Комментарии МакДональда на четвертую книгу Царств 3 глава

Г. Царь Иорам Израильский (Гл. 3)

Иорам, сын Ахава, был царем Израильским двенадцать лет (852-841 гг. до Р. Х.; 4 Цар. 3:1 – 9:29).

3:1-3 Когда Иорам, сын Ахава, начал править над Израилем, в Иудее совместно правили Иосафат и его сын Иорам. Это объясняет, почему Иорам, царь Израиля, начал править в восемнадцатый год Иосафата и на второй год Иорама, царя Иудейского (4 Цар. 1:17).

Иорам не был таким грешником, как его родители; он снял статую Ваала, воздвигнутую Ахавом. Но он продолжал поклоняться золотому тельцу, культ которого учредил Иеровоам, сын Наватов.

3:4-9 В период правления Ахава царь Моавитский был вынужден ежегодно платить дань Израилю. Когда умер Ахав, царь Меса решил, что настало время восстать. На знаменитом Моавит-ском камне, обнаруженном немецким миссионером в 1868 г., упоминается о подчинении Моава Израилю и успешном восстании Месы.

Охозия ничего не стал делать в связи с бунтом Моава. Но его преемник Иорам, придя к власти, тут же решил вернуть контроль над Моавом, не желая терять крупную дань, которую он платил. Иорам попросил Иосафата поддержать его в сражении, и Иосафат снова неразумно согласился. (См. 3 Царств 22, где Иосафат чуть не погиб, будучи союзником Израиля). Они решили пройти по западному берегу Мертвого моря, к востоку от Едома и на север в Моав. Так как царь Едомский был вассалом Иоса-фата в то время, они заручились и его поддержкой.

3:10-12 Когда они подошли к Моаву, у войска закончилась вода. Иорам стал высокомерно обвинять Господа, а Иоса-фат предложил посоветоваться с пророком Господним. Узнав, что неподалеку есть Елисей, слуга Илии, три царя пошли к нему.

3:13-19 Сначала Елисей заявил, что не хочет иметь ничего общего с идолопоклонником-царем Израиля, и предложил ему пойти к пророкам-идолопоклонникам его отца. Ответ Иорама, возможно, означает, что источник проблемы – не идолы, а Господь. Из уважения к Иосафату Елисей согласился спросить совета у Господа. Гуслист играл на гуслях, тем временем сила Божья коснулась Елисея, и он предсказал, что долина наполнится водой не от дождя, и Моав потерпит поражение.

3:20-25 На следующее утро долина наполнилась водой, пришедшей со стороны Едома. В лучах восходящего солнца вода показалась моавитянам красной, как кровь, и они решили, что цари Израиля, Иудеи и Едома поссорились между собой. Они отправились к стану израильскому за добычей, но наткнулись на упорное сопротивление. Израильтяне закидали плодородную землю камнями, запрудили источники и все дерева лучшие срубили.

3:26, 27 Царь Моавитский, рассерженный на своих бывших союзников Идумеев, и подозревающий, что царь Едома не будет сражаться также преданно, как Израиль и Иудея, попытался пробиться к царю Едомскому. Когда это ему не удалось, он принес своего старшего сына во всесожжение на стене, чтобы умилостивить своих богов, внушить смелость своим воинам и устрашить врага. Израиль потрясло это человеческое жертвоприношение, бывшее, разумеется, нечестивым. Либо по воле Бога, либо по велению собственной совести, они отступили, не подчинив Моав. Хэролд Стайгерс комментирует это: "По-видимому, автор задает вопрос: если этот случай так потряс Израиль, почему же его не шокировало собственное идолопоклонство? Однако   идолопоклонство продолжалось и в Израиле, и в Иудее".


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →