Комментарии МакДональда на Бытие 42 глава

6. Братья Иосифа в Египте (Гл. 42 – 44)

42:1-5 Действие снова переносится к Иакову в Ханаане, где царит жестокий голод. Услышав, что в Египте много еды (хлеба) и не зная, что его сын, Иосиф, находится там, Иаков посылает своих десятерых сыновей за едой. Только Вениамин остался дома, потому что Иаков считал его единственным оставшимся в живых сыном возлюбленной Рахили.

42:6-25 Когда братья Иосифа предстали перед ним, он обошелся с ними сурово: обвинил их в шпионаже и бросил в тюрьму. Затем он потребовал, чтобы к нему привели Вениамина – младшего брата. Симеон остался в тюрьме заложником, а остальные девять отправились в Ханаан за Вениамином, унося с собой еду, зерно и деньги, которые были возвращены им и спрятаны у них в сумках, хотя сами они об этом даже не догадывались. Все это повествование насквозь пронизано любовью Иосифа к братьям и заботой о них (ст. 24а, 25). Вместе с тем, мы видим, что они все глубже и глубже осознают тот грех, который совершили против своего "пропавшего" брата двадцать лет назад (ст. 21, 22). Иосиф, конечно же, хотел, чтобы они признали свою вину.

Мы верим, что в образе Иосифа нам открывается то, как Христос поступит со Своими братьями-евреями во время Великой Скорби. Описание событий, предшествующих примирению Иосифа с братьями, является одним из самых драматичных мест в Библии. Трудно найти другую историю с таким точным, глубоким и полным описанием Христа.

ТИПОЛОГИЯ

Новый Завет ясно говорит о том, что некоторые люди, события и предметы в Ветхом Завете служат прототипами (от греч. "типой"), или символами, того, что открывается в Новом Завете. Так, об Адаме сказано, что он – образ Христа (Рим. 5:14). О других этого не сказано прямо, но параллели слишком многочисленны и очевидны, чтобы можно было это отрицать. В Библии нигде не говорится, что Иосиф – прообраз Христа, но в ней насчитывается свыше ста соответствий между Христом и Иосифом. В разговоре с двумя учениками по дороге в Эммаус, Иисус "изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании" (Лк. 24:27, курсив наш). Воплотившийся Христос говорит: ". как в начале книги написано о Мне." (Евр. 10:7). Поэтому следует искать Христа во всем Писании.

Что касается истории ветхозаветного Израиля, то Апостол Павел пишет: "Все это происходило с ними, как образы [греч. "типой"]; а описано в наставление нам, достигшим последних веков" (1 Кор. 10:11). Эти слова служат подтверждением тому, что Ветхий Завет содержит не только обозначенные образы, но и множество других.

Павел напоминает Тимофею, что все Писание полезно (2 Тим. 3:16). Мы можем усвоить множество духовных уроков, если мы способны их разглядеть.

Значительная часть Послания к Евреям посвящена разъяснению значения образов ветхозаветной скинии и ее утвари. И хотя слишком узкое понимание символизма может лишить верующего многих благословений при чтении Ветхого Завета, не стоит впадать и в другую крайность, принимая практически все за образы, и превращая саму историю просто в аллегорию. Образы Ветхого Завета зачастую подвергались надуманной или натянутой интерпретации, и потому к толкованию символов зачастую относятся скептически. Не стоит позволять экстремизму лишать нас того духовного богатства, которое содержится в Ветхом Завете. Если толкование текста прославляет Христа, и/или наставляет верующих, и/или несет Евангелие заблудшим, не противореча при этом остальному учению Слова Божия, то нужно признать, что такое толкование, по меньшей мере, является правильным применением истины.

42:26-28 По дороге домой один из братьев открыл мешок и нашел свои деньги. Это повергло остальных в панику. Теперь они боялись, что их обвинят в краже (ст. 26-28).

42:29-38 Когда они возвратились домой и рассказали о своих приключениях, остальные братья тоже нашли деньги и испугались еще сильнее. Иаков же был безутешен. Несмотря на то, что Рувим готов был отдать в залог жизни своих двух сыновей, патриарх боялся отпускать Вениамина в Египет, чтобы с ним не случилось беды.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →