Библия » МакДональд Комментарии МакДональда

4 Царств 18 4-я Царств 18 глава

II. ЦАРСТВО ИУДЕИ ДО ПЛЕНА (Гл. 18−25)

А. Царь Езекия (Гл. 18−20)

Езекия, сын Ахаза, был царем Иудейским двадцать девять лет (716/715687/686 гг. до Р. Х.; см. 2Пар 29−32; Ис 36−39). Считается, что до этого он был соправителем Ахаза с 729/728 по 716/715 гг.

1. Праведное правление Езекии (18:1−8)

18:1−6 В Священном Писании Езекии уделяется больше внимания, чем кому-либо из царей со времен Соломона. Для того, чтобы лучше понять, какие духовные и политические победы одержал Езекия благодаря вере в Бога, полезно прочесть и параллельные повествования во 2 Паралипоменон 29−32 и Исаии 36−39.

Когда Езекия пришел к власти, Иудея была практически вассальным государством Ассирии. Он совершил великие реформы. Он вел борьбу с идолопоклонством во всех его проявлениях, уничтожив даже высоты и медного змея из Чисел 21 (потому что сыны Израилевы кадили ему). Он назвал этого змея Нехуштан, что буквально означает «медная вещь». Что касается веры в Господа Бога Израилева, то Езекия был величайшим из царей Иудейских. Иосия был величайшим из царей в плане изгнания из земли злодеев (23:24−25).

18:7−8 Езекия восстал против ассирийского ига, возможно, по причине своего военного успеха: он прогнал из земли филистимлян, от сторожевой башни (сельской местности) до укрепленного города (густонаселенной и хорошо защищенной местности).

2. Пленение Самарии (18:9−12)

В этом отрывке снова говорится о захвате Самарии ассирийцами. Возможно, эта тема повторяется здесь, чтобы показать, с какой серьезной угрозой столкнулся в то время Езекия. Кажущееся противоречие между датами в стихах 9 и 10 объясняется тем, что иудеи считали часть года за целый. Осада Самарии началась в конце четвертого года правления Езекии, продолжалась весь пятый год и закончилась в начале шестого года — отсюда «три года». Это должен был быть 725−722 гг. до Р. Х., период совместного правления, упоминаемого выше.

3. Первое вторжение Сеннахирима в Иудею (18:13−16)

У Ассирии в это время были свои проблемы; умер Саргон II, и взбунтовался Вавилон. Только в 701 г. до Р. Х. Сеннахирим, наследник Саргона, смог выступить против Палестины и Финикии. В своих летописях Сеннахирим утверждает, что захватил сорок шесть укрепленных городов и 200000 пленных в Иудее. Езекия послал ему раболепное послание, признавая, что был виновен, когда восстал. Он послушно уплатил триста талантов серебра и тридцать талантов золота (огромная сумма), чтобы предотвратить нападение на Иерусалим. В это время Сеннахирим находился в Лахисе, к юго-западу от Иерусалима, на пути в Египет.

4. Второе вторжение Сеннахирима в Иудею (18:17 — 19:34)

18:17−19 Затем Езекия начал укреплять Иерусалим (2Пар 32:5). Возможно, известие об этом заставило царя Ассирийского отправить в Иерусалим своих военачальников, требуя безоговорочной сдачи. Три иудейских офицера вышли навстречу ассирийцам, чтобы выслушать их условия. В НМВ титулы ассирийцев переведены как «главнокомандующий», «старший офицер» и «полевой командир». В НКИ они названы по-ассирийски: Тартан, Рабсарис и Рабсак. Это не имена собственные.

18:20−25 Рабсак заговорил с ними оскорбительно, на их собственном иудейском наречии. Прежде всего, он насмехался над упованием Езекии, полагающегося на укрепления Иерусалима. Потом сообщил, что знает о том, как Езекия просил помощи у Египта против Ассирии, и назвал Египет в насмешку надломленной тростью (ст. 21). В-третьих, он сказал, что Иудее нет смысла уповать на Господа, потому что Езекия уничтожил все высоты и жертвенники. Рабсак не осознавал, что это были языческие святилища, а не места поклонения Господу! Потом он предложил пари: он даст две тысячи коней Иудее, если Езекия сможет достать такое количество всадников. Он имел в виду, что у Иудеи нет большой кавалерии, и ей придется надеяться на Египет ради колесниц и коней. Наконец, Рабсак заявил, что Господь послал Ассирию разорить Иудею.

18:26−27 Иудейские офицеры тут же предложили Рабсаку говорить дальше по-арамейски, на языке дипломатии, а не по-иудейски. Они боялись, что такие высокомерные речи окажутся губительными для боевого духа иудейского народа, слушающего на стене. Но Рабсак считал, что народ должен слышать все и знать о сложившейся ситуации, о приближающемся голоде и грядущей погибели.

18:28−37 Обратившись непосредственно к народу, Рабсак предупредил их, чтобы они не обольщались словами Езекии и не полагались на избавление от Господа. Если они сдадутся, им будет позволено пожить какое-то время в Иерусалиме. Когда же царь Ассирийский вернется из египетской кампании, он возьмет их в Ассирию, «землю такую же, как и ваша земля». Никакие божества народов не смогли спасти эти народы от Ассирии; могут ли они ждать, что их Бог сделает это? Народ на стене хранил молчание, а три иудейских сановника вернулись к Езекии, весьма расстроенные.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии МакДональда на четвертую книгу Царств, 18 глава. Комментарии МакДональда.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.