Комментарии МакДональда на книгу Иисуса Навина, введение

← предыдущая   •   все главы   •   следующая →

"Священный канон представляет нам книгу по истории и исторической науке, в которой так нуждается наше поколение, изобилующее историческими трудами, но, тем не менее, неспособное к восприятию и осмыслению." Паулус Кассел

Вступление

I. Oсобое место в каноне

Книга Иисус Навин служит необходимым мостиком между Книгами Моисея и историей Израиля в земле Ханаан. Как в иудейской последовательности книг, так и в современном христианском порядке расположения Иисус Навин является шестой книгой Ветхого Завета. Для христиан это – первая из двенадцати "исторических книг" (от Иисуса Нави-на до Есфирь), для иудеев она является первой книгой того, что они называют "Бывшие Пророки" (от Иисуса Навина до Ездры-Неемии, где Руфь и Паралипо-менон расположены в конце иудейского Ветхого Завета).

Дженсен подчеркивает важность этой книги следующими словами:

"В известном смысле Иисус Навин является кульминацией развития истории, в то же самое время, являясь началом нового жизненного пути Израиля. Таким образом, это историческое связное звено определяет стратегическое положение этой книги в Ветхозаветных Писаниях".

II. Aвторство

Несмотря на то, что автор нам неизвестен, вызывают доверие древние предания, которые гласят, что по большей части она была написана самим Иисусом Навином, а закончена после его смерти первосвященником Елеазаром и его сыном Финеесом. Книга Иисуса Навина содержит живописные описания, которые наводят на мысль о том, что автор являлся очевидцем этих событий. Также встречаются отрывки с повествованием от первого лица ("я, мы"), такие как 5:1,6. Также, в книге конкретно указано, что Иисус Навин записал некоторые документы (18:9; 24:26). То, что Раав была жива (6:25) во время написания книги также говорит в пользу того, что Иисус Навин был главным автором.

III. Bремя написания

Дата написания Иисуса Навина частично зависит от даты написания Исхода (15-й или 13-й век до н.э.) Факты говорят в пользу более ранней и более консервативной даты – середины 1400-х до н.э. То, что книга была написана между 1400 и 1350 годами кажется наиболее вероятным по следующим причинам: эта книга должна была быть написана до Соломона (сравн. 16:10 с 3 Цар. 9:16), а также до его отца Давида (сравн. 15:63 с 2 Цар. 5:5-9). Ввиду того, что в 13 главе Иисуса Навина (13:4-6) Финикийцы называются "Сидонянами", это должно было происходить до 1100-х до н.э., когда Тир покорил Сидон, и до 1200 до н.э., потому что Филистимляне оккупировали Палестину после того времени, однако во времена Иисуса Навина они не являются проблемой.

IV. Исторический фон и тема

Подобно тому, как Исход является историей о том, как Бог выводит Свой народ из Египта, Иисус Навин – история о том, как Бог ведет Свой народ в Землю Обетованную. Он завершит доброе дело, которое Он начал, несмотря на неверие этой нации. Как мы увидим, люди не изменились, им все также не достает веры. Тем не менее, Слово Божье будет исполнено, и семя Авраама обоснуется на обетованной земле (Быт. 15:13-16), чтобы пустить там корни и вырасти. События этой книги следуют за событиями, изложенными в последней главе Второзакония. Израильский народ расположился в Моавитской равнине на восточной стороне реки Иордан. Моисей умер, а Иисус Навин стал главнокомандующим. Он намеревался перевести народ через Иордан в Землю Обетованную.

Закон, представленный Моисеем, не может привести Божий народ к принадлежащему ему наследию. Только воскрешенный Христос, олицетворяемый Иисусом Навином, может это сделать.

Нам необходимо приостановиться для того, чтобы рассмотреть некоторые важные факты из жизни Иисуса Навина. Моисей сменил его имя с Осии на Иисус (Чис. 13:17). Он был из колена Ефрема (Чис. 13:8) и являлся личным слугой Моисея (Ис. Нав. 1:1). С ранних лет он участвовал в сражениях на стороне Господа. Он вел Израильтян в их первом сражении против Амаликитян (Исх. 17), являясь единственным полководцем, который у них был со времен Египта. Но не военная отвага, а духовная жизнестойкость и вера помогли Иисусу Навину сменить Моисея на посту главы нации. Будучи юношей, он постоянно посещал скинию Господа (Исх. 33:11). Он был с Моисеем на горе Сион (Исх. 32:17). Вместе с Халевом они были единственными, кто увидел Землю Обетованную глазами, полными веры, когда тридцать восемь лет назад народ был в Кадес-Варни (Чис. 14:6-10). Обученный Моисеем, теперь он был назначен Иеговой, хотя ему уже было за девяносто лет.

Содержание

IV. Исторический фон и тема

I. ЗАХВАТ ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ (Гл. 1 – 12)

A. Приготовления к переходу Иордана (Гл. 1)

Б. Соглядатаи в Иерихоне (Гл. 2)

B.  Переход через Иордан (3:1 – 5:1)

Г. Обряды в Галгале (5:2-12)

Д. Захват Иерихона (5:13 – 6:27)

Е. Операция в Гае (7:1 – 8:29)

Ж. Подтверждение Завета в Сихеме (8:30-35)

З. Союз с жителями Гаваона (Гл. 9)

И. Южный поход (Гл. 10)

К. Северный поход (Гл. 11)

Л. Обзор завоеваний (Гл. 12)

II. ЗАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ (Гл. 13 – 21)

A. Земли, которые еще нужно захватить (13:1-7)

Б. Раздел земли (13:8 – 19:51)

  1. Уделы Рувима, Гада и половины колена Манассии (13:8-33)
  2. Удел Иуды (Гл. 14, 15)
  3. Удел Иосифа (Гл. 16, 17)
  4. Уделы остальных колен (Гл. 18, 19)

В. Города-убежища (Гл. 20)

Отступление по городам-убежищам

Г. Города Левитов (Гл. 21)

Д. Жертвенник на восточной стороне Иордана (Гл. 22)

Е. Прощальное обращение Иисуса Навина к лидерам Израиля (Гл. 23)

Ж. Прощальное обращение Иисуса Навина к народу Израиля (24:1-15)

З. Обновление Завета в Сихеме (24:16-28)

И. Смерть Иисуса Навина (24:29-33)


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →




Смотрите другие комментарии к этой главе