Комментарии МакДональда на четвертую книгу Царств 2 глава

Б. Вознесение Илии (2:1-12а)

Эта глава начинается с истории о "вознесении" святого Илии (ст. 1-11), а завершается историей о том, как были "растерзаны" хулиганы из Вефиля (ст. 23-25).

2:1-6 Настало время для Илии завершить служение и уступить место Елисею. Но сначала Илии надо было посетить Вефиль, Иерихон и Иордан. Елисей настоял на том, чтобы отправиться с ним во все эти места. В Вефиле и Иерихоне сыны пророков сказали Елисею, что Господь собирается вознести Илию "над главою его". Намек делается на обычай того времени: ученик сидел у ног учителя, и, конечно, учитель в таком случае возвышался над его головой. Елисей уже знал об этом и велел пророкам: "Молчите!" Ему было тяжело расставаться с учителем и не хотелось говорить на эту грустную тему.

2:7-9 От Иерихона Илия с Елисеем пошли на юг, к Иордану, а поодаль за ними следовали пятьдесят человек из сынов пророческих. Когда Илия ударил по воде Иордана своей накидкой, вода расступилась, и Илия с Елисеем перешли реку по суше. Илия пришел из Галаада, с восточного берега Иордана, в царство Ахава, когда начал свое пророческое служение (3 Цар. 17:1). Теперь, когда его служение завершилось, он вернулся на восточный берег Иордана, чтобы быть оттуда вознесенным на небеса. Перед уходом пророк велел своему ученику просить его о чем-либо, и Елисей попросил о двойной порции духа. Двойная доля наследства – право первенца. Здесь может иметься в виду просто, что Елисей хотел быть достойным преемником Илии. Джордж Уиль-ямс утверждает, что исполнение этой просьбы можно усмотреть в следующем факте: Илия совершил восемь чудес, а Елисей – шестнадцать.

2:10-12а Илия сказал, что не в силах выполнить эту просьбу, а потом добавил: если Елисей увидит его уход, то эта просьба будет выполнена. Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные. Потом вихрь подхватил Илию и понес его на небо на глазах у Елисея. Елисей воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! Это может означать, что Илия был сильнейшим орудием Бога и лучшей защитой Израиля.

В. Начало служения Елисея (2:12б-25)

2:12б-14 Разодрав свою одежду в знак скорби, Елисей вернулся на восточный берег Иордана. Он ударил по воде плащом Илии и сказал: "Где Господь, Бог Илии, – Он Самый?" Этот вопрос – не признак сомнения или неверия, а просто возможность для Бога показать, что Он теперь был с Елисеем, как раньше – с Илией. Воды расступились, пророк вернулся на западный берег реки, где его ждали пятьдесят сынов пророческих, наблюдая за происходящим.

2:15-18 Увидев, как расступается Иордан, они признали, что Елисей – за-

конный преемник Илии. Вопреки словам Елисея они послали группу людей искать Илию, но, как и предупреждал Елисей, ничего не нашли. Они либо не видели вознесения Илии, либо считали его временным.

2:19-22 С этого момента и до 13:20 служение Елисея заключается в ряде чудес, совершенных, чтобы вернуть Израиль от идолопоклонства к истинному живому Богу. События не обязательно описаны в хронологическом порядке. Первое из этих чудес было совершено, когда Елисей бросил соль в источник нехорошей воды в Иерихоне; больше от этой воды не было ни смерти, ни бесплодия.

2:23, 24 По пути из Иерихона в Вефиль, один из центров поклонения тельцу, Елисею встретилась компания молодых людей, которые называли его плешивым и в насмешку предлагали вознестись на небеса, как это сделал Илия. Елисей проклял их именем Господним. Тогда вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два человека. Оскорбление Божьего вестника – это оскорбление Самого Бога.

2:25 Елисей пошел по стопам Илии, в школы пророков в Иерихоне и Вефиле, прежде чем отправиться на гору Кармил и в Самарию. В Иерихоне люди отнеслись к нему с уважением и получили от него благословение. Молодые люди в Вефиле, неуважительно отнесшиеся к Иегове, заслужили проклятие.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →