Библия » Мэтью Генри Толкование Мэтью Генри

Иисус Навин 10 Иисус Навин 10 глава

Данная глава повествует о завоевании царств южной части земли Ханаана и о победе над их царями, а следующая за ней о покорении северной части, что стало успешным завершением битв за Ханаан. Эта глава сообщает:

(I) О выведении войск на поле битвы, причем следует отметить:

(1) Цари вступили в заговор против гаваонитян (ст. 1−5).

(2) Гаваонитяне попросили Иисуса Навина о помощи (ст. 6).

(3) В ответ на эту просьбу и получив ободрение от Бога, Навин предпринимает марш-бросок (ст. 7−9).

(4) Поражение войск царей-заговорщиков (ст. 10−11).

(5) Чудесное удлинение дня благодаря тому, что солнце остановилось в пользу победителей (ст. 12−14).

(II) О казни царей, сбежавших с поля боя (ст. 15−27).

(III) О взятии отдельных городов и о полном уничтожении всего найденного в них. Речь идет о Македе (ст. 28), Ливне (ст. 29−30), Лахисе (ст. 31−32) и царе Газера, который попытался прийти на помощь (ст. 3З), Еглоне (ст. 34−35), Хевроне (ст. 36−37), Давире (ст. 38−39), о предании всей этой местности в руки Израиля (ст. 40−42) и, наконец, о возвращении войска в стан (ст. 43).

Стихи 1−6. К тому времени воинство Израилево вместе с Иисусом уже довольно долго находилось на земле Ханаана и пока великих дел не совершило; Иерихоном израильтяне завладели благодаря чуду, Гаем благодаря военной хитрости, а Гаваон сдался сам, и это все. До сих пор успешных побед было мало, что казалось несоразмерным их величественному входу в Ханаан и славному началу. Те из них, кого раздражала приостановка, вероятно, роптали на медлительность Навина и спрашивали, почему они не могут проникнуть в сердце страны прямо сейчас до того, как враг сплотил свои силы и выступил против них, пока они стоят и занимаются пустяками, будучи при том уверенными в своем праве на землю, равно как и в успехе. Таким образом, рассудительность Иисуса Навина принимали за бездеятельность, трусость и отсутствие силы духа и осуждали.

1. Но завоевывать Ханаан предстояло не один день. Бог сказал, что будет прогонять хананеев мало-помалу (Исх 23:30). Кто верует, тот не проявляет поспешности и не приходит к выводу, что обетование никогда не исполнится, потому что оно не исполнилось именно тогда, когда на это рассчитывали.

2. Навин ждал атаки со стороны хананеев; пусть сначала они нападут на Израиль или на его союзников, и тогда уничтожение агрессора будет (или, по крайней мере, будет выглядеть) более справедливым и оправданным. Иисус Навин обладал достаточными полномочиями, чтобы напасть на хананеев, тем не менее он ждет, пока они не нанесут удар первыми, чтобы все выглядело честно не только в глазах Бога, но и людей. И тогда у хананеев не будет оправдания, если окажут сопротивление, поскольку они уже увидели, какую благосклонность снискали у Израиля гаваонитяне.

3. Временное затишье было для израильтян преимуществом, ибо следовало дать этим мелким царькам возможность собрать свои силы воедино, и тогда их будет легче поразить одним ударом. Именно это имел на примете Бог, когда положил хананеям на сердце объединиться против Израиля. То, что по их замыслу служило взаимному укреплению, Бог использовал, чтобы собрать их, как снопы на гумно (Мих 4:12), и всех вместе размолотить. Таким образом, зачастую совет, который кажется парадоксальным, оказывается разумным: тише едешь дальше будешь. Израиль некоторое время ожидал повода вступить в войну с хананеями, после чего повод, и довольно обоснованный, нашелся.

1. Пять царей объединились против гаваонитян. Инициатором и лидером этого заговора выступил царь Иерусалима Адониседек. Он носил доброе имя (которое означает господин праведности), будучи, возможно, потомком царя праведности Мелхиседека. Но, несмотря на благородство имени и происхождения, по-видимому, речь идет о порочном человеке и непримиримом враге того Авраама, верным другом которого был его предшественник Мелхиседек. Он призвал своих соседей объединиться против Израиля, либо потому что являлся самым уважаемым правителем и главенствовал среди этих царей (возможно, они каким-то образом зависели от него, по крайней мере, относились почтительно как к наиболее известной, могущественной и активной личности среди них), либо потому что он был первым, кто всерьез обеспокоился в связи с опасностью, грозящей их земле, причем не только по причине завоевания Иерихона и Гая, но и вследствие капитуляции Гаваона, которая, похоже, и встревожила его главным образом, поскольку речь шла о самом важном приграничном городе. Поэтому, чтобы сразиться с Гаваоном, нужно вывести все войска. «Придите ко мне, говорит он, и помогите мне поразить Гаваон». Он решил поступить именно так:

(1) Либо из политических соображений, потому что город был сильным и для страны имело большое значение, в чьих руках он находился.

(2) Либо в порыве страсти, желая наказать жителей городов, заключивших мир с Иисусом Навином, под предлогом государственной измены с их стороны и содействия общему врагу, тогда как на самом деле они оказали своей стране величайшую услугу, показав ей хороший пример, стоило бы только ему последовать. Так сатана и орудия в его руке развязывают войну против заключивших мир с Богом. Не дивитесь... если мир ненавидит вас и обращается с обратившимися к Христу как с дезертирами.

2. Гаваонитяне послали Иисусу Навину сообщение о беде и опасности, в которой они оказались (ст. 6). Теперь они рассчитывали на выгоду от союза, заключенного с Израилем, ибо, несмотря на то что такового добились хитростью, тем не менее, когда правда вышла наружу, он был подтвержден. Они думают, что Навин обязан им помочь:

(1) По совести, потому что они его слуги; гаваонитяне, когда они обратились к Иисусу в первый раз, сказали: «мы рабы твои» (Нав 9:8) не просто из лести, но на самом деле стали служить обществу Израилеву; а хозяин обязан заботиться даже о самых ничтожных и бедных слугах своих и не допускать, чтобы их обижали, если в его руке есть сила защитить. Кто присягает на верность, тот вправе рассчитывать на защиту. Подобным же образом и Давид взывает к Богу: Твой я, спаси меня (Пс 118:94); так же можем взывать и мы, если на самом деле принадлежим Ему.

(2) По чести, потому что конфликт с соседями случился по причине почтения, оказанного гаваонитянами Израилю, и упования на завет с ним. Навин не может отказать им в помощи, зная, что на них нападают из-за расположения к Израилю и к имени Бога. Давид считает такой довод обоснованным в молитве к Господу: ибо ради Тебя несу я поношение (Пс 68:8). Когда против нас ополчаются духовные враги и грозятся нас поглотить, то давайте обратимся к Христу, нашему Иисусу Навину, с верою в молитве о силе и подкреплении, как это делал Павел, и тогда мы получим ответ во благо: довольно для тебя благодати Моей (2Кор 12:8−9).

Стихи 7−14. I. Иисус Навин принимает решение помочь гаваонитянам, и Бог ободряет его в этом.

1. Он поднялся из Галгала (англ. пер., ст. 7), то есть вознамерился, принял твердое решение и подготовился к военной кампании в помощь Гаваону, ибо, вероятно, Бог говорил с ним, чтобы ободрить, еще до того, как Иисус предпринял этот шаг. Навин поступил справедливо и великодушно, решив помочь своим новым союзникам, вопреки тому, что, возможно, царь Иерусалима при подготовке нападения на гаваонитян почти не допускал мысли о такой готовности Навина прийти им на помощь, но рассчитывал, что израильтяне предадут их, поскольку те хананеи, тем более, что и союза с Израилем они добились обманным путем. Поэтому он говорит о поражении Гаваона с такой уверенностью (ст. 4). Но Иисус знал, что его обещание оставить гаваонитян в живых обязывало его не только не убивать их, но и не быть безучастным зрителем их умерщвления, если в его руке есть сила предотвратить это (Притч 24:11−12). Он знал, что когда они приняли веру и поклонение Богу Израилеву, то пришли, чтобы успокоиться под Его крылами (Руфь 2:12), и поэтому он обязан защищать их как слуг Всевышнего.

2. Господь воодушевил Навина в этом предприятии: не бойся (ст. 8), то есть:

(1) «Не сомневайся в правоте своего дела и в четкости своего призыва; хотя речь идет о помощи гаваонитянам, ты идешь по пути долга, и истинно с тобою Бог».

(2) «Не бойся силы врага; несмотря на то что в заговоре против тебя участвует так много царей, которые полны решимости сделать все возможное, чтобы поразить Гаваон, и битва с ними может показаться делом безнадежным, тем не менее пусть это не обескураживает тебя, ибо Я предал их в руки твои». А кого Бог определил к погибели, тот не в силах ни сопротивляться, ни бежать.

II. Иисус Навин принимается за выполнение своего решения, и Бог ему в этом помогает. Здесь мы узнаем:

1. О большом усердии Навина в поражении врага и о Божьей силе, содействовавшей этому. В описанном здесь деянии:

(1) Иисус проявил свою добрую волю, поторопившись на помощь Гаваону: и пришел на них Иисус внезапно (ст. 9), ибо ситуация была столь серьезной, что промедления не допускала. Он проявил такое же усердие и заботу в освобождении Гаваона, как если бы в опасности оказалось какое-либо из колен Израилевых, памятуя в данном (как и в других) случае о том, что должен быть один закон для пришельца, ставшего прозелитом, и для природного жителя земли той. Не успели правители-заговорщики собрать свои войска и расположиться перед Гаваоном, как Навин напал на них, от чего они изумились и пришли в крайнее замешательство. Теперь, когда враги собрались воедино и фактически поставили себя под удар, спешка в этом деле была столь же уместной, как ранее приостановка, во время которой Навин ждал этого общего сбора войск в назначенном месте; и когда все созрело для наступления, то не было человека более стремительного, чем Навин, который перед этим казался медлительным. Да не скажет теперь никто: он откладывает на завтра то, что можно сделать сегодня.

Когда Иисус понял, что не сможет добраться до Гаваона за один день, так чтобы не потерять при этом реальное преимущество перед врагом (и, по-видимому, он не слишком рассчитывал на своих новых союзников или пренебрегал ими), тогда он предпринял переход, длившийся всю ночь, решив не давать сна очам своим и веждам своим дремания, пока на доведет предприятие до конца. Хорошо, что войско, которое он взял с собой, состояло из мужей храбрых: в нем были люди не только крепкие телом, но и сильные духом и весьма решительные, энергичные в деле, иначе они не смогли или не захотели бы переносить тяготы марш-броска, но лишь роптали бы на своего вождя и спрашивали: «И это тот покой, который нам обещали в Ханаане?» Но они хорошо понимали, что нынешние трудности необходимы для успешного поселения, и поэтому примирились с ними. Пусть добрые воины Иисуса Христа возьмут с них пример, как нужно переносить страдания, следуя за Агнцем, куда бы Он ни пошел, и не думают, что пропадут, если дело религии время от времени будет лишать их сна на одну ночь; они вдосталь насладятся покоем, когда попадут на небеса. Но зачем нужно было так утруждать себя и своих людей Иисусу Навину? Разве Бог не обещал, что непременно предаст врагов в руки их? Верно, обещал; но Божьи обетования не должны ослаблять и подавлять наше усердие: их цель побуждать и воодушевлять нас. Верующий не станет торопиться и подгонять провидение, но поторопится пойти в ногу с ним и будет идти прилежно, не проявляя недоверчивости.

(2) Бог явил Свою великую силу, поразив врагов, которых так энергично атаковал Навин (ст. 10−11). В распоряжении Иисуса была весьма многочисленная и сильная армия и достаточно рук, чтобы прогнать обескураженного врага, и он бежал бы врассыпную, как это бывает на войне; но Богу было угодно явиться в этой великой и решающей битве Самому и направить на хананеев небесную артиллерию, чтобы показать Своему народу, что они не мечом своим приобрели землю, и не их мышца спасла их, но Божья десница и Божья мышца (Пс 43:4). Господь привел их в смятение при виде Израильтян. Израиль делал, что мог, а все совершил Бог.

[1] Должно быть, враг пришел в сильный ужас и замешательство, поняв, что против него сражаются небеса; ибо кто способен бороться, убежать или защититься от сил небесных? Враги бросили вызов истинному Богу и не воздали Ему должной чести, поклоняясь воинству небесному и воздавая твари честь, надлежащую только Творцу. И теперь против них выступило воинство небесное, и даже та часть творения, которую они превратили в идола, вступила с ними в брань и ликует их поражению (Иер 8:2). Никакая тварь не поможет нам снискать благосклонность, никакая жертва, никакое приношение; единственный путь примириться с Богом и хранить себя в Его любви. Итак, они стали легкой добычей для победоносных израильтян, но это еще не все.

[2] Кроме того, что врагов охватил ужас, произошло массовое умерщвление во время падения камней града, которые были такими огромными и летели вниз с такой силой, что убитых ими оказалось больше, чем павших от меча израильтян, хотя, вне всякого сомнения, те не ленились. Бог Сам говорил Иову о Своих сокровищницах, или хранилищах, снега и града, которые приберегаются на день битвы и войны (Иов 38:22−23), и здесь они пригодились для уничтожения хананеев. В данном случает речь идет о граде, который вылетал из огромной пушки Бога: и на кого таковой направлен, в того он и попадет (смешавшихся же с хананеями израильтян он даже не коснулся), а в кого попадет, того убьет насмерть. Видите, в каком жалком положении находятся люди, для которых Бог враг, и как неизбежна их погибель. Страшно попасть в Его руки, ибо выскользнуть из них невозможно. Существует наблюдение, что хананеи бежали и на юг, и на север, ибо Вефорон находился к северу от Гаваона, а Азек и до Макед к югу, тем не менее, куда бы они ни бежали, камни града преследовали их и настигали за каждым поворотом.

2. О большой вере Навина и о Божьей силе, увенчавшей ее чудесной остановкой солнца, чтобы продлился день победы Израиля, а враг был полностью поражен. Обычно град формируется не выше облаков, но, дабы показать, что помощь Израилю пришла из надоблачных высот, само солнце, которое своим постоянным движением служит всей земле, послужило теперь израильтянам, остановившись по приказу и сделав им доброе дело. Солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, которые подавали сигнал (Авв 3:11).

(1) Здесь Иисус Навин молится, чтобы остановилось солнце. Я называю это молитвой, потому что сказано, что Иисус воззвал к Господу (ст. 12); аналогично: хотя мы читаем, что Илия только пророчествовал о засухе (3Цар 17:1), в дальнейшем говорится, что он молился о ней (Иак 5:17). Примите во внимание:

[1] пример неутомимой деятельности Иисуса Навина в служении Богу и Израилю: хотя он шел всю ночь и сражался целый день, и, казалось бы, ему надо восстановить силы, немного вздремнуть и дать время для отдыха своему войску, и что, подобно наемнику, он должен жаждать тени и ждать наступления ночи, хорошо потрудившись в течение дня; тем не менее вместо этого он ничего не желает так сильно, как продолжения дня. Следует заметить: надеющиеся на Господа и работающие на Него обновятся в силе... потекут и не устанут, пойдут и не утомятся (Ис 40:31).

[2] Пример его великой веры во всемогущую силу Бога, превосходящую силы природы и способную контролировать и изменять привычный ход вещей. Вне всякого сомнения, Иисус испытал духом чрезвычайное побуждение или влияние, о котором он знал, что таковое исходит от Бога и внушает ему желание, чтобы произошло это чудо, в противном случае подобное желание или упование выглядело бы дерзким; молитва получит поддержку Божьей силы лишь в том случае, если она продиктована Божьей благодатью. Именно Бог произвел в Навине такую веру, а потом сказал: «По вере твоей и по молитве веры да будет тебе». Тем не менее трудно представить, что эта мысль могла бы прийти в голову Иисуса, если бы его не надоумил Бог; человек придумал бы тысячу планов достижения победы, прежде чем пожелать остановки солнца. Дух ходатайствует за святых по воле Божией, и это касается даже ветхозаветных святых. Бог склоняет сердца молящихся просить о том, что Ему угодно им дать; и просить Его надлежит о том, что Он желает делать (англ. пер., Иез 36:37).

Итак, во-первых, в устах Навина слова: «стой, солнце...» звучали величественно. Его праотец Иосиф действительно видел во сне, что солнце и луна поклонялись ему; но кто бы мог тогда подумать, что, исполнившись для него образно, эти слова сбудутся в буквальном смысле для одного из его потомков? Данная молитва произнесена с властью, потому что речь идет не о простой молитве, которая направляется и поддерживается обычным провидением или обетованием Господа, а о молитве пророка, получившего в то время особое вдохновение от Бога; однако здесь мы видим великую силу молитвы, если таковая соответствует Божьему Слову, и помним, какой чести молитва удостоена вообще: «Указывайте Мне о деле рук Моих» (англ. пер., Ис 45:11). Иисус велит солнцу остановиться над Гаваоном местом действия и полем битвы, подразумевая, что цель такого требования дать Израилю преимущество над его врагами. Вероятно, это происходило перед заходом солнца, и Навин попросил о продлении дня не раньше, чем появились явные признаки приближения заката.

Подобным же образом во имя Царя царей он останавливает и луну, возможно, по той причине, что надлежало сохранить гармонию и порядок в работе небесных тел и остановить остальные; ведь когда светит солнце, то в луне нужды нет. Здесь упоминается Аиалонская долина, находившаяся рядом с Гаваоном, потому что Навин в это время был там. Во-вторых, сказать это пред лицом Израиля было на самом деле смело, что говорит в пользу весьма твердой веры Иисуса. Если бы требование не исполнилось, то трудно представить, что могло бы запятнать репутацию Навина сильнее. Израильтяне пришли бы к выводу, что их вождь сходит с ума, иначе не стал бы говорить столь высокопарно. Но Иисус прекрасно знал, что Бог услышит и ответит на прошение, в отношении которого Он Сам дал указания, поэтому Навину нечего бояться говорить об этом перед всем Израилем, призывая народ увидеть чудотворение: стой, солнце; ибо он был уверен в Том, на Кого уповал. Он верил в могущественную власть Бога, иначе не стал бы рассчитывать, что можно внезапно остановить солнце, сияющее в силе своей, несущееся по орбите и радующееся, как исполин, пробежать поприще. Иисус верил в верховную власть Бога в царстве природы, иначе не рассчитывал бы, что законы природы и привычный ход вещей можно изменить или прервать или нарушить небесные уставы и заведенный ими порядок.

Кроме того, Навин верил в особую благосклонность Бога к Израилю, возвысившую этот народ над всеми другими под солнцем, иначе не стал бы рассчитывать, что, облагодетельствовав израильтян двойным днем ради такого чрезвычайного случая, Господь приведет в ужас и изумление огромную часть земного шара, устроив там в то же самое время двойную ночь (что неизбежно следует из первого). Верно, что Бог повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми; но в этот раз злым придется подождать его восхода дольше положенного времени, пока солнце будет стоять ради доброго Израиля.

(2) Чудесный ответ на эту молитву. Сказано сделано: и остановилось солнце, и луна стояла (ст. 13). Несмотря на огромное расстояние между солнцем и землей, солнце тотчас же остановилось при слове Иисуса Навина; ибо один и тот же Бог правит на небесах вверху и одновременно на этой земле, и когда Ему угодно, тогда даже небо услышит землю, как здесь. В отношении этого великого чуда сказано:

[1] Что оно продолжалось целый день, то есть солнце стояло над горизонтом в то время, когда его обычно не бывает. Существует распространенное предположение, что это происходило в середине лета, когда световой день в той стране равен четырнадцати часам; таким образом, этот день длился двадцать восемь часов; тем не менее, если предположить, что дело было в то время года, когда дни самые короткие, тогда желание и молитва Иисуса о продлении дня представляются еще более вероятными.

[2] Благодаря этому у народа появилось достаточно времени, чтобы отомстить врагам и нанести им полное поражение. В истории войн мы часто читаем, что конец сражению положила ночь, тени которой благоприятствовали удалению побежденных, и чтобы враг лишился такого преимущества для побега и рука Израиля нашла всех врагов своих, день стал длиннее в два раза. Но око и рука Господа находит врага без помощи солнечного света, ибо для Него ночь светла, как день (Пс 138:12). Следует заметить: подчас Бог совершает великое спасение за короткое время, превращая его в дело одного дня. Возможно, на это чудо ссылается и пророк, называя день брани Господа против народов единственным днем, в который в вечернее время явится свет (Зах 14:6−7), как и здесь.

[3] И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Бог удостоил бы столь высокой чести веру и молитву, а также дело Израиля; никогда Он так дивно не уступал просьбе человека и не сражался за Свой народ.

[4] Здесь говорится, что об этом написано в книге Праведного сборнике торжественных поэм, в который вошла поэма, посвященная данному событию, чтобы сохранить память о нем, наряду с остальными. Вероятно, речь идет о книге, названной книгой браней Господних (Чис 21:14), дело написания которой в дальнейшем продолжил некто Праведный (в англ. пер. Иашер). В словах «стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою» присутствует ритм, поэтому предполагают, что они взяты из повествования об этом событии, как оно приводится в книге Праведного. Не то чтобы Божье свидетельство Книги Иисуса Навина нуждалось в подтверждении из принадлежащей перу людей книги Праведного, но читателю, державшему ее в руках, было бы полезно сравнить описание и сопоставить доказательство исторических фактов со священной историей, чтобы опровергнуть заявления пытающихся ее опорочить.

[5] Но, конечно, предназначение этого изумительного чуда остановки солнца не ограничивалось просто возможностью дать Израилю больше времени, чтобы найти и убить врагов (что и без того могли сделать на следующий день).

Во-первых, таким образом Бог возвеличил Иисуса Навина (Нав 3:7) как Своего особого избранника, которого Ему угодно удостоить чести, ибо он являлся прообразом Того, Кому дана всякая власть на небе и на земле и Кому подчиняются ветры и моря.

Во-вторых, таким образом Бог возвестил всему миру, что Он делает для Своего народа Израиля в Ханаане; солнце глаз мира остановилось на какое-то время над Гаваоном и Аиалонской долиной, как бы созерцая великие дела Бога ради Израиля и побуждая сынов человеческих посмотреть в ту сторону и спросить о знамении, бывшем на земле (2Пар 32:31). Открытое сообщение об этом было сделано для всех соседних народов. Придите и видите дела Господа (Пс 45:9) и скажите: какой народ так велик, как Израиль, к которому так близок Бог его? Надо полагать, этот случай мог привлечь послов из весьма далекой страны (настоящих, а не таких, каковыми притворились гаваонитяне), чтобы снискать расположение и дружбу Израиля благодаря имени Господа его Бога.

В-третьих, таким образом Бог обличил и привел в замешательство тех идолослужителей, которые поклонялись солнцу и луне и отдавали им почести, надлежащие Богу. Теперь Господь продемонстрировал, что светила подчиняются Богу Израилеву, и как бы высоко те ни находились Он выше их. Так Господь хотел укрепить Свой народ против искушения идолопоклонством, которым израильтяне, как Он предвидел, могли прельститься (Втор 4:19) и которым они, тем не менее, в дальнейшем опорочили себя.

В-четвертых, это чудо символизировало (как отмечает ученый епископ Патрик), что в последние дни, когда свет мира вытеснен тьмой, восходит Солнце правды наш Иисус Навин (Мал 4:2), и останавливает приближение ночи, став истинным светом. Позвольте мне к этому добавить, что когда Христос победил на кресте наших духовных врагов, то свершившееся с солнцем чудо было противоположным этому; тогда стало темно, как будто в полдень произошел закат солнца, ибо Христос для осуществления Своих побед в солнечном свете не нуждался: Он мрак сделал покровом Своим. И наконец, остановка солнца и луны в этот день битвы послужила прообразом превращения солнца в тьму и луны в кровь в последний великий и ужасный день Господень.

Стихи 15−27. Вне всякого сомнения, выступление пяти царей на поле брани для подавления Гаваона было смелым, причем за ними шло доблестное войско; но сначала они пришли в замешательство и пустились в беспорядочное бегство, а затем погибли под ударами камней града. Иисус Навин подумал, что поскольку работа сделана, то он вместе со своей армией может теперь вернуться в стан для восстановления сил. Соответствующее решение, возможно, было принято на военном совете и предписывало возвратиться в стан, в Галгал (ст. 15), пока не получат от Бога распоряжения относительно завладения землей, которую завоевали. Но вскоре Навин увидит, что для него есть еще работа. Победу нужно довести до конца, чтобы потом делить добычу. Поэтому он принимается за дело с удвоенной силой.

I. Бросившиеся врассыпную войска нужно догнать и уничтожить. Когда Навину доставили донесение о том, где находятся цари, он дал распоряжение, чтобы их пока взяли под стражу (ст. 18), хранили на день погибели и привет в день гнева (англ. пер., Иов 21:30). Иисус приказал своим людям преследовать обычных воинов, чтобы по возможности не дать тем скрыться в своих крепостях, где они восстановят силы, из-за чего поразить их станет труднее (ст. 19). Будучи благоразумным полководцем, он вначале делает самое необходимое и откладывает момент триумфа до полной победы. Кроме того, он не торопится нанести удар плененным царям, но сначала предпринимает меры, направленные на предотвращение объединения разбежавшихся войск. В результате энергичной погони:

(1) Произошло массовое поражение врагов Бога и Израиля.

(2) Поле брани очистилось от них, так что никого не осталось, кроме добравшихся до укрепленных городов, причем в них они не могли обрести спасение надолго, равно как и не могли оказаться полезными для приютивших их городов, ибо невозможно оставить свои страхи позади себя.

(3) И никто на сынов Израилевых не пошевелил языком своим (ст. 21). Данные слова подразумевают:

[1] полную безопасность и спокойствие израильтян. Существует мнение, что следует читать: ни на кого из сынов Израилевых не пошевелил пес языком своим (на основании Исх 11:7), ни на одного из них. После победы им вообще не угрожала никакая опасность, даже собачий лай. Ни единый израильтянин (ибо в первоисточнике на этом делается особое ударение) не пострадал ни в бою, ни во время погони.

[2] Честь и доброе имя израильтян. Ни один человек не бросил им упрека, не сказал в их адрес ни единого худого слова. Бог не только связал разъяренным врагам руки, но и закрыл им рот, приказав лживым устам молчать.

[3] В халдейском парафразе в данных словах выражена неподдельная радость по поводу победы: сыны же Израилевы не потерпели ни потерь, ни вреда, из-за которых скорбела бы душа любого человека. Когда войско делало после битвы перекличку, то не нашлось ни одного убитого, ни одного раненого, ни одного пропавшего без вести. Ни у кого в Израиле не было повода оплакивать потерю друзей или собственных же рук и ног так дешево, легко и славно досталась им эта победа!

II. А сейчас надлежит призвать к ответу спрятавшихся царей как мятежников против Израиля Божия, которому по обетованию и дарственной принадлежала теперь эта земля и подлежала передаче по первому требованию. Здесь примите во внимание:

1. Как охраняли царей. Пещера, в которой они скрылись, уповая на нее как на прибежище, стала им темницей ловушка захлопнулась до времени суда, совершенного над ними Иисусом Навином (ст. 18). По-видимому, все эти цари избежали камней града и меча, ибо так распорядился Господь, но не из милости к ним, а чтобы сохранить их для более серьезной и ужасной казни. Подобным же образом фараон пережил казни египетские, чтобы Бог показал на нем силу Свою (Исх 9:16). Все они убежали и встретились в одном месте, указанном Провидением; и теперь те, которые недавно держали совет против Израиля, вынуждены советоваться о собственной безопасности и принять решение скрыться в одной пещере. Иисус Навин получил соответствующую информацию, и это свидетельствует, что в данной местности были люди, знавшие все убежища и укрепления, которые могли его заинтересовать. Иисус позаботился о том, чтобы цари оставались в пещере, и это является примером его дальновидности и сохранения присутствия духа даже в разгар действий; таким образом, в результате своего плана цари не только обманули себя, но и погубили: именно так бывает с теми, кто прячется от Бога. Убежище лжи сделало неизбежным их явление на суд Божий.

2. Как над ними восторжествовали. Иисус приказал вывести царей из пещеры, чтобы они предстали пред судом, причем упомянут каждый из них (ст. 22−23). И после того, как их связали и бросили наземь, так что они не могли вырваться (или же они сами бросились наземь, умоляя о сохранении жизни), Навин призвал главных начальников и государственных мужей и велел им попирать этих царей, наступая им на шеи, но не ради собственной забавы и развлечения окружающих, а со всей серьезностью, присущей служителям Божьего правосудия, которым не пристало потакать собственной гордыне и страстям, но надлежало воздать славу Богу Израилеву как высочайшему из высших, Который попирает владык, как грязь (Ис 41:25), и Который страшен для царей земных (Пс 75:13). Подобное поражение страждущих, которые внезапно упали с высоты своего положения в ров бесчестия, выглядело на самом деле жестоко. Нелегко пришлось коронованным головам, когда их так попирали, причем не сам Иисус Навин (это еще можно было бы вынести), по крайней мере, не только он один, но и все командиры его войска. Конечно, это не следовало превращать в прецедент, ибо речь идет об экстраординарном случае, и у нас есть основания думать, что Иисус поступил так по указанию и побуждению свыше.

(1) Таким образом Богу было угодно наказать омерзительное нечестие этих царей, мера беззаконий которых наполнилась. Кроме того, посредством публичного акта правосудия, свершенного над лидерами хананеев в грехе, Богу было угодно вселить в Свой народ сильнейший страх и отвращение к грехам народов, которых Бог прогонит от лица израильтян, ибо искушение подражать им весьма велико.

(2) Таким образом Богу было угодно исполнить обетование, данное через Моисея: и ты попираешь выи врагов (Втор 33:29), то есть их высокопоставленных лиц; и обетованию надлежало исполниться быстро и буквально, поскольку это были последние слова Моисея, которые дошли до нас в письменном виде.

(3) Таким образом Богу было угодно оживить веру и надежду Своего народа Израиля относительно предстоящих ему еще битв. Поэтому Иисус сказал: не бойтесь и не ужасайтесь (ст. 25).

[1] «Не бойтесь этих царей, равно как и никого из их подданных, как если бы впоследствии вам не грозила никакая опасность возмездия за нанесенное им сейчас оскорбление, размышление о котором удерживает многих от решительных действий по отношению к зависящим от их милости, потому что они не знают, как скоро непредсказуемый фатум войны обратит то же самое колесо против них самих; вам же не нужно бояться, что кто-либо когда-либо восстанет, чтобы отомстить за эту вражду».

[2] «Не бойтесь и других царей, которые когда-либо будут вступать в заговор против вас, ибо видите, как повергнуты эти, которые казались вам грозными. Ибо так поступит Господь со всеми врагами вашими; теперь, когда началось их падение, причем падение столь низкое, что можно попирать ногами их выи, то будьте уверены, что они не пересилят, но наверно падут пред вами (Есф 6:13).

(4) Таким образом Богу угодно представить прообраз победы Христа над силами тьмы, а в Нем и победы верующих. Все враги Искупителя окажутся в подножии ног Его (Пс 109:1, см. также Пс 17:40). Восстают цари земли против Него (Пс 2:2), но рано или поздно мы увидим, что Бог все покорил под ноги Его (Евр 2:8), отняв силы у начальств и властей (Кол 2:15). В этом триумфе мы преодолеваем все и сможем попирать льва и дракона (Пс 90:13) и будем возведены на высоты земли (Ис 58:14), зная, что Бог мира сокрушит сатану под ногами нашими, причем сделает это быстро и успешно (Рим 16:20; см. Пс 149:8−9).

3. Как цари были преданы смерти. Возможно, когда они подверглись ужасному уничижению под стопами командиров Израиля, то были готовы сказать, как и Агаг: «конечно горечь смерти миновалась?», считая, что для них довольно сего наказания от многих. Однако царская честь не оправдание, чтобы оставить их в живых: их жизнь заклятое, и ею они поплатятся. Иисус Навин поразил их мечом и повесил, оставив висеть до вечера; потом тела сняли и бросили их в пещеру, в которой они скрывались (ст. 26−27). То, что они считали своим убежищем, сначала стало их темницей, а потом могилой; подобным же образом и нам приносит разочарование то, к чему мы бежим от Бога, хотя для благочестивых и преисподняя может стать местом укрытия (Иов 14:13). Если бы эти пять царей вовремя смирили себя и просили мира, а не развязывали войну, то, возможно, спасли бы себе жизнь; но теперь указ вышел, и они не могли переменить мыслей Бога и суд был неотвратим. Слишком поздно рассчитывать на помилование, хотя, может быть, они и просили о том со слезами.

Стихи 28−43. Здесь сообщается, как Иисус Навин воспользовался преимуществами одержанной им недавно славной победы, что делает ему честь как военачальнику.

I. Он тотчас же завладел несколькими городами, причем приводится отчет о завоевании каждого из них в частности.

1. Навин пошел и завладел городами, которыми правили трое из царей, уже пораженных на поле брани: Лахис (ст. 31−32), Еглон (ст. 34−35), Хеврон (ст. 36−37). Города двух других царей Иерусалим и Иармуф в этот раз брать не стали: наверно, войско Навина или сильно утомилось от множества свершенных дел, или же весьма довольствовалось тем, что уже взято, и не помышляло о завоевании тех мест и таким образом упустило прекраснейшую возможность легкого покорения упомянутых городов, тогда как впоследствии при их завоевании трудностей избежать не удалось (Суд 1:8; 2Цар 5:6).

2. Кроме того, взяли еще три города, причем гоже царских: Макед, в окрестности которого сбежали пять царей и привели туда в погоне за собой Иисуса и его войско, что и ускорило гибель города (ст. 28), Ливна (ст. 29−30) и Давир (ст. 38−39).

3. Царь, который привел войско на помощь Лахису, лишившемуся своего правителя, сделал это, как оказалось, себе же во вред. Речь идет о Гораме, царе Газерском, который, либо по дружбе со своими соседями, либо ради собственной безопасности, решил остановить продвижение армии Иисуса Навина и был поражен вместе со всем своим войском (ст. 3З). Таким образом нечестивцы зачастую попадают в сеть собственных замыслов, и, противясь Богу, когда Он производит суд, они еще быстрее навлекают последний на свою голову.

II. Приводится общий отчет о завоевании страны, таким образом покоренной и оказавшейся в руках Израиля (ст. 40−42); речь идет о той части земли Ханаана, которой завладели в первую очередь и которая располагалась к югу от Иерусалима и впоследствии стала, главным образом, уделом колена Иудина. В данном повествовании примите во внимание:

1. С какой огромной скоростью Иисус Навин взял упомянутые города: существует мнение, что это передается самим образом описания быстрым и лаконичным. Он переносился с места на место стремительно, словно молния; и хотя все города держались до последнего и ни один из них не открыл Навину своих ворот, тем не менее очень скоро все они оказались в его руках: Иисус осаждал и покорял их либо в тот же день (ст. 28), либо в течение двух дней (ст. 32). Теперь, когда хананеи пребывали во власти страха от того, что их войска разбиты, а Цари преданы смерти, Навин последовательно наносил удар за ударом. Видите, как много дел можно совершить за короткое время, если не лениться и использовать данные нам возможности.

2. Как сурово Иисус поступал с побежденными. Он не щадил ни мужчин, ни женщин, ни Детей, но предавал мечу все дышащее (ст. 28, 30, 32, 35 и след.), все дышащее предал заклятию и никого не оставил (ст. 40). Подобная карательная операция ничем не оправдана, но в данном случае израильтяне поступали так, как повелел Господь Бог Израилев (ст. 40), а этого достаточно не только для того, чтобы поддержать их во время исполнения, но и чтобы не обвинять их в жестокости, но освятить их дело и представить достойным примером служения Божьему правосудию. Таким образом Бог:

(1) Показал свою ненависть к идолопоклонству и другим мерзостям, в которых были повинны хананеи, и предоставил нам судить, сколь велика была провокация с их стороны, если учесть величие постигшей их погибели, когда мера их беззаконий наполнилась.

(2) Возвеличил Свою любовь к народу Израиля, отдав за них стольких людей и народы за душу его (Ис 43:4). Когда Бог выгнал народы и очистил место для этой виноградной лозы (Пс 79:8), тогда Божья справедливость проявилась более обильно, нежели при пролитии человеческой крови, чтобы израильтяне всегда чувствовали себя обязанными посвятить свою жизнь во славу Богу, Который принес в жертву их интересам жизнь столь многих Своих тварей.

(3) Представил прообраз окончательной и вечной погибели всех нераскаявшихся и непримиримых врагов Господа Иисуса, ибо таковые, презрев богатство Его благодати, должны вечно чувствовать тяжесть Его гнева и получить суд без милости. Да обратятся в ад все народы, забывающие Бога, и да не хулится безмерная благость Божия!

3. Огромный успех этой военной кампании. Трофеи из покоренных городов разделили между мужами брани, которые их добывали; и сами города с прилегающими землями будут вскоре разделены между коленами, ибо Господь Бог Израилев сражался за Израиля (ст. 42). Они не смогли бы одержать победу, если бы Господь не вел сражение; мы побеждаем тогда, когда за нас сражается Бог; и, если Он за нас, кто против нас?

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на книгу Иисуса Навина, 10 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.