Комментарии МакДональда на Второзаконие 5 глава

II. ВТОРАЯ РЕЧЬ МОИСЕЯ – ЧИСТОТА В ЗЕМЛЕ ОБЕТОВАННОЙ (Гл. 5 – 28)

А. Обзор Синайского Завета (Гл. 5)

5:1-6 Глава 5 напоминает читателям о том, как Израилю были даны Десять Заповедей на горе Синай (Хорив). В 3-м стихе перед словом "отцами" стоит добавить "только". Завет действительно был заключен с отцами, но предназначался также и для будущих поколений израильтян.

5:7-21 Десять Заповедей:

1. Нельзя поклоняться другим богам (ст. 7).

2. Нельзя создавать или поклоняться никакому изображению или кумиру (ст. 8-10). Данная заповедь не является повторением предыдущей. Люди могли поклоняться мистическим существам, или луне и солнцу, не прибегая для этого к идолам. Дети, таким образом выразившие свою ненависть к Богу, понесут такое же наказание как их отцы (ст. 9).

3. Имя Господа не должно упоминаться всуе (ст. 11).

4. Суббота должна соблюдаться как святой день (ст. 12-15). Приведенная здесь причина соблюдения субботы отличается от той, что указана в книге Исход 20:8-11 (Бог покоился после сотворения мира). Иудеи должны были помнить, что были рабами в Египте (ст. 15). Эти две причины не противоречат друг другу, а дополняют одна другую.

5. К родителям необходимо относится с почтением (ст. 16).

6. Убийство запрещено (ст. 17).

7. Прелюбодеяние запрещено (ст. 18).

8. Воровство запрещено (ст. 19).

9. Запрещается произносить ложное свидетельство на ближнегоb(ст. 20).

10. Запрещается желать чужого (ст. 21).

5:22 Дж. А. Томпсон комментирует этот стих:

"Выражение "и более не говорил" необычно и может указывать на то, что данные заповеди были настолько полным обобщением основополагающих требований завета, что не требовали дополнительных законов. Весь остальной закон был простым истолкованием и разъяснением этих основных принципов. Либо эта фраза может относиться к одному конкретному случаю, когда Господь открыл людям только эти десять заповедей. Другие   законы,  возможно, были даны при других обстоятельствах, поскольку закон, существующий в Израиле как данный Богом, был достаточно обширен".

5:23-33 При передаче Закона люди были поражены и напуганы величественными проявлениями божественного Присутствия и опасались за свою жизнь. Они отправили Моисея, чтобы говорить с Господом и убедить Его в том, что они исполнят все, что Он им повелит. (Давая такое поспешное обещание, они не осознавали собственной греховности и беспомощности). Вследствие этого остальные законы и повеления были даны через Моисея как посредника. Десятисловие, или Десять Заповедей, судя по всему, были произнесены во всеуслышание всего народа, собравшегося у горы Синай (ст. 30, 31).

В 28 стихе Господь хвалит народ не за их обещание исполнить закон, а, скорее, за выражение их страха и почтения перед Богом (сравните с 18:16-18). Бог знал, что их сердце не способно соблюсти все Его заповеди. Ему бы хотелось, чтобы они смогли исполнить свое обещание, и тогда Он, в свою очередь, мог в преизбытке их благословить (ст. 28-33).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →