Комментарии МакДональда на Псалтирь 106 глава

V. КНИГА 5 (ПСАЛМЫ 106 – 150)

Псалом 106: Так да скажут избавленные

В жизни Божьего народа часто наблюдается поведение, которое можно определить словами одного из приведенных ниже списков:

Грех или Непокорность

Рабство Воздаяние

Мольба Покаяние

Спасение Возрождение

Сначала люди отходят от Господа и живут в неповиновении Его Слову. Потом они страдают от горьких последствий своего отступничества. Придя в себя, они взывают к Господу и исповедуются в грехах. Потом Он прощает им грехи и возвращает им снова Свое благословение. Так происходит в древней истории о блудном сыне, которая по-прежнему остается знакомой нам и актуальной.

Из наблюдения за этим часто повторяющимся циклом можно сделать два основных вывода. Во-первых, это вывод о том, что человеческое сердце легко отходит от живого Бога. Во-вторых, то, что милость Господа, восстанавливающего людей, которые приходят к Нему с покаянием, воистину безгранична.

Здесь, в Псалме 106, милостивое избавление от Господа описывается четырьмя разными способами:

Как спасение заблудившихся в пустыне (ст. 4-9)

Как освобождение узников (ст. 10-16)

Как исцеление опасно больных (ст. 17-22)

Как избавление моряка от ужасного шторма (ст. 23-32).

Введение (106:1-3)

Во-первых, во вступлении к псалму озвучена тема. Это призыв славить Господа. Приводятся две причины делать это: Господь благ и вовек милость Его. Каждой из этих причин было бы уже достаточно для бесконечной благодарности.

Далее выделяется особый класс людей, принявших Его благость и любовь, а именно, избавленные Им от гонений, рабства, угнетения и бедствий и возвращенные в свою землю из всемирного рассеяния. Понятно, что автор псалма говорит об Израиле, но мы не станем ограничивать эти слова только этим народом, так как и мы были выкуплены из рабства греха и, как избавленные Господом, должны присоединиться к благодарственному хору.

Спасение заблудившихся в пустыне (106:4-9)

Этот первый образ намекает на сорокалетние странствия Израиля по безжизненной и ужасной пустыне. Народ не знал дороги. Они терпели голод и жажду, были в отчаянии и растерянности. Затем они воззвали к Господу в скорби своей, и их блуждания вдруг закончились. Господь прямой дорогой повел их к Моавитским равнинам. Оттуда они вступили в Ханаан. А там они нашли город, где они наконец могли почувствовать себя дома. Как же они (и все мы) должны славить Господа за Его неугасающую любовь, за ту чудную заботу о Своем народе, которую Он проявляет. В земле обетованной Он насытил душу алчущую и жаждущую.

Освобождение из темницы (106:10-16)

106:10-12 Второй эпизод из истории Израиля связан с вавилонским пленом. Автор сравнивает семьдесят лет плена с периодом тюремного заключения. Вавилон был подобен мрачному, темному подземелью. Израильтяне чувствовали себя, как узники в цепях, осужденные на мучительное рабство (хотя условия жизни в Вавилоне были не такими суровыми, как в Египте). Израильтяне попали в изгнание потому, что восстали против слов Божиих и пренебрегали Его Словом. Измученные и изможденные тяжелыми работами, они преткнулись под тяжестью груза, и никто не поддерживал их.

106:13-16 Но, когда они воззвали к Господу, Он спас их из земли мрака и расторгнул цепи рабства. Теперь они должны славить Господа за Его неизменную любовь и за все чудные дела Его, совершенные ради них.

Ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил. Этот стих помогает нам понять, что автор псалма имеет в виду именно вавилонский плен. Похожие слова есть в Исаии 45:2, где Господь почти точно так же описывает, как положит конец плену. Он говорит Киру:

Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю.

Судя по контексту, Он имел в виду окончание вавилонского плена.

Исцеление от серьезной болезни (106:17-22)

106:17-20 Этот третий раздел может относиться к народу Израиля во время первого пришествия Христа. Народ в то время был болен. Только что завершился полный испытаний период маккавеев. Некоторые люди были безрассудны и страдали от Божьего суда за беззаконные пути свои. Они утратили аппетит и быстро приближались к вратам смерти. Благочестивый остаток народа молился и ждал надежды Израиля. Бог послал слово Свое и исцелил их. Его Слово – это может быть Господь Иисус Христос, Логос, Который нес в доме Израиля служение исцеления. Сколько раз мы читаем в Евангелиях истории о том, что Он исцелил всех. Матфей напоминает нам, что, исцеляя больных, Спаситель исполнял предсказанное пророком Исаией: "Он взял на Себя наши немощи и понес болезни" (Мф. 8:17). Если вы возразите, что не все израильтяне исцелились, мы напомним, что не все они вошли в землю обетованную и не все вернулись из вавилонского плена.

106:21, 22 Автор псалма опять призывает людей славить Господа за милость Его и за чудные дела Его. Дар Его Сына – особая причина для благодарности и воспевания Его деяний в радостных песнях.

Избавление моряка от ужасной бури (106:23-32)

106:23-27 Последняя картина – наиболее образная. В ней описываются моряки, которые служат на большом океанском корабле. Они знают, что Господь управляет штормами на море. Сначала начинается сильный ветер. Потом образуются высоко вздымающиеся гигантские волны. Корабль качает на волнах, его корпус трещит. Его вздымает на гребень волны и швыряет вниз. Самый прочный корабль похож на спичечный коробок среди этой кипящей и пенящейся бездны. В такой шторм даже самые испытанные моряки теряют присутствие духа. Они могут только кружиться и шататься, как пьяные, пытаясь выполнять свои обязанности на корабле. Их охватывает острое осознание своей ничтожности, и вся мудрость их исчезает.

106:28-30 Неудивительно, что и моряки, которые часто богохульствуют и безбожничают, начинают молиться в такой момент. И Господь достаточно исполнен благодати, чтобы услышать эти отчаянные молитвы. Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают. Какое облегчение! Люди снова могут вести корабль и вскоре приходят в порт, в который отправлялись.

106:31, 32 Моряки, чувствуя облегчение, не забывают поблагодарить Господа за Его постоянную милость и все чудные ответы на молитвы, которые Он посылает. Они исполняют свои обеты, славя Его вместе с верующими, восхваляя Его в сонме старейшин.

Разве мы преувеличиваем, говоря, что здесь речь идет о последней буре, ждущей Израиль, и его последующем вступлении в царство мира? Буря – это период Великой Скорби. Море символизирует беспокойные языческие народы. Моряки – это народ Израиля, который беспокоят другие народы во время бедствий Иакова. Верующий остаток народа взывает к Господу. Потом Он вмешивается лично, возвращается на землю, чтобы учредить Свое царство мира и процветания.

Правление и благодать Бога (106:33-43)

106:33, 34 В остальных стихах этого псалма объясняется, как реагирует Бог на неповиновение Своего народа и его возвращение к повиновению. Он всемогущ, Он иссушает реки и заставляет бурлящие потоки испаряться. Ему ничего не стоит превратить землю плодородную в солончаковую пустыню, когда люди отворачиваются от Него.

106:35-38 Но Он может и обратить этот процесс. Так и случится, когда Князь мира вернется, чтобы править землей в период тысячелетнего царства. Пустыня Негев наполнится многоводными источниками. Сахара станет цветущим садом. В местах, которые были необитаемыми веками, появятся поселения. Современные города возникнут повсюду. Пустыня вдруг станет землей, пригодной для возделывания. Зерно, овощи, фрукты и ягоды будут расти в ней в изобилии. Благодаря Божьему благословению, урожай будет громадным, и поголовье скота сильно возрастет.

106:39-43 Другая сторона картины – Его суд над грешными правителями. Тираны утратили свою силу и унизились под гнетом несчастий и скорбей; Он навлекает бесчестие на князей и оставляет их блуждать в пустыне без дорог (ст. 39, 40, НАБ).

Такой была судьба фараона, Ирода и Гитлера, так закончится карьера триумвирата зла в период Великой Скорби.

Но Бог освобождает бедных от несчастий и благословляет их многочисленной семьей. Видя это, праведники радуются. Нечестивым же, когда они видят это, нечего сказать (что для них нетипично).

Тот, кто мудр, видит руку Бога в изменениях судеб людей и народов, он учится на уроках истории и современных событий. Особенно он думает о милости Господа в Его отношениях с теми, кто исполняет Его Слово.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →