Комментарии МакДональда на вторую книгу Царств 8 глава

Ж. Поражение врагов Израиля (Гл. 8)

8:1, 2 Стратегия Давида в роли царя заключалась в том, чтобы очистить царство от языческих обитателей, которые противостояли его правлению. Данная стратегия привела к увеличению территории Израиля.

Например, он поразил Филистимлян и захватил Мефег-Гаама – т.е. Геф (1 Пар. 18:1). Когда-то он притворялся сумасшедшим в Гефе (1 Цар. 21:10-15); а теперь он будет там царем. Он также завоевал Моавитян и воспользовался мерной лентой, чтобы отмерить две трети людей, которые будут преданы смерти. Моав, вероятно, не был верен Израилю.

8:3-8 Следующая победа ждала Давида в области Сирии. Он поразил Ад-раазара, царя страны под названием Сува, находившейся между Хамафом и Дамаском, захватив тысячу колесниц, семьсот всадников и двадцать тысяч пеших воинов.

Давид также подрезал жилы всем коням в колесницах, за исключением тех, которых хватило бы на сто колесниц. Это означает, что в ноге было перерезано сухожилие, что делало животных непригодными к сражению. Когда Сирийцы, живущие в Дамаске, пришли Адраазару на помощь, Давид поразил двадцать две тысячи человек и сделал Сирийцев своими рабами. После этого Давид вернулся в Иерусалим с медью и золотыми щитами, которые он захватил у Адраазара.

8:9-12 Фой, царь расположенного по соседству Имафа, поздравил Давида за его победу над Адраазаром и послал ему серебряные, золотые и медные дары. Эти драгоценные металлы вместе со всем остальным золотом и серебром, которое Давид завоевал в своих войнах, были посвящены Господу и позже использовались в храме.

8:13 Здесь мы сталкиваемся с видимым несоответствием. В этом стихе говорится, что Давид убил восемнадцать тысяч Сирийцев в Соленой долине. Но в 1 Паралипоменон 18:12 говорится, что Авесса убил восемнадцать тысяч Иду-меян в Соляной долине. В некоторых древнееврейских рукописях, также как и в древней Септуагинте (древнегреческая версия Ветхого Завета) и сирийских переводах здесь, во 2 Царств 8:13, говорится "Идумеяне".

Странно то, что Давид сделал себе имя благодаря победе, описанной во 2 Царств, а в 1 Паралипоменон слава за победу воздается Авессе. 1 Паралипоменон обычно высоко восхваляет Давида. Вероятно, как это часто бывает на войне, слава за победу досталась "начальству", в данном случае Давиду, как "главнокомандующему". Но на самом деле Авес-са непосредственно вел это сражение, и даже летописец, пытающийся особо выделить линию Давида, ведомый Духом Святым, уделяет особое внимание полководцу на поле боя. Еще большую путаницу создает заголовок Псалма 59, где говорится, что "Иоав (брат Авессы) поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной".

Юджин Меррил вносит следующее предложение:

"Вероятно, это расхождение объяснимо тем, что вся кампания проходила под прямым командованием Авес-сы, а Иоав (со своими воинами) убил две трети Идумеян".

8:14 То, что Давид разместил охранные войска по всей Идумее и сделал всех Идумеян своими рабами, вероятно, является подтверждением тому, что в стихе 13 и всех остальных рукописях параллельного отрывка в Паралипоменоне говорится об "Идумеянах".

8:15-18 Итак, царство и власть Давида значительно возросли, и он творил правосудие и правду. Некоторые из его начальствующих подчиненных перечислены в стихах 16-18: Иоав – начальник войска; Иосафат – дееписатель; Садок и Ахимелех (вероятно, ошибка переписчика, должно быть Авиафар, см. ниже) – священники; Сераия – писец или секретарь; Ванея – начальник над охранниками Давида; сыновья Давида – первые министры. В 17-м стихе проблема с текстом. Там и также в 1 Паралипоменон 18:16 и 24:6 говорится, что Ахимелех – сын Авиафара, но в 1 Царств 22:20 говорится, что Авиафар – "сын Ахимелеха". Самым простым решением является то, что в стихах, где говорится, что Ахимелех – сын Авиафара, переписчик мог перепутать имена.

Однако, существует еще одна вероятность, основанная на ветхозаветном обычае, согласно которому имя передавалось через поколение, то есть, внуков называли именем их дедов. Таким образом, в любое время священника, работавшего с Садоком, могли звать Авиа-фар или Ахимелех. Авиафар и Ахиме-лех вместе служили священниками, так же, как Анна и Каиафа во время нашего Господа (Лука 3:2).

Когда Саул убил Ахимелеха и его сыновей у Номвы, выжил только Авиа-фар. Когда Давид стал царем, он назначил Авиафара первосвященником, оставив при этом Садока.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →