Комментарии МакДональда на четвертую книгу Царств 25 глава

← предыдущая   •   все главы   •   следующая →

25:1-7 Интриги Седекии с Египтом нанесли окончательный удар по Иерусалиму. Навуходоносор осадил город, и осада продолжалась восемнадцать месяцев. В городе начался жестокий голод. Седекия и его военные попытались убежать из города ночью и укрыться в пустыне близ Мертвого моря. Халдеи схватили царя и отвели его к царю Вавилонскому в Ривлу (в Емафе, Сирия). Вавилонский царь велел заколоть сыновей Седекии перед глазами его, после чего его ослепили, оковали оковами и отвели в Вавилон. Так исполнилось два замечательных пророчества: Иеремия предсказал, что Седекия увидит царя Вавилонского лицом к лицу (Иер. 32:4; 34:3). Это исполнилось в Ривле. Иезекииль также предсказывал, что он будет увезен в Вавилон, но не увидит его, хотя умрет там (Иез. 12:13). Седекии выкололи глаза, прежде чем увезти в Вавилон. Он умер в Вавилоне.

И. Падение Иерусалима (25:8-21)

25:8-12 Окончательно Иерусалим был разрушен в 586 г. до Р. Х., Навузарданом, начальником вавилонских телохранителей. Он сжег храм, царский дворец и все большие здания. Он разрушил стены и переселил в Вавилон всех оставшихся, кроме самого бедного люда.

25:13-17 В этих стихах описывается разграбление храмовых сокровищ. Те предметы, которые были слишком велики, чтобы унести их целиком, разрезали на небольшие части. Меди было захвачено очень много. Кроме того, халдеи завладели всем, что было золотое и было серебряное.

25:18-21 Навузардан привел около семидесяти двух высокопоставленных жителей Иерусалима к царю Навуходоносору в Ривлу, где они были без промедления казнены.

К. Губернаторство Годолии (25:22-26)

Царь Вавилона назначил Годолию начальником над народом, оставшимся в Иудее. Когда четыре военачальника услышали об этом, они пришли к нему в Массифу, возможно, чтобы посоветовать народу бежать в Египет. Годолия же рекомендовал им подчиниться Вавилонскому игу, и тогда все будет хорошо. Позже Исмаил, из племени царского, напал на Годолию и его друзей и убил их. Народ остался неуправляемым и бежал в Египет.

Л. Царь Иехония (25:27-30)

Книга завершается обнадеживающей нотой. Четвертая книга Царств и Книга Иеремии заканчиваются упоминанием об одном и том же событии (см. 25:27-30; Иер. 52:31-34). На тридцать седьмой год плена царь Вавилонский стал почтительно относиться к Иехонии. Это вселяло надежду: может быть изгнание станет легче и рано или поздно совсем закончится.

Третья книга Царств начинается со смерти Давида, Четвертая завершается рассказом об уничтожении Иудеи. Народ терпел поражение при Моисее, при судьях, теперь – при царях. Народ отказывался слушать Слово Божье. Их не трогали слезы пророков. Их сердца ожесточались, они становились все более упрямыми, пока Бог не решил руками ассирийцев и вавилонян научить их тому, что следствие греха – смерть. Плен помог им уяснить это: он очистил сердца избранного Божьего народа от идолопоклонства.

=====

Примечания

(1:2) Многие ученые переводят имя Ваал-зевул как "возвышенный Ваал".

(6:24-31) Существует мнение, что имеются в виду действительно птичьи экскременты, которые использовались для растопки.

(17:41) Однако в Луки 2:36 упоминается пророчица Анна из колена Аси-ра, одного из десяти колен. Очевидно, некоторые из этих колен все-таки вернулись. Иаков также адресует свое послание "двенадцати коленам, находящимся в рассеянии" (1:1), так что десять колен не совсем "исчезли" с лица земли, даже в раннехристианскую эпоху.

(19:35-37)  Многие полагают, что это Христос до воплощения (на это указывает использование заглавной буквы в слове Ангел в примечаниях в НКИ).

(25:18-21) С главой 25 связаны три проблемы с числами, которые, вероятно, объясняются ошибкой переписчиков, либо здесь в 4 Царств, либо в соответствующих стихах 3 Царств и Иеремии. Точность копирования цифр в древних рукописях создает определенные проблемы. (Смотри подробнее об этих проблемах в комментарии ко 2 Парали-поменон). Трудности таковы: дата сожжения Иерусалима (в ст. 8 говорится, что это седьмое число месяца, а в Иеремии 52:12 – что десятое); высота капителей колонн (в ст. 17 сказано, что три локтя, а в 3 Царств 7:16 – пять локтей); количество убитых советников (в ст. 19-21 сказано, что их было пять; в Иеремии 52:25 – семь).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →