Е. Мудрость как семейное сокровище (4:1−9)

4:1 В первых девяти стихах Соломон повторяет наставление, полученное им от отца, и призывает своих детей не жалеть сил на то, чтобы обрести истинную мудрость. Книга Притч изобилует ревностными призывами к молодым прислушаться к наставлениям мудрого отца.

4:2 Поддержание дружеских отношений с благочестивыми людьми более старшего возраста стоит затраченных на это усилий. У них можно многому научиться, а годы их жизненного опыта принесут вам только пользу. Их учение есть благо, и им не стоит пренебрегать.

4:3 Здесь Соломон говорит о том времени, когда он был сыном своего отца и «единственным» у своей матери. На самом деле, он не был единственным сыном у своей матери, однако возможно это выражение означает «единственным в глазах матери» или «любимцем своей матери» (Нокс).

4:4 Отец Соломона, царь Давид, учил сына хранить его мудрое наставление и, таким образом, жить так, чтобы его жизнь чего-то стоила. Краткое обобщение наставлений Давида приводится в стихах 4б-9.

4:5−6 Самым главным для него было то, чтобы его сын приобрел мудрость и разум, — что, на самом деле, означает научиться жить для Господа. Чем бы Соломон ни занимался в своей жизни, он не должен был забывать об этом, потому что стоящей будет только жизнь, прожитая для Бога.

4:7 Первый шаг к приобретению мудрости заключается в том, чтобы иметь мотивацию или твердое намерение. Мы находим в жизни то, к чему стремимся. Мы должны стремиться приобрести мудрость всеми силами, чего бы это ни стоило, в процессе поиска обретая разумение и проницательность. Это означает, кроме всего прочего, что мы научимся делать выбор между добром и злом, хорошим и лучшим, душевным и духовным, временным и вечным.

4:8 Если мы поставим Мудрость на первое место среди наших приоритетов, она постепенно возвысит нас. Если мы прилепимся к ней, если будем относиться к ней с любовью и привязанностью, она приведет нас к славе.

4:9 «Она искусно украсит тебя, и увенчает тебя славой» (Моффат). Мудрость дарует своим детям моральную красоту. Противоположностью этому, например, является омерзительность жизни, отданной растлению и аморальности.

Ж. Мудрость и два пути (4:10−27)

4:10 Завершив цитировать советы своего отца, Соломон вновь возобновляет призывы к своему сыну. Как правило, хотя и не без исключений, считается, что «чистая» жизнь благоприятствует долгой жизни. Подумайте о том, как табак, алкоголь, наркотики и сексуальный грех напрямую связаны с болезнями и смертью.

4:11−12 Отцу доставляет огромное удовольствие видеть, что он указал своему сыну путь мудрости и был для него хорошим примером. Тем не менее, любое научение должно сопровождаться личным примером. Поступки отца говорят громче, чем его слова.

Сын, ходящий прямыми стезями, не будет стеснен, и когда побежит, не споткнется.

Сирийская версия гласит: «Когда ты будешь идти шаг за шагом, я буду открывать путь перед тобой». Это учит нас двум важным принципам. Во-первых, Бог ведет нас шаг за шагом, а не открывает сразу весь план целиком. Во-вторых, Бог ведет людей тогда, когда они двигаются вперед для Него. Для того, чтобы шкипер мог управлять кораблем, судно должно находится в движении. Так же и с велосипедом: вы можете управлять им только тогда, когда он движется. Этот принцип является истинным и для нас: Бог направляет нас тогда, когда мы находимся в движении для Него.

4:13 Мы должны крепко держаться хорошего наставления, и не позволять ему оставить нас. Мы должны хранить мудрость так же, как мы хранили бы собственную жизнь, — потому что она и есть наша жизнь, особенно если мы подразумеваем под этим Воплощение Мудрости в личности Иисуса Христа.

4:14 Стихи 14−19 предостерегают от дружбы с нечестивыми и противопоставляют путь тьмы и путь света.

Эти увещевания не связывать себя с нечестивыми не являются запретом свидетельствовать таким людям, но запрещают принимать какое-либо участие в их планах.

4:15 В этих кратких, отрывистых повелениях звучат ноты важности и предостережения. Оставь жизнь греха. Не подходи близко даже ради того, чтобы расследовать происходящее. Поверни в другую сторону. Продолжай удаляться. Возможно, это может показаться интересным, интригующим, захватывающим, но, в конечном итоге, грех уничтожит тебя.

4:16−17 Приверженцы греха не заснут, если не провернут какое-то темное дельце. Их мучает ужасная бессонница, если они не доведут кого-то до бедствия и уничтожения.

Их пища — хлеб беззакония и вино хищения. Иначе можно сказать, что беззаконие стало для них пищей и питьем.

Эти стихи представляют читателю яркую картину греховной природы человека. Поскольку его природа — грех, творить беззаконие для него подобно пище и питью для тела. Этот отрывок относится не только к преступникам (см. комментарий на Иер 17:9).

4:18−19 Жизнь праведного не такова. Она — как свет зари, который более и более светлеет, пока не достигнет яркого полдня. Иначе говоря, путь праведных становится все лучше и ярче день за днем.

Беззаконные спотыкаются в глубокой тьме, даже не понимая, обо что они споткнулись.

4:20 Соломон продолжает умолять своего сына прислушаться к его словам наставления и мудрости. В стихах, подобных этому, мы должны услышать голос Господа, обращающийся к нам.

4:21 Ради нашего же блага мы не должны упускать из виду наставления Мудрости, но должны сохранять их в своем сердце.

4:22 Слова Мудрости приносят жизнь, созидая нас. Как сказал Иисус: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин 6:63).

Они — здравие для всего тела человека, потому что избавляют его от грехов и потрясений, которые становятся причиной многих болезней.

4:23 Стихи 23−27 являются ветхозаветной параллелью Римлянам 12:1. Они умоляют нас предоставить все наше существо Богу — сердце, уста, губы, глаза и ноги. Бог начинает работу изнутри, и постепенно распространяет ее наружу.

Сначала — сердце. Оно символизирует внутреннюю жизнь, ум, мысли, мотивы, желания. Разум является источником, из которого берут начало наши действия. Если источник чист, то будет чист и поток, истекающий из него. Каковы помыслы человека, таков он и есть. Этот стих подчеркивает важность чистоты помыслов.

4:24−25 Лживость уст подразумевает нечестную, неискреннюю речь. Лукавство языка говорит об обмане и скрытности в словах.

Глаза и ресницы (или «веки» — англ.), которые смотрят прямо, указывают на стремление к единой цели, когда человек не сбивается с пути, обращаясь к греху или чему-либо, недостойному внимания. В наши дни, когда средства массовой информации обрушивают на нас водопад информации, сфабрикованной так, чтобы возбуждать в человеке плотские желания, мы должны научиться сосредотачивать свое внимание на Христе (Евр 12:2).

4:26−27 Если мы внимательно обдумываем стезю святости, тогда все наши пути будут хорошо организованны и безопасны.

На всем протяжении пути направо и налево отходят аллеи и переулки, ведущие к излюбленным обителям греха. «Давайте оставаться верными Христу, хоть сотней голосов нас мир зовет к себе».

Когда у вас появляется искушение отправиться в сомнительное место, спросите себя: «Если Иисус вернется сегодня, хотел бы я, чтобы Он нашел меня там?» Удали ногу твою от зла.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии МакДональда на притчи Соломона, 4 глава. Комментарии МакДональда.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.