В этой главе приводится:

(I) Повторение законов о светильниках и хлебах предложения (ст. 1−9).

(II) Наказания, которым подвергались нарушители закона о богохульстве: лишение свободы, суд, осуждение и приведение в действие приговора (ст. 10−14, 23).

(III) Закон о богохульстве повторяется с новой силой (ст. 15−16) вместе с другими законами (ст. 17 и далее).

Стихи 1−9. В этих стихах звучат заботливые повеления о благопристойном содержании светильников и столов в доме Божьем.

I. Светильники должны были поддерживаться постоянно горящими. Закон об этом излагался ранее (Исх 27:20−21). Возможно, здесь он повторяется, так как именно в то время, когда все установилось, нужно было приступить к его исполнению.

1. Люди должны были обеспечивать светильник елеем (ст. 2), который, как и все, что использовалось в служении Богу, должен быть наилучшего качества — елей чистый, выбитый, возможно, двойной фильтрации. Это делалось для того, чтобы непрестанно горел светильник. Во всех английских переводах написано «светильники», но в оригинале стоит «светильник» (ст. 2): чтобы непрестанно горел светильник. А в ст. 4 в оригинале стоит множественное число: должен он ставить светильники. Семь светильников составляли один светильник со ссылкой на благословенный Дух благодати, который представлен в виде семи светильников огненных, которые горели перед престолом (Откр 4:5), ибо хотя дары различны, но Дух один и тот же (1Кор 12:4). Служители подобны горящим и сияющим светильникам в Церкви Христа, а обязанность народа — обеспечить их благополучное существование подобно тому, как Израиль заботился о светильниках. Позорное содержание делает позорным служение.

2. Священники должны были ухаживать за светильниками: убирать нагар, чистить подсвечник и подливать елей утром и вечером (ст. 3−4). Подобным образом труд служителей Евангелия заключается в том, чтобы содержать слово жизни: не водружать новые светильники, а с помощью толкования и проповеди слова делать его свет более четким и ярким. Это был обычный способ поддерживать светильники горящими, и, даже когда Церковь была бедна и бедствовала, мы читаем, что ее светильники постоянно наполнялись непосредственно от двух маслин без служения священника или народа (Зах 4:2−3). Ибо хотя Бог привязывает нас к средствам, но сам не привязывается к ним и действенным образом заботится, чтобы Его светильники в мире никогда не погасли из-за отсутствия елея.

II. Стол должен быть постоянно накрыт. Это повеление уже звучало ранее (Исх 25:30). Здесь также говорится об этом.

1. На столе должен лежать хлеб — не какие-то лакомства или множество деликатесов, чтобы доставить удовольствие требовательному вкусу, а двенадцать хлебов или испеченных лепешек (ст. 5−6). Где есть изобилие хлеба, там нет голода, а где хлеб отсутствует, там нет праздника. Каждый хлеб принадлежал определенному колену, ибо в доме нашего Отца достаточно хлеба. Все они обеспечивались божественной щедростью и все были желанны для божественной благодати. Даже после восстания десяти колен количество хлебов осталось прежним (2Пар 13:11) ради тех немногочисленных представителей каждого колена, сохранивших свою любовь к храму и продолжавших посещать его.

2. На золотое блюдо сверху или возле каждого ряда нужно было положить горсть ливана (ст. 7). Когда хлеб уносился и отдавался священникам, этот ливан сжигался на золотом жертвеннике (я так полагаю) поверх каждодневных воскурений; это совершалось в память вместо хлебов как жертва всесожжения так же, как горсть хлебного приношения, сжигаемая на жертвеннике, называлась жертвой в память (Лев 2:2). Так небольшое количество принималось, как смиренное признание, и все хлебы передавались священникам. Весь Израиль Божий, образно представленный двенадцатью хлебами, через Христа стал для Него приятным благоуханием, и их молитвы, по словам Писания, пришли на память пред Богом (Деян 10:4). Это слово позаимствовано из церемониального закона.

3. Они обновлялись каждую субботу. В то время, когда хлебы находились там неделю, священники должны были есть их вместе с другими святынями на святом месте (ст. 9), а новые приносились народом и клались вместо съеденных (ст. 8). Иудеи говорят: «Руки священников, приносивших хлебы, были переплетены с руками, уносившими их оттуда, дабы стол никогда не пустовал и хлеб постоянно был пред Господом». Бог в отличие от людей всегда имеет необходимое для обеспечения тех, кто приходит к Нему (Лк 11:5). Каждый из этих хлебов содержал две десятые части, то есть два гомора, хорошей муки — ровно столько манны, сколько собирал каждый израильтянин на шестой день для субботы (Исх 16:22). Отсюда некоторые делают вывод, что хлебы предложения, которые выкладывались на стол в субботу, служили напоминанием о манне небесной, которой они питались в пустыне. Служители Христа должны каждую субботу обеспечивать Его дом новым хлебом — результатом их последнего изучения Писания, дабы успех их для всех был очевиден (1Тим 4:15).

Стихи 10−23. Мы говорим, что плохие манеры порождают хорошие законы. Эти стихи описывают плохие поступки некоторых безвестных израильтян-полукровок и хорошие законы, изданные по этому поводу.

I. Преступником был сын израильтянки и египтянина (ст. 10); его мать была из колена Данова (ст. 11). Не называется ни он сам, ни имя его отца, а лишь его мать, которая была израильтянкой. Особое внимание уделяется его происхождению, (1) дабы поставить в известность, что послужило поводом для ссоры, в которой он участвовал. Иудеи говорят: «Он захотел поставить свою палатку среди колена Дана, ссылаясь на права своей матери, но некоторые представители этого колена справедливо воспротивились и заявили, что раз его отец был египтянином, то он не имеет никакой части и должен считать себя пришельцем». Или (2) чтобы показать обычные нехорошие последствия смешанных браков. Если дочь Израиля выходила замуж за злобного идолопоклонника из Египта, то какой еще плод может быть у этого брака, кроме богохульника? Дети склонны принимать худшую сторону, какой бы она ни была, и они скорее научатся у египетского отца хулить Бога, чем у матери израильтянки — молиться и славить Его.

II. Поводом для преступления послужила ссора: он поссорился с Израильтянином. Множество разноплеменных людей, вышедших вместе с Израилем (Исх 12:38), во многих вопросах причиняли ему вред; они часто становились зачинщиками ссор. Способ сохранить мир в Церкви — сохранить ее чистоту. Во время этой ссоры он стал богохульствовать. Отметьте: в начале ссоры мы не знаем, какое зло она причинит в конце и к каким большим последствиям может привести маленький огонь. Когда страсти человека накаляются, то он склонен забыть о благоразумии и религии; и это является добрым основанием, почему мы должны стараться не давать повода и не поддаваться на провокации, а гасить ссору до того, как она разгорится, ибо начало ее подобно прорыву воды.

III. Само преступление представляло собой богохульство и злословие (ст. 11). Предполагается, что этот случай рассматривался судьями, которые решили, что у него нет прав на привилегии израильтян, так как его отец египтянин, и тот, возмутившись приговором, (1) хулил имя Господне. Он хулил имя, то есть хулил Бога, которого знают по Его имени, а не по Его природе или какому-либо сравнению. Это значит, что Бог имел не обычное имя: Его имя было превыше всех имен. Переводчики добавляют слово «Господне», которое подразумевается, но не употребляется в оригинале из великого благоговения к божественному Величию, ибо какой великий позор, если в записи будет обнаружено, что имя Иеговы хулилось; не рассказывайте в Гефе. Заносчивое тщеславие суеверных евреев полагало, что его хула заключалась в неверном произношении имени Иеговы, которое они произносили непередаваемо: Тот, кто явил себя благодаря этому имени, никогда не запрещал называть себя им. Возможно, огорчившись из-за божественного указания, которое разделяло израильтян и иноземцев, он дерзко оскорбил закон и законодателя, бросив Ему вызов.

(2) Он проклинал либо самого Бога (и тогда проклятие приравнивается к богохульству), либо человека, с которым ссорился. Злобные проклятия — это адский язык несдержанных страстей, как и укоренившаяся злоба. Или, возможно, он злословил судей, вынесших ему приговор; он бросил вызов суду и высмеивал его процедуры; тем самым он добавил один грех к другому.

IV. Осторожность, с которой его преследовали в судебном порядке за этот грех. Свидетели или младшие судьи вынесли его случай (который был довольно неординарный) на рассмотрение Моисею (ст. 11) в соответствии с учрежденным порядком (Исх 18:22), но сам Моисей не выносил поспешно решение, а заключил обидчика под стражу, чтобы посоветоваться с духовным наставником об этом случае. Отметьте: судьи должны быть осторожны; и те, которые выносят вердикт, и те, которые выносят приговор, должны тщательно рассматривать дело и не поступать поспешно, ибо суд — дело Божие (Втор 1:17) и перед Ним дело будет повторно заслушано. Они ждали, чтобы узнать волю Господню: нужно ли его предать смерти от руки властей или предоставить суду Божьему. Или, скорее, они хотели узнать, должен ли он быть побит камнями, как те, которые злословили своих родителей (Лев 20:9), или его вина была намного больше и наказание должно быть суровее. Отметьте: кто восседает на суде, тот должен искренне стремиться с помощью молитвы или других добрых средств знать волю Господню, ибо таковые творят суд Господа (2Пар 19:6) и Ему подотчетны.

V. Приговор, вынесенный преступнику праведным Судьей неба и земли: пусть все общество побьет его камнями (ст. 14). Бог мог истребить его мгновенным ударом с небес, но Он хотел вверить эту честь в руки властей, вынесших постановление, чтобы использовать этот случай для поддержания и отстаивания Его славы в этом мире. Обратите внимание (1) на место, определенное для исполнения приговора: выведи злословившего вон из стана. Чтобы подчеркнуть свое отвращение к его поступку, они должны были изгнать преступника, как омерзительную ветвь, и отделить его от себя, как вещь нечистую и недостойную места в стане Израиля.

(2) На исполнителей приговора: все сообщество должно было принять в этом участие, чтобы проявить свою ревность к славе Божьего имени. Каждый человек должен был иметь камень, чтобы бросить в того, кто хулил Бога, считая себя глубоко оскорбленным, когда порицания высказывались в адрес Бога (Пс 68:10). Это также должно было поразить ужасом все собрание; тот, кому пришлось однажды побить камнями хулителя, будет бояться всего, что граничит с хулой, похоже на нее или имеет к ней отношение.

(3) На торжественность, с которой исполнялся приговор; прежде чем побить его камнями, свидетели должны были положить руки свои на голову его. Иудеи говорят, что это совершалось при наказании богохульников, но не преступников, и действие сопровождалось словами, имевшими определенную цель: «Да будет кровь твоя на твоей голове, ибо ты сам соделал это. Пусть никто не винит в этом закон, судей, присяжных или свидетелей; если буен, то один потерпишь».

VI. Учрежденный закон требовал, чтобы в подобных случаях хулителя побили камнями (ст. 15−16). Власти должны следить за исполнением заповедей обеих скрижалей и ревновать о славе Божьей, наказывая тех, кто пренебрежительно отзывается о Нем и Его руководстве, равно как и нарушителей гражданского мира и безопасности.

1. На этом законе ставится особое ударение, и его ни в коем случае нельзя было отменять: хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество. Кто невысоко ценит славу Божью, тот может подумать, что слишком сурово делать из человека преступника лишь за слово (слова лишь ветер), но Господь дает понять, что таковые не должны легкомысленно относиться к словам, которые исходят из сердца говорящего, переполненного злобой против Бога, и влекут за собой либо великую вину, либо великую скорбь для слушающих.

2. Этот закон распространялся на иноземцев, которые странствовали вместе с ними, и тех, кто родился в этой земле. Бог никогда не издавал закона, вынуждавшего иноземцев обрезаться и принимать еврейскую религию (ставшие прозелитами насильственно не могут быть славой Бога Израиля), но Он издал закон, не позволявший им злословить Бога Израиля.

3. Тому, кто был приговорен к смерти за богохульство, предстояло понести свой грех в наказание за него. Не было назначено никакой жертвы, на голову которой можно было бы переложить этот грех; он сам должен был нести его на своей голове, как жертва божественной справедливости. Так языком своим они поразят самих себя (Пс 63:9), а язык хулителя — тяжелая ноша.

VII. Наряду с этим новым законом повторяются некоторые другие законы.

1. Убийца должен наказываться смертью (ст. 17, 21) соответственно древнему закону времен Ноя (Быт 9:6) и закону природы (Быт 4:10).

2. Человек, искалечивший другого, должен быть наказан по закону о возмездии (ст. 19−20). Это не значит, что в подобных случаях человек должен был мстить за себя, но он обязан был обратиться к гражданским властям, чтобы те наградили страданиями оскорбителя к удовлетворению оскорбленного, соответственно причиненному ему злу. Этот закон уже излагался ранее (Исх 22:4−5). Это наказание больше подходило той диспенсации, в которой была явлена строгость закона и наказание, которого заслуживал грех, чем той, в которой живем мы, явившей нам благодать Евангелия и прощение грехов. Поэтому наш Спаситель отложил этот закон (Мф 5:38−39), но не ограничил гражданские власти от осуществления гражданской справедливости, а ограничил всех нас, чтобы мы не отвечали на личные обиды, обязав нас прощать, так как мы надеемся получить прощение.

3. Вред, нанесенный умышленно скотине ближнего, должен быть наказан и ущерб возмещен (ст. 18, 21). Так божественный закон взял под свою защиту не только жизнь человека, но и его имущество. Животных, которые принадлежат не определенному человеку, а, как говорит наш закон, ferae naturae — дикой природе, по закону можно было убивать, но только не тех, которые были собственностью человека. Разве Бог заботится о волах? Да, Он заботится о них ради нас.

4. И пришельцы, и рожденные израильтянами обладали правом на привилегии этого закона, который не допускал, чтобы причинялось зло, и подвергал наказанию тех, кто наносил вред. Похоже, эти законы приводятся здесь для того, чтобы показать, насколько они беспристрастны, раз израильтяне и иноземцы наказывались за богохульство наравне с другими проступками. Возможно, они приводятся здесь, так как Бог тем самым хотел показать, что Он позаботился о безопасности человека, наказывая тех, кто причинил ему зло, и это должно было побудить власти быть ревностными ради Его славы и наказывать тех, кто хулит Его имя. Раз Бог позаботился об их благополучии, они должны заботиться о Его славе.

VIII. Наказание богохульника. Моисей подписал предписание совершить его: и сказал Моисей сынам Израилевым сделать это, и сделали они, как повелел Господь Моисею (ст. 23). Это учит нас, что смерть является возмездием за грех, а богохульство в частности — беззаконие, подлежащее суду. Но если хулителю имени Божьего удалось избежать наказания от людей, то Господь Бог наш не допустит, чтобы тот избежал Его праведных судов. Этот богохульник был первым, кто умер согласно закону Моисея. Стефан, умерший первым ради Евангелия, умер из-за неправильного употребления этого закона. Мученик и преступник умерли одной и той же смертью, но какая огромная разница между ними!

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на Левит, 24 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.