Комментарии МакДональда на Псалтирь 21 глава

Псалом 21: Христос в страданиях и славе

Оставлен! Словно бы обрек Единосущного на отчужденье Бог, Меж праведностью Сына и Отца Межою грех Адама лег. Тогда вселенную сотряс Осиротевшего Еммануила глас, Из одиночества в безмолвие направлен: "Зачем, Мой Отче, Я Тобой оставлен!" Из уст Его святых раздался он Среди погибшего творенья, Чтоб всяк, кто верует, Не одинок был больше ни мгновенья.

Элизабет Барретт Браунинг

21:1-3 К этому псалму нужно подходить с предельной торжественностью и благоговением – возможно, на почву такой святости вы еще не ступали. Вы поднимаетесь на Голгофу, где Пастырь добрый полагает жизнь Свою за овец. На протяжении трех часов земля была окутана густою тьмой. И вот "осиротевшего Еммануила глас" раздается в безмолвии вселенной: "Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?"

За этим мучительным вопросом лежит страшная реальность – страдающий Спаситель действительно был, в буквальном смысле и полностью, оставлен Богом. Вечный Сын, Который всегда был отрадою для Своего Отца, теперь забыт и отвержен. Совершенный Человек, безупречно исполнявший волю Божию, испытывает ужасное одиночество отлучения от Бога.

Возникает вопрос – "для чего?" Для чего святой и безгрешный Сын Божий попадает в средоточие ужасов вечной преисподней на эти долгие три часа тьмы? Писание дает нам несколько ответов. Прежде всего, Бог свят, праведен и справедлив, а это означает, что Он должен наказывать грех, когда бы его ни встретил. Не заметить грех или проигнорировать его для Бога невозможно. Это приводит нас ко второму пункту. Хотя у Господа Иисуса не было собственных грехов, Он взял на Себя наши грехи. Он добровольно принял на Себя обязательство заплатить за все наши беззакония. Наши долги были списаны с нас на Его счет, и Он добровольно стал их поручителем. Но что тогда мог сделать Бог? Все Его атрибуты, связанные с Его праведностью, требовали, чтобы грех был наказан. Однако сейчас Он видит, что Его Единородный Сын выступает в роли козла для отпущения грехов других. Его возлюбленный Сын понес на Себе наши грехи. Что сделает Бог, увидев, что наши грехи возложены на Его возлюбленного Сына?

Не могло быть ни малейших сомнений в том, что сделает Бог! Он целеустремленно излил всю ярость Своего праведного гнева на Своего возлюбленного Сына. Грозный поток божественного суда обрушился на невинную Жертву. Ради нас Бог оставил Христа, чтобы мы никогда не оказались оставлены.

Поэтому, когда мы читаем о глубочайших страданиях Христа, мы всегда должны отчетливо понимать, что все это Он вынес ради нас. Мы должны дополнять каждое предложение словами ради меня. Он был оставлен – ради меня. Когда я читаю, что Он сетовал: "далеки от спасения моего слова вопля моего", я знаю, что это было ради меня. И ради меня небеса ничего не отвечали Ему днем и ночью.

21:4 Некоторое объяснение Своей оставленности Спаситель дает в словах: "Но Ты, Святой, живешь среди славословий Израиля". Божия любовь требует, чтобы плата за грех была взыскана. Божия любовь осуществляет то, что требует Его святость. Он послал Своего Сына умереть в качестве заместительной жертвы. Теперь же, "коль правосудие сурово долг взыскало, пришла для милосердия пора".

21:5, 6 Но вслушаемся! Спаситель все еще обращается к Своему Отцу, напоминая Ему, что патриархи никогда не были Им забыты. Их полные веры мольбы о помощи никогда не оставались без ответа. Ни разу не были они разочарованы, когда взывали о спасении. Несмотря на их грехи и заблуждения, Бог ни разу не нашел повода отвернуться от них. Такой приговор выпал лишь на долю незапятнанного Агнца Божиего!

21:7, 8 Он не только оставлен Богом, но на Его долю выпадают также презрение и отверженность в народе. Для созданий, сотворенных Его рукою, Христос даже не человек, а просто червь. Он познал горечь презрения и отторжения со стороны тех самых людей, которых Он пришел спасти. Даже когда Христос был распят на кресте, толпа зевак издевалась и насмехалась над вечным Спасителем, возлюбившим их души! Каким бы невероятным это ни казалось, они дразнили Его язвительными песенками, в которых высмеивали Его явную беспомощность и мнимую тщетность Его веры в Бога.

21:9 "Он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему"! Именно так толпа глумилась над Ним при распятии (Мф. 27:39, 43).

21:10-12 Но Сын Божий теперь обращает Свой взор не на людей, а на Бога, и вспоминает Вифлеем. Ведь именно Бог извел Его из девственного чрева. Ведь это Бог хранил Его, беззащитного, в дни Его младенчества. Ведь это Бог поддерживал Его в течение всего Его детства и юности. В память о тех прошлых днях Божией любви Христос ныне призывает Бога приблизиться к Нему в этот час Его одиночества и скорбных испытаний.

21:13, 14 Множество преисполненных ненавистью людей на Голгофе составляли израильтяне. В метафоре Христа это тучные Васанские быки или лев, алчущий добычи и рыкающий. "Васан", область к востоку от Иордана, славилась своими богатыми пастбищами и тучным, откормленным скотом. Амос в свое время употребил обращение "телицы Васанские", упрекая погрязших в неправедной роскоши израильтян (Ам. 4:1). Когда Христос говорит здесь "тучные Васанские быки", Он имеет в виду Своих соотечественников, которые даже в тот момент только и ждали возможности накинуться всем скопом и убить. Они подобны не только рассвирепевшим быкам, но и рыкающим, алчущим добычи львам. Мессия Израиля пришел на землю, а они устремились на Него, словно львы на агнца!

21:15, 16 Физические муки Христа были настолько нестерпимы, что это не поддается описанию. Предельно изможденный, Он пролился, как вода. Распятие на кресте вызвало растяжение связок, все кости Его рассыпались, вышли из суставов. Внутренние органы тоже находились в критическом состоянии. Его сердце, образно говоря, как воск, растаяло посреди Его груди. Его охватила невыносимая слабость, сила Его иссохла, как осколок необожженной глины. Его непрестанно мучила жажда; язык прилип к гортани. Все это неоспоримо означало, что Бог приблизил Его к персти смертной.

21:17, 18 Точно так же, как Своих иудейских мучителей Он сравнил с быками и львами, исполняющих казнь язычников Он называет: "псы". Это стандартное иудейское выражение для обозначения язычников (Мф. 15:21-28). Здесь речь идет конкретно о римских стражниках, которые окружили Его, словно свора злобно рычащих собак. Именно таким было сборище злодеев, которые пронзили Его руки и ноги. Глядя на Его полуобнаженный торс, они видели, что из-под тонкой кожи выступают все кости. Они смотрели на это со злорадным удовольствием и удовлетворением.

21:19 Затем, как предрек Господь Иисус в одном из удивительных пророчеств этого псалма, солдаты делят ризы Его между собою и бросают жребий о Его одежде. Именно так все и происходило спустя столетия после пророчества:

"Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет" (Ин. 19:23, 24). 21:20-22 В последний раз в этом псалме Спаситель взывает к Богу о близости и о помощи. Он просит избавить Его от меча и от псов; и то, и другое символически указывает на язычников. Меч выступает символом властей предержащих (Рим. 13:4). В данном случае речь идет о римских властях с их прерогативой совершать смертную казнь. Под псами, как отмечено выше, подразумевались языческие стражники. Дальше, в стихе 22, Христос просит спасти Его от пасти льва и от рогов единорогов. Как мы убедились из стихов 13 и 14, эта метафора относится к иудеям, сказавшим Пилату: "мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть..." (Ин. 19:7).

Фраза "услышав, избавь меня" является переломной; в этот момент совершается преображение, триумфальный переход от стиха 22 к стиху 23. Это стержень, который объединяет две части данного псалма. Поэтическая форма здесь явным образом переходит от скорбной мольбы к ликующему гимну. Страдания Господа Иисуса отныне и навеки уходят в прошлое. Его служение искупления закончено. Крест распятия сменяется венцом прославления!

При этом переходе к следующему стиху псалмопевец мгновенно переносит нас из времени первого пришествия Христа в дни Его Второго пришествия – с Голгофы на гору Елеонскую! И, хотя в псалме об этом не говорится, мы знаем, что в промежуточную эпоху произошли смерть Спасителя, Его погребение, Воскресение и Вознесение, а остальную ее часть занимает век Церкви, в который мы и живем.

21:23 В этом месте псалма Христос уже вернулся на землю, чтобы править миром в качестве Царя. Верный остаток Израиля вошел в это тысячелетнее Царство во всей его славе. Мессия Израилев готов свидетельствовать Своим иудейским братьям о верности Бога, ответившего на Его молитвы из первой части псалма. Ныне Христос прославляет Бога посреди собрания верующих.

21:24, 25 Следующие два стиха передают суть того, что Христос скажет искупленному Израилю в дни грядущего Миллениума. Торжественные параллелизмы характеризуют тех, к кому обращены призывы Христа – это "боящиеся Господа", "семя Иакова" и "семя Израиля". Он призывает их восхвалить Господа, прославить Его, и благоговеть перед Ним. Причиной этой благодарственной молитвы выступает то, что Бог услышал и не оставил без ответа стоны страдающего Христа, раздававшиеся во мраке Голгофы. Бог не презрел муки Своего возлюбленного Сына и не навеки скрыл лицо Свое от Него. Напротив, "Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем

Иисуса преклонилось всякое колено... и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца" (Флп. 2:9-11).

21:26 Хвала Мессии обращена Богу: "о Тебе хвала моя в собрании великом". Христос в Своих муках дал обетование восхвалять Господа перед людьми, и теперь Он воздаст обеты Свои перед боящимися Его.

21:27 Последние шесть стихов этого псалма исходят из других уст. Теперь мы читаем слова из уст Святого Духа, рассказывающего об идеальном состоянии общества, которое установится в эпоху мира и процветания, принесенных тысячелетним Царством.

Тогда бедность будет изжита; бедные будут есть и насыщаться.

Вся земля воздаст хвалу Господу. Восхвалят Господа ищущие Его. На всех них обращено благословение Святого Духа: "да живут сердца ваши вовеки".

21:28 Духовное возрождение охватит весь мир. Все концы земли тогда вспомнят, что совершил Христос на Голгофе, и обратятся к Господу. Все племена язычников, объединившись, поклонятся Ему с великим благоговением.

21:29, 30 Сам Господь будет править всем миром. Права на престол принадлежат Ему, и Он будет владычествовать над народами. Все сильные мира сего подчинятся Его власти, и все простые смертные преклонятся пред Ним – все нисходящие в персть и не могущие сохранить жизни своей.

21:31, 32 Слава Христа пребудет вечно. Поколение за поколением будет служить Ему и прославлять Его совершенство. Особая весть будет передаваться от поколения к поколению вовек – весть о том, что Христос праведно завершил великое деяние Искупления. Псалом 21 начинается с четвертого речения Христа на кресте – вопля об искуплении. А кончается он словами: "что сотворил Господь", означающими в точности то же самое, что и седьмое речение распятого Христа: "совершилось!" (Ин. 19:30). Через века и столетия поколение за поколением будут передавать эту благую весть с восхищенной благодарностью за все, что сотворил Христос.


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →