоссянам, 1−2 Тимофею, Титу, Филимону.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.