Библия » Мэтью Генри Толкование Мэтью Генри

Иезекииль 33 Иезекииль 33 глава

Теперь пророк закончил цикл своих обращений, которые произносил во имя Бога, чтобы испытать и вынести приговор соседним народам; и, покончив с ними и зачитав им их приговор в восьми предыдущих главах, он вновь возвращается к сыновьям своего народа и принимает дальнейшие наставления, чтобы передать им.

I. Он должен объяснить им, в чем заключалось его служение среди них как пророка: он был стражником и по отношению к ним имел обязательства, за исполнение которых должен отчитаться (ст. 1−9). Суть этого была изложена ранее (Иез 3:17 и далее).

II. Он должен объяснить им, при каких условиях они останутся в хороших отношениях с Богом: они будут испытаны и должны сохранить хорошее поведение; если нечестивец покается, то он не погибнет, но если праведник согрешит, то погибнет (ст. 10−20).

III. Отдельное сообщение послано тем, кто остался на земле Израильской и (что весьма странно) чувствует себя там в безопасности, а также надеется там вновь укорениться. Таковым он должен сказать, что их надежды не исполнятся, ибо они упорствуют в своих грехах (ст. 21−29).

IV. Особое порицание предназначено тем, кто уделял внимание служению Иезекииля, но не был искренним в своем исповедании и поклонении.

Стихи 1−9. Четким повелением Бога пророку было велено прекратить проповедовать евреям как раз в то время, когда Иерусалим подвергся нападению и был осажден плотным кольцом (Иез 24:27). И теперь, когда Иерусалим захвачен врагом, два года спустя, ему велено вновь обратиться к ним; при этом его поручение обновляется. Если бы Бог совсем оставил их, то не посылал бы к ним пророков, и если бы не хранил для них милости, то не показывал бы всего этого.

В данных стихах описывается:

I. Служение стражника, оказанное ему доверие, его обязанности и условия, регулирующие взаимоотношения между ним и теми, кто нанял его (ст. 2, 6).

1. Предполагается, что поводом для назначения стражника послужила опасность для всего государства: когда Бог наводит меч на какую-либо землю (ст. 2). Когда бы меч войны ни опустился на землю, его навел Бог; это меч Господа, Его справедливости, хотя люди довольно часто несправедливо используют его. В такое время, когда страна боится нападения извне и люди должны быть информированы о передвижениях врага, чтобы не быть застигнутыми врасплох атакой, а заранее получить извещение о ней и в такой момент быть с оружием в руках, готовыми оказать захватчикам «теплый прием», народ возьмет из среды себя человека, подобного им, живущего на границе, своей страны, где существует угроза нападения и поэтому он хорошо знаком с методами атаки, и поставит его у себя стражем. Настолько догадливы сыны века сего в своем роде. Отметьте: один человек может нести государственное служение для всей страны. Князья и государственные деятели — стражники царства; они постоянно заняты своим служением, и если появляется необходимость, то в качестве стражников подвергают себя опасности ради безопасности страны.

2. Предполагается, что этому стражнику оказано государственное доверие и он должен давать отчет об исполнении своих обязанностей. Его задача состоит в следующем:

(1) Обнаруживать приближение врага, поэтому он не должен быть слепым или спящим, ибо тогда он не сможет увидеть приближающийся меч.

(2) Сразу известить о приближении врага, затрубив в трубу, или (как стражники в наше время), выстрелив из орудия, чтобы дать сигнал об опасности. Поставившие его своим стражником возлагают на него особое доверие и убеждены, что именно так он и поступит; они полагаются на его верность и вверяют ему свою жизнь.

[1] Если он исполнит свою обязанность и своевременно осознает грозящую опасность, находящуюся в пределах его видимости, и предупредит о ней, то оправдает оказанное ему доверие и не только избавит душу свою, но и отработает свою плату. Если же люди не принимают предостережения и либо не верят данному им извещению о том, что опасность так велика и близка, как это есть на самом деле, либо не обращают на него внимания и в результате враг поражает их, когда они уверены в собственной безопасности, то это их ошибка. В таком случае вину не возлагают на стражника и кровь таковых остается на их голове. Если человек самонадеянно бросается в разгар опасности, хотя слышал звук трубы и тем самым ему было сказано, где находится опасность, и в результате меч придет и захватит его, то он поступил безрассудно и felo de se — совершил самоубийством глупый человек, он сам погубил себя.

[2] Но если стражник не выполнил свой долг: если он спал и не видел приближавшуюся опасность, или был невнимателен и смотрел в другую сторону, или если он видел опасность (ибо именно об этом здесь говорится), но позаботился только о собственной безопасности и не затрубил в трубу, чтобы предупредить народу и в результате некоторые были поражены и схвачены за грех свой (ст. 6), схвачены внезапно, не имея времени воскликнуть: «Господи, помилуй меня!», не имея времени покаяться и примириться с Богом (ибо ситуация усугубляется, когда тварь схвачена в грехе), то таковых кровь взыщут от руки стража; он будет объявлен виновным в их смерти, ибо не предостерег об опасности. Но если стражник исполняет свой долг, а люди — свой, тогда дела обстоят благополучно; и предостерегающий и принявший предостережение спасли свои души.

II. В какой степени это касалось пророка (ст. 7, 9).

1. Он был поставлен стражем дому Израилеву. Время от времени он предостерегал соседние народы, но только для дома Израилева был стражем, ибо они были сынами пророков и завета. Не они поставили его стражем, как народ, проживающий на этой земле (ибо они не были настолько мудрыми и не беспокоились о благополучии своих душ в той же степени, как о защите своих временных интересов), а Бог сделал это за них (ст. 2); Он назначил его стражем.

2. Его задача как стражника заключалась в том, чтобы предостерегать грешников об их бедственном положении и об опасности, которой они подвергались из-за греха. Именно это слово он должен был услышать из уст Божьих и вразумлять их с его помощью.

(1) Бог сказал: «Беззаконник! Ты смертью умрешь; ты будешь несчастным». До тех пор, пока он не покается, он будет отделен от Бога, от всех утешений и упований на Него, он будет лишен всех благ. Он падет и так навсегда останется лежать под тяжестью гнева Божьего, который является смертью для его души, в то время как благоволение Бога — жизнь для нее. Это сказал праведный Бог, и Он никогда не откажется от Своих слов, равно как весь мир не сможет возразить, что плата за грех — смерть. Сделанный грех рождает смерть. Гнев Божий проливается с небес не только на нечестивые народы, уничтожая их как нации, но и на нечестивых людей, поражая их личные способности и причиняя вред их интересам, а это, в свою очередь, переходит в иной мир и длится до самой вечности, чего нельзя сказать о национальных интересах.

(2) Бог хочет, чтобы беззаконник был предупрежден об этом: «Вразуми его от Меня». Эти слова подразумевают, что существует возможность предотвратить пролитие гнева Божьего, в противном случае предостережение было бы просто насмешкой; более того, это говорит о том, что Бог хочет, чтобы оно было предотвращено. Грешников предупреждают о грядущем гневе для того, чтобы они бежали от него (Мф 3:7).

(3) Задача служителей — предупреждать их, говорить беззаконнику: «Горе тебе!» (Ис 3:11). Бог говорит в общем: «Душа согрешающая, она умрет», а задача служителей — адресовать эти слова отдельным людям и сказать: «Беззаконник! Ты смертью умрешь, кем бы ты ни был; если ты продолжишь совершать свои беззакония, то они неизбежно погубят тебя. О прелюбодей! О грабитель! О пьяница! О клятвопреступник! О нарушитель субботы! Ты смертью умрешь». Он должен говорить эти слова не со страстью, чтобы спровоцировать грешника, а с состраданием, чтобы предостеречь беззаконника от пути его и отвратить от пути его, чтобы он жил. Это должно быть сделано с помощью открытой и верной проповеди слова и личного обращения к тем, чьи грехи явны.

3. Если души погибнут из-за его пренебрежительного отношения к своему долгу, то он будет виновен в этом. «Если пророк не предостерегает нечестивца о гибели, которая ожидает его в конце его нечестивого пути, то беззаконник тот умрет за грех свой, ибо если страж не исполняет свой долг, то грешник может принять предостережение через написанное слово, от своей совести и видя суды Божьи, обрушившиеся на других; все это заграждает его уста и оправдывает Бога, истребившего его». Отметьте: в великий день нераскаявшимся грешникам не поможет ссылка на то, что стражники не предупреждали их, что они были беспечными и неверными, ибо даже если они были таковы, то все равно станет очевидно, что Бог не оставил себя без свидетеля. «Но он не умрет один за грех свой; страж также будет призван к ответу: «Кровь его взыщу от руки твоей». Слепой вождь упадет в яму вместе со слепцом, следовавшим за ним». Посмотрите, как сильно Бог хочет, чтобы грешники спаслись, как Он негодует, когда те, которые должны предотвращать их гибель, не исполняют свой долг. За многое придется ответить тем служителям, которые сквозь пальцы смотрели на грех и льстили грешникам, идущим греховными путями: которые своей нечестивой жизнью одобряли и ожесточали их в преступлениях, ободряли их верить, что те будут иметь мир, даже если продолжат грешить.

4. Если стражник исполняет свой долг, то получит от этого утешение, даже если не увидит его успешности (ст. 9): «Если же ты остерегал беззаконника от пути его, если честно говорил, что ожидает его в конце этого пути, и ревностно призывал отвратиться от него, а он от пути своего не обратился и упорствовал на нем, то он умрет за грех свой, а данное ему честное предостережение усугубит его грех и гибель; а ты спасешь душу твою». Отметьте: утешением для служителей является то, что через благодать они могут спасти себя, хотя не могут быть инструментом спасения для многих, чего они желают тем, кто слушает их.

Стихи 10−20. Данные стихи представляют собой суть того, что мы уже рассматривали ранее (Иез 18:20 и далее); они полновесно и выразительно возвещают условия, при которых народ будет в хороших взаимоотношениях с Богом (как в предыдущих стихах были представлены условия для служителей), поэтому неудивительно, что здесь они повторяются, как и те, хотя эту тему мы рассматривали раньше. Обратите внимание:

I. Народ был недоволен и находил недостатки в действиях Бога, направленных против него. В то время Бог Своим провидением боролся с ними, но их необрезанные сердца так и не смирились, ибо они старались оправдать себя, даже если при этом бросали тень на Бога. Обвиняя Бога, они добавляли беззаконие к своему греху и бедствие к своему наказанию; при этом они упорствовали в двух вещах:

(1) Они были недовольны Его обетованиями и милостями, ибо считали, что в них нет ни искренности, ни доброжелательности (ст. 10). Бог предложил им жизнь, но они жаловались, что она недостижима для них, и поэтому Он просто посмеялся над ними, говоря об этом. Несколько ранее пророк сказал (Иез 24:23): «Вы будете истаивать от грехов ваших»; этим словом Он подвел итог Своим угрозам в адрес Иудеи и Иерусалима; и в этом сейчас они обвиняют Его, словно это было сказано без упоминания каких-либо условий, чтобы ввергнуть их в отчаяние, в то время как эти слова сопровождались определенными условиями, цель которых — привести их к покаянию. Подобным образом высказывания Божьих служителей извращаются людьми порочного ума, которые любят выискивать поводы для ссор. Он дает им надежду на жизнь и счастье, но именно в этом они усматривают противоречие, «ибо, говорят они, если преступления наши и грехи наши на нас, о чем Ты часто говорил нам, и если нам предстоит, как Ты говоришь, истаивать в них и истощаться в бедственном плену бесплодного покаяния, как же можем мы жить? Если таков наш приговор, то у нас нет выхода. Мы умираем, погибаем, все погибаем!» Отметьте: очень часто, предостерегая людей, ожесточившихся в своей самонадеянности, в том, что грех приведет их к гибели, и призывая покаяться, их ввергают в отчаяние, и они делают вывод, что у них нет надежды жить.

(2) Они оспаривали Божьи угрозы и суды как несправедливые и говорили: «Неправ путь Господа» (ст. 17, 20), намекая на то, что Бог в Своих действиях был лицеприятен, взирал на лица и был более суров ко греху и грешникам, чем требовала ситуация.

II. На эти обе придирки дается достойный ответ.

1. Отчаявшиеся обрести милость Бога получают ответ вместе с торжественным заявлением о готовности Бога оказать милость (ст. 11). Когда они говорили о том, что истаивают в своих преступлениях, Бог немедленно послал им пророка, чтобы тот рассказал им, что хотя их случай печален, но не безвыходный: есть еще надежда для Израиля.

(1) Правда, что Бог не радуется гибели грешника и не желает ее. Если они сами будут губить себя, то тем самым Он прославит Себя, но такая перспектива Его не радует; лучше бы они обратились и жили, ибо Его милость является той характерной чертой, которой Он больше всего славится и которая больше всего радует Его. Он хочет, чтобы грешники обратились и жили, а не продолжали грешить и умирали. Он так сказал и поклялся, чтобы благодаря этим двум неизменным истинам мы могли иметь твердое утешение, ибо Богу невозможно лгать. У нас есть Его слово и Его клятва; и раз Он не может никем высшим клясться, клялся Самим Собою: «Живу Я». Они спрашивают, будут ли они жить, если покаются и изменятся; «Да, будете, — говорит Бог, — это так же верно, как то, что Я жив; истинно раскаявшиеся грешники тоже будут жить, ибо их жизнь сокрыта со Христом в Боге».

(2) Правда, что Бог искренно и ревностно призывает грешников покаяться: «Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших». Покаяться — значит оставить свои злые пути; именно этого Бог требует от грешников; Он побуждает их к этому, повторяя настойчиво призыв: «Обратитесь, обратитесь». О, если бы Он убедил их обратиться, и обратиться поскорее, без отлагательства! Он даст им возможность сделать это, если только их дела допустят их обратиться к Богу своему (Ос 5:4), ибо Он сказал: «Я изолью на вас дух мой» (Притч 1:23). Тогда Он примет их; это единственное, чего Он желает от них.

(3) Нет сомнений в том, что если грешники погибнут не раскаявшись, то в этом они сами будут виновны; они умирают, потому что хотят умереть; при этом их поступки безрассудны и нелепы: «Для чего умирать вам, дом Израилев?» Бог хочет услышать их, но они не хотят быть услышанными.

2. Отчаявшиеся обрести справедливость Бога в данных стихах получают ответ, который торжественно возвещает принцип, согласно которому Бог будет судить сынов человеческих, а также содержит в себе доказательство справедливости; заинтересованный человек может убедиться в его справедливости. Еврейский народ, как нация, в то время был мертв; он был не годен для осуществления намерений и достижения целей, поэтому пророку приходилось иметь дело с отдельными личностями, а принцип, согласно которому их судили, был очень похож на принцип, касающийся всего народа (Иер 18:8−10). Если Бог говорит, что насадит и устроит его, а народ поступает нечестиво, то Он отменит Свою милость и предаст его гибели. Если же Он говорит, что уничтожит и искоренит народ, а тот кается, то Бог отменит приговор и спасет его. Так и в данном случае. Вкратце, если самые благовидные верующие отходят от Бога, то они несомненно погибнут навсегда за свое отступничество; и если самые отъявленные грешники покаются, то они несомненно будут счастливы вечно, вернувшись к Богу. Эти слова повторяются вновь и вновь, ибо об этом нужно еще раз задуматься и проповедовать собственным сердцам. Эту истину необходимо было внушать этому тупому бесчувственному народу, который сказал: «Неправ путь Господа», ибо эти правила суда настолько просты и справедливы, что не нуждаются в других подтверждениях, кроме повторения.

(1) Если те, которые считались великими приверженцами религии, отказываются от своего исповедания, оставляют добрые пути Божьи, становятся распутными и плотскими, чувственными и мирскими, то их исповедание и все внешние религиозные обряды, с помощью которых они в течение длительного времени поддерживали свою хорошую репутацию, не помогут им, и они несомненно погибнут в своем беззаконии (ст. 12−13, 18).

[1] Бог говорит праведнику, что он будет жив (ст. 13). Он говорит это через Свое слово и Своих служителей. Кто живет по правилам, тому говорит его сердце и его соседи, что он будет жив. Безусловно, такой человек будет счастлив. Несомненно, если он будет успешен и сохранит свою праведность, если для этого он будет честен и искренен, если он действительно будет таким благочестивым, каким кажется, то будет жив; он будет пребывать в любви Бога и вечно будет счастлив в этой любви.

[2] Праведник, имеющий о себе очень хорошее мнение и о котором другие также имеют хорошее мнение, тем не менее подвергается опасности согрешить, если будет уповать на свою праведность. Подобная ситуация описана здесь: если он понадеется на свою праведность и сделает неправду и согрешит, если не только совершит неправильный шаг, но и совратится на ложный путь и будет упорствовать на нем. Такое может произойти с праведным человеком, и это будет результатом его упования на собственную праведность. Отметьте: многие выдающиеся верующие погибли из-за гордой самонадеянности и упования на самих себя. Такой человек уповает на заслуги собственной праведности и думает, что уже сделал Бога своим должником и поэтому сейчас может осмелиться совершить беззаконие, ибо в запасе имеет достаточно праведности, чтобы изменить ей; он воображает, что какие бы злые дела ни совершал впоследствии, они для него не опасны, ибо раньше он совершил так много хороших дел, что они перевесят их. Или он уповает на силу собственной праведности и считает себя хорошо утвержденным на пути добродетели: считает, что может позволить себе поддаться любому искушению и оно не одолеет его; и поэтому, переоценивая собственную достаточность, он решает совершить беззаконие. Осмеливаясь пересекать границы греха, он в конце концов ввергает себя в глубины адские. Это погубило фарисеев; они понадеялись на свою праведность и верили, что их длинные молитвы и посты (дважды в неделю) искупят их беззакония, когда они поедали дома вдов.

[3] Если праведник сделает беззаконие и не вернется к своей праведности, то он погибнет в своем беззаконии и все раннее совершенные им добрые дела, все его молитвы и подаяния будут забыты. Их добрые дела не будут упомянуты и не вспомнятся; они останутся незамеченными, словно их никогда не было. Праведность праведника не спасет его от гнева Божьего и проклятия закона в день преступления его. Когда он становится предателем и мятежником и поднимает оружие против своего законного Повелителя, то его не защитят оправдания в том, что раньше он был верным подданным и совершил много полезных дел для правительства. Нет, он не может остаться в живых. Память о его прежней праведности не сможет удовлетворить справедливость Бога или его собственную совесть в день преступления его, а лишь еще больше усугубит грех и безрассудство его отступничества. Поэтому он умрет от неправды своей, какую сделал (ст. 13). И вновь повторяется (ст. 18): «Он умрет за то», и в этом сам будет виновен.

(2) Если же люди, которые вели нечестивый образ жизни, покаются и изменятся, если оставят свои нечестивые пути и станут религиозными, то их грехи будут прощены, а они будут оправданы и спасены, если останутся постоянными в своей реформации.

[1] Бог говорит: «Беззаконник! ты смертью умрешь. Путь, на котором ты стоишь, ведет к гибели. Плата за твой грех — смерть, и твои беззакония скоро погубят тебя». Праведнику было сказано, что он будет жив, для его ободрения, чтобы он продолжал идти тем же путем и сохранил свою праведность, но он неправильно воспользовался этим ободрением и дерзнул совершить беззаконие. Нечестивцу было сказано: «Ты смертью умрешь», чтобы предостеречь его не упорствовать на своих нечестивых путях, и он правильно воспользовался этой угрозой, которая побудила его обратиться к Богу и своему долгу. Мы видим, что даже угрозы слова через благодать Бога для одних становятся благоуханием жизни, ведущим к жизни, в то время как обетования слова для других из-за их личной порочности становятся запахом смертоносным, ведущим к смерти. Когда Бог говорит нечестивцу: «Ты смертью умрешь — умрешь навсегда», то тем самым пугает его, но не для того, чтобы тот обезумел, а чтобы оставил свои грехи.

[2] Многие нечестивцы в свое время торопились к собственной гибели, но благодаря воздействию благодати Божьей обратились и покаялись и начали вести святой образ жизни. Беззаконник обратился от грехов своих (ст. 14) и принял твердое решение не иметь с ним ничего общего; и в качестве доказательства своего покаяния за все причиненное им зло он возвращает залог (ст. 15), который немилосердно отнимал у бедных; он платит за похищенное и несправедливо взятое у богатых. Он не только перестает делать зло, но и учится делать добро; он творит суд и правду, старается честно исполнять свой долг перед Богом и человеком, ибо в нем произошла великая перемена, так как совсем недавно он не боялся Бога и не стыдился человека. Много подобных поразительных и благословенных перемен было совершено силой божественной благодати. Кто раньше ходил путями смерти и губителя, теперь ходит по законам жизни; он идет путями Божьих заповедей, которые в себе имеют жизнь (Притч 12:28), и в конце их — жизнь (Мф 19:17). Он будет упорно продолжать идти этим добрым путем, не делая ничего худого, и хотя он полностью не освободится от своих слабостей, но беззаконие больше не будет владычествовать над ним. Он не пожалеет о своем покаянии и не вернется больше к страшным грехам, которые раньше позволял себе совершать.

[3] Те, которые подобным образом покаялись и вернулись, спасутся от гибели, к которой приближались, и их прежние грехи не послужат для Бога препятствием, чтобы принять их. Пусть не истаивает в своих преступлениях, ибо если он исповедает и оставит их, то обретет милость. Он будет жив, не умрет (ст. 15), он будет жив (ст. 16); он стал творить суд и правду и будет за то жив (ст. 19). Но неужели его беззакония не припомнятся ему? — Нет, он не будет наказан за них (ст. 12): «Беззаконник за беззаконие свое, хотя оно было омерзительным, не падет в день обращения от беззакония своего». Теперь, когда оно стало причиной его скорби, оно не будет причиной его гибели. Теперь, когда он отделился от греха, больше не будет разделения между ним и Богом. Более того, его даже не будут укорять за его преступления (ст. 16): «Ни один из грехов его, какие он сделал, не помянется ему — ни в качестве препятствия его прощению или средства, уменьшающего его утешение, ни в качестве порока, уменьшающего приготовленную для него славу».

А теперь объедините все сказанное и судите, прав ли путь Господа: не оправдают ли эти средства Бога, когда грешники будут гибнуть, и не прославит ли это Его, когда спасутся покаявшиеся. Заключение по данному вопросу таково (ст. 20): «Дом Израилев, хотя всех вас коснется общее бедствие, но в духовном и вечном состоянии между вами будет проведено разграничение; Я буду судить вас, каждого по путям его». Хотя они были отправлены в плен все вместе — хорошая и плохая рыба в одном неводе, но там Бог будет отделять драгоценное от порочного и воздаст каждому по делам его. Поэтому путь Божий справедлив и совершенен; что же касается сынов народа твоего, то Бог передает их пророку, как передал Моисею (Исх 32:7): «Они — твой народ, Я вряд ли смогу признать их Своим». Их путь неправ; выбранный ими путь противостояния Богу и Его пророкам нелеп и безрассуден. Во всех спорах между Богом и Его творениями несомненно обнаружится, что Он прав, а они неправы.

Стихи 21−29. В данных стихах:

I. Иезекиилю доставлено известие о том, что халдеи сожгли Иерусалим. Город был сожжен в пятый месяц одиннадцатого года пленения (Иер 52:12−13). Эти новости пророку принес свидетель этого разрушения в двенадцатом году в десятом месяце (ст. 21), почти год и пять месяцев спустя после этого события; мы вполне можем предположить, что в то время, более чем когда-либо, поддерживалось постоянное сообщение между Иерусалимом и Вавилоном, и он узнал эту новость намного раньше. Но это был первый раз, когда он услышал описание этого события от беженца, которому удалось спастись и который, рассказывая, мог описать его в деталях и чувствах. Пророку было дано знамение, что к нему придет человек, которому с трудом удастся избежать пламени (Иез 24:26): «В тот день придет к тебе спасшийся оттуда, чтобы подать весть в уши твои и ты более ясно представил себе, что произошло, узнав это от человека, который мог сказать: «Quaeque ipse miserrima vidi — я видел эти ужасные сцены »».

II. Чтобы подготовить его для этих печальных новостей, Бог особым образом воздействовал на него (ст. 22): «Была на мне рука Господа, прежде нежели тот пришел, и Он открыл мне уста, чтобы обратиться к дому Израилеву со словами, которые мы рассматривали в предыдущей части данной главы». Теперь он уже не был безмолвен; теперь он проповедовал с большей свободой и дерзновением, ибо данное событие подтвердило, что он — истинный пророк, к позору тех, кто противоречил ему. Все пророчества, изложенные в главах с 24 до настоящей, содержат откровения, касающиеся только соседних народов; возможно, пророк, получив их от Господа, передал их не словами своих уст, а в письменном виде, ибо он не мог обратиться к аммонитянам, Тиру, фараону и т.д. лично, а лишь направив письма к лицам, которых это касалось; подобным образом Захария писал, когда не мог говорить; при этом он так же честно исполнял свое пророческое служение, как и всегда. Отметьте: даже безмолвные служители могут совершить много хороших дел, обращаясь в письмах и нанося визиты. Но теперь уста пророка открылись, чтобы он мог говорить к сынам своего народа. Возможно, на протяжении этих трех лет он постоянно обращался к ним как друг, напоминая о том, что ранее говорил, но никогда до нынешнего момента не говорил с ними как пророк, вдохновленный духом, когда рука Господа была на нем; она обновила его поручение, дала новые наставления, открыла ему уста и обеспечила силой, чтобы говорить народу то, что он должен сказать.

III. Ему было вверено определенное послание, касавшееся евреев, которые остались в земле Израилевой и жили на опустелых местах (ст. 24). Посмотрите, что сделал грех. Города Израиля теперь стали пустынями Израиля, ибо все лежали в руинах; немногие жители, которым удалось избежать меча и плена, продолжали жить там и начали подумывать об обустройстве. Это было много лет спустя после разрушения Иерусалима и незадолго до того, как был убит Годолия (скромный и смиренный муж) вместе со своими друзьями; но, возможно, именно в этом время Иоанан и присоединившиеся к нему дерзкие люди достигли высшей степени своего нечестия (Иер 43:2); и прежде чем принять решение идти в Египет, чему противостал Иеремия, они планировали утвердиться в пустынных местах земли Израилевой, чему противостал в данных стихах Иезекииль, возможно, отправив им послание через того же человека, который принес извещение о разрушении Иерусалима. Или, возможно, эти стихи пророчествуют против некой другой части евреев, которые остались на своей земле в надежде укорениться там и стать ее полновластными владельцами, после того как Иоанан со своим войском отправится в Египет.

И в данных стихах:

1. Описывается гордость оставшихся иудеев, живущих на опустелых местах в земле Израилевой. Хотя коснувшееся их провидение Божье было очень смиряющим и все еще грозило дальнейшими бедами, но они были невыносимо заносчивы и самонадеянны, имея уверенность в том, что будут иметь мир. Беженец, принесший пророку известие о разрушении Иерусалима, скорее всего не мог сказать ему, что эти люди говорили, но Бог сообщает ему: «Они говорят: «Нам дана земля сия во владение»» (ст. 24). Наши соотечественники покинули нас, и поэтому все оставшееся принадлежит нам; так как мы выжили и у них нет наследников, то все переходит к нам, как к единственным владельцам; мы сами остались на всей земле, и поэтому вся она принадлежит нам». Это служит доказательством их великого безрассудства, царствующего в них эгоизма и ограниченности, хотя они находились под могучей рукой Бога; они радовались опустошению своей страны, так как благодаря этому надеялись обрести выгоду; их не беспокоило то, что вся земля опустошена, главное — они могли стать ее единоличными владельцами. Какое ничтожное наследство, чтобы им гордиться! У них хватило дерзости сравнивать свою ситуацию с ситуацией Авраама, и они хвалились: «Отец у нас Авраам». «Авраам, — говорили они, — был один, то есть одной семьей, и получил во владение землю сию, здесь он прожил много лет в мире, наслаждаясь ею; а нас много — много семей, и мы более многочисленны, и нам дана земля сия во владение».

(1) Они думали, что имеют такое же право на эту землю от Бога, как и Авраам: «Если Бог отдал эту землю Аврааму, который один поклонялся Ему, в награду за его служение, то тем более Он отдаст ее нам — многочисленным Своим поклонникам в награду за наше служение». Это демонстрирует, какого высокого мнения они были о своих заслугах, словно они больше заслуг Авраама, их отца, который, тем не менее, не оправдывался своими делами.

(2) Они думали, что смогут хорошо владеть этой землей и защищать ее от халдеев и всех других захватчиков, как защищал ее Авраам от тех, кто соперничал с ним за владение ею: «Если он один мог удержать ее, то мы сможем тем более, ибо нас много и в своем распоряжении мы имеем больше, чем его 300 обученных слуг». Это показывает, насколько они были уверены в собственной силе; они овладели землей и решили защищать ее.

2. Как эта гордость была обуздана. Раз Божьи провидения не смирили и не напугали их, то Бог отправляет им послание, достаточное, чтобы сделать то и другое.

(1) Чтобы смирить их, он говорит им об их нечестивости, в которой они упорствовали, что делало их абсолютно недостойными владеть этой землей; поэтому им не стоило надеяться, что Бог отдаст им ее. На них один за другим обрушивались суды, но они не пользовались средствами благодати, которые были в их распоряжении; они оставались такими же и не желали изменяться, как же они могли надеяться, что будут владеть землею? «Вы хотите владеть землею? Неужели ею могут владеть такие нечестивцы, как вы? Как поставлю тебя в число детей и дам тебе вожделенную землю!» (Иер 3:19). Безусловно, вы никогда не задумывались о себе, в противном случае удивились бы, что пребываете в земле живых, а не ожидали, что будете владеть ею. Неужели вы не знаете, насколько вы плохие?

[1] Вы не воздерживаетесь от запретных плодов и запрещенной пищи и едите с кровью, что прямо противоречит одной из заповедей, данных Ною и Его сыновьям, когда Бог отдал им во владение землю (Быт 9:4).

[2] Идолопоклонство — грех, которым вы нарушаете закон; он особым образом разгневал Бога и побудил Его подвергнуть опустошению вашу землю; он так и остался грехом, который с особой легкостью поражает вас и к которому вы очень склонны. Вы поднимаете глаза ваши к идолам вашим, а это является признаком того, что, хотя вы, возможно, не преклоняете перед ними свои колени, как раньше, но ваши сердца расположены к ним и страстно желают их.

[3] Вы такие же агрессивные, грубые и жестокие, как и раньше, и проливаете кровь, невинную кровь.

[4] Вы полагаетесь на собственную силу, на свою мышцу, но не уважаете Бога и не уповаете на Него и Его провидение: вы опираетесь на меч ваш (ст. 26); вы думаете преодолеть всех вставших на вашем пути и сделать все своим благодаря силе своей мышцы». Как могут надеяться получить наследие Исаака те (как в данном случае), кто имеет характер Измаила, руки которого на всех (Быт 16:12), принявшие решение Исава жить мечом своим? (Быт 27:40). Мы встречались с такими людьми (Иез 32:27), которые считали, что после смерти не смогут лежать спокойно под землей, не положив меч себе под голову. А здесь мы сталкиваемся с такими людьми, которые, пока жили, думали, что не смогут стоять твердо на земле, пока их мечи не будут у них в ногах, словно мечи были самыми мягкими подушками и самыми прочными колоннами; именно грех впервые вытащил меч из ножен. Но, слава Богу, есть такие люди, которые знают истину и ищут опору в божественной силе и обетований, которые возлагают свои головы в недра божественной любви и не уповают на собственный меч (Пс 43:4).

[5] «Вы виновны в разных мерзостях, в частности в том, что оскверняете один жену другого, что является мерзостью первой величины, и при этом хотите владеть землею? Какими же ничтожными негодяями вы являетесь!» Отметьте: кто живет, противясь Господу, тем не стоит надеяться овладеть землею, радоваться и в дальнейшем иметь от этого какое-либо утешение или блаженство.

(2) Чтобы напугать, он говорит им о дальнейших судах, которые Бог хранит для них, что в дальнейшем сделает абсолютно невозможным для них владение этой землей; они не смогут защитить ее от врагов. Они говорят, что овладеют землей? — Бог сказал, что этого не будет, Он поклялся: так говорит Господь Бог: «Живу Я!» Хотя Он поклялся в том, что не радуется смерти грешника, тем не менее Он также поклялся, что те, которые отказываются покаяться и упорствуют в своем неверии, не войдут в покой.

[1] Живущие в городах, здесь названных местами разоренными, падут от меча — либо от меча халдеев, которые придут, чтобы отомстить за смерть Годолии, либо от другого меча.

[2] Живущие в поле будут отданы зверям на съедение, которыми будет кишеть страна, покинутая людьми, ибо некому будет руководить ими и заботиться о них (Исх 23:29). Когда вражеская армия оставит страну, то и тогда в ней не будет безопасно. Лютые звери представляли собой один из четырех судов (Иез 14:15).

[3] А тех, которые в укреплениях и пещерах и считают, что находятся в безопасности в искусственных и природных твердынях, так как человеческий глаз не может обнаружить их, равно как и человеческая стрела не может достичь их, таковых найдут стрелы Всевышнего; те умрут от моровой язвы.

[4] Вся земля, даже земля Израиля, которая была славой всех земель, сделается пустынею из пустынь (ст. 28). Она станет пустынею — такой пустынной, какой может быть только пустыня. Горы Израилевы, плодородные горы, даже святая гора Сион, опустеют, опустеют и дороги, дома останутся без своих обитателей, так что не будет проходящих. Именно этим им угрожали (Втор 28:62): «...и останется вас немного».

[5] Гордое могущество ее (чем она славилась и гордилась, на что уповала как на свою силу) престанет.

[6] Для этих событий был очень плохой повод: все это постигнет ее за все мерзости их, какие они делали. Именно грех совершает все это зло и опустошает народы, поэтому мы должны называть его мерзостью.

[7] Тем не менее их результат будет очень хороший: «И узнают, что Я — Господь, и вновь станут преданными Мне, когда сделаю землю пустынею из пустынь». Непокорными и непонятливыми безусловно являются те, которые не осознают своей зависимости от Бога даже в тех случаях, когда все их утешения, получаемые от творений, оказываются несостоятельными и бесплодными.

Стихи 30−33. Предыдущие стихи обличали иудеев, оставшихся в земле Израилевой, которые стали монументами щадящей милости, но тем не менее не обратились к Господу, а эти стихи обличают тех, кто оказался в плену в Вавилоне и испытывал на себе божественное порицание, но тем не менее под их воздействием не изменился. Их не обвиняют в тех же чудовищных преступлениях, которые были предъявлены другим, ибо они сохранили внешний вид религиозности и соблюдали религиозные обряды, но их сердца не были правы пред Богом. В данных стихах их обвиняют в том, что они издевались над посланными от Бога, совершая один из грехов, переполнивших меру их беззаконий, который привел их к гибели, но они не исцелились от него. Двумя способами они издевались над пророком Иезекиилем:

I. Они были недоброжелательно и враждебно настроены против него, и своей злобной и возмутительной критикой в его адрес, которая частным образом распространялась между ними самими, они стремились всеми возможными способами сделать его презренным в глазах других людей. Пророк не знал об этом и добродушно думал, что люди, которые так почтительно разговаривают с ним и, похоже, уважают его, не будут злословить о нем за его спиной. Но Бог приходит и говорит ему: «А о тебе сыны народа твоего разговаривают (ст. 30), или высказываются против тебя, в чем Я не сомневаюсь». Отметьте: люди, занимающие государственные должности, часто становятся темой разговора; каждый считает, что может свободно осуждать их себе в радость. Верные служители не знают, насколько часто каждый день о них злословят; и хорошо, что они этого не знают, ибо если бы они знали, то это могло огорчить и охладить их в служении, что трудно преодолеть. Бог обращает внимание на все слова, сказанные против Его служителей: не только на указы, изданные против них, или клятвы против них, не только на то, что написано против них или сказано торжественно и после размышления, но и на то, что сказано в их адрес в обычном разговоре между соседями, когда они встречаются вечером у стен и в дверях домов; и если они порицают и клевещут о каком-либо Божьем служителе, то Бог накажет их за это. Не всегда его служители будут темой песен для пьяниц. Им не в чем было обвинить пророка, но нравилось легкомысленно говорить о нем с презрением и насмешкой. Они говорили шутливо: «Пойдите и послушайте, какое слово вышло от Господа; может, вы услышите что-то новое и это развеселит вас, а также обеспечит темой для разговора». Отметьте: о тех, кто делает великую привилегию и великую обязанность проповедовать и слушать слово Бога темой для развлечения и насмешек, можно сказать, что таковые достигли великой степени богохульства, хотя они не совершают этого открыто, а в частном разговоре между собой. О серьезных вещах нужно говорить серьезно.

II. Перед ним они притворялись, что содействуют его служению. Лицемеры смеются над Богом и Его пророками, но Бог видит их лицемерие, и грядет день, когда, как в данном случае, оно будет разоблачено. Обратите внимание:

1. На показное исповедание своей религиозности и благовидность намерений этих людей. Они похожи на тех (Мф 15:8), которые приближаются к Богу устами своими и чтут Его языком, но сердце их далеко отстоит от Него.

(1) Они усердно и постоянно совершали религиозные обряды и использовали средства благодати: «Они приходят к тебе, как на народное сходбище». В Вавилоне у них не было храма или синагоги, но они приходили в дом пророка (Иез 8:1) и там, возможно, религиозно отмечали свои новомесячия и субботы (4Цар 4:23). Хотя пророк был ограничен, но слово Божье не имело ограничений; и когда люди нуждались в помощи для своей души и желали получить ее, то благодарили за то, что имеют; это было возрождение в рабстве. Эти лицемеры приходили, как на народное сходбище: в надлежащее время и должным образом, как любой другой слушатель пророка. Эти слова также, похоже, подразумевают, что основанием для их прихода служило то, что приходили другие люди; они приходили к Богу не по велению совести, а за компанию, чтобы быть похожими на других, ибо таков был в то время обычай их соотечественников. Отметьте: среди тех, кто внешне соблюдает постановления Бога, мы можем найти многих, которыми не движет внутренняя любовь к ним. Каин принес свою жертву так же, как и Авель, и фарисей пришел в храм молиться так же, как мытарь.

(2) На народных собраниях они вели себя очень прилично и почтительно; никто из них в том месте не шептал, не смеялся, не осматривался вокруг и не спал. Все они садились пред лицем твоим как народ Мой, демонстрируя серьезность, невозмутимость и спокойствие разума. Они отсиживали все время, не уставая и не желая скорейшего окончания проповеди.

(3) Они были очень внимательны к проповедуемому слову: «Не отвлекались на другие темы, а слушали слова твои, обращая внимание на сказанное».

(4) Они притворялись, что доброжелательны и уважают пророка. Хотя за его спиной они не говорили в его адрес ни одного доброго слова, но в глаза демонстрировали ему свою любовь (в англ. пер.) и одобряли его доктрину. Они делали вид, что заботились, чтобы он не тратил слишком много времени на проповеди и не подвергал себя опасности вызвать недовольство халдеев, ибо хотели, чтобы их считали его наилучшими друзьями и доброжелателями.

(5) Они получали большое удовольствие от слова и хотели знать пути Божьи (Ис 58:2). Так Ирод с удовольствием слушал Иоанна Крестителя (Мк 6:20). Ты для них — как приятная песня (анг. пер.). Суть проповедей Иезекииля поражала, его речь была красивой, а выражения — элегантны, его сравнения были уместны, голос — мелодичный, и манера изложения — приятная; поэтому они могли сидеть и с удовольствием слушать его проповеди, словно (если я могу использовать язык нашего времени) это пьеса, или опера, или музыкальный концерт. Для них Иезекииль был человеком с приятным голосом, который мог хорошо петь, или хорошо играющий. Отметьте: человек может угождать своей фантазии словом, но при этом оно не коснется его совести и его сердце не изменится; зудящее ухо получит удовольствие, но при этом его порочная природа не будет освящена.

2. На лицемерие исповедания и притязаний этих людей; все это было притворством и насмешкой.

(1) Своим сердцем они не любили слово Божье; они демонстрировали свою любовь лишь своими устами, внешне, но сердце их увлекается за корыстью их; они так же были привязаны к миру, как раньше, любили его и заключили союз с ним. Слушание слова для них было приятным времяпровождением и развлечением — милой забавой на час или два. А основной их заботой оставалось хозяйство и торговля; к ним были направлены и стремились их души, и их внутренние помыслы были заняты планами, касающимися их. Отметьте: корысть — это грех, погубивший миллионы людей, демонстрировавших свою великую религиозность; именно любовь к миру тайно поедает любовь к Богу в их сердцах. Заботы этого мира и обманчивость богатства являются терниями, которые заглушают семя, а также придавливают душу. А те, которые, слушая слово Божье, размышляют о своих мирских делах, не угождают Богу и не приносят пользу себе. Бог видит сердца тех, кто так поступает.

(2) Они не подчиняются ему. Они слушают слова твои (и это все, что они делают для тебя), но не исполняют их (ст. 31); и вновь: «Они слушают слова твои, но не исполняют их» (ст. 32). Все сказанное пророком, его сила и аргументы не убедят их противодействовать себе в чем-то, расстаться с каким-либо своим возлюбленным грехом или исполнить какую-либо обязанность, которая хоть немного ущемляет плоть и кровь. Отметьте: многим нравится слушать слово, но они не стараются исполнить его; в таком случае они строят на песке и обманывают сами себя.

3. Чем все это закончится: «Разве может их неверие и легкомысленность сделать слово Бога недейственным?» — Ни в коем случае.

(1) Бог подтвердит слово пророка, хотя они презирают и легкомысленно относятся к нему (ст. 33). То, что он сказал, осуществится, и ни одна йота из сказанного им не останется неисполненной. Отметьте: хотя мирские умы высмеивают проклятия закона, но они не смогут препятствовать им.

(2) Они сами будут сожалеть о собственном безрассудстве, когда будет слишком поздно. Когда все это сбудется, тогда узнаете; они узнают на собственной шкуре, к своему стыду, что среди них был пророк, хотя они воспринимали его лишь как певца с приятным голосом. Отметьте: кто не задумывался о том, что среди них был пророк, и не использовал день своего посещения, пока он длился, тому придется вспомнить, что среди них был пророк, когда все, что содействует его миру, сокроется от глаз их. Близится день, когда суетные и мирские люди по-другому оценят то, что они сейчас имеют; они почувствуют бремя того, к чему сейчас относятся легкомысленно. Они узнают, что среди них был пророк, когда увидят, что событие точно соответствует предсказанию, и сам пророк будет свидетельствовать против них, что им было дано честное предостережение, но они не воспользовались им. Когда Иезекииль, в адрес которого они сейчас злословят, уйдет и не будет уже пророка с ними, кто знал бы, доколе это будет, тогда они вспомнят, что когда-то у них был пророк, но они не знали, как правильно воспользоваться этой привилегией. Отметьте: кто не знает ценности милости и не использует ее, тому придется справедливо познать ее ценность, когда он лишится ее. Так будет с теми, кто захочет увидеть один из дней Сына человеческого, в то время как сейчас пренебрегает и не желает видеть его.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иезекииля, 33 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.