Толкование Мэтью Генри на евангелие от Марка 10 глава

В этой главе описывается:

I. Беседа Христа с фарисеями о разводе, ст. 1-12.

II. Благосклонное обращение Его с маленькими детьми, принесенными к Нему для получения благословения, ст. 13-16.

III. Испытание богатого юноши, который спрашивал, что ему делать, чтобы попасть на небо, ст. 17-22.

IV. Его беседа с учениками по этому поводу: о вреде богатства (ст. 23-27) и о том, какое преимущество несет обнищание ради Него, ст. 28-31.

V. Повторное упоминание, сделанное Им ученикам о приближающихся страданиях и смерти Его, ст. 32-34.

VI. Совет, данный Им Иакову и Иоан ну, чтобы они думали об участии в Его страданиях, а не в царствовании с Ним, ст. 35-45.

VII. Исцеление Вартимея, бедного слепого человека, ст. 46-52. С содержанием всех этих историй мы уже познакомились в Мф. 19 и 20.

Стихи 1-12. Наш Господь Иисус был странствующим Проповедником, Он не оставался подолгу на одном месте, Его приходом, или епархией, была вся земля Ханаанская, поэтому Он посещал каждую ее часть и учил народ в самых дальних ее уголках. Здесь мы видим Его в пределах Иудейских, далеко на восток от Иордана, как незадолго до этого видели Его в самых отдаленных западных пределах, близ Тира и Сидона. Он свершал Свой путь, подобно солнцу, распространяя теплоту и свет, от которых ничто не могло укрыться. Итак здесь мы находим Христа:

I. В окружении собравшегося к Нему на рода, ст. 1. Где бы Христос ни находился, всюду к Нему стекался народ; они опять собираются к Нему, как и раньше, когда Он был в этих краях. И по обычаю Своему Он опять учил их. Примечание. Проповедь была постоянным делом Христа, именно это Он делал везде, где бывал, делал это по обычаю Своему. У Матфея написано: Он исцелил их, а здесь: Он учил их. Исцеления совершались Им для подтверждения Его учения и для того, чтобы расположить людей к принятию его а учение должно было объяснять Его исцеления и иллюстрировать их. Он опять учил их. Примечание. Даже те, кого Христос уже учил, нуждались в том, чтобы Он снова учил их. Учение Христово так неисчерпаемо, что его можно постоянно изучать, а мы так забывчивы, что нуждаемся в напоминании того, о чем уже знаем.

II. Мы видим Его здесь спорящим с фарисеями, которые завидовали успеху Его духовных сражений и делали все возможное, чтобы препятствовать ему, чтобы отвлечь смутить Его и настроить против Него народ.

1. Вопрос, с которого они начали, касался развода (ст. 2): Позволительно ли разводиться мужу с женою? Это был бы хороший вопрос, если бы он был поставлен по-доброму, со смиренным желанием узнать мнение Христа относительно него. Но они предложили этот вопрос, искушая Его, ища повода к обвинению Его, возможности осмеять Его, какую бы сторону Он ни занял в этом вопросе. Служители постоянно должны быть на страже, чтобы делающие вид, будто ищут у них совета, не заманили их в ловушку.

2. Ответ Христа фарисеям в виде вопроса (ст. 3): Что заповедал вам Моисей? Он спросил их об этом, чтобы засвидетельствовать Свое уважение к закону Моисееву, показать, что Он пришел не нарушить закон, и заставить их непредвзято относиться ко всем писаниям Моисея, сопоставлять между собою различные его части.

3. Данное ими верное описание того, что они нашли в законе Моисеевом относительно развода, ст. 4. Христос спросил: Что заповедал вам Моисей? Они признали, что Моисей только позволил человеку писать жене разводное письмо и разводиться с нею, Втор 24:1. «Если вы хотите дать развод жене, то должны сделать это в письменной форме, передать письмо в ее собственные руки и таким образом отпустить ее, чтобы никогда более не возвращаться к ней».

4. Ответ Христа, в котором Он продолжает держаться изложенного Им ранее учения по этому вопросу (Мф 5:32): Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать... Здесь Он показывает:

(1) Что им не следовало бы пользоваться разрешением на развод, данным Моисеем в его законе, ибо причина этого разрешения заключалась только в жестокосердии их (ст. 5): если бы им не дозволялось разводиться со своими женами, то они убивали бы их. Итак, каждый, оставляющий свою жену, должен признать что его сердце настолько жестоко, что ему необходимо это разрешение.

(2) Что описание института брака, данное Моисеем в исторической части Писания, содержит в себе такое основание против развода, которое равносильно его запрету. Так что если ставится вопрос: Что заповедал вам Моисей? (ст. 3), то ответ должен быть таков: «Хотя он и дал иудеям временное разрешение разводиться, однако, с точки зрения вечной истины, он запрещает развод всем детям Адама и Евы; именно этого мы и должны держаться».

Моисей говорит нам:

[1] Что Бог сотворил мужчину и женщину, одного мужчину и одну женщину, так что Адам не мог оставить свою жену и взять себе другую, поскольку другой женщины не было; это означало, что и его сыновья не должны были делать этого.

[2] Когда по Божьему повелению Адам и Ева объединились в святом браке, то был установлен закон: оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей (ст. 7), что указывало не только на близость отношений, но и на их неразрывность. Муж настолько прилепляется к своей жене, что не может отделиться от нее.

[3] В результате таких взаимоотношений он и она становятся одно, хотя их и двое, но они - одна плоть, ст. 8. Союз между ними самый интимный, какой только может быть, и, как выражается д-р Хаммонд (Hammond), священный, который нельзя расторгать.

[4] Сам Бог сочетал их; Он не только как Творец сделал их соответственными друг другу, чтобы они могли быть друг для друга утешением и помощью, но, по Своей мудрости и благости, определил им, сочетавшимся таким образом, жить вместе в любви до тех пор, пока смерть не разлучит их. Брак - не человеческое изобретение, но Божье установление, поэтому должен свято соблюдаться, тем более что он является образом мистического неразделимого союза Христа и Его Церкви.

Итак, из всего сказанного Христос заключает, что человек не должен разлучаться со своей женой, которую Бог так тесно сочетал с ним. Узы, скрепленные Самим Богом, нельзя с легкостью разрывать. Тем, кто дает жене развод за любую провинность, следовало бы подумать о том, что будет с ними, если Бог так же поступит в отношении их самих. См. Ис 50:1; Иер 3:1.

5. Беседа Христа наедине с учениками по этому вопросу, ст. 10-12. У них было то преимущество, что они имели возможность лично беседовать с Христом не только о тайнах Евангелия, но и о нравственных обязанностях, чтобы впоследствии исполнять их. Ничего из этой беседы здесь не приводится, кроме установленного Христом закона о разводе, а именно: человек прелюбодействует, если разводится со своей женой и женится на другой; развод - это прелюбодеяние от жены, с которой разводится муж, ст. 11. Христос добавляет: И если жена разведется с мужем своим, то есть по обоюдному согласию уйдет от него и выйдет за другого, прелюбодействует (ст. 12), и она не оправдается тем, что сделала это с согласия мужа. Мудрость и благодать, святость и любовь, царящие в сердце, сделают легким соблюдение тех заповедей, которые для плотского сердца могут быть тяжелым бременем.

Стихи 13-16. Быть внимательным к маленьким детям считается признаком доброго и нежного сердца, и этим отличался наш Господь Иисус; это должно являться ободрением не только детей в их обращении к Христу, когда они еще совсем юные, но и взрослых, сознающих себя слабыми, по причине многочисленных немощей, беспомощными и бесполезными, как малые дети.

I. Дети, принесенные к Христу, ст. 13. Родители, или те, кто занимался воспитанием детей, принесли их к Нему, чтобы Он прикоснулся к ним в знак Своего благословения. Очевидно, что эти дети не нуждались в телесном исцелении, не были они и способны принять наставление. Но 1. Проявлявшие о них заботу были более обеспокоены их душами, лучшей частью их существа; это должно быть главной заботой всех родите- лей, потому что душа - это главное, и если с душами детей будет все в порядке, то все с ними будет хорошо.

2. Они верили, что благословение Христа принесет пользу их душам, и потому приносили их к Нему, чтобы Он прикоснулся к ним, зная, что Он может достичь их сердец так, как никакие слова или действия их родителей не могут достичь их. Мы можем приносить своих детей к Христу и теперь, когда Он на небе, ибо Он и оттуда может достичь их сердец Своим благословением. Мы должны действовать верою, полагаясь на полноту и широту Его благодати, на Его слова о благоволении к семени верующих, на завет, заключенный с Авраамом, и на обетование, данное нам и детям нашим, особенно на обетование об излиянии духа Его на племя наше и благословения Его на потомков наших, Ис 44:3.

II. Неодобрение, высказанное в адрес тех, кто приносил к Христу детей: Ученики же не допускали приносящих, как будто были уверены в том, что знают мнение Христа по этому вопросу, хотя совсем недавно Он предостерегал их чтобы они не презирали малых сих.

III. Одобрение Христа.

1. Он строго осудил учеников за то, что они удерживали их: Увидев то, Иисус вознегодовал, ст. 14. «Что вы делаете? Вы препятствуете Мне делать доброе, делать доброе подрастающему поколению, овцам стада?» Христос гневается даже на собственных учеников, если они удерживают кого-либо лично прийти к Нему или привести своих детей.

2. Он повелевает принести их к Нему и ничего не говорить и не делать вопреки этому: «Пустите детей, как только они смогут это сделать, приходить ко Мне, приносить свои прошения и принимать от Меня наставления». Дети приглашаются к престолу благодати воспевать свои осанны.

3. Он признает их членами Своей Церкви, поскольку они принадлежали к иудейской церкви. Он пришел, чтобы основать Царствие Божие среди людей, и воспользовался этим случаем, чтобы провозгласить, что и дети могут стать его подданными, что им даровано право на привилегии подданных. Более того, таковых есть Царствие Божье: они должны быть приняты в него в детском возрасте, чтобы иметь гарантию на будущую жизнь, чтобы твердо держаться имени Христа.

4. В характере и нраве всех, кого при знает и благословляет Христос, должно быть что-то от детей. Мы должны принимать Царствие Божие, как дети (ст. 15), то есть должны предать себя Христу и Его благодати, как дети отдаются своим родителям, воспитателям и учителям. Мы должны быть любознательны, как дети, учиться, как дети (находящиеся в ученическом возрасте), а учась, должны верить. Oportet discentem credere - ученик должен верить. Разум ребенка подобен чистому листу бумаги, вы можете заполнить его чем угодно; таким же должно быть и наше сознание для пера благословенного Духа. Дети находятся под управлением, в таком же положении должны находиться и мы. Господи, что повелишь мне делать? Мы должны принять Царствие Божье, как отрок Самуил: Говори Господи, ибо слушает раб Твой. Дети зависят от мудрости и заботы родителей, которые носят их на руках; они идут туда, куда родители их посылают, и берут то, что они им дают. Мы тоже должны принимать Царствие Божие, смиренно отдавая себя в руки Иисуса Христа, спокойно полагаясь на Него, на Его крепость и праведность, доверяясь Его обучению и обеспечению.

5. Он принимает детей и дает им просимое (ст. 16): И обняв их, в знак нежной заботы о них, возложил руки на них, как они того желали, и благословил их. Смотрите, как Он исполнил желание родителей: они умоляли, чтобы Он коснулся детей, но Он сделал больше.

(1) Он взял их на руки (англ. текст. - Прим. переводчика.). Так исполнилось Писание (Ис 40:11): Он агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей. Было время, когда Сам Христос лежал на руках старца Симеона, Лук 2:28. А теперь Он взял на руки этих детей, радуясь, а не жалуясь на тяжесть (как Моисей, когда ему было велено нести израильский народ, этого капризного ребенка, на руках своих, как нянька носит ребенка, Числ 11:12). Если мы приносим своих детей к Христу как должно, то Он возьмет их не только на руки Своего могущества и провидения, но и на руки сострадания и благодати (как в Иез 16:8), они будут под мышцами вечными.

(2) Он возложил руки на них. Это означает, что Он даровал им Своего духа (ибо это были руки Господа) и отделил их для Себя.

(3) Он благословил их духовными благословениями, которые пришел дать. Наши дети счастливы, если имеют своим уделом благословения Посредника. Мы не находим того, чтобы Христос крестил этих детей. До воскресения Христа крещение не было учреждено как акт, открывающий доступ в Церковь. Но Он утвердил их членство в видимой Церкви и даровал им посредством других знаков те благословения, которые в настоящее время передаются посредством крещения, посредством печати обетования, данного нам и детям нашим.

Стихи 17-31. I. Здесь описана обнадеживающая встреча Христа с молодым человеком, названным юношей в Мф 19:20,22 и начальствующим в Лук 18:18, то есть это был уважаемый человек. Здесь отмечены некоторые детали, не упомянутые у Матфея, которые делают его обращение к Христу весьма обнадеживающим.

1. Он подбежал к Христу, что указывало на его смирение. Придя к Христу, он отложил в сторону степенность и важность начальника и обнаружил при этом настойчивость и серьезность своих намерений; он бежал, как человек, который спешит, стремясь к общению с Христом. Перед ним открылась возможность посоветоваться с великим пророком по вопросу, касавшемуся мира его души, и он не хотел ее упустить.

2. Он пришел к Христу, когда Тот выходил в путь и был окружен людьми. Он не настаивал на личной встрече с Ним в ночное время, подобно Никодиму, хотя был начальствующим, как и тот, но, встретив Его на улице, воспользовался этой возможностью поговорить с Ним и не постыдился, Песн 8:1.

3. Он пал пред Ним на колени, что было знаком величайшего почтения и благоговения его перед Ним как учителем, пришедшим от Бога, а также искреннего желания быть наученным Им. Он склонил колени перед Господом Иисусом, как человек, желающий не только почтить Его в данный момент, но и быть ему послушным всегда. Он пал пред Ним на колени, выражая этим, что склоняет пред Ним сердце.

4. Его обращение к Христу было серьезным: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Вечная жизнь была догматом его вероучения, несмотря на то что саддукеи, правящая партия, отрицали ее. Он спрашивает, что он должен делать, чтобы иметь вечное блаженство. Большинство людей стремятся иметь доброе в этом мире (Пс 4:7), он же спрашивал о том, что в этом мире нужно сделать доброго, чтобы обрести величайшее благо в ином мире. Он не говорил: «Кто покажет нам благо?» Но: «Кто поможет нам творить добро?» Он спрашивал о блаженстве, достигаемом на пути долга, о том главном благе, summum bonum, поисками которого занимался Соломон: что хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом, Еккл 2:3. Итак, это был:

(1) Очень серьезный вопрос, он касался вечности и его собственной участи в ней. Примечание. Люди только тогда начинают подавать какие-то надежды, когда начинают настоятельно спрашивать, что им делать, чтобы попасть на небо.

(2) Вопрос был задан именно Тому, Кто мог на него ответить, так как Он был путь, и истина, и жизнь истинный путь к жизни, вечной жизни. Он пришел с небес, для того чтобы,

Во-первых, открыть этот путь для нас, а затем открыть его нам, сначала приготовить путь на небо, а затем указать его. Примечание. Желающие знать, что надо делать для того, чтобы спастись должны обратиться к Христу и спросить об этом у Него. Христианское вероучение указывает не только на жизнь вечную, но и на путь к ней.

(3) Вопрос был задан с добрым намерением - получить наставление. Мы еще раз встречаемся с таким же вопросом в Писании, когда он был задан законником, не преклонившим свои колена, но стоявшим прямо перед Христом (Лук 10:25), причем задавшим его с противоположным намерением - придраться к Христу: Законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать?.. Христос смотрит не столько на добрые слова, сколько на добрые намерения, с какими они говорятся.

5. Христос ободряет его в этом обращении:

(1) Помогая его вере, ст. 18. Юноша назвал Его Учитель благий; Христос хотел бы видеть в этом его отношение к Нему как к Богу, потому что никто не благ, кроме Единого, то есть Бога; Он един, и имя Его - едино, Зах 14:9. Наше английское слово Бог (God), несомненно, родственно слову благ (good);

евреи называют Бога за Его силу Елоим - Бог сильный, а мы, за Его благость, - Бог благий.

(2) Направляя его практическое поведение (ст. 19): Знаешь заповеди... Он произносит шесть заповедей второй скрижали, определяющие наши обязанности по отношению к ближним, изменяя при этом их порядок: седьмая заповедь стоит перед шестой, чтобы показать, что прелюбодейство не менее гнусный грех, чем убийство. Пятая заповедь поставлена последней как особо важная для запоминания и исполнения и служащая залогом исполнения остальных. Вместо десятой заповеди, не пожелай, наш Спаситель говорит: не обижай. Mr dnooTEprjorjq, то есть, как говорит д-р Хаммонд (Hammond): «Довольствуйся тем, что имеешь, и не стремись увеличить свое имение, обирая других». Этого требует справедливость - не обогащаться и не преуспевать, причиняя зло и вред другим.

6. Поскольку юноша был свободен от грубых нарушений Божьих заповедей, то у него была надежда на небо. До некоторой степени он мог сказать (ст. 20): Учитель! все это сохранил я от юности моей. Так думал он, и так думали его ближние. Примечание. Незнание духовной природы Божьего закона и его широты заставляет людей думать, что они находятся в лучшем состоянии, чем это есть на самом деле. Павел жил без закона, но увидев, что закон духовен, понял, что сам он плотян, Рим 7:9,14. Однако тот, кто может сказать, что свободен от позорных грехов, опередил многих на пути к вечной жизни. Но хотя мы ничего не знаем за собою, тем не оправдываемся, 1Кор 4:4.

7. Христос благосклонно отнесся к нему: Иисус, взглянув на него, полюбил его, ст. 21. Ему было приятно видеть, что этот юноша живет жизнью, не причиняющей вреда никому, и хочет знать, как жить еще лучше. Христу особенно приятно видеть молодых и богатых людей, спрашивающих о пути в небо и желающих попасть туда.

II. Далее описывается печальное расставание Христа с этим юношей.

1. Христос подверг его испытанию, чтобы открыть, искренно ли он желал вечной жизни и стремился к ней: казалось, что он прилепился своим сердцем к небу; если это так, то таковым он и должен быть. Но действительно ли его сердце так жаждет вечной жизни? Испытаем его.

(1) Сможет ли он найти в себе силы расстаться со своим богатством ради служения Христу? У него было богатое имение, а вскоре, когда впервые будет основана христианская Церковь, появится необходимость в том, чтобы все которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного; как тогда он распорядится своим имуществом? (Деян 4:34,35). Спустя короткое время начнутся скорби и преследования со стороны мира, и он вынужден будет продать свое имение, или, возможно, его отнимут у него; как ему понравится это? Пусть он сейчас узнает самое худшее, и если не согласится на эти условия, то пусть откажется от своих притязаний. «Все, что имеешь, продай, все, что превышает твои насущные потребности». Вероятно, этот человек не имел семьи, которую он должен был бы содержать, поэтому ему следовало быть отцом для бедных и сделать их своими наследниками. Каждый человек должен помогать бедным соответственно своим возможностям и радоваться, когда ему представляется случай ограничить в чем-то себя ради этого. Мирское богатство дается нам не только как средство для исполнения наших обязанностей в этом мире соответственно занимаемому в нем положению, но и как талант для использования и применения его в этом мире во славу нашего великого Господа, Который определил, что мы всегда будем иметь нищих среди себя в качестве сборщиков Его подати.

(2) Сможет ли он найти в своем сердце мужество пройти через самое тяжелое, самое дорогостоящее служение, к которому будет призван как ученик Христа, и доверчиво ожидать от Него небесной награды? Он спрашивает Христа, что он должен делать, кроме того, что уже делает, чтобы наследовать жизнь вечную, и Христос предложил ему, что делать, чтобы испытать, действительно ли он имеет такую твердую веру в жизнь вечную и так ли высоко ценит ее, как кажется. Действительно ли он верит в то, что небесного сокровища достаточно для возмещения всего, что он может оставить, потерять или истратить ради Христа? Готов ли он иметь отношения с Христом, основанные на доверии? Может ли он доверить Ему все, что дорого для него, и понести в этой жизни крест в ожидании будущего венца?

2. Услышав это, он ушел (ст. 22): Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью... Он опечалился, что не может стать последователем Христа на более легких условиях, чем отказ от всего; что не может держаться вечной жизни, не выпуская при этом из рук временного богатства. Но будучи не в состоянии удовлетворить требованиям ученичества, он все же оказался достаточно честным, чтобы не претендовать на него; он отошел с печалью. Здесь открывается истина, записанная у Матфея (Мф 6:24): не можете служить Богу и маммоне. Служа маммоне, он, фактически, презрел Христа, как и все другие, предпочитавшие Ему этот мир. Как на торжище, он предложил цену за то, что хотел приобрести, и с печалью ушел, отказавшись от приобретения, потому что не смог заплатить надлежащей цены. Два слова о договоре. Предложение - это еще не брак. Этого молодого человека погубило то, что у него было большое имение; так благоденствие глупцов погубит их, и проводящие дни свои в роскоши искушаются сказать Богу: «Отойди от нас», а своему сердцу: «Отойди от Бога».

III. Здесь описана беседа Христа с учениками. Нас искушает желание, чтобы Христос смягчил высказывание, отпугнувшее этого юношу от следования за Ним, и Своим объяснением сделал бы это требование не столь жестким. Но Он знал все сердца; Он не хотел уговаривать юношу стать Его последователем, потому что тот был богатым человеком и начальствующим; если он хочет уйти, пусть идет. Христос никого не намерен удерживать против воли, поэтому мы не видим, чтобы Он позвал его назад, но Он воспользовался этим случаем как поводом преподать ученикам два урока:

1. Трудно спастись тем, кто имеет много в этом мире, потому что очень немногих из имеющих что оставить можно убедить оставить это ради Христа или отдать на благотворительные цели.

(1) Христос утверждает эту истину: И посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим (потому что Он хотел, чтобы они запоминали все, что Он говорит, чтобы их разум был просвещен относительно земного богатства, которое они были склонны переоценивать, и чтобы ошибки их в этом вопросе были исправлены): как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! (ст. 23). У них много искушений, с которыми нужно бороться, и много трудностей (не лежащих на пути бедных), которые им нужно преодолевать. Он Сам объясняет им это, потому что они Его дети, как Он называет их в ст. 24, Он должен научить их и наделить лучшими благами, чем те, к которым молодой человек прилепился настолько, что отошел от Христа. Хотя Он и сказал, что трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие, но поясняет при этом, что опасность возникает не столько от обладания богатством, сколько от того, что человек надеется на него, черпает в нем уверенность, ожидает от него защиты и обеспечения, считает его своим уделом, говорит своему золоту то, что должно говорить только Богу: Ты надежда моя, Иов 31:24. Те, кто, как в этом случае, ценят богатство этого мира, никогда не смогут по достоинству оценить Христа и Его благодать. Имеющие большое богатство, но не надеющиеся на него, понимающие его суетность, его неспособность осчастливить душу, преодолевают эту трудность и могут легко расстаться с богатством ради Христа; имеющие же очень немного, но прилепившиеся сердцем к этому малому и видящие в нем свое счастье, будут удерживаться им от Христа. Он подкрепляет это утверждение следующими словами (ст. 25): Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому, то есть надеющемуся на свое богатство или склонному надеяться на него, войти в Царствие Божие. Несоразмерность этого сравнения кажется столь велика (хотя чем она больше, тем больше соответствует своему назначению), что некоторые старались хоть сколько-нибудь сблизить верблюда и игольное ушко.

[1] Некоторые считают, что в Иерусалиме могли быть такие ворота или дверь, получившие за свою узость название игольные уши, что верблюд не мог пройти через них, пока его не развьючат и пока он не встанет на колени (как верблюд из Быт 24:11). Так и богач не может попасть на небо, если не захочет расстаться с бременем мирского богатства и умалиться до исполнения обязанностей, требуемых религией смирения, то есть если не войдет в тесные врата.

[2] Другие полагают, что слово, переведенное как верблюд, иногда означает трос, который хотя и не может быть протянут сквозь игольное ушко, но более подходит к нему. Богач по сравнению с нищим то же, что трос по сравнению с тонкой ниткой: он прочнее, но не такой гибкий, как нитка, поэтому не пройдет в игольное ушко, если его не распустить. Так и богач должен освободиться и развязаться со своим богатством, и тогда появится надежда, что ниточка за ниточкой сможет пройти через ушко иглы, иначе он будет годен лишь для того, чтобы бросить свой якорь на земле.

(2) Эта истина оказалась очень неожиданной для учеников: Ученики ужаснулись от слов Его, ст. 24. Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Они знали, какое бытовало мнение среди иудейских учителей, утверждавших, что Дух Божий предпочитает обитать в богатых людях. Больше того, они знали, какое обилие обетовании в Ветхом Завете связано с временными благами; знали, что все люди, если они не богаты, стремятся быть богатыми и что у богатых людей больше возможностей делать добро; поэтому они изумились, услышав, что богатым так трудно попасть на небо.

(3) Христос примирил их с этой мыслью, сославшись на великую силу Божью, способную помочь даже богачам преодолеть трудности, лежащие на пути их спасения (ст. 27): Он, воззрев на них, требуя внимания, говорит: «Человекам это невозможно, богатый человек не может своими силами или решимостью преодолеть эти трудности, но Божья благодать может это сделать, ибо все возможно Богу». Если праведный едва спасется, то тем более это можно сказать о богатом, и поэтому, если кому-то удается достичь неба, он должен всю славу воздать Богу, производящему в нас и хотение, и действие.

2. Великое спасение тех, кто имеет в этом мире немного и оставляет его ради Христа. Христос говорит об этом в ответ на реплику Петра, что он и другие ученики оставили все, чтобы следовать за Ним: Вот, - говорит он, -мы оставили все и последовали за Тобою, ст. 28. «Вы хорошо сделали, - сказал Христос, - в конце пути вы поймете, что сделали хорошо для себя, ибо получите щедрое воздаяние, и не только вы, оставившие лишь немного, но и все, имеющие сколь угодно много (даже так много, как имел тот юноша, не сумевший убедить себя оставить свое богатство ради Христа), получат не равноценное, а значительно большее воздаяние».

(1) Предполагается, что потеря будет очень большой; Христос перечисляет:

[1] Мирское богатство. На первом месте упоминаются дома, а на последнем - земли: если человек лишается своего дома, служившего ему прибежищем, и земли, его кормилицы, то он становится нищим, изгоем; именно такой выбор делали страдающие святые: они прощались со своими домами и землями, очень удобными и любимыми, с наследством своих отцов ради небесного дома и наследия святых во свете, где много обителей.

[2] Дорогие родственники: отец и мать, жена и дети, братья и сестры. Они, как и любое другое временное благословение, составляют утешение нашей жизни, без них мир превратился бы в пустыню. И все же, когда нам приходится выбирать между ними и Христом, мы должны помнить о том, что наша связь с Христом более тесная, чем с любым человеком, и поэтому, ради сохранения этой связи с Ним, мы должны расстаться со всем миром и сказать отцу и матери, как говорили левиты: Я не знаю тебя. Верность доброго человека подвергается величайшему испытанию, когда его любовь к Христу оказывается в соперничестве с любовью, являющейся законной, более того, представляющей собой его долг. Для такого человека легко забыть ради Христа свою страсть, ибо он имеет в сердце своем то, что восстает против нее, но забыть отца, брата или жену ради Христа, то есть тех, кого он должен любить, трудно. И все же он должен это сделать, но не отречься от Христа. Таким образом, потери предполагаются великие, но они ради Христа, чтобы Он был прославлен, и ради Его Евангелия, чтобы содействовать его распространению и успеху. Не само страдание, а причина его делает человека мучеником. И потому (2) Награда будет велика.

[1] Они получат ныне, во время сие, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, получат не деньги, а равноценное потерянному. Они будут уже в этой жизни иметь большое утешение, восполняющее все их потери. Их близость с Христом, общение со святыми, право на жизнь вечную будут им братьями, сестрами и всем остальным. Божье провидение дало Иову вдвое больше, чем он имел прежде, но страдающие христиане получают во сто крат больше в утешениях Духа, смягчающих их земные страдания. Но Заметьте, Марк добавляет - среди гонений. Даже когда они что-то приобретают во Христе, пусть и тогда будут готовы страдать за Него, а не избегать преследований на пути к небу. Больше того, гонения будут сопровождать их среди всех приобретений во время сие, ибо вам дано не только верить во Христа, но и страдать за имя Его. Однако и это еще не все.

[2] Они получат в веке грядущем жизнь вечную. Если они получат во сто крат в этой жизни, то можно было бы подумать, что им больше нечего ожидать. Но, как если бы это было нечто незначительное, они получат в придачу еще и жизнь вечную, и это превзойдет более чем в десять тысяч раз все их потери. Но поскольку они говорили слишком много об оставлении всего ради Христа, больше, чем следовало бы, то Он предсказывает им, что предпочтение будет отдано ученикам, которые будут после них, хотя они были призваны первыми. Так, апостол Павел, считавший себя извергом, тем не менее, потрудился более всех других апостолов, 1Кор 15:10. Тогда первые были последними, а последние -первыми.

Стихи 32-45. I. Предсказание Христа о Своих страданиях. Он много говорил о Своих страданиях, хотя для ушей Его учеников это звучало неприятно и резко.

1. Посмотрите, каким Он был отважным: когда они восходили в Иерусалим, Иисус шел впереди их, как вождь нашего спасения, чтобы у совершиться через страдания, ст. 32. Таким образом Он показал готовность продолжать Свое дело даже тогда, когда приближался к самому тяжелому этапу его. Теперь, когда время Его приблизилось, Он сказал: Господи, вот Я. Он был так далек от мысли отступить, что более, чем когда-либо, стремился вперед. Иисус шел впереди их, а они ужасались. Восходя в Иерусалим, они начинали сознавать, как неминуема была опасность, навстречу которой они шли, как синедрион ненавидит их и их Учителя; мысль об этом приводила их в ужас. Поэтому, чтобы ободрить их, Христос шел впереди их. «Пойдемте, - говорит Он, - хотя, конечно, вы будете рисковать вместе со своим Учителем». Примечание. Когда мы оказываемся на пороге страданий, как радостно видеть впереди себя нашего Господа. Но, может быть, они ужасались, видя Его идущим впереди их; их восхищала Его жизнерадостность и рвение, с какими Он шел вперед, хотя знал, что идет на страдания и смерть. Примечание. Мужество и твердость Христа в Его стремлении совершить дело нашего спасения удивляли и будут удивлять всех Его учеников.

2. Посмотрите, какими боязливыми и малодушными были Его ученики: следуя за Ним, они были в страхе, они боялись за себя, сознавая грозящую им опасность. По справедливости, им следовало бы стыдиться своих страхов; мужество их Господа должно было бы вдохновлять их.

3. Посмотрите, какой метод Он избрал, чтобы успокоить их страхи. Он не пытался представить положение в лучшем свете, чем оно было в действительности, и не тешил их надеждами на то, что они могут избежать бури, но опять начал говорить им о том, о чем уже часто говорил прежде, - о том, что будет с Ним. Он знал худшее и поэтому так смело шел вперед; Он хотел, чтобы и они узнали худшее. Полно вам, не бойтесь, ибо:

(1) Ничего исправить нельзя, дело решено и не может быть отменено.

(2) Теперь должен пострадать только Сын Человеческий, однако время их страданий тоже приближалось, но Он обеспечит их защиту.

(3) Он в третий день воскреснет; исход Его страданий для Него Самого будет славным, а для всех принадлежащих Ему - благоприятным, ст. 33, 34. Христовы страдания, их характер и подробности их, описаны здесь более детально, чем в других предсказаниях: вначале Он будет предан Иудой первосвященникам и книжникам; последние осудят Его на смерть и предадут язычникам, римским воинам, которые надругаются над Ним, будут бить Его, оплюют и убьют Его. Христос обладал совершенным предвидением не только Своей смерти, но и всех отягчающих ее обстоятельств; несмотря на все это, Он шел вперед, чтобы встретить ее.

II. Выговор, сделанный Им двум ученикам за их честолюбивую просьбу. Эта история очень похожа на описанную в Мф 20:20. Только там сказано, что она была выражена их матерью, а здесь - самими учениками; мать привела их, представила их просьбу, а затем они повторили ее, выразив свое согласие с ней. Отметим:

1. В то время как одни не употребляют великого поощрения к молитве, данного нам Христом, другие злоупотребляют им. Он говорил: «Просите, и дано будет вам». Весьма похвально, когда мы с верой просим о чем-то великом, обещанном нам Христом. Однако непростительное высокомерие, проявленное учениками в их обращении к Христу с таким беспредельным требованием, заслуживает порицания: Мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Для нас гораздо лучше было бы предоставить Ему делать то, что Он считает нужным для нас, и Он сделает несравненно больше того, о чем мы помышляем, Еф 3:20.

2. Мы должны быть осторожны, когда даем общие обещания. Христос не обязывался делать для них все, что они пожелают, Он просто хотел узнать от них, чего они желают: Что хотите, чтобы Я сделал вам? Он хотел, чтобы они повторили свою просьбу и чтобы им стало за нее стыдно.

3. Многие были уловлены в сеть своим неправильным пониманием природы Христова Царства как царства мира сего, подобного царствам земных монархов. Иаков и Иоанн решили: «Если Христос в третий день воскреснет, то будет царем, а если Он будет царем, то Его апостолы будут князьями, и один из них охотно пожелает быть Primus par regni- первым князем царства, а другой -вторым по нем, как Иосиф при фараоне или Даниил при царе Дарий».

4. Мирская слава блистательна, и она долгое время ослепляла глаза учеников Христа. Однако мы должны более заботиться о том, чтобы быть добрыми, а не о том, чтобы выглядеть великими или иметь превосходство над другими.

5. Наша слабость и близорукость проявляются в молитвах не менее, чем во всем остальном. Мы не можем правильно построить свою речь, когда разговариваем с Богом, по причине своего невежества, как относительно Его, так и относительно самих себя. Указывать что-то Богу - это безумие, а соглашаться с Ним есть проявление мудрости.

6. Воля Христа в том, чтобы мы готовились к страданиям и предоставили Ему награждать нас за них. Он не нуждается в напоминании, как царь Артаксеркс нуждался в том, чтобы ему напоминали об услугах его народа, Он не может забыть дело веры и труд любви. Нам надо позаботиться о приобретении мудрости и благодати для того, чтобы научиться страдать с Ним, и тогда мы можем надеяться, что Он наилучшим образом позаботится о том, как мы будем царствовать с Ним, когда, и где, и какой будет степень нашей славы.

III. Упрек остальным ученикам за их возмущение этой просьбой. Они начали негодовать на Иакова и Иоанна, ст. 41. Они сердились на них не потому, что это было недостойно учеников Христа, а потому, что каждый из них сам мечтал о первенстве. Когда Циник ступил на длинный коврик Александра со словами Calco fastum Alexandri - Я наступаю на гордость Александра, то тут же был остановлен словами Sed majori fastu - Но с еще большей своей собственной гордостью. Так и ученики, выказав недовольство честолюбием Иакова и Иоанна, обнаружили свое собственное честолюбие, и Христос воспользовался этим как поводом для предостережения против этого порока как их самих, так и всех их последователей в евангельском служении, ст. 42-44. Он дружески подозвал их, чтобы дать им пример снисхождения, после того как обличил их в честолюбии, и научить их никогда не держать на расстоянии своих учеников. Он указывает им, что:

1. В мире злоупотребляют властью (ст. 42): Почитающиеся князьями народов, носящие имя и звание правителей, господствуют над ними. Вот к чему направлены все их устремления, вот в чем состоит их цель - не столько в том, чтобы защищать свой народ и обеспечивать его благоденствие, сколько в том, чтобы осуществлять свое господство над ним; они хотят повиновения, стремятся к деспотизму, чтобы во всем исполнялась только их воля. Sic volo, sic jubeo, stat pro ratione voluntas - так я хочу, так я приказываю, моя воля - мой закон. Они озабочены тем, чтобы через своих подчиненных поддерживать свое собственное величие, а не тем, чтобы что-то для них сделать.

2. В Церкви же не должно допускаться подобное: «Но между вами да не будет так; находящиеся на вашем попечении должны быть для вас, как овцы для пастыря, который ухаживает за ними, кормит и служит им, а не как лошадь для наездника, который работает на ней, бьет ее и зарабатывает на ней деньги. Тот, кто желает быть великим и главным, кто добивается особой власти и достоинства, да будет всем рабом, да будет незаметным и презренным в глазах всех мудрых и добрых людей- возвышающий сам себя унижен будет». Или, скорее: «Кто хочет быть истинно великим, первым, тот должен возложить себя на алтарь служения другим, унизиться до самого незаметного служения и подвизаться в самом трудном деле. Наиболее полезные служители не только удостоятся наибольшей чести в будущем, но уже и сейчас являются самыми почитаемыми». Желая укорить их за честолюбие, Он ставит им в пример Себя (ст. 45): «Сын Человеческий должен сначала покориться самым тяжелым испытаниям и самым большим опасностям, а потом уже войдет в Свою славу. Так можете ли вы надеяться достичь славы каким-то другим путем или иметь больше покоя и чести, чем имеет Он?»

(1) Он принял на Себя образ раба и пришел не для того, чтобы Ему служили и помогали, но чтобы Самому послужить и оказать милосердие.

(2) Он стал послушным до смерти, Он покорился смерти, ибо отдал душу Свою для искупления многих. Разве Он умер не ради блага добрых людей? И разве мы не должны стремиться тоже жить для их блага?

Стихи 46-52. Этот отрывок соответствует Мф 20:29-34. Отличие в том, что там мы читаем о двух слепых, а здесь, как и у Луки (Лук 18:35), - только об одном; но если были двое, то был и один. Этот один и назван здесь, так как был тем слепым нищим, о котором все толковали; он носил имя Вартимей, то есть сын Тимеев, что, как думают некоторые, означает сын слепого. Он был слепым сыном слепого отца, что делало его положение особенно тяжелым, а исцеление особенно чудесным, а также наиболее подходящим для того, чтобы служить типичным примером духовного исцеления благодатью Христовой тех, которые не только являются слепыми от рождения, но и рождены от слепых.

I. Этот слепой сидел, прося милостыни, как делают нищие и у нас.

Примечание. Лишенные провидением Божьим способности зарабатывать на жизнь своим трудом и не имеющие никакого другого способа прокормить себя, являются самыми подходящими объектами милосердия, о них должна быть проявлена особая забота.

II. Он воззвал к Господу Иисусу о милосердии: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня». Нищета взывает к милосердию; слепой обращается в своем несчастном положении к состраданию Сына Давидова, о котором было предсказано, что, когда Он придет спасти нас, тогда откроются глаза слепых, Ис 35:5. Приходя к Христу за исцелением и помощью, мы должны смотреть на Него как на обещанного Мессию, Попечителя милости и благодати.

III. Христос ободряет его надежду на ожидаемую милость, ибо Он остановился и велел его позвать. Мы никогда не должны считать помехой на пути остановку, связанную с необходимостью сделать доброе дело. Окружавшие слепого люди, вначале останавливавшие его, стали теперь для него добрыми вестниками милостивого призыва Христа: «Не бойся, вставай, зовет тебя, а если Он зовет, то, значит, и исцелит». Примечание. Великодушное приглашение Христа прийти к Нему - это величайшее ободрение для нашей надежды на то, что наше обращение к Нему увенчается успехом, что мы получим то, за чем пришли. Пусть виновные, опустошенные, искушаемые, голодные и нагие не боятся, ибо Он зовет их, чтобы даровать им прощение, насытить их души, поддержать, накормить и одеть, сделать для них все, в чем они нуждаются.

IV. Несчастный слепой приблизился к Христу самым наилучшим образом: он сбросил с себя верхнюю одежду и пошел к Иисусу, ст. 50; он отбросил все, что могло остановить его, или каким-то образом стать для него препятствием, или замедлить его движения. Желающие прийти к Христу должны сбросить одежду собственной достаточности, освободиться от всякой самонадеянности свергнуть с себя всякое бремя и грех, который, как длиннополая одежда, запинает нас, Евр 12:1.

V. Он молил о конкретной милости - что бы ему прозреть, чтобы он был в состоянии зарабатывать на жизнь и перестал обременять других. Это весьма желательно - быть в со стоянии заработать себе на хлеб, и если Бог дал людям руки и разум, а они своей ленью и безрассудством делают себя фактически слепыми и увечными, то это позор для них.

VI. Он получил эту милость, его глаза открылись, ст. 52. Марк добавляет в своем повествовании два обстоятельства, показывающие:

1. Как Христос сделал это исцеление двойной милостью для слепого, по делившись с ним славой совершенного Им исцеления: «Вера твоя спасла тебя; вера во Христа как в Сына Давидова, вера в Его сострадание и силу; не настойчивость твоей просьбы, а вера твоя побудила Христа действовать, или, скорее, Христос побудил твою веру действовать». То, что приобретается нашей верой, становится самым большим утешением для нас.

2. Как слепой сделал это исцеление двойной милостью для себя самого. Когда он прозрел, то пошел за Иисусом по дороге. Этим он показал, что получил полное исцеление и не нуждался больше в поводыре, а мог передвигаться самостоятельно. Он также выразил свое чувство благодарности Христу за Его доброту к нему, когда, прозрев, именно таким образом воспользовался своим зрением. Недостаточно прийти ко Христу за духовным исцелением, но, получив его, мы должны продолжать следовать за Ним, чтобы воздать Ему честь и получить наставления от Него. Имеющие духовное зрение созерцают красоту Христа, и она влечет их бежать за Ним.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →