Комментарии МакДональда на Псалтирь 102 глава

Псалом 102: Призыв к Благодарению

102:1 Мы так любим псалмы отчасти потому, что в них так красиво выражены чувства, которые мы сами иногда испытываем, но не находим слов для их описания. И в первую очередь это относится к Псалму 102. Его величественные благодарственные напевы отражают нашу глубочайшую благодарность. Здесь мы призываем свою душу благословить Господа – а под душой мы понимаем не просто нематериальную часть себя, но всю свою личность. Дух, душа и тело должны благословить святое имя Иеговы.

102:2 Призыв к благословению звучит во второй раз, к нему добавляется важное напоминание: не забывать всех благодеяний Его. Это напоминание нам необходимо, ведь мы так часто забываем. Мы забываем благодарить Его за свое физическое здоровье, здоровье ума, зрения, слуха, речи, аппетит и множество других милостей. Мы слишком часто принимаем все это как должное.

102:3 Но прежде всего мы должны благодарить Его за то, что Он прощает все наши беззакония. Это невероятное чудо Божьей благодати – то, что алые грехи становятся белы, как снег. Я понимаю человека, который велел написать на своей могиле одно слово: ПРОШЕН. И того ирландца, который сказал: "Господь Иисус простил мне все мои грехи, и я никогда не устану благодарить Его за это". Знать, что наши грехи навеки прощены, смыты драгоценной кровью Христа, – разве этого не достаточно для благодарения? Следует также помнить, что Он исцелил все наши недуги. Прежде чем мы перейдем к возникающему здесь вопросу, обратите внимание, что исцеление следует за прощением. Физическое тесно связано с духовным. Не все болезни – прямое следствие греха, но некоторые – да. Там, где такая связь существует, прощение должно предшествовать исцелению.

Но остается одна очевидная проблема. В стихе говорится: "исцеляет все недуги твои", Но из практического опыта мы знаем, что не все болезни исцеляются, что все мы рано или поздно умрем, если Господь не придет раньше этого срока. Так что же значит этот стих? В поисках ответа сделаем следующие замечания.

Во-первых, любое истинное исцеление – от Бога. Если вы болели и выздоровели, можете благодарить Бога за исцеление, потому что Он – источник любого исцеления. Одно из имен Бога в Ветхом Завете – Jehovah Rophi, Господь Целитель твой. Любое истинное исцеление исходит от Него.

Во-вторых, Господь способен исцелить любую болезнь. Для Него не существует болезней неизлечимых.

В-третьих, Господь может исцелять нас естественными средствами, что займет какое-то время, или же сделать это чудесным образом, мгновенно. Для Его способности исцелять нет никаких ограничений.

В-четвертых, когда Господь был на земле, Он исцелял всех, кого приводили к Нему (Мф. 8:16).

В-пятых, в период тысячелетнего царства Он будет исцелять все болезни (Ис. 33:24; Иер. 30:17), за исключением болезней тех, кто будет непокорен (Ис. 65:20б).

Что бы ни значил этот стих, он не значит, что верующий вправе претендовать на исцеление от любой болезни, так как другие стихи псалма нам напоминают о краткости жизни и неизбежности конца (см. ст. 15, 16). Я считаю, этот стих означает, что, если верующий исцеляется, это милость Божья; следует это признать и благодарить Его как Целителя.

102:4 Он не только исцеляет болезни, но и избавляет нас от могилы, то есть погибели. Конечно, здесь речь может идти о том, что Он спасает нас от ада. Но я думаю, что здесь скорее сказано, что Он постоянно уберегает нас от опасностей, несчастных случаев, трагедий и смерти. Только тогда, когда мы попадем на небеса, мы поймем, как часто наш Бог защищал нас от преждевременной смерти, лично вмешиваясь в нашу судьбу.

Четвертое преимущество состоит в том, что Он венчает нас милостью и щедротами. Это прекрасный венец для тех, кто некогда был лишен любви и виновен. Он любит нас вечной любовью и каждый день осыпает нас Своими милостями.

102:5 Он насыщает нас благами всю нашу жизнь. Еврейское выражение, которое используется здесь, не вполне понятно. Его буквальный перевод таков: "Он насыщает твое украшение благами". Из этого берутся переводы: "юные годы", просто "годы" или "жизнь". Даже если у нас есть сомнения по поводу точности формулировки, суть понятна: Господь насыщает жаждущие сердца, и ходящих в непорочности Он не лишает благ.

Следствие этих пяти благ – прощения, исцеления, заботы, увенчания и удовлетворения, – в том, что наша юность обновляется, подобно орлу. Болезни и насилие могут затронуть тело, но не коснутся духа. "Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется" (2 Кор. 4:16). На земле не существует источника вечной молодости, обновляющего тело, но дух способен укрепляться все больше и больше. Надеющиеся на Господа обновятся в силе:

поднимут крылья, как орлы,

потекут – и не устанут,

пойдут – и не утомятся (Ис. 40:31).

Орел славится своим долголетием и силой. Конечно, он не вечно молод и силен; он тоже старится и умирает. Но автор псалма имеет в виду, что человек, пребывающий в Боге, постоянно возрождается и идет от силы к силе, как орел парит все выше и выше.

102:6 Милость и доброта Господа проявляются в Его отношениях с еврейским народом, особенно в исходе из Египта. Это был типичный пример того, как Он несет отмщение и суд всем обиженным.

102:7, 8 На пути из Египта в Землю Обетованную Бог открыл пути Свои Моисею и дела Свои – сынам Израилевым. Он поделился с Моисеем Своими тайными планами и замыслами. Народ Израиля увидел практическое исполнение этих планов. Разница между Его путями и Его делами заключается в том, что Его пути познаются посредством откровения, в то время как Его дела можно наблюдать.

В отношениях со Своим народом Господь показал Себя щедрым и милостивым. Он наставляет, защищает и заботится о каждом шаге Своего народа. Народ Его сбивается с пути, жалуется, не слушается и ропщет, но Он их долго терпит и многое переносит, прежде чем гневаться. Его милость велика, несмотря на неблагодарность, с которой Он сталкивается.

Как я недостоин Тебя, дорогой Господь,

Однако Ты всегда проявляешь Свою чудесную любовь ко мне.

Хотя часто я заблуждаюсь и мне не удается исполнить Твою волю,

Твоя благодатная любовь все равно пребывает со мной.

Автор неизвестен.

102:9, 10 Бывает, что Господу приходится наказывать Своих детей, но даже тогда Его суд не длится вечно. Ему не нравится наказывать. Его милосердие – против суда. Если бы мы получали то, что заслужили, мы навеки оказались бы в аду. Но милость Божья проявляется в том, что Он не дает нам того, чего мы заслуживаем. Другой заплатил за наши грехи на кресте Голгофы. Когда мы верим в Спасителя, Бог может по справедливости простить нас. И это не обман; Христос заплатил раз и навсегда долг за нас всех, так что нам теперь не придется платить его.

102:11, 12 Безгранична любовь Бога, составившего этот чудесный замысел спасения. Она превосходит способности человеческого воображения. Если бы мы могли измерить расстояние от неба до земли, мы могли бы получить какое-то представление о величии Его любви. Но мы не можем это сделать. Мы не можем даже определить размеры вселенной, в которой живем. Бесконечность – именно настолько Он удалил от нас беззакония наши. "Восток есть восток, запад есть запад, и они никогда не встретятся", так и верующий никогда не встретится со своими грехами. Бог в Своей чудесной любви убрал все прегрешения с глаз долой.

102:13, 14 Кто-то сказал, что "слабость человека вызывает Божье сострадание". Как человек-отец с любовью и пониманием смотрит, как его маленький сын борется с весом, рассчитанным на взрослого, так и Господь с сочувствием смотрит на нашу слабость. Он знает, кто мы – горсть праха, персть, хрупкие и беспомощные. Слишком часто мы забываем, что Бог помнит о том, что мы всего лишь прах. Это приводит к гордости, самоуверенности, жажде независимости и срывам.

102:15, 16 Человек – не только прах,

скоро он вернется в прах. Приговор: "Ты – прах, и в прах возвратишься", – неизбежен. Человек рожден ненадолго, он отцветает, как цвет полевой, и больше никогда не вернется.

102:17, 18 Но совсем другой характер имеет Божья милость. Она длится от века до века для боящихся Его. Она безгранична как по длительности, так и по размаху. И правда Его распространяется на сынов сынов. Это должно быть большим утешением для нас. Родители-христиане часто беспокоятся о детях и внуках, растущих во все более греховном мире. Но мы можем смело поручить заботу о наших детях Тому, Чья любовь безгранична, Чьей правды хватит не только нам, но и последующим поколениям. Конечно, обещания выполняются при определенном условии. Они относятся к тем, кто хранит завет Его и помнит заповеди Его, чтобы исполнять их. И это справедливо.

102:19-22 Господь – наш Царь. Его престол – на небесах. Его власть простирается на всю Вселенную. Поэтому Его должны восхвалять все и вся; Давид призывает все творение воспеть Бога и поклониться Ему. Сначала он призывает ангелов, могущественных и послушных, запеть песнь прославления. Потом он взывает ко всем творениям, служащим Господу, чтобы они присоединились к хвалебному хору. Затем он зовет все дела Бога восславить Его. Этот великий хвалебный хор звучит во вселенной, и сам он присоединяет свой голос к песне, благословляя Господа. Кто-то представил, как Давид здесь говорит:

"Среди восхвалений всего творения позволь прозвучать и моему голосу!"


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →