Комментарии МакДональда на Псалтирь 5 глава

Псалом 5: Утренняя молитва

В заголовке Псалма 5 сказано: "Начальнику хора. На духовых орудиях. Псалом Давида".

Келер (Koehler) и Баумгартнер (Baumgartner) предположили, что слово "миктам" (michtam) может быть родственно аккадскому слову, означающему "покрытие", и тогда, по-видимому, переводится как "псалом искупления".

Поскольку немало псалмов начинается с подобных заголовков, нам следует еще раз отметить, что многие библеисты считают эти заголовки составной частью богодухновенного текста. В отдельных переводах Библии такие заголовки (по примеру древнееврейского оригинала) приведены как первые стихи следующих за ними псалмов. Некоторые ученые считают, что в действительности каждый такой "заголовок" представляет собой дополнение к псалму, идущему, наоборот, перед ним; однако убедительных свидетельств на этот счет не имеется. Главная проблема в связи с заголовками псалмов сводится к тому, что значение их зачастую неясно. В Пс. 5, например, они характеризуют инструментальный аккомпанемент, но в иных случаях, видимо, указывают мелодию другой песни, на мотив которой можно петь данный псалом. Скажем, для Пс. 56 заголовок гласит: "[На мелодию] Не погуби". Возможно, здесь указывается название хорошо известной в то время песни. В ряде случаев предположения о значении настолько сомнительны, что авторы перевода НКИ решили давать просто транслитерацию древнееврейских слов. Например, перед Пс. 15 написано "Песнь ("Миктам") Давида". К счастью для нас, чтобы воспринимать поэзию и содержание псалмов, не требуется знать точный смысл их заголовков.

Псалом 5 – это утренняя молитва, в которой Давид размышляет о том, как отличается отношение Бога к праведным и нечестивым.

5:1, 3 В начале псалма Давид просит Бога не только услышать его слова, но также проникнуть в его помышления. Это вполне обоснованная просьба. Святой Дух способен воспринимать наши мысли с такой же легкостью, как произносимые нами слова.

Псалмопевец далее просит Бога, кроме проникновения в его мысли, внимать гласу вопля его. Здесь подразумевается нечто большее, нежели то, что можно выразить словами; это интонации, само звучание глубоко прочувствованной и искренней речи.

Обращаясь к Господу – "Царь мой и Бог мой!", Давид показывает, как он ценит свои близкие, дружеские, личные отношения с Господом. Словами "ибо я к Тебе молюсь" он выражает свою убежденность в том, что истинный Бог – только Тот, Кому он молится: "К Тебе и только к Тебе". Таким образом, в этих взаимоотношениях Бог – не только личный Бог Давида, но и единственный Бог для него.

5:4 Давид молился не от случая к случаю, а постоянно. Каждый день рано утром Господь слышал его голос. Каждый день рано утром этот раб Божий совершал свое жертвоприношение, состоящее из прославления Бога и молитвы, и весь день ждал, как проявит Себя Господь. Мы слишком часто не ждем от Бога ответа. "Мы упускаем многие ответы", говорит Ф. Б. Майер, "потому что считаем утомительным ждать возвращения кораблей на причалах".

5:5-7 Уверенность Давида, всегда помнящего о своих врагах, крепнет в молитве, воспевающей святость и праведность Бога. Для верующих открываются пути к престолу благодати. Совсем не так с безбожными. Бог не может терпеть никакого беззакония. Зло не может пребывать с Богом. Нечестивые не будут удостоены аудиенции у этого Царя. Он ненавидит всех творящих зло – вот истина, опровергающая распространенный сегодня миф о всепрощающей любви Бога, якобы не способного на ненависть! Святость Бога требует, чтобы Он наказывал всех лжецов и отвращался от всякого убийства и коварства.

5:8 В отличие от своих нечестивых противников, Давид имеет непосредстаенный доступ в святую обитель Господа по множеству Его неисчерпаемой милости и благодати. С глубоко благоговейным чувством Давид, как все благочестивые иудеи, поклоняется, обратившись лицом к святому храму. Поскольку сам храм был выстроен лишь после смерти Давида, этим словом здесь, надо полагать, обозначается скиния, как и в 1 Цар. 1:9; 3:3; 2 Цар. 22:7.

5:9 Встревоженный угрозами со стороны врагов, Давид просит Господа проявить Свою справедливость, благополучно проведя его через окружающие опасности и расчистив для него путь.

5:10 Далее псалмопевец приводит веские основания, почему Бог должен поддержать Своего праведного слугу и покарать его нечестивых противников. Ни единому их слову нельзя верить. Их сердце, все их помыслы и побуждения окончательно испорчены, это прямая пагуба. А гортань их – словно открытый гроб, дышащий смрадом тления и готовый поглотить свои жертвы. Они – опытные и коварные льстецы.

5:11 Их ждет справедливая участь. Они должны понести бремя своей вины. Их злые замыслы должны обратиться против них самих. Безграничность их нечестия требует их осуждения. Главный их грех – в том, что они возмутились, восстали против Господа Бога.

5:12, 13 А пока Бог совершает суд над Своими врагами, пусть Его друзья возрадуются, пусть у них всегда будет причина ликовать благодаря тому, что они обретут в Боге свою Крепость, надежную и несокрушимую. Пусть все, кто любит Иегову, прославляют Его как своего безупречного Защитника! Не может быть никаких сомнений в том, что Бог благоволит к праведнику; Бог окружит его Своим благоволением, как щитом защиты.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →