11:1 Бесчестные торговцы иногда держали у себя два набора гирь для взвешивания: один для покупки и один для продажи. Гири для покупки были тяжелее, чем должны были быть, чтобы получить большее количество товара чем то, за которое было заплачено. Гири для продажи были легче установленного стандарта, так, чтобы покупатель получил меньше, чем он заплатил.

В наши дни существуют самые различные методы хитрости и обмана в деловых отношениях, попадающие под этот запрет о неверных весах, однако он также применим и в учебе, общественной жизни, дома и в церкви.

11:2 Сначала гордость, потом падение; потом придет посрамление от падения. Но если вы смиренны и не превозносите себя, это уменьшает риск преткнуться и пасть.

11:3 Честность — лучшая политика. Непорочность прямодушных людей будет руководить ими, направляя их на правильный путь. Примером этого служит жизнь Иосифа. Нечестность коварных становится причиной их погибели; об этом свидетельствует жизнь Валаама.

11:4 Богатство не может отвратить Божий гнев, ни в этой жизни, ни в вечности. Праведность является защитой от преждевременной смерти в этой жизни. И только те, кто облеклись в Божью праведность, смогут избежать второй смерти.

11:5 Непорочный человек направляется праведностью — лучшим проводником. Нечестивый человек падет, став жертвой своего собственного нечестия.

11:6 Праведность не только направляет своих последователей, но и спасает их от видимых и невидимых опасностей. Отступники же, подобные Иуде, будут уловлены в сети их собственного беззакония, похоти и жадности.

11:7 Кто-то сказал, что глуп тот человек, чьи планы заканчиваются у могилы. Когда закрывается крышка гроба, всем его надеждам приходит конец. Все, ради чего он жил, больше ему не принадлежит, и его ожидания благоденствия исчезли навсегда.

11:8 Бог избавляет праведников от бед, и, вместо них, насылает эти несчастия на нечестивых. Таким образом три еврейских юноши были спасены из огненной печи, а вместо них туда попали и были пожраны огнем те, кто искал и способствовал их смерти (Дан 3:22−26).

11:9 Отступник, или лицемер, ищет возможности подорвать веру своего ближнего сомнениями и возражениями. Прозорливость, или, буквально «познание» истины позволяет праведникам распознать обман, и спасти себя и других от уловок нечестивых.

11:10 В двух случаях в городе наступает веселье и торжество: когда праведники благоденствуют и когда гибнут нечестивые.

11:11 Фраза «благословение праведных» может относиться к их молитвам за город (1Тим 2:1−2), или к той пользе, которую приносят городу их присутствие и благочестивое влияние (сравните со словами Христа о Его учениках, описывающих их как соль земли в Мф 5:13).

Обман, неисполненные обещания, мошенничество и богохульство нечестивых, — этого вполне достаточно, чтобы разрушить любое поместное правительство.

11:12 Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит. Унижение по отношению к другому человеку является оскорблением Бога, причиняет боль этому человеку, провоцирует ссору и не приносит никому добра. Разумный человек знает, что, если он не может сказать что-то в похвалу или назидание для другого, то лучше вообще ничего не говорить.

11:13 Переносчику, или «сплетнику», доставляет злобную радость распространять скандальные известия, доносить на ближних и разглашать секреты. Он ничего не скрывает, распространяя все, что ему известно.

Верный друг знает, как сохранить оказанное ему доверие и удержаться от излишней болтовни.

11:14 Без мудрого лидерства и управления народ обязательно попадет в неприятности. С другой стороны, объединенное суждение многих хороших советников гарантирует благоденствие и безопасность.

11:15 Ручаться за постороннего означает стать гарантом его долга или взятых им обязательств. Поступающий так причиняет себе зло, то есть, ему придется заплатить весьма болезненный штраф. Человек, ненавидящий ручательство, убережет себя от многих скорбей. Смотри комментарий к 6:1−5.

11:16 Благонравная жена приобретает уважение и славу, как в истории с Авигеей (1Цар 25). Более точным переводом слова, которое у нас переведено как «трудолюбивый», было бы «властный» или «суровый». Суровый человек может приобрести богатство, но никогда не заслужит уважения и доброго имени.

11:17 Нрав человека влияет на его здоровье. Доброта убережет человека от расстройств пищеварения, инсульта, язвы желудка и пищеварительного тракта, и болезней сердца, которые навлекает на себя жестокосердый человек. Добрый человек благотворит душе своей.

«Британский Медицинский Журнал» однажды писал, что в человеческом теле нет ни одной ткани, абсолютно отделенной от духа. Жестокий нрав сказывается на физическом состоянии тела. Человек с подобным темпераментом разрушает плоть свою.

11:18 Нечестивый делает дело ненадежное, а сеющему правду — награда верная. Зачастую кажется, что нечестивые и порочные люди обогащаются буквально на глазах, но их богатство не приносит им удовлетворения, оно недолговечно и не способно помочь им, когда они больше всего нуждаются в помощи. А награды праведной жизни истинны и постоянны.

11:19 Всякое поведение ведет по одному из двух путей — либо к жизни, либо к смерти. Однако эта притча не является проповедью о спасении, основанном на добрых делах. Никто не может быть непоколебим в своей праведности, не имея правильных взаимоотношений с Богом. Прежде всего человек должен обрести рождение свыше. Тот, кто стремится ко злу, тем самым доказывает, что в его жизни не было истинного обращения к Богу.

11:20 Для Господа лживое, неискреннее сердце ненавистно и омерзительно. Ему нравятся честные и искренние люди. Никакое представление о Боге не будет полным, если оно не включает в себя тот факт, что Бог способен на ненависть так же, как и на любовь.

И напротив, непорочное сердце благоугодно и приятно Ему.

11:21 «Можно поручиться» дословно означает «идти рука об руку». Даже в нашем постоянно изменяющемся мире можно быть уверенным в двух неизменных вещах, которые идут рука об руку: что порочные получат свое наказание, и что семя праведных спасется.

11:22 Золотое кольцо в носу у свиньи совершенно неуместно. Рыло свиньи настолько же непривлекательно, насколько приятно для глаз кольцо. Женщина красивая и безрассудная также сочетает в себе две противоположности: физическую привлекательность и нравственную неполноценность.

11:23 Праведные люди стремятся и желают только добра, и получают его. Нечестивые ищут злого, и получают его в форме гнева или осуждения.

Эта притча подчеркивает то, насколько важно ставить перед собой достойные цели, потому что, в конце концов, мы обретаем то, к чему стремимся.

Именно поэтому Эмерсон сказал: «Привяжи свою повозку к звезде». Британский государственный деятель призывал свой кабинет: «Что бы вы ни делали, купите большую карту!»

11:24 Вот он, славный парадокс: мы обогащаемся, будучи щедрыми, и обрекаем себя на нищету, собирая земные сокровища.

То, что бережем, теряем. То, что отдаем, имеем. Джим Эллиот сказал: «Мудр тот, кто отдает то, что не может сохранить, ради того, что не может потерять». Доктор Барнхауз отметил, что каждый человек платит десятину: одни — Господу, другие — терапевту, зубному врачу или автомеханику.

11:25 Благотворительный, то есть, щедрый человек пожинает такие дивиденды, о которых скряга не может и мечтать. То, что мы делаем для других, возвращается благословением к нам самим.

Когда учитель воскресной школы усердно готовится к занятиям, и потом учит свой класс, кто, как вы думаете, получает от этого большую пользу — его ученики или он сам?

11:26 Эгоистичный человек удерживает свое зерно от продажи во времена голода, надеясь получить большую прибыль, когда поднимутся цены. Он обогащается, спекулируя и обрекая других на голод и бедность. Не удивительно, что народ проклинает его! Люди ищут того, кто сможет восполнить их отчаянную нужду в данный момент.

Этот мир погибает, изголодавшись по хлебу жизни. Этот хлеб дается даром, и так будет всегда. Мы уже обладаем им, чтобы поделиться с другими. Чего же мы ждем? Благословение пребудет на продающем зерно, то есть, на том, кто распространяет благую весть Евангелия.

11:27 Когда намерения человека чисты и неэгоистичны, он завоевывает уважение и почтение окружающих. Но тот, кто ищет возможности причинить зло другим, навлечет его на себя.

11:28 Новозаветной параллелью этого стиха является 1Тим 6:17−19. Богатство непостоянно и поэтому не достойно доверия. Наше упование должно быть в Боге живом, дающем нам все обильно для наслаждения.

«Стремление к золоту, — сказал Самуэль Джонсон, — бесчувственное и безжалостное, есть последнее растление развращенного человека».

Праведники, то есть те, кто возлагает свое упование на Господа, будут цвести и зеленеть, полные жизни и сил, подобно крепкому дереву.

11:29 Существует несколько типов людей, которые расстраивают дом свой: например, пьяница, прелюбодей и критикан. Но здесь, вероятно, говорится о человеке, жаждущем наживы (см. 15:27), который в безумной погоне за богатством теряет из виду истинные жизненные ценности. Он получит в удел ветер, то есть, в конце концов, в его руках не останется ничего осязаемого, что могло бы утолить его жадность. Его наказанием за такую глупость станет служение человеку, который действует более разумно.

11:30 Праведная жизнь подобна плодоносному дереву, которое питает и освежает других. Мудрый человек привлекает окружающих к жизни в мудрости и праведности.

Это один из величайших отрывков Писания, посвященных спасающим души. Он напоминает нам об обетовании, которое Иисус дал Петру, сказав: «Вы будете ловцами человеков» (Лк 5:10). Какая неописуемая привилегия — быть использованным Богом в совершении работы в жизнях людей, результатом которой станет вечное благословение! Каждая душа, приведенная к Господу, будет вечно поклоняться Агнцу Божьему!

11:31 Даже праведникам воздается в этой жизни за их преступления. Моисею не было позволено войти в Землю Обетованную, и Давид должен был вчетверо возместить причиненный им вред. Если же праведники пожинают то, что посеяли, тем паче нечестивые и грешники! Или, как писал об этом Петр, «если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1Пет 4:18).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии МакДональда на притчи Соломона, 11 глава. Комментарии МакДональда.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.