Комментарии МакДональда на первую книгу Царств 14 глава

2. Поспешная клятва Саула (Гл. 14)

14:1-15 Видя бездействие своего отца, Ионафан ускользнул вместе со своим оруженосцем, чтобы напасть на Филистимлян. Это не было дерзким или глупым губительным поступком. Ионафан надеялся на то, что Господь обеспечит великую победу. И не имело значения то, что их было всего двое. Ионафан был уверен в следующем: "Ибо для Господа нетрудно спасти через многих, или немногих". Вера Ионафана будет вознаграждена. Бог показал ему, что ему будет сопутствовать успех, когда Филистимляне пригласят его подняться к ним, вероятно, полагая, что он – дезертир. Как только Филистимляне сказали: "Взойдите к нам.", Ионафан взобрался к их гарнизону, и вскоре тела двадцати из них покоились на земле. Пока оставшиеся в живых спасались бегством, Бог послал землетрясение, которое привело Филистимский лагерь в замешательство. Вера, проявившаяся в Ионафане (ст. 6) и его оруженосце (ст. 7), – это все, что Богу было нужно, чтобы разобраться с Филистимлянами. Жаль, что глупость Саула умалила плоды победы!

14:16-23 Стражи Саула заметили всеобщее замешательство и сообщили ему об этом. Когда сделали перекличку, оказалось, что нет Ионафана и его оруженосца. Саул сразу же призвал священника Ахию принести ковчег, чтобы он мог вопросить Господа. (В Каноническом переводе Библии вместо слова "ковчег" говорится "кивот" или ""ефод". Ковчег, вероятно, все еще находился в Кириа-фиариме). Но Саул быстро передумал, когда беспокойный шум, доносившийся из лагеря врага, начал возрастать; он сказал священнику сложить руки – т.е. прекратить искать волю Бога (ст. 19). Он собрал свое войско, уверенный в том, что ему не требуется божественное ведение для того, чтобы знать, что Господь предает Филистимлян ему в руки. Остальные также обратили внимание на то, что Бог сражался за Израиль. Иудеи, которые ранее перешли в лагерь противника, теперь обернулись против своих Филистимских господ, и даже люди, скрывавшиеся в горе Ефремовой, набрались храбрости, чтобы присоединиться к битве. Все хотят сражаться, когда победа почти одержана, но где же Ионафаны, которые начинают бой?

14:24-30 Чтобы удостовериться в скором успехе, Саул поспешно запретил своим воинам вкушать пищу до вечера, пока не закончится битва. Он запечатал свой приказ проклятием. Его воины, изможденные голодом, почувствовали усталость, и, таким образом, оказались в невыгодном положении. Не подозревая об указе своего отца, Ионафан поел немного меда для восстановления сил. Когда ему рассказали о проклятии, он опечалился о том, что такой глупый указ помешает триумфу Израиля.

14:31-42 Ограничения Саула не только разозлили Ионафана, но также подвергли людей опасности. По окончании битвы они бросились на добычу, убили стада, и стали есть их с кровью, нарушив тем самым Левит 17:10-14 и Второзаконие 12:23-25. Саул, услышав об этом, упрекнул их и установил большой камень, куда нужно было приносить животных и закалывать их должным образом. Он также построил свой первый жертвенник. По своей горячности Саул хотел гнаться за Филистимлянами ночью, поэтому он опять поговорил со священником о том, что нужно вопросить Бога. Но Бог ему не ответил. Из этого Саул заключил, что в стан вкрался грех. Как полагается в таких случаях, бросили жребий, и, к удивлению Саула, он пал на Ионафана, т.е. жребий показал, что Ионафан был виновен.

14:43-46 Ионафан объяснил, что произошло, и Саул, чтобы не ударить в грязь лицом, приказал его убить. Но народ проявил больше здравого смысла, чем их царь. Не с Богом ли действовал Ионафан, чтобы доставить столь великое спасение Израилю? Как Бог мог им быть недоволен за то, что он преступил заклятие Саула, когда Он так использовал его в сражении? Нет, Ионафан не умрет. Таким образом, герой избежал незаслуженной смерти. Но пока Саул занимался такой ненужной ерундой, Филистимляне бежали. В очередной раз его недостаток мудрости умалил победу.

14:47-52 Стихи 47 и 48 обобщают часть военных побед Саула. Следующие три стиха приводят подробности, касающиеся его семьи. Последний стих является исполнением предсказания Самуила о том, что царь будет брать сильных сынов Израиля на военную службу.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →