Комментарии МакДональда на четвертую книгу Царств 5 глава

6. Чудесное исцеление прокаженного Неемана (5:1-19)

5:1-4 Слава о чудотворце Елисее дошла до Сирии. В доме Неемана, военачальника сирийской армии, служила девочка-иудейка. Зная, что он – прокаженный, она предложила ему обратиться за исцелением к пророку Елисею, живущему в Самарии. Пример этой девочки показывает, как человек, не играющий важной роли в глазах мира, проявив верность Богу, может повлиять на ход истории спасения. Д. Л. Муди так комментирует этот случай:

"Маленькая служанка сказала несколько слов, которые эхом прокатились по двум царствам. В честь ее веры Бог сделал для идолопоклонника Неемана такое, чего не совершал ни для кого в Израиле. См. Луки 4:24. Как часто детский палец указывает взрослым верное направление. Служанка обещала Нееману, что Бог сделает для него то, чего Он не делал ни для кого в Израиле; и Бог сделал это ради ее веры".

5:5-7 Нееман захватил с собой рекомендательное письмо от царя Сирийского Венадада к царю Израильскому Иораму, денежные подарки и одежду. Очевидно, в послании не упоминался Елисей, а просто выражалась просьба об исцелении Неемана. Царя Израильского рассердила такая неразумная просьба; он заподозрил, что сирийский царь ищет предлог для нападения на Израиль.

5:8-12 Елисей услышал о случившемся и попросил послать к нему Неемана. Во дворце никто не мог исцелить его, потому что там все были идолопоклонники; но в Израиле был пророк Божий, способный очистить и вылечить этого человека. Елисей не говорил лично с Нееманом; достаточно было, чтобы Нееман поверил в переданное им сообщение. Елисей через слугу передал Нее-ману, что он должен омыться семь раз в Иордане. Нееман ожидал чего-то более драматического и впечатляющего, он в гневе воскликнул, что реки Дамасские лучше Иордана.

5:13, 14 Д. Л. Муди прекрасно анализирует эту проблему:

"Нееман страдал от двух болезней – гордости и проказы. В лечении нуждались они обе. Нееману необходимо было сойти с колесницы своей гордости; а потом омыться предписанным способом".

Наконец его рабы убедили его послушаться пророка, и он полностью исцелился. Как было хорошо сказано, "он преодолел свою гордость – и освободился от проказы".

5:15-19 Нееман обратился к Богу Израиля и попытался вознаградить Елисея, но пророк ничего не стал брать. Тогда сирийский военачальник решил захватить с собой домой земли, сколько снесут два лошака, чтобы поклоняться Богу Израиля на земле Израиля. Он объяснил, что официальные обязанности требуют от него поклонения в доме Риммона, идола, перед которым должны кланяться он и господин его, но он надеется, что Господь простит ему это. Елисей ничего не ответил на это, а просто попрощался с Нееманом.

История Неемана – классический пример того, как действует Евангелие благодати. Он был врагом Бога, будучи военачальником сирийской армии. С человеческой точки зрения ему было не на что рассчитывать и у него не было надежды исцелиться от проказы (см. Рим. 5:6-10). Он был чужим как язычник и не имел права претендовать на обещания и заветы Бога, на Его благословения (Еф. 2:11,12). Но Бог в Своей благодати удовлетворил его человеческие потребности. Нееману нужно было только смириться и послушаться слова Господа. Он омыл себя, последовав слову Божьему, и возродился, обновилась его кожа и его сердце.

Чудесная благодать нашего любящего Господа,

Благодать, превосходящая наш грех и нашу вину,

Излилась на горе Голгофы,

Где была пролита кровь Агнца.

Джулия Х. Джонстон

7. Жадность Гиезия (5:20-27)

Но Гиезию захотелось взять дары Неемана, от которых отказался Елисей. Он сказал сириянину, что Елисей послал его за дарами для двух молодых сынов пророческих, которые только что пришли к нему с горы Ефремовой. Потом он отнес деньги и одежду в свой дом. Елисей, будучи пророком, часто получал особые откровения от Господа. Он узнал, что сделал его слуга, и, когда Гиезий пришел к нему, разоблачил его. Он напомнил своему жадному слуге, что не время брать серебро, одежду или что-то другое, что можно купить за деньги. Гиезия поразила проказа Нееманова. Он согрешил, когда дал сирийцу повод думать, что безвозмездный дар Божьей благодати вовсе не был таким.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →