Комментарии МакДональда на четвертую книгу Царств 8 глава

11. Возвращение собственности сонамитянке (8:1-6)

Перед началом семилетнего голода в земле (возможно, это голод, о котором говорится в 4:38) Елисей предупредил сонамитянку (из главы 4) и посоветовал ей уехать вместе со всей семьей, включая сына, которого он воскресил. Она жила в земле Филистимской, а когда голод закончился, возвратилась. В это время Гиезий служил при дворе царя Израиля, куда обычно не допускали прокаженных. Когда он как раз рассказывал царю, как Елисей воскресил умершего, пришла эта женщина просить вернуть ей ее собственность. Царь приказал отдать ей и собственность, и все, что выросло на ней за семь лет.

12.  Пророчество Елисея о правлении
Азаила (8:7-15)

8:7-12 Когда больной Венадад, царь Сирийский, услышал, что Елисей пришел в Дамаск, он послал к нему своего офицера Азаила с большими дарами, чтобы вопросить, выздоровеет ли он. Так как Нееман был военачальником Венадада, царь должен был знать о целительной силе Елисея (Гл. 5). Может быть, пророк вылечит и его. Пророк дал Азаилу неопределенный ответ: "Пойди, скажи ему: "выздоровеешь'; однако открыл мне Господь, что он умрет". Это означало, что сама болезнь не была смертельной, но Венадад должен был умереть от руки Азаила. Елисей так пристально смотрел на Азаила, что тот пришел в смущение. Елисей предвидел также, что Азаил причинит ужасные страдания и потери сынам Израилевым – настолько ужасные, что он заплакал.

8:13-15 Азаил ответил, что он – всего лишь пес; как может он совершить такое большое дело? Уильямс так перефразировал эти слова:

"Может ли быть, чтобы я, всего лишь пес, сел на сирийский трон и совершил такие великие дела!" Но Господь сообщил Елисею, что Азаил будет царем Сирии. После этого объявления Азаил вернулся к Венададу, сказал ему, что он выздоровеет, а потом предательски задушил его одеялом, намоченным водою.

Из следующей цитаты явственно следует, насколько точным было пророчество Елисея:

"Вскоре после этого [убийства Венадада] Азаил выступил против объединенных сил Иорама и Охозии при Рамофе-Галаадском (8:28, 29; 9:14, 15). Он часто наносил поражение Ииую и опустошил всю его страну к востоку от Иордана, от Арнона на юге до Васана на севере (10:32, 33). Во время правления Иоахаза, преемника Ииуя, он неоднократно вторгался на территорию Израиля, который избежал полного опустошения только по Божьей милости (13:3, 22, 23). Азаил вторгался и в юго-западную Палестину, взяв Геф; он вынудил царя Иудеи уплатить большой выкуп за то, что он пощадил Иерусалим (12:17, 18; 2 Пар. 24:23, 24). Только после смерти Азаила Израиль смог справиться с сирийской агрессией, во время правления Венадада III, сына Азаила (4 Цар. 13:24, 25)".

Е. Царь Иорам Иудейский (8:16-24)

Иорам, сын Иосафатов, был царем Иудейским восемь лет (853-841 гг. до Р. Х.; см. также 2 Пар. 21:4-20).

8:16, 17 Хронологию в стихе 16 следует согласовать с той, что приведена в 3 Царств 22:42, 51; 4 Царств 3:1 и 4 Царств 8:25. Одно из объяснений гласит, что Иорам был соправителем своего отца Иосафата в течение пяти лет. Другое – что Иосафат делил часть своего правления с Асой, и что правления Охозии и Иорама датируются от начала единовластного правления Иосафата.

8:18, 19 Иорам женился на Гофолии, дочери Ахава и Иезавели. Без сомнения, этот брак был инициативой его отца Иосафата и частью его политики примирения с Израилем. В результате царство Иудея оказалось ввергнуто еще больше в идолопоклонство северного царства. Господь уничтожил бы Иудею за отступничество, если бы не обещание, данное Давиду (2 Цар. 7:12-16).

8:20-24 Во время правления Иорама против него выступил Едом. Чтобы подавить восстание, он отправился со своим войском на Цаир (Едом), на юг от Мертвого моря. Идумеяне окружили его и вынудили отступить. Его армия убежала домой. С этого времени Едом не подчинялся Иудее полностью. Возможно, именно в период правления Иорама пророк Авдий произнес свое пророчество против Едома.

Упоминается, что Ливна, возле Фи-листии, также выступила. Тем самым автор обращает внимание на слабость царства Иудеи во время правления Ио-рама. Ливна была левитским городом. Причина ее бунта приводится во 2 Па-ралипоменон 21:10, 11. Очевидно, Ливна обрела независимость позже (19:8).

Ж. Царь Охозия Иудейский (8:25-29)

Охозия, сын Иорама, был царем Иудейским один год (841 г. до Р. Х.; см. 2 Пар. 22:1-9).

8:25-27 Охозия в стихе 26 назван сыном Гофолии, дочери Амврия. Охозия упоминается также во 2 Паралипоменон 21 и 22:6. Охозия был племянником Ио-рама, царя Израиля. Его мать Гофолия была дочерью Ахава и сестрой Иорама

Израильского. Здесь можно запутаться с именами! У Ахава, царя Израиля, было два сына, которые один за другим взошли на трон, Охозия и Иорам. У Иосафата, царя Иудеи, был сын по имени Иорам, который правил после него. Преемником этого Иорама был его сын Охозия. Таким образом, Охозия и Иорам правили в Израиле в то время, когда Иорам и Охозия правили в Иудее.

Здесь говорится, что Охозия, царь Иудейский, воцарился в возрасте двадцати двух лет; во 2 Паралипоменон 22:2 указан возраст в сорок два года. Большинство фактов указывает на то, что правильный возраст – двадцать два. Вероятно, другая цифра возникла при ошибке переписчика.

8:28, 29 Охозия присоединился к своему дяде, Иораму Израильскому, в войне против Сирии, в Рамофе Галаадском. Царь Иорам был ранен в битве и был перевезен в Изреель лечиться. Охо-зия навестил его там, пока он выздоравливал. Отец Иорама, Ахав, погиб в Ра-мофе Галаадском (3 Цар. 22). Дед Охо-зии, Иосафат, неразумно присоединился к Ахаву и чуть не был убит. Но Охозия не внял урокам истории (не стоило становиться союзником Израиля!), и в результате был убит позже (Гл. 9).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →