В этой главе апостол применяет сказанное им в предыдущей главе о первосвященстве Христа:

I. Серьезно и страстно увещевает евреев, чтобы они постарались уразуметь этого великого Первосвященника, явленного им, ст. 1−6.

II. Затем добавляет несколько важных советов и предостережений, ст. 7−19.

Стихи 1−6. В этих стихах дается применение изложенного в конце предыдущей главы учения относительно первосвященства нашего Господа Иисуса Христа. Заметьте:

I. Как горячо и с какой любовью апостол призывает христиан к тому, чтобы они больше думали об этом Первосвященнике, чтобы Он был объектом их самых серьезных и глубоких размышлений: ведь никто, ни на земле, ни на небе, не заслуживает нашего внимания более, чем Он. Чтобы сделать это увещание более убедительным, заметьте, как:

1. Почтительно обращается он к тем, кому пишет: Братия святые, участники в небесном звании.

(1) Братья, не только мои братья, но братья Христа, а в Нем и братья всем святым. Все дети Божии суть братья и должны жить в любви, подобно братьям.

(2) Святые братья, святые не только по исповеданию и названию, но по принципам и практике жизни, святые в сердце и в повседневном хождении. Это название используется некоторыми в насмешку: «Эти святые братья» — говорят они. Но шутить с обоюдоострым мечем опасно; не кощунствуйте, чтобы узы ваши не стали крепче. Пусть те, которых так презирают и высмеивают, стараются быть действительно святыми братьями и таковыми представить себя Богу; им не следует стыдиться своего звания и бояться насмешек нечестивых. Придет день, когда те, что сейчас смеются над святыми, сочли бы за величайшую честь и счастье, если бы их приняли в это святое братство.

(3) Участники в небесном звании — участники в средствах благодати и в Духе благодати, сошедшем с небес и призвавшем христиан из тьмы в чудный свет; в звании, которое приносит небо в души людей и поднимает их к небу, делает их небесными по характеру и поведению и готовит для вечной жизни с Богом на небесах.

2. Титулы, которыми апостол наделяет Христа, Кого он желает им уразуметь:

(1) Как Посланника исповедания нашего, премьер-министра евангельской церкви, как главного посланника Бога к людям, посланного с важнейшим поручением, как великого начальника той веры, преданность которой мы исповедуем, и того упования, которым хвалимся.

(2) Не только как Посланника, но также и как Первосвященника нашего исповедания, главного служителя как Ветхого, так и Нового завета, как Главу церкви того и другого завета, во время обоих домостроительств; как Того, Кого мы исповедуем своим Заместителем и Ходатаем, исповедуем свое упование на прощение грехов в Нем и примирение с Богом через Него.

(3) Как Христа, Мессию, помазанного на служение в качестве Посланника и Первосвященника.

(4) Как Иисуса, нашего Спасителя и Исцелителя, великого Врача души, прообразно представленного медным змеем, которого Моисей вознес в пустыне, чтобы ужаленные змеями могли взглянуть на него и остаться живыми.

II. Наш долг перед Тем, Кто носит такие высокие и почетные титулы, состоящий в том, чтобы уразуметь Его, описанного этими титулами. Уразуметь Его Самого, уразуметь, Кем Он является для нас сейчас и Кем будет впоследствии, в вечности. Уразуметь Его, сосредоточив свои мысли на Нем с величайшим вниманием, и соответственно вести себя по отношению к Нему. Взирать на Иисуса как на начальника и совершителя нашей веры. Заметьте:

1. Многие, исповедующие веру во Христа, не разумеют Его, как должно; ожидая спасения от Него, они не размышляют о Нем так много, как Он того заслуживает и как того желает.

2. Глубокое и серьезное размышление о Христе должно принести большую пользу для нас, содействовать росту нашего познания Его, побуждать любить Его, слушаться и уповать на Него.

3. Даже те, кого называют святыми братьями и участниками в небесном звании, должны побуждать друг друга размышлять о Христе больше, чем они это делают; самые лучшие из детей Его слишком редко и слишком мало думают о Нем.

4. Мы должны разуметь Христа так, как Он описан в Священном Писании, а не строить свое представление о Нем на собственных суетных понятиях и фантазиях.

III. Несколько аргументов, подчеркивающих нашу обязанность уразуметь Христа как Посланника и Первосвященника нашего исповедания.

1. Первый основывается на верности Христа, ст. 2. Он был верен Тому, Кто по ставил Его, как и Моисей был верен во всем доме Его.

(1) Христос есть назначенный Посредник, Бог Отец послал и поставил Его на это служение, поэтому Его посредничество угодно Отцу.

(2) Он верен Своему назначению, точно соблюдает все правила и предписания Своего посреднического служения и безупречно выполняет поручение, возложенное на Него Отцом и народом Его.

(3) Он верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его. Как Моисей был верен своему служению в ветхозаветной иудейской церкви, так и Христос — в новозаветной церкви. Это был очень убедительный аргумент для иудеев, высоко чтивших верность Моисея, хотя она была всего лишь прообразом верности Христа.

2. Другой аргумент основан на превосходстве славы и достоинства Христа по сравнению с Моисеем (ст. 3−6).

(1) Христос был устроителем дома, а Моисей — лишь одним из принадлежащих к дому. Под домом мы должны понимать церковь Божию, народ Божий, объединенный под Христом как устроителем и главой, и подчиненный нижестоящим служителям, действующим согласно Его закону и соблюдающим Его установления. Христос является устроителем этого дома-церкви всех веков, Моисей же был служителем в этом доме, он был орудием в руках Христа в деле управления домом и созидания его. Сам же Христос является устроителем всего, ибо Он есть Бог, и никто, кроме Бога, не может построить церковь, — ни положить основание ее, ни воздвигать на этом основании. Для устроения церкви требовалась сила не меньшая, чем для устроения мира; мир был создан из ничего, а церковь — из материалов, совершенно непригодных для такого строения. Христос, Который есть Бог, начертал план церкви, заготовил материал и Своей всемогущей силой расположил его так, чтобы придать ему определенную форму; Он сложил Свой дом, установил в нем Свои порядки и увенчал его Своим собственным присутствием, составляющим истинную славу Божьего дома.

(2) Христос является не только устроителем этого дома, но и хозяином его, ст. 5−6. Этот дом называется Его домом как Сына Божия. Моисей был всего лишь верным слугой для засвидетельствования того, что должно было открыться впоследствии. Христос, предвечный Сын Божий, является законным владельцем и суверенным правителем церкви. Моисей был только прообразным правителем ее, для свидетельства о всем, что касалось церкви и должно было более ясно и полно открыться в век Евангелия Духом Христовым; поэтому Христос достоин большей славы, чем Моисей, большего почтения и уразумения. Это рассуждение апостол заканчивает:

[1] Применением его к себе самому и ко всем истинным верующим (ст. 6): Дом же Его — мы. Каждый лично из нас, ибо мы суть храмы Святого Духа, и Христос обитает в нас по вере нашей; все мы составляем одно целое, будучи объединены узами благодати, истины, святых таинств, евангельской дисциплины и поклонения.

[2] Характеристикой тех, кто составляет этот дом: «...если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца; то есть, если будем твердо держаться смелого и открытого исповедания истин Евангелия, лежащих в основании нашего упования на благодать Божию и на будущую славу; если будем жить в соответствии с этим упованием, чтобы иметь право хвалиться им; если твердо сохраним его до конца, несмотря на все, что может встретиться нам на пути». Так что, как видите, надо не только хорошо начать путь Христа, но твердо и неуклонно идти по нему до конца. Здесь мы имеем указания, что должны делать те, кто хочет быть достойным принадлежности к дому Божию и пользоваться привилегиями его.

Во-первых, они должны усвоить истины Евангелия разумом и сердцем.

Во-вторых, основывать на этих истинах свою надежду на будущее блаженство.

В-третьих, открыто исповедовать эти истины.

В-четвертых, жить в соответствии с ними, чтобы их свидетельство было ясным, чтобы они могли хвалиться своим упованием и сохранить его до конца. Одним словом, они должны точно, последовательно, мужественно и постоянно ходить путем веры и практического послушания, чтобы их Господь, придя, мог одобрить их и признать Своими.

Стихи 7−19. Здесь до конца главы апостол продолжает давать евреям серьезные советы и предостережения, цитируя при этом Псалом 94:7−11. Заметим следующее:

I. Что он советует им делать — безотлагательно, немедленно откликнуться на призыв Христа. «Прислушайтесь к Его голосу, примите и уразумейте то, что Бог говорит вам во Христе; примените это к себе со всем старанием, и сделайте это сегодня же, ибо завтра может быть слишком поздно».

II. Против чего он предостерегает их — против ожесточения их сердец, против глухоты к призывам и советам Христа. «Когда Он показывает вам ужас греха и превосходство святости, когда говорит о необходимости принять Его верою как своего Спасителя, то не закрывайте своих ушей и не ожесточайте своего сердца против Его голоса». Заметьте: ожесточение сердца — это источник всех других грехов.

III. Какой пример он использует для этого предостережения — пример их отцов, израильтян в пустыне: ...как во время ропота, в день искушения в пустыне; это ссылка на замечательное происшествие у Массы и Меривы, Исх 17:27. Заметьте:

1. Дни искушений часто бывают днями ропота.

2. Роптать на Бога, испытующего нас и допускающего, чтобы мы увидели, что всецело и непосредственно зависим от Него в своей жизни, это значит раздражать Его.

3. Грехи других, особенно наших родственников, служат предостережением для нас. Мы должны помнить о грехах наших отцов и о понесенном ими наказании за них, чтобы воздерживаться от следования их дурному примеру. Относительно грехов отцов иудеев, рассматриваемых здесь, заметим:

(1) В каком они находились положении, когда впадали в эти грехи: они были в пустыне на пути из Египта в Ханаан, мысль о котором должна была бы удерживать их от греха.

(2) В каком грехе они были повинны: они искушали и раздражали Бога; роптали на Моисея, не доверяли Богу и не внимали гласу Его.

(3) Обстоятельства, отягощавшие их вину: они грешили в пустыне, где жили в непосредственной зависимости от Него; они грешили, когда Бог испытывал их; грешили, когда видели дела Его, чудеса, имевшие место при их освобождении из египетского рабства, Его повседневную поддержку и обеспечение во время их странствия по пустыне. Так они грешили против Бога в течение сорока лет. Это были весьма отягчающие вину обстоятельства.

(4) Источник и причина этих тяжких грехов заключались в следующем:

[1] Они заблуждали сердцем, и грехи сердца производили множество других грехов в их словах и поступках.

[2] Они не познали путей Божиих, хотя Он шел перед ними. Они не знали Его путей: ни путей Его попечения о них, какими Он приходил к ним, ни путей Его повелений, какими они должны были приходить к Богу. Они не относились правильно ни к Его попечению о них, ни к Его предписаниям для них.

(5) Справедливое и великое негодование Бога на их грехи и, в то же время, Его великое долготерпение, какое Он проявлял к ним (ст. 10): Посему Я вознегодовал на оный род (англ. — был огорчен на оный род — Прим. переводчика). Заметьте:

[1] Всякий грех, особенно грех, совершаемый верующими в Бога и пользующимися Его благоволением, не только гневит и оскорбляет Бога, но и огорчает Его.

[2] Бог не хочет, чтобы народ Его погиб в своих грехах или за свои грехи, Он долготерпит их.

[3] Бог ведет точный счет времени, в течение которого люди грешат против Него и огорчают Его своими грехами; но в конце концов, если они продолжают огорчать Духа Божьего своими грехами, то их грехи будут огорчением для их собственного духа, либо при осуждении, либо при помиловании.

(6) В конце концов их постигла неизбежная гибель за их грехи. Бог поклялся во гневе, что они не войдут в Его покой, в покой либо земного, либо вечного Ханаана. Заметьте:

[1] Грех, в котором долго упорствуют, воспламеняет гнев Божий, и этот огонь горит против грешников.

[2] Божий гнев обнаруживается в Его праведном осуждении нераскаявшегося грешника; Он клянется во гневе Своем, не поспешном, но праведном, и гнев Его приводит грешника в беспокойное состояние. Когда Бог гневается, покоя не может быть.

IV. Какую пользу извлекает апостол из этого страшного примера, ст. 12−13. Он дает надлежащее предостережение евреям, усливая его нежным обращением.

1. Он предостерегает евреев: Смотрите. «Смотрите за собой, будьте на страже против врагов, как внешних, так и внутренних, будьте осмотрительны. Вы видели, что воспрепятствовало многим из ваших предков войти в Ханаан, и они пали костьми в пустыне; остерегайтесь, чтобы вам не впасть в тот же самый грех, в ту же самую сеть и не подвергнуться ужасному приговору. Ибо вы видите, что Христос есть Глава церкви, значительно более превосходный, чем Моисей, и ваше пренебрежение Им будет большим грехом, чем было их пренебрежение Моисеем, поэтому вы находитесь в опасности подвергнуться более ужасному наказанию, чем они». Заметьте: гибель других должна быть для нас предостережением, чтобы мы опасались скалы, на какой разбились они. Падение Израиля должно быть постоянным предупреждением для всех последующих поколений, ибо все это происходило с ними как образы (1Кор 10:11), и мы должны помнить об этом. Будьте осторожны, все, кто хочет достичь неба, должны смотреть за собою.

2. Он усиливает свое увещание нежным обращением: «Братья, не только по плоти, но и в Господе; братья, которых я люблю благоденствия которых сильно желаю и тружусь ради него». Далее Павел раскрывает суть своего увещания: Смотрите, братья, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. Заметьте:

(1) Неверное сердце есть лукавое сердце. Неверие — большой грех, оно развращает сердце человека.

(2) Сердце неверное и лукавое является причиной всякого греховного уклонения от Бога, оно ведет к постепенному отступлению от Него. Если мы позволили себе однажды усомниться в Боге, то можем скоро и оставить Его.

(3) Братья-христиане нуждаются в предостережении против отступления. Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.

3. К этому предостережению апостол добавляет добрый совет, могущий послужить лекарством от неверности и лукавства сердца: Наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить «ныне»... (ст. 13). Заметьте:

(1) Мы должны делать все возможное для поддержки друг друга, пока находимся вместе, что будет продолжаться короткое и неопределенное время.

(2) Поскольку завтрашний день не в наших руках, то мы должны наилучшим образом использовать сегодняшний.

(3) Если христиане не будут наставлять друг друга каждый день, то могут оказаться в опасности ожесточения через обольщение грехом. Примечания:

[1] Грех имеет в себе много обольстительного: он кажется красивым, а в действительности является скверным; кажется приятным, а на самом деле вреден он много обещает, но ничего не исполняет.

[2] Обольщение грехом приводит к ожесточению души. Один допущенный грех готовит почву для другого; каждое греховное действие закрепляет привычку. Грех, совершаемый против совести, сжигает ее. Поэтому каждый из нас должен проявлять большую заботу о том, чтобы наставлять себя и других остерегаться греха.

4. Павел ободряет тех, кто не только хорошо начал, но и хорошо продолжает и держится так до конца (ст. 14): Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца. Заметьте здесь:

(1) Привилегии святых: они сделались причастниками Христу — причастниками Его Духа, Его естества, Его добродетелей, праведности и Его жизни. Они причастники Его во всем, что Он есть, что Он сделал и что может сделать.

(2) Условие сохранения ими своих привилегий, а именно: быть твердыми до конца в смелом и открытом исповедании Христа и в практической христианской жизни. Они не только останутся твердыми, будучи соблюдаемы силой Божией чрез веру ко спасению, но и будучи побуждаемы к этой твердости, так как это является средством, которым Христос помогает Своим детям быть твердыми. Это побуждение заставляет их бодрствовать и прилагать старание и таким образом хранит их от отступления. Заметьте здесь:

[1] Тот же самый дух, с каким христиане вступили на Божий путь, они должны сохранить и проявлять до конца. Начавшие серьезно, с горячей любовью, святой решимостью и смиренным упованием должны продолжать свой путь в том же духе. Но:

[2] Существует много тех, которые, начав свой путь мужественно и уверенно, не сохранили эти качества до конца.

[3] Постоянство в вере есть самое лучшее доказательство искренности нашей веры.

5. Апостол возвращается к ранее цитируемым местам из Псалма 94 и применяет их к евреям своего поколения, ст. 15−16 и далее. В то время было сказано: Ныне, когда услышите глас Его.... Как если бы он хотел сказать: «То, что цитировалось прежде из этого Псалма, относится не только к прежним поколениям, но и к вам и ко всем грядущим после вас поколениям, чтобы вы остерегались впадать в те же самые грехи и не подпали тому же самому осуждению». Апостол говорит им, что хотя некоторые из слышавших глас Божий возроптали на Него, однако не все. Заметьте:

(1) Хотя большинство слышавших искушали Бога своим неверием, однако были и те, что поверили сказанному.

(2) Хотя слышание слова является средством спасения, тем не менее, если нет послушания слову, то люди подвергают себя еще большему гневу Божию.

(3) Бог всегда имеет Свой верный остаток, тех, кто послушен Его голосу, и Он печется о них и упоминает о них с почтением.

(4) Даже если таковые и подвергаются временным бедствиям, тем не менее они являются причастниками вечного спасения, в то время как непокорные слушатели навеки погибнут.

6. Павел предлагает им несколько вопросов относительно вышесказанного и дает правильные ответы на них (ст. 17−19): На кого же негодовал Он сорок лет? (англ. — Кем Он был огорчаем — Прим. переводчика) и далее. Заметим здесь:

(1) Бога огорчают только те из Его народа, что грешат против Него и упорствуют в своих грехах.

(2) Более всего огорчают и раздражают Бога грехи, совершаемые открыто большинством народа; когда грех распространяется, как эпидемия, это особенно раздражает Бога.

(3) Хотя Бога можно долго огорчать, хотя Он долго терпит, отягощаемый всеобщим господствующим беззаконием, однако в конце концов Он освобождает Себя от открытых преступников открытыми судами.

(4) Неверие (и непокорность как следствие неверия) является великим губительным грехом этого мира, особенно тех, кто имел откровение о мыслях и воле Божией. Этот грех затворяет для них сердце Бога и врата неба; он навлекает на них гнев Божий и Его проклятие и оставляет их в таком состоянии: ради истины и справедливости перед Самим Собой Он должен навеки отвергнуть их.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на послание к Евреям, 3 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

Евреям 3 глава в переводах:
Евреям 3 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.