Комментарии МакДональда на первую книгу Паралипоменон 21 глава

Д. Перепись населения и язва (Гл. 21)

Если сравнить эту главу со 2 Царств 24, то сначала непонятно, кто стоял за греховной переписью населения, проведенной Давидом. Во 2 Царств сказано, что Господь побудил Давида сделать перепись в Израиле, потому что Он разгневался на народ. Здесь нам сообщается, что инициатором этого действия был сатана. Конечно же, оба утверждения истинны. Бог позволил сатане искушать Давида. Бог – не творец зла, но позволяет его и использует ради достижения Своих целей.

По поводу разницы в цифрах, приведенных в этой главе и во 2 Царств 24, смотри Примечания.

21:1-7 Иоав был с самого начала против переписи населения и не очень усердно выполнял приказы царя. Левий не был включен, возможно, потому, что колено было рассеяно по Израилю и Иудее, и пересчитать его представителей было сложно. Вениамин был, возможно, опущен потому, что перепись прервалась до того, как коснулась этого колена (1 Пар. 27:24). При исчислении людей не собиралось никакого выкупа, как приказано в Исходе 30:12. Неповиновение и гордость Давида повлекли за собой тяжкие последствия.

21:8-15 Хотя Давид весьма согрешил, он быстро раскаялся и смирился перед Господом. Когда ему было дано право выбрать наказание за свое преступление, он предпочел впасть в руки Господа, зная, что Он милостив. Семьдесят тысяч человек погибли от чумы.

Нам это наказание может показаться слишком суровым. Всем нам свойственны слабости и грехи. Давид обычно был кроток, но на этот раз впал в древний грех дьявола, гордость. Мэтью Генри показывает, каков смысл этого эпизода для нас:

"Он гордился многочисленностью своего народа, но вследствие Божьего правосудия его число уменьшилось. То, чем мы гордимся, справедливо отнимается у нас, ослабляется или причиняет нам горе".

21:16, 17 Когда Давид поднял глаза свои, он увидел жуткое зрелище: Ангела Господня с обнаженным в руке его мечом, простертым на его любимый Иерусалим. Его реакция была правильнее, чем у большинства верующих, внезапно застигнутых в момент греха или неповиновения. Обобщение реакции Давида, приведенное Генри, может оказаться полезным для нас, особенно для руководителей.

"1. Он очень раскаялся в своем грехе и искренне молился о его прощении, ст. 8. Он понимал теперь, что согрешил, весьма согрешил, поступил очень неразумно; он обещал, что готов понести наказание за свой грех, чтобы скверна была очищена. 2. Он принял наказание за свой грех: "Да будет рука Твоя на мне и на доме отца моего, ст. 17. Я подчиняюсь, пусть только я один пострадаю от этого, ведь это я согрешил; я виноват, и пусть на мою голову обрушится этот меч". 3. Он положился на милость Бога (хотя знал, что Бог гневается на него) и не затаил никакой горечи. Что бы ни случилось, пусть лучше впаду в руки Господа, ибо весьма велико милосердие Его, ст. 13. Благочестивые люди думают о Боге хорошо даже тогда, когда Он сердится на них. Даже если Он поразит меня, я все равно буду верить в Него. 4. Он выразил трогательную заботу о своем народе, его огорчало то, что их наказывают за его преступление: А эти овцы что сделали?"

21:18-26 Через Гада Господь велел Давиду купить гумно Орны иевусеянина, построить там жертвенник и приносить на нем жертвы. Орна предложил свою землю Давиду в дар, но царь настоял на том, чтобы заплатить за нее. В стихе 24 приводится важный духовный принцип: эффективное жертвоприношение всегда дорого стоит. Позже на месте этого гумна был построен храм (2 Пар. 3:1).

21:27-30 На горе Мориа Авраам предложил в жертву Богу Исаака (Быт. 22). Здесь прекратилась чума, и, когда Господь сказал Ангелу-истребителю: Довольно! – ангел опустил руку свою, о чем мы читаем в этой главе. Здесь стоял храм. И мы полагаем, что на этой же самой горе, пусть не на том же месте, Господь Иисус умер на кресте за грехи человечества.

Возможно, именно понимание того, что на месте гумна будет новый центр поклонения, объясняет страх Давида, боявшегося идти в Гаваон за наставлениями.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →