Апостол очень хорошо знал, что евреи, которым он писал, были сильно привязаны к левитскому домостроительству, поэтому прибегает к различным аргументам, чтобы оторвать их от него. С этой целью он продолжает в данной главе:

I. Умалять левитское священство и жертвы, приносившиеся по закону, ст. 1−6.

II. Возвышать и возвеличивать священство Христа, чтобы убедить евреев принять Его и Евангелие, ст. 7−18.

III. Показывает верующим честь и достоинство их положения и призывает к исполнению соответствующих им обязанностей, ст. 19−39.

Стихи 1−6. Здесь апостол, по указанию Духа Святого, ставит своей задачей показать полную несостоятельность левитского домостроительства; ибо хотя оно и было божественным установлением, очень полезным и превосходным на своем месте и в свое время, однако, когда оно было сопоставлено со Христом, к Которому должно было привести людей, то стало ясно, что уместно и необходимо показать его слабость и несовершенство; апостол успешно делает это с помощью следующих нескольких аргументов.

I. Закон был тенью будущих благ, и только тенью. Кто же захочет довольствоваться тенью, хотя бы и благих вещей, если пришла сама сущность их? Заметьте:

1. Блага — это все относящееся к Христу и Евангелию, причем это блага являются наилучшими, как сами по себе, так и в применении к нам: это реальности наивысшей природы.

2. Во времена Ветхого Завета эти блага были будущими благами, они не были в то время ясно открыты и ими нельзя было вполне воспользоваться.

3. Иудеи имели тогда лишь тень этих благ Христовых, нечто вроде схемы их; мы же, в век Евангелия, располагаем сущностью их.

II. Закон не был точным образом будущих благ. Образ есть точное изображение того, что он представляет. Закон же был очень далек от такого образа, он был лишь тенью, подобно тени человека на стене, которая далека от его изображения в зеркале, намного более совершенного. Закон был очень грубым представлением великого плана Божией благодати, и поэтому не следует слишком привязываться к нему.

III. Жертвы, приносимые по закону из года в год, не могли сделать совершенными приходящих с ними, ибо иначе перестали бы приносить их, ст. 1−2. Если бы они удовлетворяли требованиям справедливости и покрывали беззакония, если бы они могли очистить и умиротворить совесть, тогда они прекратились бы, как не нужные больше, так как совесть приносящих их уже не была бы отягощена сознанием греха. Но они не прекращались, после окончания дня искупления грешник снова впадал в то или другое согрешение и нуждался в новом дне искупления, и так каждый год, не считая ежедневных жертвоприношений. Теперь, в век Евангелия, мы имеем совершенное искупление, не нуждающееся в повторении; грешник, однажды прощенный, прощен навсегда и нуждается только в обновлении своего покаяния и своей веры, чтобы утешиться в сознании того, что он сохраняется в состоянии прощенного.

IV. Ветхозаветные жертвы не уничтожали собою греха, и это было невозможно для них, ст. 4. В этом состоял их существенный недостаток.

1. Они не были одной и той же природы с нами, грешниками.

2. Они не были достаточны для того, чтобы принести удовлетворение за преступления против справедливости Бога и Его власти. Они были не одной и той же природы с оскорбителями, по этому и не могли быть достаточными. Еще менее они соответствовали природе оскорбленного, а ничто меньшее этой природы не могло быть жертвой, полностью возмещающей оскорбление.

3. Животные, приносимые в жертву по закону, не могли дать свое согласие заместить грешника. Искупительная жертва должна быть такой, чтобы сама могла согласиться и добровольно предложить себя вместо грешника: именно таковой жертвой был Христос.

V. Великий Бог назначил и предсказал определенное время, и вот это время теперь пришло, когда ветхозаветные жертвы стали неугодны Ему и бесполезны для людей. Они никогда не удовлетворяли Бога, а теперь Он совсем отверг их. Поэтому держаться их теперь означает противиться Богу и отвергать Его волю. Время отмены левитских законов было предсказано Давидом (Пс 39:7−8), здесь это предсказание цитируется, как уже исполнившееся. Так основательно апостол старается низложить Моисеево домостроительство.

Стихи 7−18. Теперь апостол возвышает и возвеличивает Господа Иисуса Христа, причем в такой же степени, в какой умалял перед этим левитское священство. Он представляет евреям Христа как истинного Первосвященника и как истинную искупительную жертву, по отношению к которой все остальные были лишь прообразами, и в качестве оснований для этого рассматривает:

I. Намерение и обетование Бога относительно Христа, которые так часто упоминаются на страницах книги Божией, ст. 7. Бог не только постановил, но и объявил чрез Моисея и пророков, что Христос придет и будет великим Первосвященником церкви и что Он принесет совершенную и все совершенствующую жертву. Написанное в начале книги Божией, что семя жены сотрет главу змея, относится к Христу, и весь Ветхий Завет изобилует пророчествами о Христе. И поскольку обетований, относящихся к Нему, такое большое количество, так много сказано о Нем и так долго Он был ожидаем народом Божиим, то подобает принять Его со всем почтением и благодарностью.

II. Тот факт, что Бог приготовил тело для Христа (то есть человеческую природу), что бы Он мог стать нашим Искупителем и Защитником. Объединив в Себе две природы, Он стал Посредником между Богом и человеком; посредником, чтобы положить Свою руку на обоих, примирителем, чтобы примирить их, и вечными узами, чтобы объединить Бога с Его творением. «Ты открыл мне уши, то есть наставил Меня, приготовил Меня для предназначенного Мне дела и возложил его на Меня», Пс 39:7. Спасителя, дарованного и приготовленного Самим Богом таким необычайным образом, следует принять с большой любовью и радостью.

III. Готовность и согласие Христа взять на Себя дело искупления, когда никакая другая жертва не могла быть принята, ст. 7−9. Когда справедливость Божию не могла удовлетворить никакая меньшая жертва, кроме жертвы Самого Христа, тогда Он добровольно пошел на нее: «Вот, иду, исполнить волю Твою, Боже. О Боже, пусть Твое проклятие падет на Меня, а они пусть идут. Отче, Я хочу исполнить Твои определения и Мой завет с Тобою ради них; Я желаю осуществить все Твои обетования и исполнить все Твои пророчества». То, что Писание исполнилось во Христе, должно делать для нас как Христа, так и наши Библии очень дорогими.

IV. То поручение, ради которого Христос приходил на землю. Оно состояло в том, что бы исполнить волю Божию, не только как пророк, открывающий волю Божию, или как царь, издающий Божьи законы, но как первосвященник, чтобы удовлетворить требования справедливости Божией и исполнить всякую правду. Христос пришел исполнить волю Божию в двух отношениях:

1. Отменить первое священство, неугодное Богу; не только отменить проклятие завета дел и истребить приговор, вынесенный грешникам, но отменить и само прообразное священство как недостаточное, уничтожить бывшее против нас рукописание обрядовых постановлений, прибив его ко кресту.

2. Постановить второе, то есть Свое собственное священство и вечное Евангелие, чистейшее и совершеннейшее домостроительство завета благодати. Это было великой целью Бога от начала веков. На этом концентрируется и завершается воля Божия. Это благоугодно Богу и не в меньшей степени благотворно для человеческих душ, ибо по Его воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа, ст. 10. Заметим:

(1) Что является источником всего, сделанного Христом для Его детей, — суверенная воля и благодать Божия.

(2) Как мы приобщаемся к тому, что Христос сделал для нас, — путем освящения, обращения, действительного призвания, соединяющих нас со Христом, чтобы мы могли пользоваться плодами Его искупления. Этим освящением мы обязаны Его жертвоприношению Себя Самого Богу.

V. Совершенная действенность священства Христова (ст. 14): Ибо Он одним при ношением навсегда сделал совершенными освящаемых. Он освободил и совершенно освободит всех, кто приведен к Нему, от вся кой вины греха, власти его и от всякого наказания за грех и приведет их в состояние совершенной святости и совершенного блаженства. Это то, чего не могло сделать левитское священство. И если мы действительно хотим достичь совершенного состояния, то должны принять Господа Иисуса как единственного первосвященника, могущего при вести нас в это состояние.

VI. То положение, в которое вознесен ныне наш Господь Иисус: Он же, принесши одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его, ст. 12−13. Заметьте здесь:

1. До какой славы вознесен Христос как Сын Человеческий и как Посредник — Он воссел одесную Бога, на престоле могущества, власти и деятельности: как рука дающая, ибо все благодеяния, какие Бог изливает на Свой народ, вручаются ему через Христа; как рука принимающая, потому что все дела, какие Бог принимает от людей, представляются Ему через Христа; как рука действующая, так как все, что относится к царству Промысла и благодати, совершается Христом. Таким образом, Он занимает положение наивысшей славы.

2. Как Христос достиг этой славы — не просто по определению или дару Отца, но по Своим собственным заслугам, как награду за Свои страдания. И так как Он никогда не будет отстранен от этого высокого положения, то никогда не перестанет, не прекратит использовать его для блага Своего народа.

3. Как Он пользуется этой честью — с чувством величайшего удовлетворения и успокоенности, Он навсегда воссел на престоле славы. Отец принял Его и доволен Им. Он нашел удовлетворение в воле Отца и в Его присутствии; это Его место покоя навеки, здесь Он будет пребывать, ибо Он и желал и заслужил этого.

4. Он ожидает еще большего, и не будет разочарован в Своих ожиданиях, ибо они основаны на обетованиях Его Отца, Который сказал Ему: Седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих, Пс 119:1. Можно было бы подумать, что такая личность, как Христос, не могла иметь врагов, кроме как в преисподней, но Он имеет врагов и на земле, причем очень много и очень закоренелых. Поэтому пусть христиане не удивляются тому, что у них есть враги, хотя они и стараются жить в мире со всеми людьми. Однако враги Христа будут все приведены к подножию Его ног, одни — через покаяние, другие — через посрамление, и каким бы путем это ни произошло, Христос будет возвеличен. Христос уверен в этом и ожидает этого, и народ Его должен радоваться этому ожиданию, ибо когда будут покорены Его враги, тогда и их враги, которых они имеют из-за Христа, также будут покорены.

VII. Апостол представляет Христа на основании свидетельства Святого Духа о Нем, данного в Священном Писании; оно относится, главным образом, к благословенному плоду перенесенных Им унижений и страданий — к новому завету благодати, основанному на Его жертве и запечатленному Его Кровью (ст. 15): О сем свидетельствует вам и Дух Святой. Это цитата из книги пророка Иеремии 31:33, где Бог обещает:

1. Что Он изольет Духа Своего на народ Свой, чтобы дать им разумение, хотение и способность подчиняться Его слову; Он вложит Свой закон в их сердца и напишет его в мыслях их, ст. 16. Это сделает исполнение ими своего долга простым, легким и приятным.

2. Что их грехи и беззакония более не воспомянутся (ст. 17), и это будет доказательством богатства божественной благодати и силы искупительной жертвы Христа, не нуждающейся в повторении, ст. 18. Истинно верующим грехи их не будут более напоминаться, ни для того, чтобы посрамить их теперь, ни для осуждения их после смерти. Это значительно больше всего того, что могли совершить левитские священники с их жертвоприношениями.

На этом заканчивается догматическая часть послания, в которой мы встречались с вопросами неясными и трудными для понимания, что следует приписать, в основном, немощи и неспособности нашего собственного разумения. Теперь апостол переходит к применению этого великого учения, чтобы оказать влияние на их чувства и дать направление их практическому поведению, показать им как привилегии, так и обязанности состоящих в евангельском завете.

Стихи 19−39. I. Апостол говорит о преимуществах евангельского состояния. Верующим следует знать, какой чести и каких привилегий удостоил их Христос, чтобы, утешаясь ими, они прославляли Его за все. Эти привилегии заключаются в следующем:

1. Они имеют дерзновение входить во святилище, то есть: доступ к Богу, к свету, направляющему их; свободу духа и слова, чтобы воспринимать указания этого света; право на эту привилегию и готовность к ней, поддержку при пользовании ею и уверенность в принятии. Они могут входить в славное присутствие Божие здесь на земле — в Его святом слове, в Его таинствах, в Его промысле, в завете, в общении с Ним, — пока не будут приготовлены к тому, чтобы войти в славное присутствие Его на небе.

2. Они имеют великого Священника над домом Божиим, благословенного Иисуса, управляющего воинствующей церковью здесь на земле и каждым отдельным членом ее, а также церковью, торжествующей на небесах. Бог желает пребывать с людьми на земле и хочет, чтобы они пребывали с Ним на небе, но падший человек не может пребывать с Богом иначе, как только через Первосвященника, Посредника, Который здесь дает примирение с Ним, а в небе даст обладание Им.

II. Апостол говорит о том, каким путем и какими средствами христианин может осуществлять такие привилегии, и заявляет в общей форме, что это достигается посредством Крови Иисуса Христа, заслугами этой Крови, принесенной Им Богу в качестве искупительной жертвы: Он приобрел для всех верующих в Него свободный доступ к Богу в царстве Своей благодати здесь и в царстве Своей славы на небе. Эта Кровь, окропляя совесть, освобождает от рабского страха и дает верующему уверенность как в безопасности положения, так и в доступе в божественное присутствие. Дав это общее описание пути, которым мы приближаемся к Богу, апостол излагает затем эту мысль более подробно, ст. 20.

1. Кровь Христа — это единственный путь. Другого пути не существует. Прежний путь к древу жизни раз и навсегда закрыт.

2. Это новый путь, в противоположность завету дел и ветхозаветному домостроительству. Это последний путь, какой может быть открыт для людей. Кто не хочет идти этим путем, тот навеки исключает себя из спасения. Этот путь остается всегда действенным.

3. Это живой путь. Попытки прийти к Богу путем завета дел приводят к смерти, а этим путем мы приходит к Богу и обретаем жизнь. Этим путем является живой Спаситель, Который был мертв, но теперь жив; этот путь дает жизнь и живую надежду каждому, вступившему на него.

4. Это путь, который Христос открыл для нас через завесу, то есть Свою плоть. Завеса в скинии и в храме символизировала тело Христа; когда Он умер, то завеса в храме разодралась надвое; это случилось около времени вечерней жертвы, когда перед народом внезапно открылся вид во Святое Святых, чего никогда прежде не было. Наш путь к небу лежит через распятого Христа, Его смерть для нас — путь жизни. Для тех, кто верует этому, Он является драгоценным.

III. Затем апостол переходит к изложению обязанностей, налагаемых на верующих привилегиями, дарованными им таким необычайным путем, ст. 22−23.

1. Они должны приступать к Богу и делать это надлежащим образом. Они должны приступать к Богу. Поскольку открылся такой путь доступа и возвращения к Богу, то было бы величайшей неблагодарностью и пренебрежением по отношению к Богу и Христу продолжать оставаться далекими от Него. Они должны приближаться к Нему путем обращения и соблюдения Его завета. Они должны приближаться к Нему путем святого хождения, подобно Еноху, который ходил пред Богом. Они должны приближаться к Нему в смиренном благоговении, склоняясь к Его подножию. Они должны приближаться к Нему в святом уповании на Него и в строгом соблюдении божественных указаний. Они должны приближаться путем повиновения Богу и общения с Ним, живя под Его благословенным влиянием, стараясь быть все ближе и ближе к Нему, пока не достигнут постоянного пребывания в Его присутствии. Но они должны следить за тем, чтобы правильно приближаться к Богу.

(1) С искренним сердцем, без какого-либо притворства или лицемерия. Бог испытует сердца и требует истины во внутреннем человеке. В век Евангелия искренность приравнивается к совершенству, хотя и не является оправдывающей нас праведностью.

(2) С полною верою, то есть верою, достигшей уровня полной убежденности в том, что если мы приходим к Богу во имя Христа, то будем допущены и приняты Им. Мы должны отложить всякое греховное недоверие. Без веры Богу угодить невозможно, и чем сильнее наша вера, тем больше славы воздаем мы Богу.

(3) Кроплением очистив свои сердца от порочной совести, применяя верою Кровь Христа к своим душам. Они могут быть очищены от вины греха, от скверны его, от греховного страха и мучения, от всякого отвращения к Богу и к долгу послушания, от невежества, заблуждения и предрассудков, от всякого зла, какому бы ни была подвержена совесть человека по причине греха.

(4) С телом, омытым чистой водой, то есть водой крещения (посредством которого мы становимся учениками Христа, или членами Его мистического тела), или освящающим действием Духа Святого, преображающего и регулирующего наше внешнее поведение и внутреннее состояние, очищающего от скверн плоти и от скверн духа. Священники омывались, прежде чем войти в присутствие Господа для жертвоприношений Ему. Так и мы должны готовиться надлежащим образом, прежде чем приближаться к Богу.

2. Апостол призывает верующих твердо держаться исповедания своей веры, ст. 23. Заметьте здесь:

(1) В чем состоит наш долг — твердо держаться исповедания упования, усвоить все истины и пути Евангелия, твердо держаться их и противостоять всяким искушениям и всякой оппозиции. Наши духовные враги будут делать все возможное, чтобы лишить нас веры и упования, святости и утешения, но мы должны крепко хранить их, как самое дорогое сокровище.

(2) Как должны мы это делать — неуклонно: без колебаний, без сомнений, не поддаваясь искушению к отступлению. Утвердившись однажды в нашем союзе с Богом, мы должны быть твердыми и непоколебимыми. Кто начинает колебаться в вопросах веры и практики христианской жизни, тот подвергается опасности отступления.

(3) Причина или аргумент, усиливающий этот призыв: Ибо верен Обещавший. Бог, давший великие и драгоценные обетования верующим, есть верный Бог, Он не изменяет Своему слову. В нем нет ни фальши, ни изменчивости, в том числе и в отношении нас. Его верность должна вдохновлять и побуждать нас тоже быть верными, мы более должны полагаться на Его обетования нам, чем на свои обещания Ему, и ходатайствовать перед Ним на основании обетованной достаточной благодати.

IV. Указываются средства, могущие сохранить нас от отступления и содействовать нашей верности и постоянству, ст. 24−25 и далее. Апостол упоминает несколько средств.

1. Мы должны быть внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Христианам следует иметь чуткое попечение друг о друге. Они должны сочувственно вникать в нужды, немощи других и искушения, которым они подвергаются. Они должны делать это, не укоряя друг друга, не провоцируя друг друга к гневу, но поощряя к любви и добрым делам, призывая себя и других больше любить Бога и Христа, больше стремиться к святости и прилежанию в исполнении долга, больше любить своих братьев во Христе, больше служить любовью Христовой как телесным, так и духовным нуждам друг друга. Добрый пример, показанный другим, — это самый эффективный способ поощрения к любви и добрым делам.

2. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай, ст. 25. Такова воля Христа, чтобы ученики Его собирались вместе для проведения как частных бесед и молитв, так и общих собраний, для слышания слова Божия и участия в евангельском богослужении. И во времена апостолов и во все последующие времена проводились христианские собрания с целью поклонения Богу и взаимного назидания. Даже и тогда, видимо, были люди, оставлявшие свои собрания, с чего начиналось их отступление от веры. Общение святых составляет их великую привилегию, оно оказывает большую поддержку в их духовной жизни и является прекрасным средством для сохранения верности и постоянства; собираясь, христиане взаимно укрепляют сердца и руки друг друга.

3. Увещевать друг друга, наставлять себя и других, предупреждая против греха и опасности отступления, напоминать себе и своим братьям во Христе об обязанностях христиан, о наших немощах и природной испорченности, наблюдать друг за другом, ревновать друг о друге с благочестивой ревностью. В соблюдении всего этого в истинно евангельском духе состоит самая лучшая и самая сердечная дружба.

4. Мы должны усматривать приближение времени испытаний и в связи с этим проявлять большее усердие: И тем более, чем более усматриваете приближение дня оного. Христиане должны замечать знамения времени, предсказанные Богом. Для иудейского народа приближался ужасный день, когда их город должен был подвергнуться разрушению, а сам народ — отвержению Богом за их отвержение Христа. Для избранного остатка он должен был стать днем рассеяния и искушения. Поэтому апостол призывает их наблюдать за признаками приближения этого ужасного дня, усерднее собираться вместе и увещевать друг друга, чтобы лучше подготовиться к этому дню. Каждого из нас ожидает день испытания, день нашей смерти, и мы должны замечать все признаки его приближения, используя их как стимул для большего бодрствования и усердия в исполнении своего долга.

V. Упомянув перечисленные средства утверждения в вере, апостол, в заключение главы (ст. 26−27 и далее), усиливает свои призывы к постоянству и бодрствованию против опасности отступления с помощью ряда весьма серьезных доводов, взятых им:

1. Из его характеристики греха отступления. Это произвольный грех, совершаемый нами после того, как мы получили познание истины, грех, совершаемый сознательно против той истины, в которой мы были убеждены. Этот стих приводил в смущение, причинял большое горе некоторым искренним душам, которые готовы были считать каждый сознательный грех, совершенный ими после познания истины, непрощаемым грехом, хотя он совершался ими по немощи или по ошибке. Грех, подразумеваемый в этом тексте, есть грех общего и окончательного отступления, когда люди с полным сознанием и решительностью презирают и отвергают Христа, единственного, Кто может спасти их, оказывают пренебрежение и сопротивление Духу Святому, единственному, Кто может освятить их, пренебрегают и отвергают Евангелие, являющееся единственным путем спасения, содержащее слова вечной жизни; и все это после того, как они познали, приняли и исповедали христианскую веру. Это великое преступление; апостол, вероятно, ссылается на закон относительно дерзких грешников (Чис 15:30−31), подлежавших истреблению.

2. Из описания ужасной гибели, ожидающей отступников.

(1) За такие грехи не остается более жертвы, никакой другой Христос не придет, чтобы спасти таких грешников; они согрешили против последнего средства спасения. Во времена закона существовали такие грехи, за которые не полагалось жертвы, но тем не менее, если согрешившие искренне раскаивались, то хотя они и не могли избегнуть наказания временной смерти, однако могли избежать вечной погибели, во имя грядущего Христа. Но для живущих в эпоху Евангелия и не принимающих Христа для своего спасения не остается больше никакого другого прибежища.

(2) Для них остается только некое страшное ожидание суда, ст. 27. Некоторые думают, что здесь подразумевается ужасная гибель иудейского государства и иудейской церкви, но, несомненно, это относится и к окончательной гибели, ожидающей всех упорных отступников в день смерти и суда, когда откроется с неба ярость огня, готового пожрать противников; они будут преданы всепожирающему огню и вечному сожжению. Некоторым отъявленным грешникам Бог дает еще на земле испытывать страшные предчувствия ожидающего их ужаса и вместе с тем сознание невозможности выдержать или избежать его.

3. Из тех мер божественного правосудия, которые применялись к отвергшимся закона Моисеева, то есть к тем, кто надменно, дерзко грешил, пренебрегая авторитетом Моисея, его предупреждениями и его властью. Таковые, признанные виновными по свидетельству двух или трех свидетелей, наказывались смертью без всякого милосердия. Заметьте: мудрые правители должны заботиться о сохранении доверия к своему правлению и об авторитете своих законов, поэтому они должны наказывать дерзких преступников; но при этом должны быть свидетели факта преступления. Так постановил Бог в законе Моисеевом, и отсюда апостол делает вывод: насколько более тяжкому наказанию подвергнутся те, кто отступает от Христа. Он обращается здесь к их собственной совести, чтобы они сами рассудили, насколько более суровому наказанию подлежат презирающие Христа (после того как они исповедовали, что познали Его). О величине наказания следует судить по величине греха.

(1) Они попирают Сына Божия. Попирать простого человека — это уже недопустимая наглость; обращаться с высокопоставленным лицом таким унизительным образом нестерпимо, но обращаться так с Сыном Божиим, Который есть Бог, есть наивысшее преступление. Какое наказание может быть слишком суровым для людей, попирающих личность Христа, не признающих Его Мессией, попирающих Его авторитет и подрывающих Его царство, попирающих граждан этого царства, считающих их за сор, недостойный жить в этом мире?

(2) Они не почитают за святыню Кровь завета, которою освящены, то есть Кровь Христа, которой был утвержден и запечатлен завет и был освящен отступник, то есть был крещен, внешне принят в новый завет через крещение и допущен к вечере Господней. Заметьте: существует такое освящение, к которому люди могут приобщиться на время и тем не менее потом отпасть: они могут обладать, как и все, благодатью и дарами, у них может быть внешнее исповедание, вид благочестия, ряд обязанностей и привилегий, но все-таки они отпадают. Люди, которые раньше, казалось, высоко почитали Кровь Христа, могут потом перестать чтить ее за святыню и рассматривать ее не более, как кровь преступника, хотя ею уплачено за искупление мира, каждая капля ее имеет бесконечную ценность.

(3) Духа благодати оскорбляют. Духа, Который дан людям по благодати и Который несет с Собой благодать всюду, Духа благодати, к Которому надо относиться с величайшим благоговением, они огорчали, противились Ему, угашали Его, более того, оскорбляли, хулили Его, что является высшим актом нечестия и делает положение грешника безнадежным, отказывая ему в евангельском спасении. Предоставляя этот вопрос совести всех, апостол апеллирует к вселенскому разуму и чувству справедливости, — не должны ли такие тяжкие преступления понести надлежащее наказание, более суровое, чем то, которому подвергались люди, без милосердия наказываемые смертью? Но какое наказание может быть более суровым, чем обречение на смерть без милосердия? Я отвечаю: смерть по приговору милости, той милости и благодати, которыми они пренебрегли. Как ужасно будет положение грешника, когда не только справедливость Божия, но и Его милость и благодать потребуют возмездия!

4. Из описания карающего правосудия Божия, данного нам в Писании, ст. 30. Мы знаем Того, Кто сказал: «У Меня отмщение, Я воздам». В Пс 93:1. сказано: Отмщение принадлежит Мне (рус. Боже отмщений. — Прим. переводчика). Знание о судах Божиих нам дает как откровение, так и здравый смысл. Карающая справедливость — это славный, хотя и ужасный атрибут Бога; она принадлежит Ему и Он употребит ее против грешников, пренебрегающих Его благодатью; Он воздаст отступникам за Себя, за Сына Своего, за Духа Святого и за завет благодати. И как ужасно будет их положение! Другая цитата взята из Втор 32:36: Господь будет судить народ Свой; Он будет исследовать и испытывать Свою видимую Церковь и обнаружит тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское; Он отделит драгоценное от ничтожного и накажет грешников на Сионе с величайшей строгостью. И всякий, знающий Того, Кто сказал: У Меня отмщение, Я воздам, обязательно придет к тому же заключению, к которому пришел Павел (ст. 31): Страшно впасть в руки Бога живого! Кто знает ту радость, которую дает Божие благоволение, тот может судить о силе и ужасе Его карающего гнева. Заметьте здесь: какой будет вечная участь непокаявшихся грешников и отступников: они впадут в руки Бога живого, Он будет наказывать их Своей собственной рукой. Когда Он наказывает через творения, то орудие несколько смягчает силу удара, но когда Он будет делать это Своей собственной рукой, то это будет нескончаемое мучение.

5. Побуждая евреев к твердости, апостол напоминает им о их прежних страданиях за Христа: Вспомните прежние дни ваши, когда вы, бывши просвещены, выдержали великий подвиг страданий, ст. 32. В ранние дни христианства против исповедующих веру во Христа поднимались жестокие преследования, и верующие евреи разделили эту участь. Апостол напоминает им:

(1) Когда они страдали: В прежние дни, после того, как они были просвещены, то есть как только Бог вдунул дыхание жизни в их души, озарил божественным светом их сердца, простер к ним Свое благоволение и вступил в завет с ними, так тотчас земля и ад объединили свои силы для борьбы против них. Заметим здесь: природное состояние человека темное, и тех, что остаются в таком состоянии, сатана и мир не тревожат; но кто под благодатью, те находятся во свете, поэтому силы тьмы яростно обрушиваются на них. Желающие жить благочестиво во Христе Иисусе будут гонимы.

(2) Что они претерпели: Они выдержали великий подвиг страданий, то есть столкнулись со многими и различными бедствиями и имели с ними состязание. Много скорбей у праведника.

[1] Они страдали лично сами, служа зрелищем для мира, ангелов и человеков, 1Кор 4:9. Страдали (ст. 33) от многих поношений их имя и их репутация. Христиане должны дорожить своей доброй репутацией, так как от этого страдает репутация их религии, что и делает поношения великим бедствием. Они пострадали от расхищения имения, от штрафов и конфискаций.

[2] Они страдали, принимая участие в страданиях своих братьев: Принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии. Христианский дух — это сострадательный дух, не себялюбивый, а сочувствующий; он заставляет страдания каждого христианина считать своими собственными, вызывает в нас жалость к другим, побуждает посещать их, помогать им и ходатайствовать за них. Христиане составляют одно тело, они напоены одним Духом, у них одно дело и одни интересы, они являются детьми Отца, Который разделяет все скорби Своего народа. Если страдает один член тела, то вместе с ним страдают все остальные. Апостол особенно отмечает то, как они сострадали ему самому (ст. 34): Ибо вы и моим узам сострадали. Мы должны быть благодарны нашим друзьям за их соучастие в наших скорбях.

(3) Как они переносили страдания. Они имели сильную поддержку в своих прежних страданиях, с терпением переносили их, и не только с терпением, но и с радостью, принимая их от Бога как особое благоволение и как честь, как признание их достойными принять поношение за имя Христа. Бог укрепляет Свой страдающий народ всякою силою по могуществу славы Своей, во всяком терпении и великодушии с радостью, Кол 1:11.

(4) Что помогло им выдержать эти страдания. Они знали, что на небе у них есть имущество лучшее и непреходящее. Заметьте:

[1] Блаженство святых на небесах есть имущество, нечто, имеющее реальную весомость и ценность. Все, что они имеют здесь, это всего лишь тень.

[2] Это имущество лучше всего того, что они могли иметь или потерять здесь на земле.

[3] Это имущество непреходящее, оно переживет время и будет сохраняться вечно. Они никогда не истратят его, враги не смогут отнять его у них никогда, как это они делали с их земным имуществом.

[4] Это будет им великим вознаграждением за все их лишения и страдания на земле. На небе они будут иметь все лучшее: лучшую жизнь, лучшее имущество, лучшую свободу, лучшее общество, лучшие сердца, лучший труд.

[5] Христиане должны знать это, они должны иметь уверенность в этом внутри себя (Дух Святой свидетельствует их духу), ибо уверенное знание поможет им выдержать любые страдания, какие могут встретиться им в этом мире.

6. Павел убеждает их быть стойкими, напоминая о великом воздаянии, ожидающем всех верных христиан (ст. 35): Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.

(1) Он призывает их не оставлять своего упования, то есть святого мужества и дерзновения, но твердо держаться своего исповедания, за которое они так много пострадали прежде, причем так хорошо перенесли эти страдания.

(2) Он ободряет их, уверяя в том, что воздаяние за их святое упование будет очень великим. Оно несет с собой награду уже в настоящее время — святой мир и радость, Божие присутствие и Его силу, а в будущем принесет великое воздаяние.

(3) Он показывает им, как необходима в нашем настоящем положении благодать, благодать терпения (ст. 36): Терпение нужно вам, чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное, то есть обещанную награду. Заметьте: большая часть блаженства святых дана в обетованиях. Прежде чем получить обещанное, они должны исполнить волю Отца; исполнив волю Отца, они должны иметь терпение для того, чтобы ожидать времени, когда обещанное исполнится; они должны с терпением проходить свое жизненное поприще, пока Бог не отзовет их. В этом состоит испытание веры христиан, когда им приходится смиряться с жизнью после того, как их труд завершен, и ожидать, пока наступит Божие время для воздаяния. Мы должны быть слугами, ожидающими Бога, когда уже не можем быть слугами, трудящимися для Него. Те, кто имел терпение и уже много упражнялся в нем, должны еще запастись им и еще более упражняться в нем, пока не умрут.

(4) Чтобы помочь их терпению, Павел уверяет их в скором пришествии Иисуса Христа (ст. 37): Ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. Он вскоре придет к ним через смерть, чтобы положить конец всем их страданиям и дать венец жизни. Он скоро придет для суда и положит конец страданиям церкви в целом (всего Своего мистического тела), даст ей полную, славную награду самым явным для всего мира образом. Существует определенное время как для того, так и для другого, и Бог не задержится дольше этого времени, Авв 2:3. Борьба христианина в настоящее время может быть очень жестокой, но она скоро закончится.

7. Он призывает их к стойкости, говоря при этом, что она является их отличительным признаком и приведет к блаженству, в то время как отступление является позором и приведет к погибели всех, кто окажется виновным в нем (ст. 38−39): Праведный верою жив будет, а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.

(1) Стойкость — это замечательное качество праведных людей, живущих верою во время великих испытаний; они живут, опираясь на твердую уверенность в истинности обетований Божиих. Вера наполняет их жизнью и энергией. Они надеются на Бога, живут Им, ожидая Его времени. Здесь на земле вера поддерживает их духовную жизнь, а там, на небе, она будет увенчана вечной жизнью.

(2) Отступление — признак и примета тех, к кому Бог не благоволит, и оно же является причиной Божьего неблаговоления и гнева. Богу никогда не было угодно формальное исповедание, внешнее служение и соблюдение обрядов тех кто не сохраняет верности. Он видит скрытое лицемерие их сердец, и когда их формализм кончается явным отступлением, тогда изъявляет Свой гнев на них. Он взирает на них с большим неудовольствием, они являются оскорблением для Него.

(3) В заключение апостол выражает добрую надежду относительно самого себя и евреев, которым он пишет, надежду на то, что они сохранят характер праведных, не лишатся блаженства их и не подвергнутся проклятию и погибели нечестивых (ст. 39): Мы же не из колеблющихся на погибель, и далее. Он как бы хочет сказать: «Я надеюсь, что мы не из тех, кто отступает. Я надеюсь, что мы с вами, претерпевшие уже так много скорбей и получавшие в них поддержку благодати Божией, которая укрепляла веру нашу, никогда не будем предоставлены самим себе и не отступим на свою погибель, но Бог силою Своею чрез веру соблюдет нас ко спасению». Заметьте:

[1] Исповедующие веру во Христа могут, пройдя большой отрезок пути, в конце его отступить, и это отступление приведет их к погибели: чем дальше мы удаляемся от Бога, тем ближе подходим к погибели.

[2] Сохранившие верность в великих испытаниях в прошлом имеют основание надеяться, что та же самая благодать и впредь поможет им жить верою, пока они не достигнут конечной цели своей веры и терпения, а именно: спасения своих душ. Если мы верою живем и в вере умираем, то наши души будут спасены для вечности.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на послание к Евреям, 10 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

Евреям 10 глава в переводах:
Евреям 10 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.