В. Вознаграждения мудрости (3:1−10)

3:1 Как все хорошие родители, Мудрость желает блага для своих детей. Она знает, что путь к этому лежит только через послушание ее наставлениям, иначе говоря, через послушание священному Писанию. Поэтому она умоляет своего сына помнить ее наставления умом и повиноваться им сердцем.

3:2 В большинстве случаев, дети, послушные своим родителям, живут дольше и лучше. Те же, кто постоянно сопротивляются родительскому наставлению, навлекают на себя болезни, трагедии, несчастные случаи и преждевременную смерть. Таким образом этот стих соответствует пятой заповеди (Исх 20:12), которая обещает долгую жизнь тем, кто почитает своих родителей. Джей Адамс пишет:

«Библия учит, что душевный покой, который приводит к более долгой и счастливой жизни, берет свое начало в исполнении Божьих заповедей. Виноватая совесть — как непосильное бремя, ломающее здоровье человека.

Чистая совесть является тем единственным значительным фактором, который приводит к долголетию и физическому здоровью. Поэтому, в некоторой мере, соматическое (телесное)   благосостояние человека зависит от благосостояния его души. Близкая  психосоматическая связь между поведением человека перед Богом и его физическим состоянием является установленным физическим принципом».

3:3−4 Милость и истина должны проявляться во внешнем поведении (обвяжи ими шею твою), одновременно находя подтверждение во внутренней жизни (напиши их на скрижали сердца твоего).

Только таким путем человек может обрести милость и благоволение (или успех) в очах Бога и людей. В конечном итоге, только жизнь, прожитая в самом центре Божьей воли, может принести человеку удовлетворение. Но тогда возникает вопрос: «Как мне узнать, что является Божьей волей для моей жизни?» Классический ответ на этот вопрос приводится в следующих двух стихах.

3:5 Прежде всего, необходимо полное посвящение себя — духом, душой и телом — Господу. Мы должны надеяться на Него не только в спасении для нашей души, но и в водительстве в нашей жизни. Это должно быть полное, безоговорочное посвящение себя.

Следующим шагом должно стать здоровое недоверие к себе — признание того, что мы не знаем, что является лучшим для нас, и не способны выбрать правильный путь. Пророк Иеремия очень точно выразил эту мысль: «Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим» (Иер 10:23).

3:6 Наконец, мы должны признать Господство Христа: «Во всех путях твоих познавай Его». Каждая область нашей жизни должна быть передана под Его контроль. Мы не должны иметь своей собственной воли, только единственное целостное желание знать и исполнять Его волю.

Если эти условия будут исполнены, Писание обещает, что Бог направит наши стези. Он может сделать это посредством Писания, совета других благочестивых христиан, через удивительное стечение обстоятельств или внутренне присутствие покоя Святого Духа, или посредством нескольких из этих средств одновременно. Но если мы будем терпеливо ожидать, Он сделает Свое водительство настолько ясным, что отвергать его будет проявлением крайнего неповиновения.

3:7−8 Высокомерие и гордость в отношении божественного водительства включают в нашей жизни «задний ход». Когда же мы боимся Господа и удаляемся от зла, мы мчимся вперед на самой быстрой скорости. Это приносит здоровье нашему телу и питание (буквально «питье» или «освежение») костям. Здесь мы вновь сталкиваемся лицом к лицу с тесной связью между моральным и духовным состоянием человека и его физическим здоровьем.

Подсчитано, что страх, скорбь, зависть, горечь, ненависть, чувство вины и другие эмоциональные потрясения вызывают более 60% наших болезней. Добавьте к этому ужасные последствия алкоголя (цирроз печени), табака (эмфизема, рак, болезни сердца), аморального образа жизни (венерические заболевания, СПИД). Тогда мы осознаем, что «Он направит пути твои» более буквально можно перевести как «Он сделает твои пути гладкими» или «прямыми», но водительство тем не менее остается неотъемлемой частью обетования. Благодаря божественному вдохновению Соломон намного превзошел свое время в области медицины.

3:9 Один из способов, как мы можем чтить Господство Иисуса Христа, заключается в том, как мы распоряжаемся нашим имением. Все, что у нас есть, принадлежит Ему. Мы лишь распорядители, отвечающие за правильное распоряжение тем, что нам вверено. Нам дана привилегия избирать для себя умеренный стиль жизни, отдавая все остальное на Божье дело, и доверяя Богу в том, что Он позаботится о нашем будущем. Как Дэвид Ливингстон мы должны определить для себя не взирать ни на что из того, чем мы владеем, вне контекста Божьего Царства.

3:10 Ветхий Завет обещал щедрому иудею распирающие по швам житницы и переполненные точила с вином. Хотя наши благословения могут быть более духовными, чем физическими, тем не менее, истина в том, что никто не может отдать Богу более того, что получил.

Г. Мудрость как награда (3:11−20)

3:11−12 Мы также можем признавать Господство Христа, подчиняясь тому, как Он нас дисциплинирует. Слишком часто мы подразумеваем под этим термином наказание, однако, на самом деле, он включает в себя все составляющие правильного воспитания ребенка, то есть, наставление, предостережение, ободрение, совет, обличение и наказание. Все, чему Бог позволяет войти в нашу жизнь, имеет свое предназначение. Мы не должны отвергать или тяготиться этим. Мы также не должны пытаться избежать этого или сдаться под напором обстоятельств. Наоборот, мы должны заботиться о том, чтобы это способствовало исполнению Божьих намерений в нашей жизни, таким образом извлекая для себя максимум пользы. Высочайшее предназначение Божественной дисциплины в нашей жизни заключается в том, чтобы мы стали соучастниками Его святости.

Когда Бог нас дисциплинирует, это является доказательством Его любви, а не гнева. Наказание доказывает принадлежность к Божьей семье (см. Евр 12:6−8).

Информация к размышлению: садовник подрезает лозы, а не чертополох.

3:13 Блаженный (или буквально «счастливый») человек — этот тот, кто нашел мудрость, и особенно если мы вспомним о том, что Мудрость в данном случае является прототипом самого Иисуса Христа. Давайте поставим Христа на место Мудрости в следующих стихах и посмотрим, что получится.

3:14 Польза познания Господа Иисуса Христа намного превосходит любые прибыли, которые человек может надеяться получить от серебра или золота. Бог дает нам то, что невозможно купить ни за какие деньги.

Ты есть сокровище без края,
Источник радости и благ,
Что мне есть дела до славы мира,
Иль до сияния богатств?
Насколько больше драгоценна Твоя улыбка,
Чем все творения земли.
Я не желаю ничего от человека,
Познав Христа.
Да, да, Возлюбленный теперь со мной,
Что может большим быть богатством?
Коль всё, что Он есть, и всё, что Его,
Все, все теперь принадлежит и мне.
Автор неизвестен

3:15 Он дороже драгоценных камней, и более желанен, чем любые земные достояния.

3:16 Одной рукой Он дает долгоденствие, более того, вечную жизнь. Другой — духовные богатства и славу.

3:17 Все Его пути — пути приятные, и все стези Его — мирные. «Там, где Он ведет, дорога приятна, там, где Он указывает путь, царит покой» (альтернативный перевод Нокса).

3:18 Для тех, кто приобретает Его, Он подобен дереву, плод которого — жизнь, стоящая того, чтобы жить. Блаженны те, кто остается близок к Нему.

3:19−20 Эти два стиха описывают мудрость Бога в творении, в суде и провидении. В творении Он основал землю и утвердил небеса. С мудростью Он раскрыл источники великой бездны во времена Потопа. Своим провидением Он поднимает воду из океана в облака, затем вновь распределяет ее по земле в виде дождя.

Кто же является активным исполнителем от лица Бога во всем этом? Это Христос, Мудрость Божья (Ин 1:3; Кол 1:16; Евр 1:2).

Д. Исполнение мудрости (3:21−35)

3:21 Привилегия быть наставляемым Мудростью, которая сотворила и поддерживает Вселенную, слишком велика, чтобы ее упускать. Мы не должны упускать здравомыслие и рассудительность из виду.

3:22−24 Они даруют внутреннюю жизненную силу (жизнь для души твоей) и внешнюю красоту (украшение для шеи твоей).

Они позволяют нам безопасно идти по нашим путям, освобождая от опасности споткнутся или упасть. Они гарантируют спокойный, безмятежный сон, без мучений виноватой совести и страхов.

3:25 Они охраняют человека от того внезапного страха, который охватывает нечестивых. Те, кто завидует видимому процветанию грешников, не осознают всех опасностей, которые являются неотъемлемыми спутниками такой жизни — таких, как вымогательство, кражи, месть, расплаты, шантаж, кражи людей и убийства.

3:26 Господь хранит тех, кто ходит Его путями, Он не позволит нашей ноге оказаться уловленной в капкан. Мы часто видим и понимаем, когда Бог чудесным образом вмешивается в нашу жизнь ради нашего спасения и блага. Но это лишь малая видимая верхушка айсберга. Однажды мы в полной мере осознаем все, от чего мы были спасены, вместе с тем, ради чего мы были спасены.

3:27 Обратите внимание на отрицания в стихах 27−31: «Не отказывай в благодеянии... не говори... не замышляй... не ссорься... не соревнуй... не избирай... « Прежде всего, никогда не отказывай в благодеянии тому, кто нуждается в этом, когда ты в состоянии помочь. Это может относиться к заработной плате, к долгу, который нужно вернуть, или к взятым взаймы инструментам. Но в более широком смысле это может означать «никогда не отказывай в благодеянии или проявлении доброты и милости тому, кому они нужны». Таким образом Писание предостерегает праведников от того, чтобы, оказавшись чрезмерно озабоченными своими правильными отношениями с Богом, не пренебрегать своей ответственностью по отношению к окружающим (см. Иак 4:17).

3:28 Не откладывай просьбы друга твоего до завтра, если можешь помочь ему в его нужде сегодня. Кто является моим ближним? Любой, нуждающийся в моей помощи. В чем нуждается мой ближний? Он нуждается в том, чтобы услышать благую весть о спасении.

Если Дух Святой побуждает мое сердце свидетельствовать кому-то, я должен сделать это сегодня. Никогда не отвергайте побуждения Святого Духа.

3:29 Любовь по отношению к нашему ближнему не позволяет нам замышлять против него зло, когда он без опасений, доверчиво живет по соседству. Это не оставляет места злобе, сарказму и жестокой мести, которые зачастую становятся последствиями соседских перепалок.

3:30 Здесь Писание предостерегает нас от того, чтобы заводить ссору с человеком, когда тот не сделал ничего, чтобы ее спровоцировать. В этом мире достаточно ссор и разногласий, и нет нужды беспричинно искать возможности увеличить их количество!

3:31−32 Поступающий насильственно, возможно, на первый взгляд, достигает моментального успеха. Но мы не должны завидовать его благоденствию или следовать его путям. Господь ненавидит и презирает, с отвращением и чувством омерзения, развращенного человека, а праведных принимает в близкие, доверительные взаимоотношения с Собой (см. Ин 14:23).

3:33 Божье осуждение или Его доверие, Его проклятие или Его благословение — таков выбор! Темные облака сгущаются над домом нечестивого. Солнечные лучи Божьей благосклонности согревают жилище благочестивых.

3:34 И вновь, выбор между Божьими насмешками и Его благодатью. Он посмеивается над кощунствующими, а смиренным дает благодать. Важность этого стиха очевидна в том, что он дважды цитируется в Новом Завете (Иак 4:6; 1Пет 5:5).

3:35 Наконец, выбор между честью и бесславием. Мудрые люди наследуют славу; глупые же становятся известными своим позором.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии МакДональда на притчи Соломона, 3 глава. Комментарии МакДональда.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.