Комментарии МакДональда на Псалтирь 131 глава

Псалом 131: Молитва и обещание

Существуют разные мнения по поводу автора и случая написания этого псалма. Одна из возможных точек зрения состоит в том, что он был написан Соломоном, когда он вернул ковчег завета на подобающее ему место в только что построенном храме Иерусалима. В таком случае первые десять стихов псалма – это молитва Соломона о том, чтобы Господь сошел в виде шехины (облака славы) и пребывал над ковчегом. В стихах 11 и 12 подтверждается завет, заключенный Богом с Давидом. А в последних шести стихах Бог дает определенные обещания в ответ на определенные просьбы Соломона.

131:1-5 Псалом открывается просьбой о том, чтобы Господь вспомнил Давида и сокрушение его. Речь идет не о тех трудностях, которые преследовали Давида на протяжении всей его жизни, а скорее о глубоких эмоциональных и физических переживаниях, через которые ему пришлось пройти для того, чтобы воздвигнуть храм, Божье жилище на земле. Это объясняется в следующих трех стихах. В какой-то момент, о котором в Писании больше ничего не говорится, Давид заключил с Иеговой торжественное соглашение: он не войдет в шатер дома своего, не ляжет на свое ложе и не будет спать, пока не построит дом для Господа, место, где будет жить Сильный Иакова. Этот обет не следует воспринимать буквально. Давид хотел сказать, что не будет ему покоя, пока он не построит постоянное жилище для Божьего ковчега. Мы знаем, что Давиду не было позволено построить храм, так как он вел войны, но ему разрешили подготовить материалы для Соломона, и Бог наградил его за его желание.

131:6 По-видимому, в этих стихах содержатся воспоминания о том, как ковчег был в Кириаф-Иариме, и люди Давида выразили желание перенести его в Иерусалим. Стих 6 особенно труден для понимания, потому что в нем ковчег связывается с Ефрафой (Вифлеемом), хотя у нас нет сведений о том, что ковчег там когда-либо находился. Есть несколько распространенных попыток решить эту проблему.

1. Царь и его люди впервые услышали о местонахождении ковчега, находясь в Вифлееме, но размещен он был в Иариме, то есть Кириаф-Иариме.

2.  Ефрафа может означать Ефрем, то есть быть указанием на местоположение ковчега в Силоме.

3.  Ефрафа может быть Халев-Ефрафой (см. 1 Пар. 2:24), а не Вифлеемом. Согласно этой версии, Халев-Ефрафа – то же, что Кириаф-Иарим, что значит "город лесов". В таком случае две части стиха 6 образуют параллелизм, и значение их одинаково. Вот, мы слышали о нем в Ефрафе, нашли его на полях Иарима.

131:7 Шествие со священным ковчегом движется к Иерусалиму, и люди ликуют, потому что идут к жилищу Бога, поклониться подножию ног Его. Ковчег воспринимался как подножие Бога, так как облако славы находилось над ним.

131:8-10 Далее мы читаем молитву Соломона в момент освящения храма (ст. 8-10; см. также 2 Пар. 6:41, 42). Он просит Бога поселиться в святилище, чтобы то, что ковчег собой символизирует, стало реальностью. Он просит также о благочестивом роде священников, о народе, который возрадуется, и о постоянной Божьей милости к царю. Слова "помазанник Твой" могут относиться к самому Соломону, но также и к Мессии.

131:11-13 Господь отвечает на молитву прежде всего кратким упоминанием о завете Давида. Этот завет по отношению к Давиду был заключен без всяких условий; ему был обещан престол во веки, и его потомки всегда будут сидеть на этом престоле. Но по отношению к потомству Давида было одно условие: все зависело от их повиновения. Так, хотя Господь Иисус – потомок Давида, физически Он является потомком не Соломона, а другого сына Давида, Нафана (Лк. 3:31).

131:14-18 На конкретные просьбы Соломона даны конкретные ответы. Это можно видеть при следующем сравнении:

Стань, Господи, на место покоя Твоего, – Ты и ковчег могущества Твоего (ст. 8).

Священники Твои облекутся правдою (ст. 9а).

И святые Твои возрадуются (ст. 9б).

Ради Давида, раба Твоего, не отврати лица помазанника Твоего (ст. 10).

Это покой Мой на веки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его (ст. 14).

Священников его облеку во спасение (ст. 16а).

И святые его радостью возрадуются (ст. 16б).

Там возращу рог Давиду, поставлю светильник помазаннику Моему... на нем будет сиять венец его (ст. 17, 18б).

На самом деле Господь дает гораздо больше, чем Соломон просит. Он добавляет также обещание об изобилии, хлебе для нищих (ст. 15). Он обещает, что священники будут облечены спасением, а не только праведностью (ст. 16а). Он обещает, что святые радостью возрадуются (ст. 16б). Он обещает, что враги облекутся стыдом (ст. 18а).

Значение стиха 17 в том, что в Иерусалиме по воле Бога будет править могущественный Царь из рода Давида (см. Лк. 1:69), что Он приготовил светильник или Сына (см. 3 Цар. 15:4) для Давида, Своего помазанника. Эти обещания о вечной династии исполнились в Господе Иисусе Христе. Враги Христа облекутся стыдом, а Он будет увенчан славой и почетом.

Голова, которая некогда была увенчана терниями,

Теперь увенчана славой!

Царский небесный венец украшает

Чело могущественного Победителя!

Томас Келли


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →