Комментарии МакДональда на Второзаконие 14 глава

З. Чистые и нечистые продукты питания (14:1-21)

14:1, 2 Эти два стиха запрещают языческие обычаи обезображивания тела в знак скорби по умершему. Иудеи относились к телу, как к Божьему творению, с большим почтением, нежели язычники.

14:3-21а Этот отрывок посвящен обзору чистой и нечистой пищи, будь то животные (ст. 4-8), рыбы (ст. 9, 10), летающие насекомые (ст. 19), или птицы (ст. 11-18, 20). (Исключения к стиху 19 смотри в Лев. 11:21, 22). Похожий список приводится в 11 главе книги Левит. Эти два списка не являются абсолютно идентичными в деталях и не должны быть таковыми. Одни животные считались нечистыми по гигиеническим причинам, другие – вследствие их почитания или использования язычниками в своих ритуалах поклонения идолам.

Новозаветные принципы в отношении продуктов питания приводятся в Мк. 7:15, Рим. 14:14 и 1 Тим. 4:3б-5. Язычникам разрешалось употреблять в пищу плоть животного, умершего своей смертью, иудеям же это было не позволено (ст. 21а). Употребление в пищу мертвечины являлось бы нарушением установления во Второзаконии 12:23, поскольку животное не было обескровлено подобающим образом.

14:21 б Козленка запрещалось варить в одном котле с молоком от его матери (ст. 21б). (Вероятно, это было обычаем народов Ханаана. В Пятикнижие этот запрет повторяется трижды). С физической точки зрения, это правило уберегало людей от пищевого отравления, которое является распространенным последствием употребления в пищу испортившихся мясомолочных блюд. Помимо этого существуют доказательства того, что кальций теряет свои полезные свойства при одновременном употреблении молочных и мясных продуктов. Именно это ограничение положило начало сложному своду раввинских правил об использовании различных сосудов для мясных и молочных продуктов.

И. Десятина (14:22-29)

14:22-27 Стихи 22-29 посвящены теме десятины. Некоторые комментаторы считают, что этот отрывок не относится к первой десятине (Левит 27:30-33), которая принадлежала только Богу, отдавалась левитам, и которую израильтяне не имели права есть. Скорее, он относится к вторичной десятине, называемой праздничной или "фестивальной" десятиной, часть которой съедал сам приносящий. Эта вторичная десятина должна была приноситься в место, отделенное

Богом как центр поклонения. Однако, если жертвующий жил слишком далеко от того места, которое избрал Господь, где Бог положил имя Свое, так, что он не мог принести туда свою десятину, он мог обменять свои продукты на деньги, принести деньги к Божьему святилищу, и купить там еду и питье, чтобы наслаждаться этим пред лицом Господа. Обратите внимание на 26-й стих: Библия не учит нас полному воздержанию. Но Писание учит умеренности, самообладанию, отсутствию пагубных привычек и привязанностей, и воздержанию от всего, что может послужить к преткновению других. Различие между вином и сикерой заключается в том, что вино изготавливалось из винограда, а сикера из зерна, плодов или меда. Такая десятина или ее денежный эквивалент приносилась первые два года.

14:28, 29 В третий год израильтянин должен был использовать десятину дома, чтобы накормить левита, странника, сироту или вдову. В этом установлении мы еще раз видим то, какое внимание и заботу уделяет Господь бедным и нуждающимся. "Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его" (Притчи 19:17).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →