Толкование Мэтью Генри на книгу пророка Даниила 1 глава

← предыдущая   •   все главы   •   следующая →

Эта глава более детально описывает начало жизни Даниила, его происхождение и образование, чем другие главы повествуют о других пророках. Исаия, Иеремия и Иезекииль начали сразу с божественных видений, а Даниил начал с изучения социальных наук и только затем был почтен божественными видениями - такие различные методы использует Бог, воспитывая мужей для служения в Своей Церкви. В данной главе описывается (I) первое пленение Иоакима (ст. 1,2), когда вместе с другими потомками царской семьи был уведен в плен и Даниил.

(II) Выбор, сделанный Даниилом и некоторыми другими юношами, изучить халдейские книги, чтобы стать пригодными для служения правительству, и обеспечение их всем необходимым (ст. 3-7).

(III) Их благочестивый отказ есть царскую пищу и решение жить, питаясь овощами и водой; после испытания начальник евнухов позволил им так питаться, увидев, что эта пища им очень полезна (ст. 8-16).

(IV) Их поразительное превосходство над всеми остальными юношами в мудрости и знаниях (ст. 17-21).

Стихи 1-7. I. О первом нападении Навуходоносора, царя Вавилонского, совершенном в первый год его царствования на Иудею и Иерусалим в третий год царствования Иоакима, и о сопутствовавшем этому мероприятию успехе (ст. 1,2): он осадил Иерусалим и скоро стал его хозяином; он захватил царя, взял всех, кто ему нравился и что ему нравилось, и увел с собой. Затем он оставил Иоакима царствовать в качестве подданного, обязанного платить дань, что он и делал на протяжении восьми лет, но потом восстал и отказался платить дань, что и привело его к гибели. Большинство толкователей полагают, что именно от этой даты первого пленения нужно отсчитывать семьдесят лет, хотя Иерусалим был разрушен, а оставшиеся уведены н плен только девятнадцать лет спустя. В этот первый год Даниил был уведен и Вавилон и им оставался в течение семидесяти лег (см, ст.21);

на протяжении этого времени все народы должны были служить Навуходоносору, его сыну и сыну его сына (Иер 25:11). Поэтому пророк на протяжении своей жизни смог увидеть возрастание, царствование и гибель этой монархии; это было res unius aetatis - дело одной человеческой жизни: такая короткая жизнь у земных царств, в то время как царство небесное вечно. Праведник, видевший, как они укореняются, увидит падение их (Иов 5:3; Прит 29:16). Г-н Бругтон обращает внимание на соотношение времен в Божьем правлении с момента выхода из Египта: прошло сорок лет, пока они вошли в Ханаан, затем семь лет, пока земля была разделена; затем семь юбилеев до первого года, когда судьей стал Самуил, с которого начались пророчества; затем до нынешнего первого года пленения - семь раз по семьдесят лет (всего 490 лет - десять юбилеев);

затем семьдесят лет до возвращения из плена, и с того момента до смерти Христа - еще семь раз по семьдесят лет; и затем сорок лет до разрушения Иерусалимского храма.

II. Как Он использовал свой успех. Он не разрушил город или царство, а сделал лишь то, что должен был сделать, чтобы исполнить угрозу о зле, которое должен причинить Вавилон. Она была объявлена Езекии за то, что он показал свои сокровища посланникам царя Вавилонского (Ис 39:6,7), и гласила, что богатства и дети будут уведены в плен, и если они благодаря этому смирятся и изменят свой образ жизни, то сила царя Вавилонского иссякнет и успех перестанет ему сопутствовать. Если незначительные суды достигают своей цели, то Бог не посылает более суровые, а если нет, то Он разожжет печь в семь раз сильнее. Давайте посмотрим, что было совершено в этот раз.

I. Сосуды святилища были унесены их часть (ст. 2) Они наивно верили, что .храм защитит их даже если они будут продолжать грешить. И теперь, чтобы показать им тщетность этого упования, храм был разграблен первым. Многие святые сосуды, которые использовались во время богослужения, были унесены царем Вавилонским, а менее значительные принесены в качестве трофеев победы в дом его бога, которого со слепой преданностью он прославил за свой успех; и, предназначив эти сосуды в знак благодарности своему богу, он внес их в сокровищницу его храма. Обратите внимание на праведность gore: Его народ принес истуканов иных богов в Его храм, а теперь Он допустил, чтобы сосуды храма были унесены в сокровищницы иных богов. Отметьте: когда люди оскверняют сосуды святилища своими грехами, то Бог поступает справедливо, оскверняя их своими судами. Возможно, сокровища царского дома также подверглись ограблению, как было предсказано, но особо отмечается, что были унесены сосуды святилища, ибо впоследствии мы увидим, что именно их осквернение наполнило меру беззаконий халдеев (Дан 5:3). Но обратите внимание, что тогда была унесена только их часть; некоторые были оставлены для испытания, чтобы увидеть, последует ли народ правильным путем ради предотвращения вывоза оставшихся (см. Иер 27:18). 2. Дети и юноши, особенно имевшие благородное или царское происхождение, красивые и подающие большие надежды, были уведены в плен. Так дети были наказаны за беззакония отцов. Навуходоносор увел их (1) как трофеи, чтобы продемонстрировать в качестве доказательств и для возвеличивания своих успехов.

(2) Как заложников преданности их родителей, оставшихся на родине, которые должны были стараться вести себя хорошо, чтобы с их детьми в плену хорошо обращались.

(3) Как потомство, которое будет служить ему. Он увел их, чтобы обучить и сделать пригодными для служения под его руководством или под воздействием непонятной привязанности, которую часто испытывают великие люди по отношению к иностранцам, а не к соотечественникам, или так как знал, что среди халдеев не было так много умных, энергичных и изобретательных молодых людей, как среди юношей Израиля. Если так, то это прославляло евреев как народ, одаренный более других народов, и плод благословения. Но стыдно, что такой умный народ имел так мало мудрости и благодати.

Обратите внимание [I] на указы, которые дал Царь Вавилонский для отбора этих юношей (ст. 4). Халдеи не должны были отбирать юношей, имевших телесный дефект, а только внешне приятых молодых людей, чей вид свидетельствовал об изобретательности и хорошем нраве. Но этого было недостаточно: они должны быть понятливы для всякой науки, разумеющие науки и смышленые - те, которые имели быстрый и острый ум, могли разумно рассказать о своей стране и науках, которым были уже научены. Он выбирал юношей, так как они более податливы и покорны, смогут забыть свой народ и смешаться с халдеями. Он имел для них определенные планы; они должны обладать такими качествами, которые позволили бы им служить в чертогах царских: не только сопровождать представителя царской семьи, но и руководить его делами. Это был пример мудрой политики развивающейся монархии в самом начале его царствования и хорошим знамением его процветания, ибо он заботился, чтобы воспитать последователей, годных для государственного служения. Он не был похож на Ахашвероша, повелевшего выбрать ему молодых девиц для служения в своем правительстве. Правителям выгодно иметь мудрых мужей, служащих им, и поэтому они поступят мудро, если постараются найти и обучить таковых. Беда нашего мира заключается в том, что многие мужья, годные для государственной службы, погребены в безвестности, а много негодных продвинулось в ней.

[2] На проявленную о них заботу. Во-первых, об их образовании. Он повелел, чтобы их научили книгам и языку халдейскому. Предполагалось, что они уже были мудрыми и образованными, но должны были учиться дальше. Дай наставление мудрому, и он приумножит знание. Отметьте: кто хочет делать добро в мире, когда вырастет, тот должен учиться, пока молод. Это возраст, подходящий для учения; если это время будет утеряно, то его трудно будет искупить. Из этого не следует, что Навуходоносор хотел научить их противозаконным методам, используемым среди халдеев, магии и ворожбе; если бы он стремился к этому, то Дании и его друзья не осквернили бы себя этим. Более того, мы не находим, чтобы он повелел обучить их религии халдеев, из чего следует, что в то время он не был религиозным фанатиком; если юноши были сообразительными и верными, годными для бизнеса, то ему неважно, какой религии они придерживались, главное - чтобы они хоть немного были религиозными. Они должны были изучить язык и законы страны, историю, философию, математику и искусство земледелия, научиться ведению войны, мореходству и тем наукам, которые сделали бы их пригодными для служения своему поколению. Отметьте: кто обеспечивает хорошим образованием молодежь, тот совершает важное служение для государства. Во-вторых, об их обеспечении. Он обеспечил их на три года не только необходимым, но и лакомствами для ободрения их в учебе. Они имели ежедневную пищу с царского стола и вино, которое он сам пил (ст. 5). Это говорило о его щедрости и человечности; хотя они были пленниками, но он учитывал их происхождение и качества, их дух и одаренность и почтительно обращался с ними; он старался сделать плен необременительным для них. Когда люди знатного происхождения и хорошо воспитанные попадают в беду, то им нужно оказывать должное уважение. Прогрессивное образование требует хорошего содержания.

III. О Данииле и его друзьях. Они были из сыновей Иудиных, из царского колена, и, возможно, из дома Давидова, который воспитал многочисленную семью; и Бог сказал Езекии, что из сыновей, которые произойдут от него, некоторые будут евнухами или управляющими во дворце царя Вавилонского. Начальник евнухов изменил имена Даниила и его друзей частично, чтобы показать свою власть над ними и их покорность ему, частично в доказательство того, что они приняли гражданство и стали халдеями. Их иудейские имена, которые они получили при обрезании, имели в себе частичку Божьего имени - Jah: имя Даниил означало Бог - мой Судья, Анания - благодать Господа, Мисаил - Бог крепкий, Азария - Бог помощь. Чтобы они забыли Бога своих отцов, водителя их юности, им дали имена, имеющие черты халдейского идолопоклонства. Имя Валтасар означает хранитель сокровищ Вила; Седрах - вдохновение солнца, которому поклонялись халдеи; Мисах - принадлежащий божеству Сах, под именем которого поклонялись Венере; Авденаго - слуга сияющего огня, которому также поклонялись халдеи. Так, хотя юношей не принуждали отказаться от религии своих отцов и принять религию завоевателей, тем не менее сделали все возможное, используя доступные средства, чтобы они постепенно забыли прошлое и приспособились к нынешнему положению дел. Обратите внимание, как хорошо о них заботились; хотя они страдали за грехи своих отцов, но были выделены и продвинуты благодаря собственным заслугам, а страна где они оказались в плену, была к ним более доброжелательна в то время, чем их родина.

Стихи 8-16. В данных стихах для нашего удовлетворения мы можем обратить внимание:

I. Что Даниил стал любимцем начальника евнухов (ст. 9), как Иосиф стал любимцем начальника тюрьмы; он обрел его благорасположение. Несомненно, Даниил заслужил его; к нему хорошо относились благодаря его изобретательности и доброму нраву (он был мужем желаний, Дан 9:23);

но здесь говорится, что именно Бог даровал ему благорасположение начальника евнухов, ибо не с каждым обращаются соответственно его заслугам. Отметьте: мы должны признавать, что заинтересованность в нас, которую, как нам кажется, мы обрели благодаря себе, - это дар Бога, и Ему воздавать славу за это. Кто бы ни был любимцем, но именно Бог даровал ему благорасположение; именно благодаря Ему он обрел благоволение. Тем самым было подтверждено, что именно Он возбуждал к ним сострадание во всех, пленявших их (Пс 115:46). Пусть молодые познают, что способ обрести благоволение - быть покорным и исполнительным.

II. Что Даниил оставался верным своей религии. Халдеи изменили его имя, но не могли изменить его природы. Как бы им ни нравилось называть его, но он смог сохранить в себе дух израильтянина. Он так же старательно, как и другие, изучал свои книги и прилагал усилия, чтобы овладеть науками и языком халдейским, но при этом принял решение не оскверняться яствами со стола царского: не есть пищу и не пить вино, какое пьет царь (ст. 8). А как только он сообщил свою цель и привел для нее основание своим друзьям, они пришли к такому же решению, что следует из ст.11. Они сделали это не из-за недовольства или сварливости или чувства противоречия, а под воздействием совести. Возможно, питаться с царского стола и пить его вино само по себе не было противозаконно, но (1) они очень тщательно следили, чтобы в пище не оказалось что-нибудь греховное. Им могли преподнести пищу, которая четко запрещалась их законом, как, например, мясо свиньи, или ор боялись, чтобы она не была принесена в жертву идолу или благословлена во имя идола. Евреи очень сильно отличались от других народов своей пищей (Лев 11:45,46);

эти благочестивые юноши, находясь в чужой стране, считали себя обязанными поддерживать славу своего народа как избранного. Хотя они не могли поддерживать свое достоинство как князья, но не хотели терять его как израильтяне, ибо именно эту характеристику считали самой ценной. Отметьте: когда народ Божий оказался в Вавилоне, то ему нужно было прилагать особые усилия, чтобы не участвовать в его грехах. Похоже, само провидение поставило перед ними эту пищу; как пленникам, им приходилось есть ту пищу, которую им давали, и они должны были быть покорны своим хозяевам; но если это противоречило заповеди, то они должны были дополнять ее. Хотя провидение говорило: «Заколи и ешь», но совесть говорила: «Нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои».

(2) Они были требовательны к себе и следили, чтобы то, что само по себе не имело греха, для них не оказалось поводом для греха, чтобы, потакая этими лакомствами своему аппетиту, они не стали греховными, сластолюбивыми и не полюбили удовольствия Вавилона. Они выучили молитву Давида: «Да не вкушу я от сластей их» (Пс 140:4) и заповедь Соломона: «Не прельщайся лакомыми яствами его; это — обманчивая пища» (Прит 23:3), и соответственно им пришли к данному решению. Отметьте: величайшей похвалы заслуживают те (особенно молодые люди), кто мертв к чувственным наслаждениям, кто не жаждет их, не наслаждается ими, а смотрит на них с безразличием. Кто хочет превосходить в мудрости и благочестии, тот должен своевременно научиться усмирять и порабощать тело свое.

(3) Как бы там ни было, но они считали это неуместным именно сейчас, когда Иерусалим оказался в беде, а они сами - в плену. В их сердце не было желания пить из чаш вино, тем более они скорбели о бедствии Иосифа. Хотя в их венах текла царская кровь, но они считали неуместным иметь во рту царские лакомства, когда сами были так значительно унижены. Отметьте: нам приличествует смиряться, когда нас касаются смиряющие провидения. Не называйте меня Ноеминью, а называйте меня Марою. Посмотрите, какую пользу приносят страдания; если судить по тому, как Иеремия описывал князей и вельмож в то время в Иерусалиме, то видно, что они очень порочны и нечестивы, оскверняли себя пищей, приносимой в жертву идолам, в то время как эти благородные юноши, находившиеся в плену, не осквернялись яствами со стола Царского. Насколько лучше обстоят дела у тех, кто сохранил свою непорочность, находясь в беде, чем у тех, кто сохранил свою порочность, находясь на вершине процветания! Обратите внимание: самое главное — Даниил избежал осквернения грехом; именно этого мы должны бояться больше, чем любой внешней беды. Приняв решение, Даниил просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему: не только, чтобы его не принуждали к этому, а и не искушали к этому, чтобы наживка не была положена перед ним и он не видел царской пищи, предназначенной ему, и вина, когда оно искрилось. Легче устоять перед искушением, находясь от него на расстоянии, чем позволить ему приблизиться и быть вынужденным поставить преграду в гортани своей. Отметьте: наилучшим образом мы используем тех, в ком обрели благоволение, если они помогают нам воздерживаться от греха.

III. Что Бог чудесным образом помог ему в этом. Когда Даниил попросил, чтобы ему не предлагали царскую пищу и не ставили вина, то начальник евнухов возразил, что если он и его друзья не будут выглядеть так же хорошо, как другие, то это может навлечь гнев царя и он потеряет голову (ст. 10). Даниил, чтобы убедить его в том, что нет опасности иметь плохие последствия, предлагает сделать опыт. Далее он обращается к низшему по званию офицеру Амелсару или управляющему: «Сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней, в течение этого времени давай нам в пищу только овощи - только травы и фрукты, поджаренные бобы или чечевицу и воду для питья; ты посмотришь, сможем ли мы обойтись этим, и сделаешь соответствующий вывод» (ст. 13). Люди не. поверят в полезность воздержанности и щадящей диеты, равно как и тому, что это улучшает здоровье тела, пока не испытают ее. Испытание было проведено. Даниил и его друзья на протяжении десяти дней питались овощами и водой; это была суровая диета для юношей благородного воспитания и образования, и можно было скорее ожидать, что они воспротивятся, а не будут просить о ней. По истечении же десяти дней их сравнили с другими отроками, и было обнаружено, что они красивее и телом полнее - имеют более здоровый вид и цвет лица, чем отроки, которые питались царскими яствами (ст. 15). Частично это было естественным результатом их воздержанности, но должно приписываться особому благословению Бога, Который может сделать незначительное важным: блюдо из зелени лучше откормленного быка. Из этого следует, что не хлебом одним живет человек; овощи и вода будут самой питательной пищей, если Бог скажет слово. Посмотрите, что значит воздерживаться от осквернений греха: это возможность иметь утешение и удовлетворение, которое будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих, в то время как греховные удовольствия - это гниль для костей.

IV. Что его начальник благоволил к нему. Управляющий не заставлял его питаться вопреки убеждениям совести, а, как они того желали, давал им овощи и воду (ст. 16) - те удовольствия, которым они радовались; и у нас есть основания полагать, что их радости не завидовали. Это является великим примером воздержания и удовлетворенности ничтожными вещами; и (как говорил Эпикур), «кто живет, равняясь на природу, тот никогда не будет бедным, а кто живет, равняясь на мнение, тот никогда не будет богатым». Эта чудесная воздержанность в юношах во дни их юности внесла значительный вклад в их подготовку (1) для выдающегося служения. Тем самым они поддерживали свой разум чистым и безоблачным, годным для размышлений, сохраняли значительное количество времени и направляли мысли на наилучшие занятия; тем самым они предотвратили те болезни, которые лишают возможности людей в зрелом возрасте заниматься делом из-за невоздержанности в юности.

(2) К значительным страданиям. Кто подобным образом привыкает к трудностям и ведет жизнь самоотречения и умерщвления, тому легче осмелиться войти в раскаленную печь и яму со львами, чем согрешить перед Богом.

Стихи 17-21. О Данииле и его друзьях в данных стихах говорится следующее.

I. Они достигли выдающихся достижений в обучении (ст. 17). Они были трезвы и прилежны, много учились, и мы можем предположить, что их учителя, убедившись в их необычных способностях, много работали с ними; но прежде всего мы должны приписать все их успехи Богу. Именно Он даровал им знание и разумение всякой книги и мудрости, ибо всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов. Именно Господь наш Бог дает человеку силу обрести богатство; разум обеспечивает всем необходимым Тот, Кто образовал его. Выдающиеся способности, которыми Бог одарил этих четырех отроков, были (1) компенсацией за их потери. За беззакония их отцов они были лишены почестей и удовольствий, которые сопутствовали бы их благородному происхождению, и, чтобы возместить это, Бог, давая способность к обучению, дал им лучшие почести и удовольствия, чем те, которых они лишились (2) Наградой за их непорочность. Они держались своей религии в самые трудные моменты и не осквернялись царской пищей или вином, фактически оставаясь назореями; и теперь за это Бог наградил их выдающими способностями к обучению, ибо Бог дает человеку, который добр пред лицем Его, мудрость и знание и радость (Еккл 2:26). Даниилу Он дал двойную часть - разуметь всякие видения и сны. Он умел истолковывать сны, как Иосиф, но не согласно правилам этого искусства, которыми пользовались волхвы, а благодаря божественной проницательности и мудрости, данной ему Богом. Более того он был наделен духом пророчества, благо даря которому мог общаться с Богом и принимать во снах и видениях знания о божественных истинах (Числ 12:6). И поэтому, соответственно полученному им дару (мы читаем в этой книге), Даниил постоянно имел дело со снами и видениями, истолковывая или получая их, ибо каждый тем даром, какой получил, должен служить друг другу и иметь расположенное к этому сердце, как только представится возможность (1Пет 4:10).

II. Царь был очень доволен ими. По прошествии трех лет, посвященных обучению (похоже, приступая к учебе, они уже были взрослыми, возможно, лет двадцати), они были представлены царю вместе с остальными учениками (ст. 18). Сам царь опрашивал и говорил с ними (ст. 19). Он мог делать это, так как был образованным человеком, в противном случае он не смог бы стать такой выдающейся личностью. Он захотел лично поговорить с ними, ибо мудро поступают те правители, которые при выборе людей, которые будут служить им, лично встречаются с ними и испытывают их способности, а не полагаются на мнения других. Царь экзаменовал их не столько в знаниях языков, правилах ораторства или поэзии, сколько во всяком деле мудрого уразумения, принципах благоразумия и справедливого управления: он интересовался их мнением о моральных принципах человеческой жизни и государственных дел; его интересовал не столько вопрос «Умны ли они?», сколько - «Мудры ли они?» И он обнаружил, что они превосходили не только молодых кандидатов, обучавшихся вместе с ними, но и стали сведущими более старцев и своих учителей (Пс 118:99,100). Царь был настолько нелицеприятен к своим соотечественникам, старейшинам, приверженцам своей религии и людям утвердившейся хорошей репутации, что после проведения испытания с легкостью признал, что эти бедные пленные еврейские юноши были в десять раз мудрее и выше всех тайноведцев, какие были во всем царстве его (ст. 20), Он очень скоро осознал, что в этих юношах было что-то исключительное, и очень скоро убедился (что удивило и обрадовало его), что лучше предпочесть незначительные познания в истинной божественности. чем иметь значительные познания в ворожбе, которыми он раньше пользовался. Что общего у мякины с чистым зерном? Что значат жезлы волхвов по сравнению с жезлом Аарона? Их невозможно сравнить, Эти четверо юношей были лучше, были в десять раз выше всех старых профессионалов вместе взятых, какие были во всем царстве его, а мы можем быть уверены, что их было немало. Такое презрение Бог излил на гордость халдеев и такое почтение оказал Своему народу, оказавшемуся в униженном положении; и так Он поступил не только с этими людьми, но и с остатками их народа ради их же блага: им было оказано большее уважение в стране, где они оказались в плену. И наконец, в их адрес было принято решение, чтобы они служили пред царем (ст. 19);

они должны были служить в приемном зале, более того, участвовать в заседаниях государственного совета, ибо привилегию видеть лице царя имели только тайные советники (Есф 1:14). Это подтверждает наблюдение Соломона: «Видел ли ты человека проворного в своем деле, благоразумного и смиренного? Он будет стоять перед царями, он не будет стоять перед простыми». Трудолюбие - способ продвижения. Нам не говорится, как долго остальные три юноши служили при дворе, но Даниил был там до первого года царя Кира (ст. 21), хотя не всегда к нему благоволили и хорошо отзывались о нем. Он жил и пророчествовал год спустя после воцарения Кира, но это упомянуто для того, чтобы обратить внимание, что он дожил, чтобы увидеть освобождение своего народа из плена и его возвращение на родину. Отметьте: иногда Бог оказывает благоволение Своим рабам, которые скорбели о Сионе и постигшем его бедствии, позволяя им дожить и увидеть лучшие времена Церкви, чем те, которые были в начале их жизни, и разделить с ней ее радость.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →