Комментарии МакДональда на вторую книгу Паралипоменон 36 глава

← предыдущая   •   все главы   •   следующая →

С. Царь Иоахаз (36:1-3)

Пленение Иудеи происходило поэтапно. В 605 г. до Р. Х. Навуходоносор вошел в Иерусалим, сделал Иоакима своим вассалом и забрал пленных в Вавилон, в том числе Даниила (4 Цар. 24:1). В 597 г. до Р. Х. Навуходоносор снова вторгся в Иерусалим, забрал Иоакима и еще группу пленных, в том числе Иезекииля (4 Цар. 24:10). Наконец, в 586 г. до Р. Х. Навуходоносор разрушил храм и взял в плен всех, кроме самых бедных слоев населения (4 Цар. 25:1-10).

Иоахаз правил всего три месяца, после чего был низложен царем Египта и принужден платить большую дань. Он был нечестивым человеком, не похожим на своего отца Иоаса (см. 4 Цар. 23:3134). Его увели в Египет, где он и умер.

Т. Царь Иоаким (36:4-8)

Елиаким, также называемый Иоакимом, был старшим братом Иоахаза. Его посадил на престол Нехао. Он правил одиннадцать лет, и его правление было нечестивым. Завершилось оно, когда Навуходоносор в 605 г. до Р. Х. разграбил храм. Навуходоносор собирался отвести Иоакима в Вавилон, но ему это не удалось. Хотя в Паралипоменон не упоминается данный факт, мы знаем, что он умер бесславно, в Иерусалиме, как и предсказывал Иеремия (Иер. 22:19; 36:30).

У. Царь Иехония (36:9, 10)

Иехонии было восемнадцать лет, когда он воцарился. После краткого правления, продолжавшегося три месяца и десять дней, Иехония сдал врагу Иерусалим и следующие тридцать семь лет провел в темнице в Вавилоне. После смерти Навуходоносора он был освобожден и возвышен до почетного положения (4 Цар. 25:27-30).

ф. Царь Седекия (36:11-19)

Седекия, которого также звали Матфания, был еще одним сыном Иосии. Когда Иехония оказался неверен вавилонянам, они выбрали Седекию его преемником. Он делал неугодное в очах Господа и отказался смириться перед Иеремией пророком. Он также нарушил клятву, которую дал царю Навуходоносору, и отложился от него. Иерусалим подвергся ужасной осаде, которая длилась восемнадцать месяцев. Когда Халдеи (вавилоняне) взяли город в 586 г. до Р. Х., они разрушили его и храм. Потом они угнали все население в плен, кроме самых бедных.

IV. ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН (36:20, 21)

Иудейский народ 490 лет не соблюдал субботние годы; теперь земля была вынуждена субботствовать семьдесят лет. О разных способах подсчета хронологии семидесятилетнего плена смотри вступление к комментариям на Книгу Ездры.

V. УКАЗ КИРА (36:22, 23)

Народ Иудеи находился в плену, когда Вавилон был завоеван Мидо-Персией. Через семьдесят лет после начала плена Кир, царь Персидский, выпустил указ, позволяющий иудеям вернуться в свою землю.

Стоит отметить, что в еврейской последовательности Ветхого Завета книги Паралипоменон стоят в конце. Иудейская Библия заканчивается не словом "проклятие" (Мал. 4:6), а вдохновляющей и ободряющей нотой:

Так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас – из всего народа Его, да будет Господь Бог его с ним, и пусть он туда идет.

=====

Примечания

(2:3-10) Сколько Соломон заплатил Хираму? В 3 Царств 5:11 указана одна цифра, а во 2 Паралипоменон 2:10 – другая. В Третьей книге Царств упоминается личный дар дому Хирама, а в стихе 10 – плата рабочим Хирама, которые рубили лес для Соломона.

(2:11-16) Кем была мать Хирама? Во 2 Паралипоменон 2:14 говорится, что она была из колена Дана, а в 3 Царств – что вдова из колена Неф-фалима. Дело в том, что она была из колена Дана, а ее первый муж был из колена Неффалима; следовательно, она была вдовой колена Неффалима. Ее второй муж был из Тира.

(2:17, 18) Сколько надзирателей работало на строительстве храма: 3600 (2:18) или 3300 (3 Цар. 5:16)? Есть еще два отрывка, которые могут помочь нам в решении этой проблемы. Во 2 Паралипоменон 8:10 сказано, что у Соломона было 250 надсмотрщиков, руководивших работами. Если прибавить это количество к 3600 (2:18), получается 3850. В 3 Царств 9:23 упоминается 550 слуг Соломона. Если прибавить это количество к 3300 начальникам, упоминаемым в 3 Царств 5:16, мы получаем 3850. Общее количество слуг и надсмотрщиков, таким образом, совпадает в обеих книгах; просто они по-разному распределены по группам. Возможно, какая-то из групп представляла собой военных или политических деятелей, а другая – просто руководителей строительных работ.

(3:1-4) Была ли высота притвора 120 локтей (3:4) или 30 локтей (3 Цар. 6:2)? Некоторые считают, что это ошибка переписчика. Другие, как Иосиф Флавий, утверждают, что высота была 120 локтей. Мэтью Пул полагает, что 120 локтей – высота некоей башенки.

(3:14-17) Были ли колонны перед входом в храм высотой тридцать пять локтей (3:15) или восемнадцать локтей (3 Цар. 7:15; Иер. 52:21)? Обратите внимание, что в 3 Царств конкретно упоминается высота одного столпа, а на полях, в примечании к стиху 15, сказано, что длина колонн была тридцать пять локтей (вместе взятых). Иначе говоря, тридцать пять локтей – общая длина колонн, которые, вероятно, были сделаны из цельного куска, позже разрезанного пополам. В таком случае высота каждой из колонн была восемнадцать локтей приблизительно.

(4:1-22) Размеры "моря", приведенные в 4:2, иногда используются для доказательства того, что в Библии есть ошибки. Если его диаметр составлял десять локтей (457 см), то окружность должна была равняться произведению диаметра на "пи" (3,14), то есть 1436 см, а не тридцать локтей (1372 см). Но мы можем разрешить проблему, обратив внимание на то, что стенки "моря" были в ладонь (10 см) толщиной. В стихе 2 приводится внешний диаметр и внутренняя окружность. Внутренний диаметр должен был составлять 457 см минус две ладони (20 см), то есть 437 см. Умножив этот результат на "пи" (3,14), мы получаем как раз 1372 см, те самые тридцать локтей, о которых говорится в тексте.

Сколько воды помещалось в "море" – 2000 батов (3 Цар. 7:26) или 3000 батов (4:5)? Вероятно, обычно в нем было 2000 батов, но максимальная вместимость составляла 3000.

(8:7-10) Сколько человек составляло администрацию Соломона – 250 (8:10) или 550 (3 Цар. 9:23)? Смотри примечание ко 2 Паралипоменон 2:17, 18.

(8:17, 18) Привез Соломон из Офира 450 талантов золота (8:18) или 420 (3 Цар. 9:28)? Еврейские цифры 2 и 5 легко могли перепутать переписчики. Есть предположение, что разница в 30 талантов ушла на финансирование путешествия и плату морякам.

(9:13-28) Название Фарсис в целом употребляется для обозначения мест, связанных с обработкой металлов. В Ветхом Завете оно означает далекую страну, богатую металлами. "Большинство исследователей отождествляют это название с Тартесом, городом на юго-западе Испании... где много серебра, меди и свинца" (The Revell Bible Dictionary, стр. 1136). "Фарсис-ские корабли" могли быть просто судами, пригодными для плаваний в открытом море и использовавшимися для перевозки обработанных металлов, не обязательно ходящими в Испанию.

(9:13-28) Было ли у Соломона 4000 стойл для коней (ст. 25) или 40000 (3 Цар. 4:26)? В переводе НАСБ на полях указано, что в древних рукописях 3 Царств 4:26 стоит цифра 4000. Так как всадников было всего 12000, слишком большое число в 3 Царств может быть ошибкой переписчика.

(12:9-12) Большинство исследователей Библии соглашается с тем, что золото в ней символизирует божественность, а медь – суд.

(13:1-3) Мать Авии, Михаия, была дочерью Уриила (13:2). Но во 2 Па-ралипоменон 11:20 говорится, что это была Мааха, дочь Авессалома. Иудейский историк Иосиф Флавий утверждает, что Уриил был затем Авессалома и отцом Михаии или Маахи (два имени одной и той же женщины). В таком случае, Михаия была дочерью Уриила и внучкой Авессалома. (Еврейское слово дочь может также означать внучка.)

(14:3-8) Во 2 Паралипоменон 14:3 и 14:5 сказано, что Аса удалил высоты, но в 15:17 говорится, что он этого не сделал. Какое из этих утверждений верно? Оба высказывания. Некоторые высоты были посвящены идолам, а другие – Иегове (например, см. 3 Цар. 3:2). Есть мнение, что Аса уничтожил только святилища идолопоклонников.

Кайл считает, что второй текст просто означает, что царю не удалось довести реформы до конца. Роулинсон предполагает, что тексты эти относятся к разным периодам: в уначале правления Аса решительно боролся с идолопоклонством, а потом, став более терпимым, снова позволил ему проникнуть в страну. Смотри John Haley, Alleged Discrepancies of the

(15:16-19) Еврейское слово мать может также в некоторых случаях значить бабка, как здесь.

(16:1) Согласно 3 Царств 15:33, Вааса, третий царь северных колен, умер на двадцать седьмой год правления Асы. Но во 2 Паралипоменон 15:19 и 16:1 говорится о войне между Ваа-сой и Асой на тридцать шестой год Асы. Тайл, специалист по хронологии иудейских царств, утверждает, что здесь имеется в виду история Иудеи, а не лично правление Асы. Тридцать пятый год царства Иудеи, начиная с восстания против Ровоама, – это пятнадцатый год правления лично Асы. С этим объяснением связаны определенные проблемы, но здесь мы не можем описывать их подробно. Многие просто считают, что это несоответствие объясняется ошибкой переписчика.

(20:1-6) В еврейском написании слово Сирия очень похоже на Едом. Скорее всего, сюда легко могла закрасться ошибка переписчика.

(22:1-9) В масоретском тексте 2 Паралипоменон 22:2 говорится, что Охозии было сорок два года, когда он начал править. Но в 4 Царств 8:26 говорится, что ему было двадцать два. Последнее более вероятно, так как его отец умер в возрасте сорока лет. Цифра "сорок два" – это почти несомненно ошибка переписчика.

(24:4-14) Был ли ящик для сбора средств поставлен за воротами (24:8) или возле жертвенника (4 Цар. 12:9)? Некоторые комментаторы считают, что было два ящика, один снаружи, другой у жертвенника. Другие полагают, что ящик был один, но его передвигали с места на место.

(24:4-14) В 4 Царств 12:13 говорится, что собранные средства не использовались для изготовления храмовой утвари, а во 2 Паралипоменон 24:14 сказано, что сосуды были изготовлены на избыточные средства. В 4 Царств речь идет о деньгах, которые платили работникам, а во 2 Паралипоменон – о том, что сделали с деньгами, оставшимися после окончания работ.

(24:20-27) В 24:20 сказано, что За-хария был сыном Иодая. Но Господь наш называет его сыном Варахии (Мф. 23:35). Другой Захария, автор одноименной книги, также назван сыном Варахии (Зах. 1:1, 7). Возможно следующее объяснение: Захария, упоминаемый во 2 Паралипоменон 24, был внуком Иодая и сыном Варахии; в еврейской языке слово сын может означать и внука. Другой Захария, автор книги, тоже был сыном Варахии, разумеется, другого. Оба имени были распространены в ветхозаветный период.

(28:1-4) Если Ахаз умер в возрасте тридцати шести лет (28:1), то ему должно было быть всего одиннадцать в год рождения Езекии (29:1). Согласно другой системе определения дат, ему было тогда пятнадцать. Некоторые исследователи думают, что Ахаз мог иметь сына в одиннадцать лет, и уж точно мог в пятнадцать. Другие утверждают, что здесь налицо ошибка переписчика. У нас недостаточно информации, чтобы разрешить эту хронологическую проблему.

(28:16-27) В 4 Царств 16:20 сказано, что Ахаз был похоронен с отцами его, а во 2 Паралипоменон 28:27 – что он не был похоронен в царских гробницах. Оба утверждения истинны. Он почил со своими отцами и был с ними похоронен (т. е. в городе Иерусалиме), хоть и не в царских гробницах.

(35:20-24) Иосия умер в Иерусалиме (35:24) или в Мегиддо (4 Цар. 23:29)? Он был смертельно ранен в битве при Мегиддо, и в Книге Царств сказано, что он умер там, потому что именно там он получил смертельную рану. В Паралипоменоне утверждается, что умер он в Иерусалиме. Сегодня мы можем сказать, что человек погиб в автомобильной катастрофе, в то время как на самом деле он умер позже, в больнице. В данном случае автомобильная катастрофа упоминается как причина смерти, а не ее место.

(36:9, 10) В стихе 9 сказано, что Иехонии было восемь лет, когда он стал царем, а в 4 Царств 24:8 – что ему было восемнадцать. Несомненно, в стихе 9 присутствует ошибка переписчика, так как у Иехонии были жены, когда он сдался вавилонянам, всего через несколько месяцев после воцарения (4 Цар. 24:15). В некоторых еврейских рукописях, Септуагинте и сирийском переводе также значится цифра восемнадцать.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →