Комментарии МакДональда на первую книгу Паралипоменон, введение

← предыдущая   •   все главы   •   следующая →

"Паралипоменон обладает своеобразнъми особенностями и красотой, и прежде всего его моральная ценность состоит в том, что он показывает: несмотря на то, что все остальное было разрушено, Божий замысел устоял. Вот чем мы можем утешаться в настоящее время. Христианский мир находится в плачевном состоянии; но Божий замысел никогда не потерпит поражения, и те, кто верует, укрепятся и обретут утешение в уверенном исполнении Божьего замысла." Уильям Келли

Введение

I. Уникальное положение в каноне

Книги Паралипоменон, изначально составлявшие одну большую книгу, расположены в конце Еврейской Библии. Ее еврейское заглавие переводится как "Хроники", или, буквально, "Слова о днях". Паралипоменон – название из греческого перевода LXX (Септуагинты – древнегреческого перевода Ветхого Завета), которое значит "Упущения", и это неудачный перевод. В английской Библии Паралипоменон носит название "Хроники", восходящее к латинской Вульгате Иеронима.

Так как на первый взгляд кажется, что 1 Паралипоменон просто повторяет 1 и 2 Царств, а 2 Паралипоменон – 3 и 4 Царств, какова уникальная роль этих книг? Паралипоменон явно отличается от книг Царств. В этих книгах подчеркивается историческая сторона событий, а в Паралипоменоне – духовная. Таким образом, Паралипоменон уделяет большое внимание правлению Давида и его преемников, а также поклонению в храме в этот период. Здесь приводятся новые подробности о священниках, левитах, музыкантах, певцах и привратниках. Здесь описывается, как ковчег перевозили в Иерусалим, как готовилось строительство храма и какие реформы проводили в Иудее некоторые благочестивые цари. Северное царство упоминается только в связи с его отношениями с династией Давида. Автор опускает даже трагические истории об Амноне, Авессаломе и Адонии, а также о неверности Соломона. Так что Паралипоменон – не просто повторение. Это скорее духовное толкование истории, рассказанной в предыдущих книгах.

События, происходившие в период правления каждого царя, обычно фиксировались в книге (3 Цар. 14:29; 15:7 и т. д.). Без сомнений, существовал общий источник, которым пользовались авторы книг Царств и Паралипоменона, потому что некоторые отрывки в них перекликаются.

Отдельные   исследователи критикуют Паралипоменон как неполный и негармоничный труд, не включающий в себя важные события освещаемого периода. Но Уильям Келли, с характерной для него духовной проницательностью, показывает, что Паралипоменон, как и все богодухновенные книги, отражает в точности намерения Святого Духа: "Эти собрания Божьих свидетельств, объединенные  в  Книгах Парали-поменон, фрагментарны и такими должны быть. Бог мог бы дать нам все подробности, если бы Ему было угодно, но Его намерения были иными. Сам Бог предпочел рассказать о погибели Израиля, используя лишь

отдельные   обрывки информации. Здесь нет ничего завершенного. Эти две Книги Паралипоменон составлены именно по такому принципу. Людей ученых это сильно озадачивает, потому что они, глядя на эти книги человеческими глазами, не способны понять этот принцип. Они воображают, что это недостаток данных книг. Но это не так. Дух Божий написал их так намеренно и сознательно". Келли сопоставляет ситуацию в Израиле в то время с разделенным и хаотическим состоянием современного христианского мира:

"Так, например, я убежден, что благодать, даруемая Богом Его народу, в наше время кажется очень слабой и неупорядоченной человеческому взгляду, но, если вы посмотрите на нее, то увидите: все соответствует замыслу Бога, и наше желание обладать всем сразу не согласуется с Его волей – ведь тогда мы были бы довольны собой, вместо того, чтобы ощущать вместе с Ним несовершенное состояние Его церкви". Первая и вторая книги Паралипоменон – не скучные учебники истории. Это толкование священной истории от Адама до возвращения Израиля из вавилонского плена. Они написаны для нас, верующих, и могут использоваться нами в современной жизни.

II. Aвторство

Большинство комментаторов полагает, что автором или составителем книг Паралипоменон был Ездра. Последние два стиха 2 Паралипоменон совпадают с первыми двумя стихами Книги Ездры; отмечается и большое стилистическое сходство. Богодухновенный составитель черпал информацию в ряде книг того времени, и мы видим это из списка "библиографии", приводимого им самим:

1. Записи Самуила провидца (1 Пар. 29:29)

2. Записи Нафана пророка (1 Пар. 29:29)

3. Записи Гада прозорливца (1 Пар. 29:29)

4. Пророчество Ахии Силомлянина (2 Пар. 9:29)

5. Видения    прозорливца Иоиля (2 Пар. 9:29)

6. Записи Самея пророка (2 Пар. 12:15)

7. Записи Адды прозорливца (2 Пар. 12:15)

8. Сказание пророка Адды (2 Пар. 13:22)

9. Книга   царей   Израильских и Иудейских (2 Пар. 20:34; 27:7; 32:32)

10. Книга царей (2 Пар. 24:27)

11. Видения Исаии пророка (2 Пар. 26:22; 32:32)

12. Записи Хозая (2 Пар. 33:19)

III. Bремя написания

Книги Паралипоменон были написаны после плена (2 Пар. 36:22, 23). Используя родословные, мы можем определить более точную дату. Последний человек в родословной рода Давида, Анани (1 Пар. 3:24) – представитель восьмого поколения после царя Иехонии. Это было около 600 г. до Р. Х. Если считать, что продолжительность одного поколения в среднем двадцать пять лет, то получается примерно 400 г. до Р. Х. самое раннее. Вряд ли книги Паралипоменон были написаны значительно позже, потому что род Давида описывается таким образом, что автор включил бы в список и потомков царя, если бы они на тот момент существовали.

Итак, мы видим, что Паралипоменон – одна из последних по сроку написания книг Ветхого Завета, созданная примерно во время Малахии.

IV. Исторический фон и тема

Позднее время написания книг Паралипоменон помогает нам понять их значение.

Монархии больше нет, но царский род проследить еще можно в ожидании Сына Давида, Мессии, Который грядет.

Хотя монархии больше нет, богослужение в храме продолжает занимать центральное место в жизни народа. У. Грэм Скрогги пишет:

"Здесь опять же подчеркивается все, что имеет отношение к поклонению: храм и богослужения в нем, священники, левиты, певцы и ненависть к идолопоклонству. Здесь показано, что все проблемы народа были вызваны пренебрежением к заповедям Иеговы, а процветание станет следствием возвращения к Нему. Книги Царств имеют значение политическое, они касаются царей; Паралипоменон имеет значение священное, он касается церкви". Стоит отметить, что обе эти темы – Мессия и поклонение – важны и для верующих в наши дни.

Вторая книга Паралипоменон начинается с того момента, на котором заканчивается первая. В 1 Паралипоменон 29 Давид назначает Соломона своим наследником. Во Второй книге Парали-поменон род Давида прослеживается от Соломона до возвращения остатка иудеев из вавилонского плена. Третья и Четвертая книги Царств освещают в основном тот же период, но в Книгах Царств акцент больше ставится на Израиле, а в книгах Паралипоменон – на Иудее, как мы уже отмечали. Цари Израиля упоминаются только в связи с их отношением к истории Иудеи. Хотя значительная часть материала в этих книгах совпадает, иногда в книгах Паралипоменон есть подробности, которых не приводится в книгах Царств, потому что книги Па-ралипоменон были написаны позже и с другой целью. Мы прокомментируем некоторые из отличий между этими книгами, но проанализировать их здесь глубоко не представляется возможным. Для этого пишут отдельные труды.

Содержание

I. РОДОСЛОВНЫЕ (Гл. 1 – 9)

A. От Адама до Авраама (1:1-27)

Б. От Авраама до Израиля (1:28-54)

B. Потомки Израиля (Гл. 2 – 8)

  1. Иуда (2:1 – 4:23)
  2. Симеон (4:24-43)
  3. Рувим, Гад и половина колена Манассии к востоку от Иордана (Гл. 5)
  4. Левий (Гл. 6)
  5. Иссахар (7:1-5)
  6. Вениамин (7:6-12)
  7. Неффалим (7:13)
  8. Половина колена Манассии к западу от Иордана (7:14-19)
  9. Ефрем (7:20-29)
  10. Асир (7:30-40)
  11. Вениамин (Гл. 8)

Г. Вернувшиеся из плена (9:1-34)

Д. Родословная Саула (9:35-44)

II. СМЕРТЬ САУЛА (Гл. 10)

III. ПРАВЛЕНИЕ ДАВИДА (Гл. 11 – 29)

A. Армия Давида (Гл. 11, 12)

  1. Храбрые воины Давида (Гл. 11)
  2. Верные последователи Давида (Гл. 12)

Б. Давид перевозит ковчег в Иерусалим (Гл. 13 – 16)

B. Желание Давида построить храм
и ответ Бога (Гл. 17)

Г. Победы Давида (Гл. 18 – 20)

Д. Перепись населения и язва (Гл. 21)

Е. Подготовка к строительству храма (Гл. 22 – 26)

  1. Материалы, работники и мотивация (Гл. 22)
  2. Подразделения и обязанности левитов (Гл. 23 – 26)

Ж. Военачальники и правительство (Гл. 27)

З. Последние дни Давида (Гл. 28, 29)


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →




Смотрите другие комментарии к этой главе