В данной главе приводится:

(I) Сохранившаяся запись имен главных священников и левитов, пришедших вместе с Зоровавелем (ст. 1−9).

(II) Родословная первосвященников (ст. 10−11).

(III) Имена следующего поколения главных священников (ст. 12−21).

(IV) Имена выдающихся левитов во время Неемии (ст. 22−26).

(V) Описание торжественного посвящения иерусалимской стены (ст. 27−43).

(VI) Описание учрежденного служения священников и левитов в храме (ст. 44−47).

Стихи 1−26. В данных стихах сообщаются имена (немного больше, чем просто имена) многих священников и левитов, сыгравших в свое время важную роль среди иудеев, вернувшихся в Иерусалим. Неясно, почему Неемия вставил сюда этот официальный список: возможно, чтобы сохранить в памяти имена этих благочестивых людей и чтобы потомки знали, перед кем они в долгу (помимо Бога, руководившего этими людьми) за удачное возрождение религии среди их народа. Подобным образом и мы должны делать свой взнос в осуществление обетования (Пс 111:6): «В вечной памяти будет праведник». Да будет вечна и благословенна память о праведных. Мы в долгу перед нашими верными служителями и должны помнить наставников наших, которые проповедовали нам слово Божие (Евр 13:7). Возможно, они упоминаются здесь для того, чтобы вдохновить потомков, которым предстояло наследовать служение священников, их почести и привилегии, и побудить подражать их смелости и верности. Полезно знать, какими были наши благочестивые предки и предшественники, чтобы на их примере учиться, какими нам следует быть. И в данных стихах:

(1) Называются имена священников и левитов, которые с первой группой переселенцев вышли из Вавилона, когда первосвященником был Иисус. В числе первых называются Иеремия и Ездра (ст. 1), но, скорее всего, это не пророк Иеремия и не книжник Ездра; слава первого воссияла намного раньше, а второй служил несколько позже, хотя оба были священниками. Об одном из левитов сказано (ст. 8), что он был главный при славословии, то есть ему было поручено решать, какие псалмы и славословия следует исполнять в храме, в какое время и в какой манере. Левиты по очереди менялись в служении, помогая друг другу, как и приличествует братьям, соработникам и воинам.

(2) Приводится родословная первосвященников, живших во время персидской монархии, от Иисуса первосвященника периода восстановления, до Иедая, служившего первосвященником, когда Александр Великий после завоевания Тира прибыл в Иерусалим и почтил служителя, встретившего его в первосвященнической одежде и показавшего ему пророчество Даниила, в котором предсказывались его победы.

(3) Приводится следующее поколение священников сыновей первого поколения, которые были начальниками и принимали активное участие во дни Иоакима. Отметьте: у нас есть основания признать, что Бог благоволил к Своей Церкви и заботился о ней, ибо как только одно поколение служителей покидало этот мир, приходило другое. Все служители, названные в ст. 1 и далее выдающимися личностями своего поколения, вновь упоминаются, за исключением двух в ст. 12 и далее (хотя и с некоторыми изменениями в отдельных именах), как имеющие сыновей, игравших важную роль для своего поколения. Это был редкий пример, когда двадцать благочестивых отцов оставили после себя двадцать благочестивых сыновей (именно столько людей здесь названо), которые заполнили их места.

(4) Перечисляется следующее поколение левитов, или, скорее, их последнее поколение, ибо священники, которых назвали успешными во дни первосвященника Иоакима, названы левитами во дни Елиашива (ст. 22). Возможно, именно тогда семьи священников, упомянутые ранее, начали деградировать, и их третье поколение было недостойно первых двух; но дело Божье никогда не разрушится из-за недостатка инструментов. И тогда Бог поставил поколение левитов, которые были внесены в запись как главы поколений (ст. 22) и сыграли важную роль в истории Церкви; а их служение не стало менее благоугодно для Бога или Его народа из-за того, что они были всего лишь левитами служителями более низкого звания. Так как первосвященник Елиашив был родственником Товии (Неем 13:4), то остальные священники стали менее добросовестными, и тогда левиты оказались более ревностными; это следует из того, что в то время не священники, а левиты толковали закон (Неем 8:7) и молились, и больше внимания уделялось их профессиональной компетентности, а не уставу. Некоторые из этих левитов были певцами (ст. 24) для славословия при благодарениях, другие привратниками (ст. 25) на страже у порогов ворот по постановлению Давида.

Стихи 27−43. Мы прочли о том, что стена вокруг Иерусалима строилась с большим страхом и трепетом; а данные стихи описывают ее освящение, сопровождавшееся великой радостью и ликованием. Сеющий со слезами подобным образом будет пожинать с радостью.

I. Следует задать вопрос, что означало освящение стены; можно предположить, что данный обряд включал в себя и освящение города (continens pro contento включал ею ограниченное), и поэтому он не совершался до тех пор, пока город не был в достаточной мере заселен (Неем 11:1).

1. Он выражал торжественную благодарность Богу за Его великую милость к ним, позволившую завершить это дело, ибо они особенно осознали ее, столкнувшись с трудностями и оппозицией.

2. Совершая освящение, они особым образом посвятили город Богу и Его славе, ибо завладели им для Него и Его имени. На всех наших городах и домах должно быть написано: «Святыня Господу»; но этот город, как никакой другой, был святым городом, городом великого Царя (Пс 47:3 и Мф 5:35): таковым он стал с тех пор, как Бог избрал его, чтобы там пребывало Его имя, и именно в таком качестве он был теперь восстановлен и вновь посвящен Богу его строителями и обитателями в знак того, что они были его временными владельцами и желали, чтобы он продолжал принадлежать Ему и никогда не менял своего владельца. Все, что делается для безопасности, покоя и утешения, должно предназначаться для славы и чести Бога.

3. Тем самым они вверяли город и его стены божественной защите, признавая, что если Господь не охранит города, то напрасно строятся стены. Когда Иерусалимом владели иевусеи, то они доверили защиту города своим богам, хотя те были слепыми и хромыми (2Цар 5:6). Но у народа Божьего было больше оснований вверить его охрану Своему премудрому и всемогущему Богу, ибо суеверные основатели городов взирали прежде всего на удачное расположение небес (см. «Труды г-на Грегори», стр. 29 и далее), а эти благочестивые основатели взирали только на Бога и на Его провидение, а не на фортуну.

II. Следует обратить внимание, с какой торжественностью совершался этот обряд под руководством Неемии.

1. Всем левитам, проживавшим в разных местах, было велено присутствовать при этом. Город собирались посвятить Богу, поэтому данный обряд должны совершать Его служители и передача должна пройти через их руки. Когда торжественные праздники закончились (гл. 8 и 9), они отправились домой, чтобы там нести свое служение и содействовать исцелению страны, но теперь вновь потребовалась их помощь и присутствие, и поэтому их позвали.

2. По призыву все левиты собрались (ст. 28−29). Обратите внимание на их действия.

(1) Они очистились (ст. 30). Мы должны не забывать омывать руки и очищать свои сердца, когда они вовлечены в дело Божье. Они очистили себя, а затем народ. Кто будет задействован в качестве инструмента для освящения других, тот должен вначале освятить и отделить себя для Бога, очистив разум и имея искренние стремления. Затем они очистили ворота и стену. Мы можем ожидать утешения в том случае, если подготовлены принять его. Для чистых все чисто (Тит 1:15); и для освященных дома и столы, все утешения и радости, получаемые от их творений, тоже освящены (1Тим 4:4−5). Это очищение совершалось, возможно, с помощью кропления водой очистительной (Чис 19:9), которая была прообразом Крови Христа; они окропили себя и народ, стены и ворота. Когда наша совесть будет очищена от мертвых дел, мы станем годными для служения живому Богу (Евр 9:14) и достойными Его заботы.

(2) Князья, священники и левиты с музыкальными инструментами ходили по стене двумя группами; это символизировало, что все, обойденное ими, принадлежало Богу (ст. 36); возможно, проходя по стене, они пели псалмы и славили Бога. Эта процессия подробно описана. Обе группы встретились в определенном месте и там разделились. Половина князей, несколько священников и левитов пошли направо; их возглавлял Ездра (ст. 36). Вторая половина князей и священников, воздавших славу Богу, пошли налево; Неемия замыкал шествие (ст. 38). Наконец обе группы встретились в храме и объединились для благодарения (ст. 40). Похоже, толпа народа шла по земле: одни внутри городских ворот, а другие снаружи. Эта церемония совершалась, прежде всего, для того, чтобы воздействовать на людей милостью, оказанной им, и сохранить ее в их памяти. Для таких целей очень хорошо использовать процессии.

(3) Бог дал им великую радость. В то время как князья, священники и левиты засвидетельствовали о своей радости и благодарности большими жертвами, звуками трубы, музыкальными орудиями и песнями хвалы, простой народ выражал свою радость громкими восклицаниями, которые были слышны далеко намного дальше, чем приятный звук их песен и музыки. Здесь обращается внимание на их восклицания, исходившие из искреннего и радостного сердца, ибо Бог не игнорирует, а милостиво принимает честное и ревностное служение презренных людей, даже если в нем мало искусности и оно далеко от совершенства. Обращается также внимание на то, что веселились жены и дети, их хвалой не пренебрегли, а об этом написали, чтобы похвалить их. Кому вместе с другими оказана милость, тот должен присоединиться ко всему народу в благодарении. Поводом для этого послужило то, что Бог дал им великую радость. Он дал им и повод для радости и сердца, готовые радоваться; Его провидение защитило людей и сделало их уверенными в безопасности, а затем Его благодать сделала их радостными и благодарными. Безусловно, их радость усилилась благодаря тому, что они расстроили планы врагов; к ней примешалось ликование. Великие милости требуют ответной торжественной хвалы во дворах дома Господня, посреди тебя, Иерусалим!

Стихи 44−47. Данные стихи описывают хорошие результаты всеобщей радости, наблюдавшейся при посвящении стены. Когда торжества дня благодарения воздействуют на служителей и народ таким образом, что впоследствии они становятся более усердными и радостными при исполнении своего долга, тогда эти торжества благоугодны Богу и служат им во благо. Так было и в данном случае.

1. Служители стали более внимательны к своему служению; уважение, оказанное им народом в связи с этим праздником, ободрило их быть усердными и бдительными (ст. 45). Певцы совершали службы Богу своему, исполняя в установленное время обязанности своего служения; также и привратники совершали дела очищения, то есть прилагали усилия, чтобы сохранить в чистоте храм, не допуская в него церемониально нечистых людей. Когда радость в Господе подобным образом побуждает нас исполнить свой долг и дает для этого силы, то она является залогом той радости, которая по мере совершенства святости станет нашим вечным блаженством.

2. Люди стали более внимательны (по сравнению с прежним) к содержанию служителей. Во время посвящения стены иудеям отрадно было смотреть на стоящих священников и левитов (ст. 44), это радовало их. Они получали утешения, глядя на своих служителей, и радовались им. Обратив внимание на то, как усердно священники и левиты ожидали (в англ. пер.), какие усилия прилагали в служении, они возрадовались. Отметьте: самый надежный способ для священников получить одобрение своего народа и завоевать их любовь пребывать в служении (Рим 12:7), быть смиренным и трудолюбивым и старательно нести свое служение. Когда именно так они начали служить, народ ничего не жалел для их ободрения. Закон позаботился о том, чтобы у священников и левитов были части (ст. 44), но что толку от этого, если установленные законом части не собирались должным образом или не выплачивались им? Поэтому (1) были предприняты меры для их сбора. Служители были скромными и скорее потеряли бы свою часть, чем требовали положенного. Многие были беспечными и не приносили того, что причиталось, если их не призывали к этому; поэтому были приставлены люди, в чью обязанность входило собирать в сокровищницу с полей при городах части, положенные законом для священников и левитов (ст. 44), дабы их доля не потерялась из-за того, что ее никто не требовал. Это было хорошее служение для служителей и для народа, ибо благодаря ему одни не лишились своего содержания, а другие исполнили свой долг.

(2) Позаботились, чтобы собранное должным образом уплатили (ст. 47). Певцам и привратникам ежедневно выплачивали их части помимо того, что им следовало платить как левитам, ибо можно предположить, что, определяя им работу помимо той, что требовалась от них как от левитов, Давид и Соломон организовали фонд для их дальнейшего ободрения. И пусть служители, которые много трудятся в слове и доктрине, считаются достойными двойных почестей. Что касается других левитов, то их часть, здесь названная святыней, должным образом отделялась, и из нее, согласно закону, платили десятину священникам. Сказано, что и то и другое было святыней, ибо то, что мы отдаем добровольно или согласно закону для нужд религии и служения, взирая на Бога и Его славу, является святыней и соответственно будет Им восприниматься и принесет благословение над домом твоим и всеми, кто в нем (Иез 44:30).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на книгу Неемии, 12 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.