Толкование Мэтью Генри на евангелие от Марка 13 глава

Здесь содержится пророческая проповедь нашего Господа Иисуса о разрушении Иерусалима и кончине века; это была одна из последних Его проповедей, произнесенная не ad populum - не для народа, a ad clerum - для духовенства; она была сказана наедине, только для четверых из Его учеников, которым Он доверял тайны.

I. Что послужило поводом для Его предсказания: восхищение учеников зданиями храма (ст. 1, 2) и их расспросы относительно времени его разрушения, ст. 3, 4.

II. Что именно предсказывается:

1. Появление обольстителей, ст. 5, 6, 21-23.

2. Войны, ст. 7, 8.

3. Гонения на христиан, ст. 9-13.

4. Разрушение Иерусалима, ст. 14-20.

5. Конец света, ст. 24-27.

III. Несколько общих замечаний относительно времени свершения этих событий, ст. 28-32.

IV. Практические выводы из всего сказанного, ст. 33-37.

Стихи 1-4. I. Как склонны многие, даже из учеников Христа, боготворить то, что внешне выглядит величественно и долгое время считается святыней. Они слышали, как Христос выразил Свое недовольство теми, кто превратил храм в вертеп разбойников, и тем не менее, когда Он покинул храм по причине оставшегося в нем нечестия, они добивались, чтобы Он наравне с ними любовался и восхищался его величественной архитектурой и украшениями. Один из них сказал Ему: «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания, ст. 1. Мы никогда не видели ничего подобного в Галилее; о, не покидай этого прекрасного места».

II. Как мало значения придает Христос внешнему великолепию, если при этом отсутствует истинная чистота. «Видишь сии вели кие здания? - говорит Христос. - Ты восхищаешься ими? Говорю тебе, что близко время, когда все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне» (ст. 2). Роскошь здания не защитит его от разрушения и не возбудит в Господе Иисусе никакого сожаления. Он смотрит с жалостью на гибель драгоценных душ и плачет над ними, потому что очень высоко ценит их, но мы не находим в Нем ни капли жалости, когда Он смотрит на развалины великолепного здания, в котором грех не оставил Ему места, - оно не представляет для Него большой ценности. Как спокойно Он говорит: «Не останется здесь камня на камне». Прочность храма, главным образом, зависела от больших размеров его камней, и если они будут развалены, то от него не останется ни следа, ни воспоминания. Пока стоит хоть какая-то часть здания, есть надежда на его восстановление, но какая надежда может быть там, где не осталось и камня на камне?

III. Как естественно для нас желание узнать, что будет после и когда это будет; об этом нам гораздо интереснее знать, чем о том, что является нашим долгом. Его ученики не могли вместить учение о разрушении храма, так как думали, что он должен стать царским дворцом для их Учителя, местом, где они получат свои привилегии и высокие чины; они не могли успокоиться до тех пор, пока не остались с Ним наедине и подробнее не расспросили Его о нем. Как только Он возвратился в Вифанию и сел на горе Елеонской против храма, откуда мог обозревать весь храм, четверо из них согласились спросить Его наедине – что Он имел в виду, говоря о разрушении храма. Это предсказание было так несовместимо с их планами, что они понимали его не больше, чем предсказание Его смерти. Хотя вопрос был задан четырьмя учениками, однако беседа Христа в ответ на него происходила, вероятно, в присутствии и остальных учеников, но в стороне от на- рода, то есть была все-таки тайной беседой. Их вопрос заключался в следующем: Когда это будет? Они не ставят под сомнение неминуемость этого события (ибо их Учитель сказал, что оно совершится), но хотели бы надеяться, что это будет очень нескоро. Они не просят называть точную дату (в этом они были скромны), но говорят: «Скажи нам, какой признак, когда все сие должно совершиться? Что будет предшествовать этим событиям и как мы можем предугадать их приближение?»

Стихи 5-13. Отвечая на вопрос учеников, наш Господь Иисус не столько удовлетворяет их любопытство, сколько дает направление их мыслям. Он по-прежнему оставляет их в неведении относительно времен и сроков, которые Отец положил в Своей власти и которые им не дано было знать. Но Он предупреждает их о том, что им действительно нужно было знать, - какие события должны произойти в скором времени.

I. Им следовало остерегаться, чтобы их не прельстили обольстители и самозванцы, которые вскоре должны были восстать (ст. 5, 6): «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, чтобы, обретя истинного Мессию, вы не потеряли Его снова в толпе претендующих на мессианское звание, что бы никто не увлек вас и вы не приняли бы Его соперников. Многие придут под именем Моим, не называющиеся именем Иисус, но говорящие: Я Христос, и таким образом притязающие на достоинства, принадлежащие только Мне». После того как иудеи отвергли истинного Христа, нашлись многие лжехристы, обманщики, навлекшие большие бедствия, каких прежде никогда не бывало. Эти лжехристы прельстили многих, потому берегитесь, чтобы кто не прельстил вас. Примечание. Когда многие прельщены, пусть это пробудит в нас стремление пристальнее наблюдать за собой.

II. Им следует остерегаться приходить в ужас от тревожных военных слухов, ст. 7, 8. Войны введены в мир грехом, они происходят от человеческих похотей. Но бывают особые времена, когда войны тревожат и опустошают народы более, чем в другие; так будет и теперь. Христос родился в мир, когда на земле повсюду было спокойно, но вскоре после того, как Он ушел из мира, его охватили повсеместные войны. Восстанет народ на народ, и царство на царство. И что же тогда будет с теми, кто должен проповедовать Евангелие всем народам? Inter arma silent leges- Среди лязга оружия не слышен голос закона. «Но не ужасайтесь.

1. Пусть это не будет для вас удивительным, вы должны ожидать этого -сему надлежит быть, ибо это предопределено Богом в целях осуществления Его намерений: иудейскими войнами (подробно описанными у Иосифа Флавия) Бог накажет нечестие Израиля.

2. Пусть это не страшит вас, как если бы вашим интересам грозило поражение, или как если бы эти войны могли воспрепятствовать исполнению вашей миссии; это вас не касается, и потому вы не должны опасаться никакого вреда». Примечание. Те, кто презирает улыбки мира, не ищет и не домогается их, могут с таким же презрением смотреть на угрозы его и не бояться их. Если мы не стремимся возвыситься вместе с теми, кто возвышается в этом мире, то почему мы должны бояться погибнуть вместе с теми, кто погибает в нем?

3. «Но не смотрите на это как на предзнаменование близкого конца света, ибо это еще не конец, ст. 7. Не думайте, что эти войны приведут мир к концу; нет, существуют еще другие промежуточные планы Божьи, которые должны исполниться между этим концом и концом света, предназначенные для того, чтобы подготовить вас к этому концу, но не торопить его.

4. Не смотрите на эти войны так, как будто Бог через них совершает самое страшное; нет, в Его колчане есть еще стрелы, предназначенные для гонителей. Не бойтесь войн, о которых услышите, ибо это только начало болезней; вместо того чтобы страшиться их, готовьтесь к худшему, ибо будут также землетрясения по местам, которые погребут множество людей под развалинами их собственных домов; и глады, когда многие несчастные погибнут от недостатка хлеба; и смятения, так что не будет мира ни входящему, ни выходящему. Мир будет наполнен смятением, извне – нападения, внутри - страхи, но вы не ужасайтесь и не бойтесь страха их». Примечание. Ученики Христа могут наслаждаться святой защитой и спокойствием духа, когда все вокруг них будет в страшном беспорядке, если только по собственной вине они не лишатся их.

III. Им следовало остерегаться, чтобы предстоящие им страдания за имя Христово не отдалили их от Христа и от исполнения своего долга. Опять Он говорит: «Но вы смотрите за собою, ст. 9. Хотя вы будете лучше защищены от меча войны, чем ваши ближние, так как не участвуете во всеобщих распрях, однако этим не успокаивайтесь: вас более, чем других, коснется меч правосудия, стороны, враждующие друг с другом, объединятся против вас. Берегитесь поэтому и не обманывайтесь надеждами на внешнее благополучие, на земное царство, о котором вы мечтаете, ибо многими скорбями надлежит вам войти в Царствие Божие. Берегитесь, чтобы вы не тревожились без нужды, вложите это в свои головы. Смотрите за собою, что говорите или делаете, потому что за вами будут наблюдать много глаз». Заметим:

1. Каких скорбей им следует ожидать.

(1) Они будут ненавидимы всеми. Может ли быть что тяжелее? Сама мысль о том, что тебя ненавидят, мучительна для чувствительного сердца, а ее плоды постоянно досаждают, ибо злые люди стараются вредить. Их возненавидят не за что-то плохое, в них самих или в их действиях, но только за имя Христа, за то, что они носят Его имя, проповедуют Его имя и совершают чудеса Его именем. Мир возненавидит их потому, что они возлюблены Им.

(2) Их собственные родственники предадут их, те, к кому они особенно привязаны и от кого надеялись получить защиту: «Они предадут вас, будут доносить на вас, будут вашими гонителями». Отец, имеющий сына христианина, потеряет к нему естественную любовь и, движимый слепым фанатизмом, предаст собственное дитя гонителям, как если бы он поклонялся иным богам, Втор 13:6-10.

(3) Их церковные вожди будут выносить им приговоры. «Вас будут предавать великому синедриону в Иерусалиме, нижестоящим судам и консисториям в других городах, будут бить в синагогах, давать вам по сорока ударов плетьми как нарушителям закона, читаемого в синагогах». Это не ново, когда церковь в лице предателей-служителей обрушивается на лучших своих сынов.

(4) Цари и правители будут применять против них свою власть. Поскольку иудеям не дано права осуждать их на смерть, то они будут возбуждать против них римских правителей, как они восстановили Ирода против Иакова и Петра, и те будут предавать их смерти, как врагов империи. Они же должны сражаться до крови и не отступать.

2. Чем должны они утешать себя среди всех этих великих и суровых скорбей.

(1) Тем, что дело, к которому они призваны, будет совершаться и преуспевать, несмотря на все противодействие, какое встретится им (ст. 10): «При всем этом Евангелие должно быть проповедано во всех на- родах, и звук его пройдет по всей земле прежде, чем будет разрушен Иерусалим, не только среди иудейского народа, но среди всех народов земли». Страдающих за Евангелие должно утешать то, что, хотя они сами могут быть сокрушены и низложены, Евангелие устоит; оно будет стоять твердо и одержит победу.

(2) Тем, что страдания их будут не препятствовать, а содействовать успеху их дела. «Когда вас поставят пред правителями и царями, это будет для свидетельства пред ними (так понимают некоторые, ст. 9);

это даст вам возможность проповедовать Евангелие тем, перед кем вас поставят как преступников и к кому иначе вы никогда не были бы допущены». Так апостол Павел, когда его приводили к Феликсу, Фесту, Агриппе и Нерону, свидетельствовал им о Христе и проповедовал Евангелие. Или (как мы понимаем): это будет во свидетельство против них, как против судей, так и против гонителей преследовавших с неистовой яростью людей, не только невиновных, но высоконравственных, как обнаруживали их собственные расследования. Евангелие есть свидетельство для нас о Христе и небе. Если мы принимаем его, оно становится свидетельством, оправдывающим и спасающим нас, в противном же случае оно будет свидетельством против нас в последний день.

(3) Тем, что когда они будут приведены пред царей и правителей за Христа, то получат особую помощь с неба для защиты как дела Христова, так и их собственного дела (ст. 11): «...не заботьтесь наперед, что вам говорить, не заботьтесь о том, как вам разговаривать с великими мира сего, чтобы обрести их благоволение; ваше дело правое и славное, оно не нуждается в поддержке ваших заранее подготовленных речей; но что дано будет вам в тот час, все, что будет подсказано, что будет вложено в ваши умы и уста, то и говорите; не бойтесь за успех сказанного вами, он будет обеспечен, потому что это не экспромтом будет сказано, говорить будете не вы, с вашей мудростью сообразительностью и решимостью, но Дух Святой». Примечание. Те, кого Христос призывает защищать Его дело, получат от Него полные инструкции, и когда мы заняты служением Христу, то можем полагаться на помощь Духа Христова.

(4) Тем, что в конце концов небеса будут воздаянием за все: «Вы встретите на своем пути много трудностей, но будьте мужественны, ваша борьба закончится, ваше свидетельство завершится, претерпевший до конца спасется» (ст. 13). Постоянство заслуживает венца. Обещанное здесь спасение есть нечто большее, чем освобождение от зла, -это вечное блаженство, которое щедро вознаградит вас за ваше служение и страдания. См. Мф 10:17 и далее.

Стихи 14-23. Иудеи, в своем восстании против римлян и преследовании христиан, спешили к собственной гибели, настраивая против себя и людей и Бога, 1Фес 2:15. Здесь предсказываются разрушение и разорение, постигшие их спустя менее сорока лет; об этом мы уже читали в Мф 24:15 и далее.

I. Что предсказывается здесь относительно этого.

1. Что римские войска нападут на Иудею и окружат Иерусалим, святой город. Они были мерзостью запустения - сделали иудеев мерзкими, что и привело к запустению их. Земля врага именуется землей, которой ты гнушаешься, Ис 7:16. Это было мерзостью потому, что ничего не принесло с собой, кроме запустения. Иудеи отвергли Христа, Который мог бы стать их спасением, считая Его мерзостью, и теперь Бог навел на них мерзость, ставшую для них запустением, о котором в пророчестве Даниила (Дан 9:27) говорится как о прекращении жертвы и приношения. Римская армия стояла там, где не должно, вокруг и внутри святого города, к которому не должны были приближаться язычники, и им не было бы позволено приблизиться к нему, если бы Иерусалим не осквернил венец своей святости. Церковь оплакивает это положение (Плач 1:10): язычники входят во святилище его, о котором Ты заповедал, чтоб они не вступали в собрание Твое, но грех сделал пролом, через который слава вышла, а мерзость запустения ворвалась и стала, где не должно. Итак, пусть читающий эти слова уразумеет их и старается правильно их применить. Пророчества не должны быть слишком простыми, но в то же время они понятны для тех, кто внимательно исследует их; наилучший способ понять их- это сначала сравнить одно пророчество с другим, а затем с реальными событиями.

2. Что когда римская армия будет вступать в страну, безопасность можно будет обрести, только покинув ее, причем как можно быстрее. Тщетно будет сражаться с врагами, поскольку они будет слишком сильными для них, тщетно будет скрываться от них -они обнаружат их, и нельзя сдаваться им -они не дадут им квартир. Человеку невозможно будет спасти ничего, кроме жизни своей, которая будет дана ему вместо добычи, да и то лишь путем бегства из Иудеи в горы; пусть бегут по первой тревоге и как можно поспешнее. Если окажется кто на кровле, откуда он, наблюдая за продвижением врага, заметит его приближение, то пусть не сходит в дом и не входит взять что-нибудь из дома своего, потому что это повлечет за собой потерю времени, более драгоценного, чем самая дорогая вещь, а взятые с собой вещи затруднят бегство. Если же он окажется в поле, то пусть скрывается, в чем есть, и не обращается назад взять одежду свою, cт. 16. Если он сможет спасти себе жизнь, то пусть считает это выгодным приобретением, если даже не спасет ничего более, и пусть будет благодарен Богу, что хотя и лишился всего, но не лишился жизни.

3. Что очень трудно придется в то время матерям и кормилицам, ст. 17. «Горе беременным, которые не осмеливаются уходить в чужие края, не могут обойтись без посторонней помощи и поспешить, как другие. Горе питающим сосцами, потому что им трудно будет решить, как поступить с нежными младенцами - оставить их или взять с собой». Так суетно все земное: бывают времена, когда то, что составляло величайшую утеху в жизни, становится величайшим бременем. Большие трудности возникнут также, если им придется бежать зимою, когда погода плохая, а дороги непроходимы, особенно в горах, куда они должны бежать. Когда невозможно предотвратить бедствие, то можно желать и молиться, чтобы, если есть на то воля Божья, сложились более благоприятные обстоятельства, смягчающие это бедствие. Когда все плохо, мы должны помнить о том, что могло быть и хуже. Плохо, когда приходится бежать из дома, но еще хуже, если это бегство должно произойти зимой.

4. Что тогда будет такое разрушение и запустение по всей земле иудейской, какого не было во всей предшествующей истории (ст. 19): Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог (время и творение имеют одну и ту же начальную дату), даже доныне, и не будет до конца времен, такого переплетения бедствий и такой продолжительности их. Разрушение Иерусалима халдеями было ужасно, но это превзойдет и его. Всему народу иудейскому угрожало полное уничтожение; они столь варварски истребляли друг друга, а римляне - всех их, что если бы их войны продлились еще немного, то не спаслась бы никакая плоть, ни один иудей не остался бы в живых. Но во гневе Своем Бог вспомнил о милости и:

(1) Сократил те дни: Он прекратил Свою борьбу, прежде чем совершил полное истребление. Иудейские церковь и государство были уничтожены, но множество отдельных людей получили свою жизнь вместо добычи, когда буря утихла.

(2) Сокращение этих дней было сделано ради избранных; многим повезло благодаря тем немногим среди них, которые верили во Христа и остались верны Ему. Таково было обетование, что остаток будет спасен (Ис 10:22), что Бог, ради рабов Своих, не погубит всех (Ис 65:8), и эти обетования должны были исполниться. Избранные Божьи вопиют к Нему день и ночь, и их молитвы не останутся без ответа, Лук 18:7.

II. Какие указания даются ученикам в связи с этим.

1. Они должны бежать ради сохранения своей жизни. «Когда вы увидите страну захваченной и город осажденным, не тешьте себя мыслью, что враги отступят или вы поладите с ними, но, без лишнего обдумывания или промедления, находящиеся в Иудее да бегут в горы, ст. 14. Не вмешивайтесь в распрю, не касающуюся вас, пусть черепок спорит с черепком земным, а вы бегите с тонущего корабля, чтобы вам не умереть смертью необрезанных сердцем».

2. Они должны позаботиться о своих душах: «В то время будут действовать обольстители, ибо они любят ловить рыбу в мутной воде поэтому вы должны особенно бодрствовать. Тогда, если кто вам скажет: «вот, здесь Христос», или: «вот, там», - не верьте. Вы знаете, что Он на небе и снова придет к концу времен для суда над миром; приняв Христа, не попадайтесь в сети антихриста, ибо восстанут лжехристы и лжепророки» (ст. 22). В период становления евангельского царства сатана собрал все свои силы, чтобы противостать ему, применяя всю свою хитрость, и Бог допустил это ради испытания искренности одних и разоблачения лицемерия других, а также для обольщения отвергнувших Христа, когда им предлагали принять Его. Восстанут лжехристы и лжепророки, проповедующие во имя их, то есть не претендующие на звание Христа, но выдающие себя за пророков; они будут предсказывать будущее и творить знамения и ложные чудеса. Так рано началось действие тайны беззакония, 2Фес 2:7. Они прельстят, если возможно, и избранных; их слова будут настолько правдоподобными и они будут так прилежно обманывать народ, что увлекут многих передовых и ревностных исповедников Христа, многих, которые, казалось бы, должны были устоять; ибо ничто не сохранит от падения, кроме непоколебимого основания Божьего: Господь знает Своих, - тех, кто выстоит, когда вера других потерпит поражение, 2Тим 2:18. Они будут прельщать, если возможно, и избранных, но это будет невозможно для них: избранные получат, как бы ни ожесточались другие, Рим 11:17. Однако, учитывая это, ученики должны быть осторожны, оказывая кому-либо доверие (ст. 23): Вы же берегитесь... Христос знал, что они были избранные, из числа тех, кого невозможно прельстить, и все же сказал им: берегитесь. Уверенность в сохранности и предостережение против отступничества не исключают друг друга. Хотя Христос сказал им берегитесь, из этого вовсе не следует, что их сохранность была под сомнением, нет, они сохранялись силой Божьей. С другой же стороны, хотя сохранность их и была гарантирована, это не означало, что они не нуждались в этом предостережении; нет, они должны применять соответствующие меры. Бог сохранит их, но и сами они должны смотреть за собой. «Я наперед сказал вам все, предостерег вас относительно грозящей вам опасности, чтобы, будучи предупреждены, вы могли заранее вооружиться. Я наперед сказал вам все, что вам следует знать заранее, поэтому остерегайтесь слушать тех, кто притворяется пророком и предсказывает больше, чем Я предсказал».

Cтихи 24-27b>

Эти стихи, по-видимому, указывают на второе пришествие Христа для суда над миром; в своем вопросе ученики смешали разрушение Иерусалима и кончину века (Мф 24:3), что объясняется их ошибочным представлением, будто храм непременно должен стоять, пока стоит мир. Христос исправляет эту ошибку и показывает, что кончина века в те дни, в те другие дни, о которых вы спрашиваете, в дни пришествия Христа и суда, будет после скорби той, а не совпадет с ней по времени. Те, кто увидит истребление иудейского народа, пусть не думают, что если Сын Человеческий не придет тогда видимым образом на облаках, то Он никогда не придет таким образом; нет, Он придет после скорби той. Здесь Христос предсказывает:

1. Полное разрушение существующего мироздания, даже той области его, которая, казалось, менее всего подвержена изменениям, и является высшей областью, чистой и более совершенной: Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются, потому что их затмит слава Сына Человеческого, Ис 24:23. Звезды, сохранявшие от начала мира свое место и регулярное движение, упадут, как осенние листья; и силы небесные, небесные тела, фиксированные звезды, поколеблются.

2. Зримое явление Господа Иисуса, Кому будет предан суд того дня (ст. 26): Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках... Возможно, Он появится над тем самым местом, где сидит сейчас, когда говорит эти слова, ибо облака находятся в нижних слоях атмосферы. Он придет с силою многою и славою, соответствующей тому поручению, для исполнения которого явится. И узрит Его всякое око.

3. Собрание к Нему всех избранных, ст. 27; Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих, в сретение Ему на воздухе, 1Фес 4:17. Они будут собраны со всех краев земли, так что никто не будет отсутствовать на этом всеобщем собрании; они будут собраны от края земли, из самых уда- ленных от того места, где будет стоять судилище Христово, и будут приведены до края неба. Их перемещение будет таким надежным, быстрым и простым, что никто из них не потеряется, хотя от края земли они должны следовать одним путем, а до края неба - другим. Верный израильтянин пройдет безопасно, хотя бы путь его пролегал от самой границы дома рабства до самой границы земли обетованной.

Стихи 28-37. Здесь следует применение этой пророческой проповеди; научимся правильно смотреть в будущее.

I. «Что касается разрушения Иерусалима, ожидайте, что оно произойдет очень скоро, ибо, когда ветви смоковницы становятся уже мягки и пускают листья, вы знаете, что близко лето, ст. 28. Когда начинают действовать вторичные причины, вы ожидаете появления их последствий в определенном порядке и в должное время. Так и когда вы увидите то сбывающимся -когда увидите израильский народ, втянутый в войны, доведенный до безумия лжехристами и лжепророками и навлекающий на себя недовольство римлян, особенно когда увидите, как они преследуют вас за имя вашего Учителя, упорствуя в том, что они делали, когда предавали Его смерти, и наполняя этим меру своих беззаконий, - тогда говорите, что их гибель близка, при дверях, и проявите заботу о себе». Сами ученики, все, за исключением Иоанна, избегнут грядущего бедствия, но следующее поколение, воспитанное ими, доживет до того времени и увидит это бедствие, и эти наставления, оставленные Христом, должны сохранить их от него. «Род сей, то есть нарождающийся теперь, не прейдет, как все сие будет, все, что Я говорил относительно Иерусалима; и все это начнет скоро исполняться. Это разрушение в такой же степени неминуемо, в какой оно близко и уже виднеется на горизонте. Приговор вынесен, и гибель предопределена» (Дан 9:27). Христос сказал об этом не для того, чтобы просто испугать их; нет, это было провозглашением определенных намерений Божьих. «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (ст. 31), каждое из этих предсказаний будет исполнено с точностью».

II. «Что же касается конца века, не спрашивайте, когда он будет, этот вопрос вам не следует задавать, ибо о дне том или часе никто не знает; это недостижимо для вас; точное время определено в планах Божьих, но не открыто словом Божьим ни людям на земле, ни Ангелам небесным. Ангелы будут своевременно предупреждены о нем, чтобы подготовиться к служению в тот день, а сынам человеческим о нем будет возвещено звуком трубы. Но в настоящее время и люди и ангелы держатся в неведении относительно точного времени, чтобы те и другие занимались своими текущими делами». А далее следует: ни Сыну. Но разве может быть такое, чего бы не знал Сын? Мы читаем из книги, которая была запечатана до тех пор, пока Агнец не открыл ее, но разве Он не читал ее, прежде чем она была запечатана? Неужели Он не посвящен в то, что там написано? Во времена раннего христианства были некоторые, учившие на основании этого текста, что Христос, будучи человеком, мог чего-то не знать. Отсюда пошло выражение agnoetae; они говорили: «Утверждать это не более абсурдно, чем говорить, что Его человеческая душа испытывала скорбь и страх». И многие из отцов-ортодоксов соглашаются с этим. Некоторые не поддерживают их, считая, что Христос говорил это из благоразумных соображений, желая отвлечь учеников от дальнейших расспросов. Но один из древних авторов на это отвечает: По этому вопросу не следует высказываться слишком детально - ou dei pavnth akribologein. «Конечно (говорит архиепископ Тиллотсон (Tillotson)), Христос-Бог не мог чего-то не знать, но Божественная мудрость, обитавшая в нашем Спасителе, сообщалась Его человеческой душе согласно Божьему изволению, так что иногда Его человеческая природа могла чего-то не знать; поэтому о Христе сказано, что Он преуспевал в премудрости (Лук 2:52), чего нельзя было бы сказать, если бы Его человеческая природа обязательно знала все в силу своего единства с Божественной природой». Д-р Лайтфут (Lightfoot) объясняет это следующим образом: Христос называет Себя Сыном, как Мессия. Мессия как таковой был служителем Отца (Ис 42:1), посланным Им, и как служитель Он часто ссылается на волю и повеление Своего Отца, признавая, что ничего не творит Сам от Себя, Иоан 5:19; таким же образом Он мог бы сказать: ничего не знаю Сам от Себя. Откровения Иисуса Христа были даны Ему Богом, Отк 1:1. Он считает поэтому, что мы должны проводить различие между Его совершенствами и превосходствами, проистекавшими из личностной связи между Божественной и человеческой природой и проистекавшими из помазания Духом; из первой вытекало бесконечное достоинство Его полной свободы от всякого греха, а из второго - сила совершать чудеса и предсказывать грядущее. Поэтому (говорит он) то, что Христос открывал Своей Церкви, Ему угодно было брать не от союза человеческой и Божественной природы, но от откровения Духа, еще не давшего Ему знать это, только Отец знает это, то есть только Бог, Божество; ибо (как объясняет архиепископ Тиллотсон (Tillotson)) здесь имеется в виду не личность Отца в отличие от Сына и Духа Святого, но Отец как Fons et Principium Deitatis - Источник Божества.

III. «Ваш долг, как в отношении разрушения Иерусалима, так и в отношении конца света, – бодрствовать и молиться. Для того и сокрыты от вас сроки, чтобы вы всегда были на страже, ст. 33; берегитесь всего, что может сделать вас неготовыми к пришествию Господа, что может затруднить ваш отчет и смутить ваш дух; бодрствуйте, ожидая Его пришествия, чтобы оно не было для вас неожиданным, когда бы ни случилось, и молитесь о необходимой благодати для подготовки к нему, ибо не знаете, когда наступит это время; старайтесь каждый день быть готовыми к тому, что может произойти в любой день». Заканчивая, Он приводит в пример следующую притчу.

1. Наш Господин, уходя, оставил нам поручение, задание, за которое мы должны будем дать отчет, ст. 34. Он подобен человеку, отходящему в путь; Он ушел, чтобы долгое время быть вдали от дома, Он оставил Свой дом на земле и дал слугам Своим поручения, одним- власть, чтобы они были надзирателями, другим -работу, чтобы они трудились. Для тех, кому была дана власть, эта самая власть была их трудом, ибо кто имеет больше власти, у того и больше дел; и тем, кому он поручил работу, он дал также своего рода власть, чтобы исполнить эту работу. Прощаясь перед самым уходом, он приказал привратнику бодрствовать, чтобы непременно открыть ему, когда он вернется, а между тем следить, чтобы ворота открывались не для разбойников и грабителей, а только для друзей и слуг господина. Так и наш Господь Иисус, когда вознесся, оставил всем Своим рабам какое-нибудь дело, которое они должны выполнять в Его отсутствие, ожидая Его, и быть готовыми принять Его когда Он возвратится. Все призваны трудиться, но некоторые наделены властью, чтобы управлять.

2. Мы постоянно должны быть на страже, ожидая Его возвращения, ст. 35-37.

(1)Наш Господь непременно вернется, и вернется как Хозяин дома, чтобы потребовать у Своих слуг отчета за их труд и произведенные ими усовершенствования.

(2) Мы не знаем, когда Он придет, Он очень мудро держит нас в неизвестности, чтобы мы всегда были готовы к встрече с Ним. Мы не знаем, когда Он придет, в какое именно время; Господин дома может прийти вечером, в девять часов, или в полночь, или в пение петухов - в три часа утра, а может быть, и в шесть. Это можно отнести к Его пришествию за нами лично, в момент нашей смерти, а также и к общему суду. Наша жизнь сейчас -это ночь, темная ночь по сравнению с жизнью иной; мы не знаем, в какую стражу ночи придет наш Господин, во дни юности, в средние года или в старости; уже с самого момента рождения мы начинаем умирать, и поэтому как только мы становимся способны чего-либо ожидать, то должны ожидать смерти.

(3) Наша первостепенная забота должна быть о том, чтобы, когда бы ни пришел Господь, Он не нашел нас спящими, уверенными в себе, не стоящими на страже, потворствующими своей лени, не думающими о деле, не помышляющими о приходе Господина, готовыми сказать, что Он не придет, и не готовыми встретиться с Ним.

(4) Его приход действительно будет внезапным, он будет неожиданным к ужасным для беспечных и спящих, он найдет на них, как тать в ночи.

(5) Вот почему ученикам Христа так необходимо бодрствовать, пробудиться и оставаться пробужденными. «А что говорю вам четверым (ст. 37) или, скорее, вам двенадцати, то говорю всем Своим ученикам и последователям; что говорю этому поколению, то говорю всем верующим в Меня во всем мире и во все века: бодрствуйте, бодрствуйте, ожидайте Моего второго пришествия, готовьтесь к нему, чтобы Я нашел вас в мире, без пятна и порока».


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →