14:1−10 Все общество разразилось воплями и недовольными жалобами против Моисея и Аарона, обвиняя Господа в том, что Он вывел их из Египта лишь для того, чтобы они пали в Земле Обетованной, и предлагали поставить нового начальника, который отвел бы их обратно в Египет (ст. 1−3). Когда Иисус, сын Навин, и Халев пытались уверить израильтян, что они смогут одержать победу над врагом, все общество попыталось побить их камнями (ст. 6−10).

Стихи 3 и 4 являются яркой иллюстрацией глупости неверия. Возвратиться в Египет! Возвратиться в землю, опустошенную их Богом! Возвратиться в землю, все еще оплакивающую своих первенцев! Возвратиться в землю, которую они обобрали в канун своего исхода оттуда! Возвратиться через Красное море, где затонула преследующая их египетская армия! Какой прием оказал бы им фараон? Тем не менее, это казалось им более безопасным, нежели поверить в то, что Бог обеспечит им победу в Ханаане. Иегова поразил Египет, разделил воды моря, кормил их хлебом с небес и вел их через пустыню, однако, они до сих пор не могли поверить в то, что Его сила поможет им одолеть нескольких истуканов! Действия израильтян ясно отражают их представление о Боге. Они сомневались в Его силе: разве может Господь состязаться с истуканами? Они так и не смогли усвоить то, что было так очевидно явлено им на протяжении прошедшего года, — а именно, природу и пути Иеговы. Заниженное представление о Боге может уничтожить человека или целый народ, и данная история является весьма болезненной иллюстрацией этого.

14:11−19 Господь угрожает оставить израильтян и взрастить новый народ через потомков Моисея (ст. 11−12). Но Моисей вступается и ходатайствует за Израиль, напоминая Господу, что языческие народы, услышав об этом, скажут, что Господь не мог ввести народ сей в Землю Обетованную (ст. 13−19). Под угрозой оказалась честь Бога, и Моисей отстаивал этот довод с огромной настойчивостью. В книге Исход 34:6−7 Господь явил Себя Моисею. В стихе 18, в качестве основания своей молитвы, Моисей практически дословно повторяет описание Бога, данное Им Самим. Насколько отличается понимание Бога Моисеем от того, как понимает Бога Его народ! Представление Моисея основано на божественном откровении; понимание народа — на их собственном воображении.

14:20−35 Хотя Бог ответил, что Он не уничтожит израильский народ, Он постановил, что из всех людей, от двадцати лет и выше, вышедших из Египта и способных к войне (Числа 26:64−65; Второзаконие 2:14), только Иисус, сын Навина, и Халев войдут в Землю Обетованную. Народ будет кочевать в пустыне сорок лет, доколе не умрет все неверующее поколение. Дети понесут наказание за неверность отцов (ст. 33). Однако через сорок лет им будет позволено войти в Землю Обетованную. Срок в сорок лет был назначен по числу сорока дней, которые разведчики провели, осматривая землю (ст. 34). Сорок лет, в данном случае, округленное число. На самом деле, их странствование заняло около тридцати восьми лет. Сорок лет прошло с того момента, когда Израиль вышел из Египта, до того времени, когда они дошли до Ханаана. Народ отверг то доброе, что Господь желал дать им, поэтому им пришлось претерпеть зло, которое они сами выбрали для себя. Тем не менее, тот факт, что им не было позволено войти в Землю Обетованную, не означает, что они потеряны в вечности. Многие из них были спасены по вере в Господа, несмотря на то, что в этой жизни им пришлось перенести наложенное Им наказание за их непокорство.

Точный маршрут следования израильтян во время их странствования по пустыне неясен. Также неизвестно, сколько времени они провели на каждой из их стоянок. Некоторые полагают, например, что около тридцати семи лет народ провел в пустыне Кадеш, и целый год был затрачен на путешествие к югу, к берегу Красного Моря, к месту, сейчас называемому Акабским заливом. Расположение многих мест, упоминающихся в описании странствований между Синаем и долинами Моава, сейчас невозможно определить.

Под славой Господней в 21 стихе имеется в виду Его слава как праведного Судьи, наказывающего непокорный народ Израиля. Израильтяне десять раз искушали Бога (ст. 22). Вот перечень этих искушений: у Чермного (Красного) моря (Исход 14:11−12), в Мерре (Исход 15:23), в пустыне Син (Исход 16:2), два восстания в отношении манны (Исход 16:20, 27), в Рефидиме (Исход 17:1), у Хорива (Исход 32:7), в Тавере (Числа 11:1), у Киброт-Гаттаавы (Числа 11:4 и далее) и в Кадесе (ропот против отчета соглядатаев — Числа 14).

Из 603 550 мужчин способных к войне, которые вышли из Египта, только Иисус Навин и Халев вошли в землю (ст. 29, 30; Втор 2:14).

14:36−38 Десять неверующих соглядатаев, распустивших худую молву о земле, умерли, быв поражены язвой от Господа. Только Иисус, сын Навин, и Халев избежали этой участи.

14:39−45 Услышав о произнесенном на них проклятии, народ сказал Моисею, что исполнит повеление Господа и войдет в землю, вероятнее всего, подразумевая территорию прямо на север от Кадес-Варни (ст. 40). В ответ на это Моисей говорит, что уже слишком поздно, что Господь уже отошел от них, и что их попытки приведут только к поражению. Пренебрегши наставлением Моисея, они поднялись на вершину, где на них напали языческие обитатели земли, разбили и гнали их до Хормы (ст. 45).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии МакДональда на Числа, 14 глава. Комментарии МакДональда.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.