Комментарии МакДональда на четвертую книгу Царств 10 глава

10:1-11 Следующим шагом Ииуя была казнь семидесяти потомков ("сыновей") Ахава, живших в Самарии. Сначала он предъявил их охране ультиматум: выбрать лучшего и достойнейшего из потомков Ахава царем и воевать за него

против Ииуя и его людей. Но они помнили, как два царя (Иорам и Охозия) оказались бессильными перед Ииуем в Изрееле, поэтому ответили, что готовы стать верными рабами Ииуя. Тогда он потребовал доказать верность, доставив на следующий день головы семидесяти потомков Ахава в Изреель. Они согласились сделать это. Утром Ииуй вышел посмотреть на головы, которые лежали грудой в воротах. Возможно, народ ожидал, что он рассердится на зачинщиков этой бойни, не зная, что он сам приказал сделать это. Но он быстро разрешил их сомнения, по сути сказав:

"Вы невиновны. Я тоже невиновен. Вот я восстал против государя моего, Иорама, и умертвил его, а их всех кто убил? Знайте же теперь, что не падет на землю ни одно слово Господа, которое Он изрек о доме Ахава; Господь сделал то, что изрек чрез раба Своего Илию". Во имя полного исполнения пророчества Илии Ииуй велел убить всех родственников Ахава, и всех вельмож его, и близких его, и священников его в Изрееле.

10:12-14 По пути в столицу, Самарию, Ииуй встретил сорока двух родственников Охозии. Слово "братья" (ст. 13) означает двоюродных братьев, племянников и т. п., так как родные братья Охозии были убиты (2 Пар. 21:17). Эти люди пришли из Иудеи, чтобы навестить царскую семью Израиля. Понимая, что они связаны с домом Ахава, Ииуй велел убить и их тоже при колодезе Беф-Екеда.

10:15-17 Ииуй встретил также Ио-надава, сына Рихавова. Ионадав заявил, что верен ему, и Ииуй пригласил его с собой в Самарию, чтобы показать ему свою ревность о Господе. В Иеремии 35 снова упоминается Ионадав. Он велел своим потомкам вернуться к образу жизни, который Израиль вел при Моисее и Иисусе Навине, пытаясь уберечь их от отступничества, национального греха Израиля. Услышав о чистке Ииуя, Ионадав выступил на стороне нового царя, который тут же приветствовал его как великого союзника в борьбе против культа Ваала. В Самарии Ииуй перебил всех остальных родственников Ахава. Морган предупреждает:

"Он [Ииуй] гордился своим рвением. Как незаметна опасность! Но это опасно. Такая гордость ведет к прочим грехам. Этот человек осуществлял Божий суд над Израилем, но сам он был грешником".

3. Искоренение Ииуем поклонников Ваала (10:18-36)

10:18-28 Следующие действия царя были направлены против служителей Ваала. Чтобы выявить их всех, он приказал устроить великий праздник в честь Ваала. Дом Ваалов наполнился служителями со всех районов Израиля, одетых в специальные одежды. Специально позаботились в том, чтобы там не было ни одного человека, который поклонялся бы Иегове. Как только начались всесожжения, Ииуй велел скороходам и начальникам бить идолопоклонников. Восемьдесят человек были поставлены снаружи, чтобы никто не убежал. Люди Ииуя вошли в капище Ваала, вынесли оттуда находившиеся там статуи и сожгли их. Потом они разрушили капище Ваалово и сделали на его месте свалку для нечистот.

10:29, 30 Во многих отношениях Ииуй был одним из лучших, возможно, самым лучшим царем Израиля. Он осуществил Божий суд над домом Ахава и очистил страну от тех, кто поклоннялся Ваалу. Господь наградил Ииуя за эти достойные поступки, обещав, что его династия будет продолжаться до четвертого рода (т. е. Иоахаз, Иоас, Иеровоам II и Захария).

10:31-36 Но Ииуй продолжал поощрять поклонение золотым тельцам, учрежденное Иеровоамом. В Осии 1:4 он также осуждается за чрезмерную жестокость, проявленную при истреблении дома Ахава. Вследствие его промахов начал Господь отрезать части от Израиля. Азаил, царь Сирийский, захватил землю к востоку от Иордана, которая изначально принадлежала коленам Рувима и Гада и половине колена Манассии. Елисей предвидел эти действия Азаила (8:12). Сирийский царь осуществлял суд Господа над домом Израиля, как Ииуй осуществил суд над домом Ахава. Нужна духовная проницательность, чтобы распознать за деятельностью этих нечестивых царей исполнение высшей воли Иеговы, позволяющего человеческому гневу стать Своим орудием.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →