То, что данная глава повествует о Самсоне, вряд ли ответит нашим ожиданиям от человека, который по особому указанию небес стал назореем Божьим и избавителем Израиля; тем не менее он был и тем, и другим. Вот о чем повествует данная глава:

(I) Самсон ухаживал за дочерью филистимлян и женился на ней (ст. 1−5, 7−8).

(II) Он боролся со львом и нашел награду в его трупе (ст. 5−6, 8−9).

(III) Самсон предложил своим друзьям разгадать загадку (ст. 10−14), которая была разгадана благодаря предательству его жены (ст. 15−18).

(IV) Данная ситуация предоставила ему возможность убить тридцать филистимлян (ст. 19) и расторгнуть только что заключенный союз (ст. 20).

Стихи 1−9. В данных стихах:

I. Самсон находится под особым водительством провидения Божьего и ищет повода, чтобы поссориться с филистимлянами, заключив союз и став их родственником. Это был довольно странный метод, но истина заключается в том, что Самсон сам был загадкой и человеком противоречивым, который сделал много великих и хороших дел с помощью тех инструментов, которые казались слабыми и нехорошими, ибо не должен был стать примером для нас (которые должны жить по правилу, а не по примеру), а быть прообразом Того, Кто хотя и не знал греха, но стал грехом за нас и явился в подобии плоти греховной, чтобы осудить и уничтожить грех во плоти (Рим 8:3).

1. Так как переговоры о женитьбе Самсона были обычным делом, то мы можем обратить внимание, (1) что он проявил слабость и поступил безрассудно, полюбив дочь филистимлян; это был недостойный поступок. Неужели может израильтянин, более того, назорей, посвященный Богу, пожелать стать одним из поклонников Дагона? Разве может муж, предуставленный стать патриотом своей страны, искать себе жену среди народа, который является его заклятым врагом? Он увидел эту женщину (ст. 1), и она ему понравилась (ст. 3). Неясно, были ли у него основания думать, что она женщина мудрая или добродетельная или каким-либо образом может стать ему помощницей; но он увидел в ее лице нечто, что весьма понравилось его воображению, и поэтому он решил, что она должна стать его женой. Кто при выборе жены руководствуется только своими глазами и воображением, тот должен винить самого себя, если в его объятиях окажется филистимлянка.

(2) Тем не менее он поступил мудро и хорошо, не сделав ей предложение, пока вначале не сообщил о своем решении родителям. Он сказал им, что хочет, чтобы они взяли ее ему в жены (ст. 2). В этом поступке он является примером для всех детей. Согласно закону, изложенному в пятой заповеди, дети не должны жениться или предпринимать шаги, ведущие к браку, без совета и согласия родителей. Поступающие так (как выражается епископ Холл) добровольно лишают себя родственных прав и меняют естественную любовь на насилие. Родители имеют право собственности на своих детей, которые являются частью их самих. При заключении брака эта собственность передается, ибо закон родства гласит, что оставит человек отца своего и прилепится к жене своей, и поэтому отчуждать у них эту собственность без их согласия нехорошо и неблагодарно. Кто подобным образом обкрадывает отца своего и мать свою, лишая их себя (кто для них ближе и дороже, чем их имущество), и говорит: «Это не грех», тот — сообщник грабителям (Притч 28:24).

(3) Его родители поступили хорошо, уговаривая его не преклоняться под чужое ярмо с неверными. И те, которые исповедуют религию, но стремятся вступить в родство с людьми мирскими и неверующими, соединяясь с семьей, где (как у них есть основания полагать) не боятся Бога и не поклоняются Ему, пусть услышат их увещевание и применят к себе: «Разве нет женщин между дочерями братьев твоих, или в нашем колене, или во всем народе моем, разве нет израильтянки, которая понравилась бы тебе или была бы достойной твоих чувств, что ты собрался жениться на филистимлянке?» В древнем мире сыны Божьи развратились и погубили себя, свои семьи и первую Церковь, женясь на дочерях человеческих (Быт 6:2). Бог запретил народу Израиля заключать браки с заклятыми народами, одними из представителей которых были филистимляне (Втор 7:3).

(4) Если для этого не было особых оснований, то он все равно поступил неправильно, настаивая на своем выборе, а они бы в конце концов согласившись с его выбором. Тем не менее их чуткая уступчивость, учитывающая его любовь, должна быть примером для родителей, чтобы они не были безрассудными, противодействуя выбору своих детей и отказываясь дать свое согласие без основательного повода, особенно когда их должным образом и своевременно просят. Как дети должны повиноваться своим родителям в Господе, так и родители не должны раздражать своих детей, дабы они не унывали. Этот назорей, который попросил согласия у своих родителей и не старался приблизить свадьбу до тех пор, пока не получил их согласие, своей покорностью родителям должен быть не только примером для всех детей, но и прообразом святого чада Иисуса, Который пришел с родителями в Назарет (поэтому Он и назван Назореем) и был в повиновении у них (Лк 2:51).

2. Но Писание четко говорит, что этот брачный договор был от Господа (ст. 4). Впоследствии Бог не только отверг его, чтобы осуществить Свои планы, касавшиеся филистимлян, но и вложил в сердце Самсона желание сделать этот выбор, чтобы он искал случая отомстить филистимлянам. Зло заключалось не в том, что он женился на филистимлянке. Это было запрещено на том основании, что возникала опасность заразиться идолопоклонством и тем самым причинить себе вред; а в той ситуации, где не было опасности подобного рода, а появлялась возможность причинить им зло, что сослужило бы добрую службу Израилю, закон не препятствовал заключению брака. В предыдущей главе (Суд 13:25) сказано, что Дух Господень действовал в нем в то время (в англ. пер.), и у нас есть основания полагать, что он сам осознал это, когда делал свой выбор, в противном случае согласился бы с доводами родителей; подобным образом и они в конце не дали бы свое согласие, если бы он не успокоил их, сказав, что это от Господа. Это дало ему возможность ближе познакомиться и пообщаться с филистимлянами, а также возможность досадить им, которой в противном случае он не имел бы. Похоже, в то время филистимляне угнетали Израиль не нашествием большой армии, а тайными внезапными налетами больших и маленьких банд грабителей. Поэтому Самсон должен был таким же образом отвечать им. Пусть он благодаря своему браку внедрится в их среду и будет иглой в их боку. Иисус Христос спас нас от этого злого мира и изгнал его князя, при этом Он сам посетил его, хотя он был полон скверны и вражды, а, облачившись в тело, в некоторой степени сроднился с ним; но все это было сделано для того, чтобы Он мог уничтожить наших духовных врагов и Своей мышцей совершить спасение.

II. Особое провидение вдохновило Самсона и ободрило его напасть на филистимлян. Это было именно то служение, для которого его предназначил Бог, когда призвал к нему, и он был подготовлен к нему двумя происшествиями:

1. По дороге в Фимнафу он смог растерзать льва (ст. 5−6). Многие отказываются совершить служение, которое им по силам, потому что не знают силы своей, но Бог позволил Самсону узнать, что он может совершить в силе Духа Господнего, чтобы он никогда не боялся смотреть в лицо величайшим трудностям. Давиду, который должен был завершить истребление филистимлян, пришлось вначале испытать свою руку на льве и медведе, чтобы из этого сделать вывод, как и Самсон (мы можем предположить), что с необрезанными филистимлянами будет то же (1Цар 17:36).

(1) Столкновение Самсона со львом было опасным. Это был молодой лев, представитель одного из самых свирепых видов. Он вышел навстречу ему, рыкая на свою добычу и устремив глаза прямо на него: он, рыкая, шел на встречу ему (дословно). В то время Самсон оказался один в винограднике, куда пошел прогуляться и, возможно, поесть винограда, оставив отца и мать, которые шли по главной дороге. Дети не понимают, что подвергают себя опасности и становятся добычей рыкающего льва, который ищет возможности поглотить их, из-за своего глупого стремления к свободе, когда уходят из-под крыла и внимательного глаза своих благоразумных и благочестивых родителей. Молодые люди не задумываются о том, что львы, которые прячутся в засаде в виноградниках, в виноградниках красного вина, так же опасны, как змеи в зеленой траве. Если бы Самсон встретил этого льва на дороге, а не в данном месте в одиноких виноградниках вдали от дороги, то у него было бы больше оснований ожидать помощи от Бога и человека. Но в этом и заключалось особое провидение, которое делало встречу особенно опасной.

(2) Самсон одержал славную победу без каких-либо трудностей: он задушил льва и разорвал ему глотку с такой легкостью, словно это был козленок, при этом у него в руках не было никакого оружия: не только меча или лука, но даже палки или ножа; в руке у него ничего не было. Христос вступил в битву с рыкающим львом в самом начале своего земного служения (Мф 4:1 и далее) и потом отнял силы у начальств и властей, восторжествовав над ними Собою (как читают некоторые), а не с помощью орудий. Он вознесся силою Своею. В данной ситуации Самсон прославился не только победой над львом, но и тем, что не хвастался своим подвигом; он даже не сказал отцу своему и матери своей то, что многие другие сразу же возвестили всей стране. Скромность и смирение украшают самым ярким венцом великие свершения.

2. Во время следующего путешествия он нашел мед в трупе этого льва (ст. 8−9). Когда он шел по этой дороге вместе со своими родителями в следующий раз, чтобы торжественно провести церемонию бракосочетания, то из любопытства свернул с дороги и отправился в виноградник, где убил льва; возможно, увидев это место, он почувствовал прилив благодарности за свое спасение и захотел там торжественно поблагодарить за него Бога. Хорошо подобным образом напоминать себе о прежних Божьих милостях, проявленных к нам. Там он нашел труп льва; похоже, что к тому времени хищные птицы съели мясо зверя, а в его скелете рой пчел построил себе улей; все это время пчелы не бездельничали и отложили значительное количество меда, который был одним из главных продуктов питания в Ханаане; его было так много, что, по словам людей, в этой земле текло молоко и мед. Так как Самсон больше всех остальных людей имел право на этот улей, то он взял мед руками. Это предполагает, что он имел столкновение с пчелами, но у того, который не испугался лап льва, не было оснований бояться их жал. И как благодаря победе над львом он получил ободрение сражаться с филистимскими великанами, не боясь их силы и ярости (если для этого представится возможность), так и благодаря столкновению с пчелами, когда он изгнал их из улья, он научился не бояться большого количества филистимлян; хотя они окружили его, как пчелы, но именем Господним он низложил их (Пс 117:12). Обнаруженный мед (1) он ел сам, не задавая никаких вопросов по поводу того, позволено ли это, ибо мертвые кости нечистой твари не несут в себе такого же церемониального осквернения, как кости человека. Иоанн Креститель, назорей, упоминающийся в Новом Завете, питался диким медом.

(2) Он дал своим родителям, и они тоже ели его; он не съел все сам. Нашел ты мед, — ешь, сколько тебе потребно (Притч 25:16). Он поделился со своими родителями. Дети должны благодарить своих родителей плодами своего труда и почитать свою семью (1Тим 5:4). Те, которые благодаря благодати Божьей нашли в религии сладость, должны передавать свой опыт друзьям и родственникам, должны приглашать их приходить и делиться с ними. Он не сказал родителям, где добыл его, чтобы они не сомневались, можно ли есть его. Епископ Холл обращает на это внимание и утверждает, что тот, кто отказывается использовать Божьи дары, потому что они содержатся в плохом сосуде, менее мудр и более щепетилен, чем Самсон. Мед остается медом, даже если находится в трупе льва. Наш Господь Иисус победил сатану рыкающего льва, а верующие благодаря этой победе нашли мед в трупе избыточную силу и удовлетворение, достаточное для себя и всех своих друзей.

Стихи 10−20. Данные стихи описывают брачный пир Самсона и предоставленный благодаря ему повод поссориться с филистимлянами.

I. Самсон последовал обычаю страны и устроил торжество по поводу заключения брака, которое длилось семь дней (ст. 10). Хотя он был назореем, но в подобном вопросе не хотел отличаться от остальных и поступил, как по обыкновению делают женихи в подобных ситуациях. Задача религии не заключается в том, чтобы противодействовать невинным обычаям мест, где мы живем; более того, мы вызываем порицание в адрес религии, если, исповедуя ее, даем повод другим называть нас жадными, скрытными и мрачными. Благочестивый человек должен стараться (в наилучшем смысле) быть хорошим товарищем.

II. Родственники невесты оказали ему должное уважение, как обычно делалось в подобных случаях, и привели ему тридцать друзей, которые поддерживали бы ему компанию во время этого торжества и сопровождали его в качестве друзей жениха (ст. 11): «Как там увидели его что он был привлекательным юношей и производил впечатление искреннего человека, то привели ему этих юношей, чтобы оказать честь и поддержать, пока он находился среди них». Или, скорее, эти слова подразумевают, что когда они увидели, каким сильным и крепким мужчиной он был, то привели этих юношей, чтобы они были вроде бы его друзьями, а на самом деле стражей при нем или разведчиками, следившими за ним. Они ревниво оберегали его, но были бы более бдительны, если бы знали о его победе над львом, которую он тщательно скрывал от них. Благоволение филистимлян часто скрывало в себе зло или другие плохие планы.

III. Самсон, чтобы развлечь компанию, предлагает разгадать загадку и заключает с ними пари, что они не смогут отгадать ее в течение семи дней (ст. 12−14). Похоже, такова была древняя традиция для подобных мероприятий: когда друзья собирались вместе, то они невинно веселились, а не посвящали все время тупому поглощению пищи и пьянству (как выразился по этому поводу епископ Патрик) и не услаждали свои чувства музыкой, танцами или представлениями, а задавали вопросы, благодаря которым можно было испытать и улучшить свои знания и находчивость. Такое поведение приличествует мужчинам, мудрым мужчинам, которые оценивают себя по своим умственным способностям; но совсем не похожи на него позорные и глупые развлечения этого деградирующего века, когда по кругу ходит стакан и растрачивается здоровье до тех пор, пока разум и мудрость не утонут в вине.

1. Загадка Самсона была придумана им самим, ибо событие, с ним приключившееся, навело его на эту мысль: Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое. Прочтите мою загадку, в чем ее смысл?» Хищники не отдают добычу человеку, тем не менее ядомое, пища, вышла из ядущего едока, а те твари, которые сильны при жизни, чаще всего сильно воняют и отвратительны, когда мертвы, как лошади; и тем не менее из сильного, или из горького (как написано в сирийском и арабском переводе), вышло сладкое. Если бы у них было достаточно разума задуматься, какой едок является самым сильным и какая пища самая сладкая, то они отгадали бы загадку; тем более и львы и мед были хорошо известны в их стране, и поэтому они вполне могли прийти им на ум; разгадав загадку, они дали бы Самсону повод рассказать им интересный рассказ, послуживший темой для нее. Эта загадка применима ко многим методам божественного провидения и благодати. Когда Бог Своим господствующим провидением извлекает из зла добро для блага Своей Церкви и Своего народа, когда то, что должно было стать причиной их гибели, становится их преимуществом, когда их враги служат им и гнев человеческий содействует прославлению Бога тогда из ядущего выходит ядомое и из сильного выходит сладкое (см. Флп 1:12).

2. Его ставка в данном пари для него была выше, чем для них, так как он был один против тридцати партнеров. При этом Самсон не полагался на Божье провидение, на случай, шанс или счастливую карту; исход пари зависел от их находчивости, и в итоге смекалка вознаграждалась почестями, а тупость позором.

IV. Когда его брачные друзья увидели, что не могут сами разгадать загадку, то заставили его жену выпытать у него (ст. 15). То ли они действительно были туповаты, то ли в то время были чем-то страстно одержимы, но странно, что из этих тридцати человек никто за все время не смог отгадать этот достаточно простой ответ: «Что слаще меда, и что сильнее льва!» Похоже, что в остроумии и в манерах поведения они оставались варварами, раз грозили невесте сжечь ее и дом отца ее, если она не сможет с помощью различных средств выведать у жениха и рассказать им отгадку. Разве это не бесчеловечно? С их стороны было подло обращать шутку в серьезный вопрос; а люди, которые подобным образом приходят в ярость, вместо того чтобы признаться в своем невежестве и потерять незначительную ставку, недостойны общения; они не спасли свою репутацию, разгадав загадку, раз ответ им был сказан. Особенно отвратительно было то, что они заставили жену Самсона предать собственного мужа и требовали, чтобы их влияние на нее было сильнее влияния мужа. Теперь, выйдя замуж, она должна была забыть народ свой. Но самое бесчеловечное было то, что в случае, если она не согласится, они грозили сжечь ее и всех ее родственников и все это делалось из страха, что каждый из них потеряет рубашку и плащ: разве вы призвали нас, чтоб обобрать нас! Тем, которые не могут с легкостью быстро расстаться с такими вещами, не следует заключать пари.

V. Его жена благодаря своей безрассудной назойливости выпытала у него разгадку. Это произошло в седьмой день, то есть был седьмой день недели (такой вывод делает д-р Лайтфут), а на четвертый день пира они потребовали, чтобы она соблазнила своего мужа (ст. 15), что она и сделала (1) с большим искусством и хитростью (ст. 16), приняв решение не верить, что он любит ее, пока он не удовлетворит ее просьбу. Она знала, что Самсон не сможет устоять, когда сомневаются в его любви, и поэтому если что-то может воздействовать на него, то только этот довод: «Ты ненавидишь меня и не любишь, если отказываешь мне», в то время как у него было больше оснований сказать: «Ты ненавидишь меня и не любишь, раз настаиваешь на этом». И для того, чтобы она подобным образом не испытывала его любовь, он заверяет ее в том, что не сказал отгадку даже своим родителям, несмотря на свое доверие к ним. Так как это средство не помогло, она решила испытать еще один сильный аргумент слезы. Она плакала пред ним все остальные дни пира и решила, что лучше омрачить веселье, к чему обязательно приведут слезы невесты, чем не добиться своей цели и подвести своих соотечественников (ст. 17).

(2) С величайшим успехом. В конце концов, устав от ее назойливости, Самсон сказал ей значение своей загадки, и хотя мы можем предположить, что она пообещала сохранить его в тайне (сказав, что если он скажет, то она никому не расскажет), но на самом деле сразу разгадала загадку сынам народа своего. Ему не следовало ожидать лучшего от филистимлянки, особенно раз вопрос касался интересов ее страны (см. Мих 7:5−6). Наконец загадка была разгадана (ст. 18): «Что слаще меда, или лучше пищи (Притч 24:13), и что сильнее льва? Разве есть хищник более жестокий?» Самсон великодушно признает, что они выиграли пари, хотя у него были все основания оспаривать это, ибо они не назвали разгадку, хотя именно в этом заключалось пари (ст. 12), а разгадка была сообщена им. Он посчитал уместным лишь сказать им об этом: «Если бы вы не орали на моей телице, то есть не использовали свое влияние на мою жену, то не отгадали бы моей загадки». Так и сатана со своими искушениями не мог бы причинить нам зло, если бы не пахал на телице нашей порочной природе.

VI. Самсон заплатил филистимлянам то, что должен был, согласно заключенному с ними пари, из добычи, отнятой у их же соотечественников (ст. 19). Он использовал данную ситуацию, чтобы сразиться с филистимлянами; для этого Самсон спустился в Аскалон один из городов филистимских, где, как он, возможно, знал, в то время проходили большие праздники и наблюдалось большое стечение народа; из них он выбрал тридцать человек, убил их, забрал их одежду и отдал тем, кто отгадал его загадку; поэтому, взвешивая выгоду, оказалось, что филистимляне остались в проигрыше, ибо одна из утерянных ими жизней стоила всей выигранной ими одежды: тело дороже одеяния. Дух Господень сошел на него, чтобы уполномочить и дать возможность совершить это.

VII. Сложившаяся ситуация оказалась хорошим поводом, чтобы Самсон разлюбил своих новых родственников. Он увидел, что его новые друзья оскорбили его, а жена предала, и поэтому воспылал гнев его (ст. 19). Лучше гневаться на филистимлян, чем любить их, ибо когда мы объединяем себя с ними, то оказываемся в непосредственной опасности попасть в сеть, поставленную ими. Столкнувшись с плохим обращением с их стороны, он ушел в дом отца своего. Было бы хорошо, если бы недоброжелательность этого мира, с которой мы сталкиваемся, и огорчения, которые мы из-за этого имеем, оказали на нас хорошее воздействие и побудили верой и молитвой вернуться в дом нашего небесного Отца, где мы обретем покой. Трудности, с которыми мы сталкиваемся на нашем пути, должны заставить нас полюбить дом и стремиться быть там. Как только Самсон ушел, его жена была отдана другому (ст. 20). Вместо того чтобы просить у него прощение за причиненное ему зло, когда он справедливо проявил свое негодование, удалившись с недовольством на некоторое время, она сразу выходит замуж за одного из главных гостей друга жениха, которого, возможно, сильно любила и которому желала сделать одолжение, когда уговаривала мужа сказать ей разгадку. Это показывает, что нельзя полагаться на человека, раз нашими врагами могут оказаться те, кого мы считаем своими друзьями.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на книгу Судей израилевых, 14 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.