Эта глава описывает:

(I) Подготовку к погребению Иакова (ст. 1−6).

(II) Само погребение (ст. 7−14).

(III) Установление окончательного взаимопонимания между Иосифом и братьями после смерти Иакова (ст. 15−21).

(IV) Возраст и смерть Иосифа (ст. 22−26). Так Книга Бытие, начинавшаяся с происхождения света и жизни, завершается ничем иным, как смертью и мраком, — такие печальные изменения принес грех.

Стихи 1−6. Иосиф воздает последнюю дань уважения усопшему отцу.

1. Со слезами и поцелуями, с нежным проявлением сыновней любви он прощается с бездыханным телом (ст. 1). Хотя Иаков был стар и немощен и, согласно ходу природы, должен был умереть, хотя он был не богат, чувствовал себя постоянно обязанным Иосифу, тем не менее у сына была огромная привязанность к любящему отцу, он переживал потерю благоразумного, благочестивого, набожного отца и не смог расстаться с ним без потока слез. Заметьте: почетно умирать оплаканным; и обязанность живущих — оплакать смерть тех, кто в свое время послужил им, хотя какое-то время они не были полезны в той мере, что раньше. Отошедшую душу не достигнут слезы и поцелуи, они являются проявлением уважения к несчастному телу, славного и величественного воскресения которого мы ожидаем. Веру в Бога и любовь к отцу Иосиф проявляет трогательным прощанием и поцелуем бледных и холодных губ отца. Возможно, все сыновья поступили так же — прощальная речь умирающего отца, без сомнений, подействовала на них.

2. Он приказал забальзамировать тело отца (ст. 2), не просто следуя традициям египтян, но потому, что перенос тела в Ханаан мог быть длительным и следовало предохранить его от разложения. Каким непривлекательным становится наше тело, когда его покидает душа. Если не приложить значительного умения, старания и попечения о нем, в течение непродолжительного времени оно становится зловонным. Через четыре дня после смерти тело становится отвратительным.

3. Он соблюдал церемонию торжественного оплакивания (ст. 3). В течение сорока дней бальзамировали тело. Египтяне были настолько искусны в этом деле, что могли сохранить в точности основные черты лица. Все это время и еще тридцать дней — всего семьдесят дней — они, отрешившись от всего, находились в уединении или, выходя в люди, представали отрешенными плакальщиками, соблюдая приличие и обычай этой страны. Даже многие египтяне из уважения к Иосифу (чья верная служба фараону и народу все еще была в памяти многих людей) добровольно приняли участие в оплакивании его отца. Когда царский двор оплакивает кого-то, в этом участвуют его лучшие представители. Около десяти недель придворные фараона оплакивали Иакова. Отметьте: то, что они делали по долгу службы, мы должны делать по побуждению сердца: плачьте с плачущими и скорбите со скорбящими, представляя себя на их месте.

4. Он попросил и получил разрешение у фараона отправиться в Ханаан, чтобы участвовать в погребении отца (ст. 4−6).

(1) Обратясь за разрешением к фараону, Иосиф проявил должное уважение к нему, ибо можно предположить, что Иосиф уже не отвечал за заготовку хлеба, но все еще продолжал занимать должность премьер-министра страны, не имея права подолгу отсутствовать без разрешения.

(2) Он соблюдал принятый этикет, обратившись к фараону через представителей царской семьи или придворных; может быть, Иосиф не хотел сам беспокоить царя по личным вопросам или считалось неприличным приходить в царские палаты в дни траура. Заметьте: скромность всегда украшает людей, занимающих высокий пост.

(3) Он сослался на клятву, данную отцу, похоронить его в Ханаане (ст. 5). Он стремился исполнить не допускающий исключений долг, а не был побуждаем гордостью или прихотью. У всех народов принято исполнять клятву и последнюю волю умершего.

(4) Он обещал возвратиться: хотел бы я пойти… и возвратиться. Возвратившись домой после погребения родственников, мы обычно говорим: «Мы оставили их». Если же их души отошли в небесный дом нашего Отца, то больший смысл был бы в такой фразе: «Они оставили нас».

(5) Он получил разрешение фараона: пойди и похорони отца твоего. Фараон согласился, чтобы он покинул свой пост на продолжительное время; но служение Христу важнее, и поэтому Он не позволил человеку, который должен был совершить для него служение, вначале пойти и похоронить отца; нет, пусть мертвые погребают своих мертвецов…

Стихи 7−14. В них рассказывается о погребении Иакова. Обычно о погребении иудейских царей говорится очень кратко: «и похоронили их в городе Давидовом». Погребение патриарха Иакова описывается намного полнее и детальнее, чтобы показать, насколько благость Божья превзошла его ожидание (не раз Иаков говорил, что сойдет в печали в могилу к своим детям, но умер с почетом, и дети провожают его в последний путь). Его погребение описывается так полно на том основании, что Иаков дал подробные наставления о нем в вере, ожидая земного и небесного Ханаана.

1. Это были пышные похороны. К могиле Иакова провожало не только его семейство, но придворные и видные государственные деятели, которые в знак уважения к Иосифу проявили свое почтение его отцу и воздали почести после смерти. Хотя египтяне питали неприязнь к евреям и относились к ним с презрением (Быт 43:32), теперь, узнав поближе, начали уважать их. Добрый старый Иаков так хорошо общался с ними, что завоевал всеобщее уважение. Заметьте: исповедующие религию должны стремиться с мудростью и любовью разрушать предвзятое мнение людей о них, возникающее от незнания друг друга. Множество колесниц и всадников не просто посетили их, но и отправились с ними. Заметьте: с человеческой точки зрения необходимо придерживаться надлежащей торжественности церемонии погребения; нам не следует задавать вопрос: «К чему все эти расходы?» (см. Деян 8:2; Лк 7:12).

2. Это погребение было скорбным (ст. 10−11). Жители той земли назвали его горестным плачем. Заметьте: смерть благочестивых людей — огромная потеря в любой стране и вызывает великую скорбь. Стефан умер мучеником, но благочестивые мужи с прискорбием оплакивали его. Великий плач об Иакове дал название этому месту: Абель-Мицраим, плач Египтян; оно свидетельствовало против будущего поколения египтян, угнетавших наследников Иакова, которому их прародители воздали особую честь.

Стихи 15−21. Эти стихи описывают установление интенсивной переписки между Иосифом и братьями сразу же после смерти отца. Иосиф находился при дворе, в царском городе, а братья обитали в Гесеме, глубинке страны, однако поддержка взаимопонимания, привязанности друг к другу посодействовала бы их интересам и его славе. Заметьте: когда божественное провидение забирает родителей, наилучшим способом избежать не только споров между детьми (что часто происходит при разделе наследия), но и охлаждения взаимоотношений и любви — это сохранять единство даже при отсутствии того, кто являлся его центром.

I. Братья в смирении предстали перед Иосифом, ища его благоволения.

1. Они начали завидовать Иосифу, хотя он и не давал повода. Чувство вины, неспособность простить и забыть совершенное много лет назад зло навеяло подозрения в искренности и неизменности благосклонности Иосифа (ст. 15): Иосиф возненавидит нас. Пока отец был жив, они чувствовали себя безопасно под его покровом; теперь он мертв, и они опасались наихудшего. Заметьте: чувство вины будет постоянно держать людей в страхе, навевая подозрительность к окружающим людям, даже когда нет оснований для этого (пример с Каином, Быт 4:14). Свободными от страха будут лишь те, кто имеет чистую совесть. Если сердце не осуждает нас, то мы имеем уверенность как перед Богом, так и перед человеком.

2. Они смирились перед ним, исповедали вину и просили прощения. Они сделали это через уполномоченных людей (ст. 17) и сами лично (ст. 18). Теперь, когда солнце и луна расположились, одиннадцать звезд почтили Иосифа для окончательного исполнения сна. Братья говорили о совершенном злодеянии с обновленным чувством сожаления: прости братьям твоим вину и грех их. Они распластались у ног Иосифа, прося о милосердии: мы рабы тебе. Таким же образом мы должны сетовать о содеянных прежде грехах, даже зная, что прощены благодатью Божьей; прося прощения у Бога, мы должны обещать быть Его рабами.

3. Они ссылались на Иакова и на Бога Иакова.

(1) Иаков настоял, чтобы они подобным образом проявили свою покорность Иосифу потому, что, скорее, сомневался в их способности смириться перед ним, чем в полном прощении со стороны Иосифа; он не имел оснований ожидать милости Иосифа к братьям без их искреннего покаяния (ст. 16): Отец твой завещал. Так и мы, смиряя себя перед Христом верой и покаянием, всегда можем ссылаться на повеление Его и нашего Отца поступать таким образом.

(2) Они ссылались на Бога Иакова (ст. 17). Мы рабы Бога отца твоего: не только имеем единого земного отца, но и поклоняемся единому Иегове. Заметьте: мы должны всегда прощать всех за причиненное нам зло, но особенно остерегаться хранить злобу против служителей Бога нашего отца; с таковыми мы должны обращаться с особой мягкостью и тактом, потому что мы служим единому Господину.

II. Иосиф с искренним сочувствием подтверждает примирение и свою любовь к ним (ст. 17). Иосиф плакал, когда ему говорили об этом. Это были слезы сожаления из-за напрасного подозрения в его адрес и слезы умиления из-за желания братьев подчиниться. В своем ответе (1) он призывает их обратиться в покаянии к Богу (ст. 19): ибо я боюсь Бога (неужели я нахожусь на месте Бога — англ. пер.). Иосиф проявил огромное смирение, сказав, что не следует оказывать ему столько почета, словно их счастье зависит от его благосклонности. Его обращение к ним похоже на слова Петра к Корнилию: «Встань; я тоже человек. Примирись с Богом, и тогда тебе будет намного легче примириться со мной». Заметьте: когда мы просим прощения за причиненный ущерб, нам не следует ставить людей на место Бога; не надо бояться их гнева и искать их благосклонности больше, чем у Бога. «Разве я Бог, которому принадлежит отмщение? Нет, я предаю тебя в руки Божьего милосердия». Кто мстит за себя, становится на место Бога (Рим 12:19).

(2) Иосиф смягчает вину братьев, размышляя над тем, какое великое благо Бог чудесным образом извлек из этого зла. Это не означало, что братья должны меньше сожалеть о содеянном грехе — так Иосифу было легче простить их (ст. 20): вы умышляли против меня зло (не допустить осуществления снов), но Бог обратил это в добро, чтобы исполнились сны и Иосиф смог стать большим благословением для семьи, чем при других обстоятельствах. Заметьте: когда Бог осуществляет задуманное через людей, бывает, что Он предназначает это для одной цели, а люди — для другой, иногда прямо противоположной; тем не менее Божья воля всегда совершается (Ис 10:7). Опять-таки, Бог часто извлекает из зла благо, осуществляя Свои намерения даже с помощью человеческих грехов. Это не значит, что Он является инициатором греха (мы даже такой мысли не должны допустить), но в своей безграничной мудрости Он направляет цепь событий к конечной цели — возвеличиванию Своего имени, хотя от начала это может казаться позором и унижением (предание Христа смерти, Деян 2:23). Это не делает грех менее греховным, а грешников менее наказуемыми, а лишь способствует прославлению Божьей премудрости.

(3) Он уверяет их в своей расположенности к ним: не бойтесь, я буду питать вас (ст. 21). Посмотрите, какого превосходного духа был Иосиф; и мы можем научиться у него, как платить добром за зло. Он не говорил им, что все зависит от их поведения: ведите себя хорошо, и тогда я буду добрым к вам; нет, он не ревновал и не подозревал их ни в чем, хотя они и относились с недоверием к нему: и успокоил их и, чтобы развеять их страх, говорил по сердцу их (доброжелательно говорил с ними — англ. пер.). Заметьте: сокрушенный дух нуждается в поддержке и ободрении. Мы должны не только делать добро, но и доброжелательно обращаться к тем, кого любим и прощаем.

Стихи 22−26. Здесь описана (I) дальнейшая жизнь Иосифа в Египте: он жил сто десять лет (ст. 22). Почтив отца, он прожил долгую жизнь на земле, которую Бог дал ему на то время; продление Богом его жизни было огромной милостью, поддержкой и утешением для его родных.

II. Созидание семьи Иосифа: он дожил до правнуков своих сыновей (ст. 23); возможно, он видел, как его дети были торжественно признаны главами разных колен Израиля, равными по положению остальным братьям. Огромное утешение для пожилых родителей — видеть процветание своего наследия, особенно в условиях мира в Израиле (Пс 117:6).

III. Последняя воля и завещание Иосифа, оглашенное в присутствии братьев, когда он увидел приближение своей смерти. Некоторые из братьев были старше его, а некоторые, возможно, умерли к этому времени, но оставшимся в живых и детям ушедших, ставших на их месте, Иосиф говорит следующее.

1. Он утешает их уверенностью в том, что в положенное время они вернутся в Ханаан: я умираю, но Бог посетит вас (ст. 24). Эти слова в свое время сказал ему Иаков (Быт 48:21). Точно так же мы должны утешать других тем утешением, которое нам дал Бог, и ободрять их довериться обетованиям, служившим нам поддержкой. Иосиф был (под Божьим водительством) их защитником и покровителем. Что же их ожидает после его смерти? Пусть же это будет их утешением: Бог посетит вас. Заметьте: благословенные Божьи посещения восполняют утрату лучших друзей. Они умирают, но мы должны жить, и жить добротно, окруженные благосклонностью и присутствием Божьим. Он призывает их быть уверенными: Бог выведет вас из земли сей, поэтому (1) они не должны надеяться на постоянное поселение в Египте и считать его своим покоем навеки; их сердца должны быть устремлены к земле обетованной, которую следует называть родным домом.

(2) Они не должны бояться бедствий и разрушений здесь; возможно, он предвидел плохое обращение с ними после его смерти и поэтому ободряет их: «Бог выведет вас, в конечном итоге, с триумфом из земли сей». Его глаза веры были устремлены на обетование (Быт 15:13) и Божье имя, как гарант его исполнения.

2. Для исповедания своей веры и утверждения их упования Иосиф повелевает не хоронить его до того славного дня, когда они смогут поселиться в обетованной земле (ст. 25). Он взял с них клятву, что его похоронят в Ханаане. В Египте знатных людей хоронили с почетом и огромной помпезностью, однако Иосиф предпочитает его знаменательному погребению в Ханаане, которое осуществится с задержкой почти на 200 лет. Иосиф, веря в воскресение и обетование о Ханаане, завещал о костях своих (Евр 11:22). Он умирает в Египте, но оставляет свои кости, веруя, что Бог посетит Израиль и приведет в Ханаан.

IV. Смерть Иосифа и бальзамирование его тела для погребения в Ханаане (ст. 26). Его положили в ковчег, но не похоронили до тех пор, пока народ Израильский не получил наследие в Ханаане (Нав 24:32). Заметьте:

(1) Если душа человека возвращается в свой покой к Богу, то не имеет особого значения тот факт, что безжизненное тело временно или вообще не может найти покой в могиле.

(2) Тем не менее мы должны заботиться о мертвых телах святых, веря в их воскресение, ибо необходимо помнить о завете с прахом и повелении, данном относительно наших бренных останков.

1 Прим. ред. В русском синодальном переводе этот стих звучит так: «…он (т.е. грех) влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». Здесь мы приводим этот стих в том виде, как он переведен в английской Библии (KJV), так как на него ссылается автор: «К тебе (т.е. к Каину) его влечение, и ты будешь господствовать над ним».

2 Прим. ред. В русской синодальной Библии этот стих переведен так: «Ты умножишь народ, увеличишь радость его», но здесь мы приводим английский перевод стиха (KJV): «Ты умножил народ, но не увеличил радость его», так как на него ссылается автор.

3 Прим. ред. Здесь мы приводим данный стих в том виде, в котором он переведен в английской Библии, так как именно эту версию толкует автор.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на Бытие, 50 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.