Теперь, когда народ был исчислен, даны приказы о разделе земли и назначен главнокомандующий армией, можно было бы ожидать, что следующая глава начнет описывать историю завоевания или, по крайней мере, опишет повеления о ведении войны. Но нет, она содержит постановления о поклонении, и в ней проявляется забота о том, чтобы сейчас, когда они собираются войти в Ханаан, их религия сопровождала их и они не забывали о ней, ведя военные действия (ст. 1−2). В этой главе повторяются законы и сообщается окончательная информация о жертвах, которые они должны приносить:

(I) Ежедневно (ст. 3−8).

(II) каждую неделю (ст. 9−10).

(III) каждый месяц (ст. 11−15).

(IV) каждый год (1) на пасху (ст. 16−25) и на пятидесятницу (ст. 26−31).

А следующая глава посвящена ежегодным торжествам, совершаемым в седьмой месяц.

Стихи 1−8. В этих стихах приводится:

I. Общее повеление приносить жертвы Господу, которые нужно было совершать в свое время (ст. 2). Эти законы вновь повторяются не потому, что они совершенно не соблюдались на протяжении тридцати восьми лет блужданий в пустыне (мы не можем предположить, что израильтяне так долго обходились без публичного поклонения, и считаем, что, по крайней мере, ежедневно утром и вечером приносился в жертву агнец, а также, несомненно, в день субботний, как полагает епископ Патрик), но Писание в Книге Амоса четко говорит о том, что тогда многие жертвы не совершались, и эти слова цитирует Стефан: «Дом Израилев! приносили ли вы Мне заколения и жертвы в продолжение сорока лет в пустыне?» (Деян 7:42), что подразумевает: «Нет, не приносили». Но независимо от того, совершались жертвы или нет, Бог счел уместным сейчас повторить закон о жертвах, (1) так как это было новое поколение людей, большая часть которых родилась после того, как эти законы были даны. Поэтому, чтобы у них не осталось повода оправдаться, эти законы были не только написаны и зачитаны им, но и вновь повторены самим Богом в более простой манере, доступной для понимания.

(2) Так как теперь они вступали в новый период, когда им придется вести войну, они не должны думать, что участие в войне освобождает их от жертвоприношений. Inter arma silent leges — законы мало принимаются во внимание, когда бряцают оружием. «Нет, — говорит Бог, — хлеб Мой в жертву Мне даже сейчас должен приноситься в свое время». Они особо заботились, чтобы хранить мир с Богом, когда воевали со своими врагами. В пустыне они были в одиночестве, отделенные от других народов, и поэтому не нуждались в особых знаках отличия, а их упущения в жертвоприношениях не выглядели такими же позорными, как если бы они жили в Ханаане среди других народов.

(3) Так как теперь им предстояло вступить во владение обетованной землей, в которой текли молоко и мед, где у них во всем будет изобилие. «Теперь, — говорит Бог, — когда вы сами пиршествуете, не забудьте приносить хлеб вашему Богу». Ханаан был дан им при условии, что они будут соблюдать Божьи уставы (Пс 114:44−45).

II. Четкий закон о ежедневных жертвах. Утром и вечером нужно приносить по одному агнцу; эту жертву из-за постоянства (так как ее нужно было приносить, когда начинался день) называли всесожжением постоянным (ст. 3). Это подразумевает, что раз нам велено молиться постоянно и молиться непрестанно, то, по крайней мере, утром и вечером ежедневно мы должны возносить свои торжественные молитвы и хвалу Богу. Это совершено было при горе Синае (ст. 6), где были даны другие законы, учреждение которых записано в Книге Исход 29:38. При повторении этого закона ничего не добавлено, за исключением того, что вино, возливаемое Господу, должно быть крепким (ст. 7, англ. пер.) — самым ароматным и выдержанным, какое только смогут найти. Хотя его нужно было вылить на жертвенник, а не пить (ибо они могли подумать, что раз его придется вылить, то может подойти вино наихудшего качества), тем не менее Бог требует, чтобы оно было наилучшее, чтобы научить нас служить Богу наилучшим из того, что имеем. Вино должно быть выдержанным (говорит Эйнсворт), так как оно было прообразом Крови Христа, память о которой все еще хранится в Церкви в виде вина, а также прообразом крови мучеников, которая изливалась в качестве возлияния жертвою за жертву и служение веры вашей (Флп 2:17).

Стихи 9−15. О новомесячиях и субботах часто говорят вместе как о великих торжествах иудейской Церкви, которые радуют святых и являются прообразом евангельской благодати. В этих стихах даются повеления о жертвах, (1) совершаемых в субботу. В субботний день жертва должна быть удвоена; помимо двух агнцев, приносимых ежедневно в качестве жертвы всесожжения, нужно было принести еще два: одного, возможно, добавить к утренней жертве, а другого — к вечерней (ст. 9−10). Это учит нас удваивать свои молитвы в день субботний, ибо этого требуют обязанности дня субботнего. Необходимо соблюдать субботний покой, чтобы иметь возможность больше посвятить себя субботнему служению, которое должно полностью заполнить субботнее время. При Езекии во время служения в храме (которое указывает на евангельские времена) по субботам в жертву приносилось шесть агнцев, овен, хлебные приношения и возлияния (Иез 46:4−5); это подразумевает, что во дни Мессии субботние освящения будут не только продолжены, но и умножатся. Это — субботнее всесожжение в каждую субботу (ст. 10). Мы должны совершать работу дня субботнего в свой день, учиться искупать каждую минуту субботнего времени, если верим, что оно драгоценно; и не должны откладывать работу, которую нужно совершить в свое время, на другую субботу, ибо для каждого дня субботнего достаточно служения.

(2) Совершаемых на новомесячие. Некоторые предполагают, что как суббота соблюдалась, взирая на сотворение мира, так и новомесячия освящались, взирая на божественное провидение, которое Бог сотворил для указания времени и для управления сменой времен и земным телом с помощью своего влияния. Хотя мы не соблюдаем никакие праздники на новомесячие, тем не менее не должны забывать воздавать Богу славу за все драгоценные блага, производимые луной, которую Он утвердил навеки и сделал верным свидетелем на небесах (Пс 88:38). Приношения на новомесячие были очень значительными: два тельца, один овен и семь однолетних агнцев с хлебными приношениями и возлияниями, которые должны добавляться к ним (ст. 11 и далее), помимо жертвы за грех (ст. 15); ибо когда мы воздаем славу Богу, провозглашая Его милости, мы также должны воздавать Ему славу, исповедуя собственные грехи. А когда мы радуемся дарам общего провидения, то должны радоваться жертве Христа — этому великому дару особой благодати и источнику нашей радости. Некоторые подвергают сомнению тот факт, что новомесячия считались их праздниками, но почему нет, если помимо особенных жертв, которые в то время приносились, народ отдыхал от тяжелого труда (Ам 8:5), трубил в трубы (Чис 10:10) и ходил к пророкам, чтобы услышать слово? (4Цар 4:23). А поклонение, совершаемое на новомесячие, было прообразом евангельских торжеств (Ис 66:23).

Стихи 16−31. В этих стихах изложено (1) постановление о жертвах, приносимых на Пасху, но не об основной жертве — пасхальном агнце (относительно нее достаточные наставления были даны ранее), а о тех, которые нужно было приносить в течение семи дней опресноков, которые следовали за ней (ст. 17−25). Первый и последний из этих семи дней нужно было святить как субботы — дни святого покоя и собрания. На протяжении семи дней они должны быть щедры в своих жертвах в доказательство великой и постоянной благодарности за их избавление из Египта: принести в жертву два тельца, один овен и семь агнцев. Евангельский образ жизни в благодарность Христу, нашей Пасхе, который был принесен в жертву, назван празднованием (1Кор 5:8), ибо недостаточно очистить опресноки от злобности и порочности, но мы должны приносить хлеб нашему Богу и жертву хвалы постоянно и продолжать это делать до конца.

(2) Также назначены жертвы, которые нужно приносить на праздник пятидесятницы, который здесь назван днем первых плодов (ст. 26). При праздновании опресноков они приносили первый сноп жатвы ячменя священнику (Лев 23:10), как предисловие к жатве, но теперь, по прошествии семи недель, они должны были принести новое приношение хлебное Господу в конце сбора урожая в благодарность Богу, который не только дал, но и сохранил для них благодатные плоды земли, чтобы в должное время они возрадовались им. Во время этого праздника излился Святой Дух (Деян 2:1 и далее), тысячи обратились к Богу благодаря проповеди апостолов и пришли ко Христу, чтобы быть некоторым начатком Его созданий. Была назначена жертва, которую нужно было приносить с хлебами начатков (Лев 23:18), но помимо ежедневных приношений они должны были принести двух тельцов, одного овна и семь агнцев и одного козла в жертву за грех (ст. 27−30). Когда Бог щедро сеет в нас, то Он надеется соответственно собрать богатый урожай. Епископ Патрик обращает внимание, что в этой главе не назначены мирные жертвы, которые в основном приносились ради выгоды приносящего, и поэтому в этом вопросе они были больше предоставлены сами себе. А всесожжения приносились только ради славы Бога, провозглашали Его владычество и символизировали евангельское благочестие и поклонение, с помощью которых душа полностью возносится к Богу в пламени святой любви; а жертвы за грех были прообразом жертвы самого Христа, благодаря которой наши служения совершаются и освящаются.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на Числа, 28 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.