Псалом 67: Бог на марше!

Эта песня о походе народа Израиля, путешествии ковчега завета от горы Синай до горы Сион, символизирующем шествие Бога к Его окончательной победе. В представлении иудеев ковчег означал присутствие Бога; когда перемещался ковчег, двигался и Бог.

Обычно считается, что эта песня была составлена в честь конкретного события в истории ковчега — возвращения на гору Сион после того, как он был бесславно захвачен филистимлянами и находился в доме Аминадава (2Цар 6:2−18).

Нам будет легче понять дух этой походной песни, если мы разделим ее на следующие семь частей:

1. Вступительное восхваление Бога (ст. 2−7).

2. Путешествие ковчега с горы Синай по пустыне (ст. 8:9).

3. Вступление в землю Ханаан и ее покорение (ст. 10−15).

4. Покорение Иерусалима Давидом (ст. 16−19).

5. Хвалебная песня, славящая победу Бога над иевусеями (ст. 20−24).

6. Процессия, перенесшая ковчег в святилище в Иерусалиме (ст. 25- 28).

7. Радостное предвосхищение окончательной победы Бога (ст. 29−36).

В мессианском контексте этот псалом рассказывает о воплощении Христа, Его победе на Голгофе, Его Вознесении и Его втором пришествии.

Вступительный гимн (67:2−7)

67:2−4 В первом же стихе нам объясняется, что основной темой псалма будут перемещения ковчега; это почти те же слова, которые Моисей произнес, когда ковчег начал свое путешествие от горы Синай (Чис 10:35). Продвижение священного ковчега вперед вызывает в нашем сознании образ Бога, Который восстает и начинает действовать. Для Его врагов это катастрофа и рассеяние; для праведных — истинная радость. Его враги бегут во всех направлениях. Они рассеяны. Развеиваются, как дым, тают, как воск, они обречены на погибель. Но для праведных это время отмщения и награды, радости и ликования.

67:5−7 Пора петь хвалу Богу, пора расчистить путь Господу в пустыне (MT, смотри поля в НКИ, см. Ис 40:3; Ис 62:10). Его имя — Господь (YAH), это хранящий завет Иегова; Он достоин непрестанной хвалы. Хотя Он безгранично велик, Он очень близок к обездоленным и покинутым. Как Бог благодати, Он — Отец сирот и судья вдов. Он дает счастливый дом, теплоту и дружбу тем, кто одинок, а тех, кто был несправедливо осужден, Он освобождает от оков с возгласами радости.

Что же касается непокорных, то это совсем другое дело; они остаются в пустыне.

Таким образом, эти вступительные строки можно назвать боевым гимном Израиля — «Наш Господь идет вперед». В них противопоставляются последствия Его марша для праведников и бунтовщиков.

Хотя в переводе мы этого не видим, в этом псалме используется семь имен Бога: Элохим (ст. 2), Господь (ст. 5), Иегова (ст. 11), Эль-Шаддай (ст. 15), Господь Элохим (ст. 19), Адонай (ст. 20) и Иегова Адонай (ст. 21).

Передвижение ковчега от Синая через пустыню (67:8−9)

Когда израильтяне свернули лагерь у горы Синай и начали путешествие к Земле Обетованной с ковчегом, который несли впереди, это был очень волнующий момент. Казалось, что сама природа взволнована. Земля содрогалась, небеса исторгли дождь, и гора Синай тряслась при виде этого.

Вступление в землю и ее покорение (67:10−15)

67:10−11 В стихе 10 Израиль уже в Ханаане, и Бог вызвал изменения погоды, так что земля получила обильный дождь — благоприятный переход от оросительной системы Египта и пустынной засухи. Земля расцвела, ее растительность ожила. Люди обрели свой дом, который приготовил им Господь.

67:12−14 Повествование быстро переходит к теме завоевания земли. Господь дал слово, то есть приказ выступить против врага. Его слово подразумевает уверенность в победе. Далее мы узнаем, что множество женщин стало распространять весть: «Цари воинств бегут, бегут». В выражениях, сильно напоминающих песнь Деворы (Суд 5), нам рассказывается о том, как женщины делят военную добычу, хотя сами они не покидали дома. Примеряя прекрасную одежду и украшения, они становятся похожи на голубицу, которой крылья покрыты серебром; если же свет падает на них под другим углом, они сверкают, как перья из чистого золота.

67:15 Для врага это катастрофа. Бог рассеял царей, как снег на Селмоне.

Завоевание Иерусалима Давидом (67:16−19)

67:16−17 Иерусалим по-прежнему был в руках язычников-иевусеев. Первое, что сделал Давид, когда был помазан царем над всем Израилем, — он выступил против этого города. Защитники считали: город настолько неприступен, что его могли бы защищать слепые и хромые. Но Давид со своими людьми занял эту крепость и назвал ее городом Давида (2Цар 5:1−9).

Вот о чем упоминает здесь автор псалма. Завоеванный Иерусалим — избранный город, и покрытая снегом вершина горы Ермон, расположенная к северу от Васана, с завистью смотрит на гору Сион. Ермон — величественная горная гряда с множеством красивых вершин, но Бог обошел ее вниманием и избрал Сион в качестве Своего постоянного места жительства. Вот почему Ермон завидует Сиону.

67:18 Давид вспоминает, как Иерусалим был отнят у иевусеев. У него нет иллюзий по поводу настоящего источника победы. Это была не умная стратегия и не силы людей. Множество Божьих колесниц атаковало город. Марш, начатый Богом у горы Синай, теперь достиг победоносного финала у Сиона.

67:19 Вспоминая о том, как его воины штурмовали высоты Иерусалима, Давид думает не о плоти и крови, а о том, как Бог взошел на высоту, захватил пленных и добычу для тех, кто раньше не покорялся ему, чтобы отныне обитать среди этого народа в качестве его Господа и Спасителя.

Павел относит стих 19 к Вознесению Христа (Еф 4:8−10). Когда Христос вознесся с земли на небеса, Он пленил плен, то есть одержал триумфальную победу над Своими врагами и одарил людей. Дары, которые Он принял среди людей в награду за совершенное Им на кресте (67:19), Он вернул людям для учреждения и расширения Своей церкви (Еф 4:8).

Песня, восхваляющая Бога за победу над иевусеями (67:20−24)

67:20−21 Воспоминания о захвате Сиона неизбежно побуждают к восхвалению Бога. В этой песне Бог представлен одновременно как Освободитель и как Разрушитель. Как Освободитель, Он «принимает на Себя наше бремя и одерживает для нас победу» (Нокс). Он — Бог во спасение, у Него есть власть избавить нас от смерти.

67:22−24 Как Разрушитель, Он сокрушит Своих врагов, бунтовщиков, чьи длинные волосы символизируют их беззакония и неправедное возвышение. Бог обещал проследить их в пустынях Васана и на берегах морей, чтобы Израиль мог омыть ноги в их крови, а псы Израиля питались их мертвыми телами.

В стихе 23 речь идет не о воссоединении Израиля, а о преследовании его врагов.

Процессия, несущая ковчег в святилище Иерусалима (67:25−28)

Вскоре после покорения Иерусалима Давид велел перевезти ковчег в шатер, специально сооруженный для его хранения (2Цар 6:12−19). Здесь описано соответствующее шествие. Оно приближается к святыне, и автор псалма сообщает нам: «Вот Он, Он идет!» Поет хор, ему вторит звучание оркестра, молодые женщины бьют в тимпаны. Прислушайтесь к словам песни:

В собраниях благословите Бога Господа,

Вы — от семени Израилева!

Здесь присутствуют представители всех колен, от южных — младший Вениамин и Иуда — до северных, Завулона и Неффалима.

Ликующее предвосхищение окончательной победы Бога (67:29−36)

Ковчег скрывается внутри скинии, и народ снаружи начинает последнюю молитву (ст. 29−32), а после поет песню, в которой призывает всю землю восхвалять Господа (ст. 33−36).

67:29−30 В молитве люди прежде всего призывают Бога проявить Свою силу, снова задействовать ее, помогая Своему народу, чтобы завершить начатое. Окончательный ответ на эту молитву будет дан в период тысячелетнего царства, когда храм будет славой Иерусалима, когда цари будут приносить дары Великому Царю, золото и ладан (Ис 60:6).

67:31 В еврейском тексте значение стиха 31 не очень понятно, но представляется, что общая мысль такова: народ взывает к Богу, чтобы Он укротил зверя и стадо волов. Звери в тростнике — это, вероятно, крокодилы и гиппопотамы, символизирующие вождей Египта. Волы — другие правители, которые «господствуют над мирными народами» (Нокс).

Выражение, переведенное как «хвалящихся слитками серебра», возможно, означает: «пока эти народы не склонятся перед Тобой и не принесут в дань серебро» или «покори эти народы, которые наживаются на дани в виде серебра». В обоих случаях значение хорошее. Молитва продолжается в том же духе: «Рассыпь народы, желающие браней». Полный ответ на эти просьбы будет дан во время второго пришествия Христа, когда угнетатели и разжигатели войн будут уничтожены.

67:32 В тот день вельможи из Египта принесут дань, а Ефиопия прострет руки свои к Богу, умоляя Царя земли о милости.

67:33−36 В завершающих стихах содержится призыв ко всем царствам земным, чтобы они признали Бога Израиля как достойного почитания и восхваления. Здесь говорится о невероятном величии и достоинстве Бога. Он трансцендентен, шествует на небесах от века. Он — Бог откровения, говорящий гласом силы. Он всемогущ и выступает на стороне Израиля, могущество Его — на облаках.

Бог страшен в Своем святилище, однако снисходит до того, чтобы дать силу и крепость народу Своему.

Остается сказать только одно: Благословен Бог!

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии МакДональда на Псалтирь, псалом 67. Комментарии МакДональда.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

Псалтирь, псалом 67 в переводах:
Псалтирь, псалом 67, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Толкования Августина
  6. Комментарии Скоуфилда
  7. Комментарии Сперджена


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.