Комментарии МакДональда на притчи Соломона 14 глава

14:1 Разумная жена заботится о своем доме и своей семье. Глупая же женщина увлекается никчемными занятиями и пренебрегает своим мужем и детьми, а потом недоумевает, почему ее семья оказывается разрушенной.

Может ли женщина разрушить свой дом, в том числе, и чрезмерной религиозной активностью?

14:2 Поведение человека является отражением его отношения к Господу. Праведный человек направляем тем, что, он знает, будет угодно Богу. Порочный человек не заботится о том, что думает Бог, и таким образом проявляет свое пренебрежение к Нему. Дерек Киднер пишет:

"Каждое отступление  от Божьего пути есть противопоставление воли и суждения человека Божьей воле и суждению. Однако проявляемое таким образом пренебрежение слишком неразумно, чтобы с ним считаться".

14:3 В устах глупого – бич гордости. За свои высокомерные речи ему придется претерпеть побои. Речь мудрых будет охранять их от всякого наказания.

14:4 Хлев, в котором нет волов, может быть чистым и аккуратным, но разве не лучше иметь дело с пылью и грязью, зная, что труд волов принесет обильный урожай? Плоды труда с избытком компенсируют его менее приятные аспекты.

Эта притча не ставит своей целью поощрять дома или церкви, которые выглядят как последствия природных бедствий. Тем не менее, она противостоит такой страсти к порядку и чистоте, которая препятствует прогрессу и продуктивности.

14:5 Чарльз Г. Макинтош однажды сказал, что лучше попасть на небеса с чистой совестью, чем оставаться на земле с нечистой. С каким усердием мы должны следить за тем, чтобы всегда быть предельно честными!

14:6 Постоянно отказываясь слушать, распутный теряет способность слышать. Он так и не сможет найти истинную мудрость, если будет продолжать отвергать Господа.

Разумный человек быстро распознает то, что правильно. "Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится." (Мф. 13:12).

14:7 Не стремитесь развивать дружбу с глупым человеком, "ибо там ты не встретишь слов разума" (ИСВ), или "ты не найдешь в нем ни слова смысла" (Моффат).

14:8 Для разумного человека "мудрость" означает знать, как вести себя честно, по совести, в послушании. То, что глупец считает мудростью, на самом деле глупость, и ее сущность заключается в том, чтобы обманывать других, что, в конце концов, приводит к самообману и заблуждению.

14:9 Хотя смысл еврейского текста здесь довольно запутан, наш перевод весьма ясен.

Глупцы смеются над грехом, отказываясь верить,
Что тот таит в себе опасный меч;
"Да как же может быть", – кричат они, – "чтоб он,
столь полный сладости, имел в себе мучительное жало?"
Они не осознают того, что в том и есть чарующая сила зла,
Что грех их смехом провожает в ад.
Взгляни же на себя, оставь пути греха.
Чтобы Спаситель пред тобою не захлопнул двери.
Джон Буньян.

Праведные наслаждаются благоволением Господа, свободные от вины и осуждения греха.

14:10 Человеческое сердце скрывает горести, которые не может разделить никто другой (это подвластно только Господу). Так же есть и радость, которая доступна только человеку, который имеет к ней непосредственное отношение.

14:11 Обратите внимание на контраст между домом и жилищем (дословно: "шатер, палатка"). Дом всегда означает для нас что-то постоянное, а шатер – временное, непрочное. Однако именно жилище праведных странников уцелеет, тогда как дом беззаконных обитателей земли разрушится.

14:12 Путь, который кажется многим правильным, – это спасение благодаря добрым делам или хорошему характеру. Под влиянием именно этого заблуждения в ад отправляется намного большее число людей, чем следуя любому другому пути. (См. также 16:25).

В более обобщенном смысле, путь, который кажется человеку правильным, это его собственный путь, выбор его собственной воли, отвергающий божественное водительство или человеческое наставление. Концом такого пути может стать только несчастье или духовная смерть.

14:13 Нет в жизни такой вещи как чистая, неподдельная радость. К ней всегда примешивается некоторая доля боли и печали. Перевод Нокса гласит: "Радость смешивается со скорбью, и смех сопровождается слезами".

14:14 Человек с развращенным сердцем насытится от путей своих, и добрый – от своих. Человек, который уходит от Господа, пожинает плоды своего заблуждения. Поэтому Ноеминь сказала: "Вседержитель послал мне великую горесть; я вышла отсюда с достатком, а возвратил меня Господь с пустыми руками" (Руфь 1:20б, 21а). И блудный сын говорил: "Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода!" (Лк. 15:17).

Праведный человек обретает удовлетворение на своих путях, потому что идет путями Господа. Он может вторить словам Давида: "...чаша моя преисполнена" (Пс. 22:5в). Или сказать вместе с Павлом: "Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил" (2 Тим. 4:7).

14:15 Наивный, легковерный человек весьма восприимчив ко всякой новой идее или модному течению. Благоразумный человек обдумывает свои решения, таким образом защищая свои пути от ошибок. Вера требует самых неоспоримых доказательств и находит их в Божьем Слове. Доверчивость внимает словам и мнениям каждого встречного ученого, философа или психолога.

14:16 "Мудрый боится" означает, что он осторожен и осмотрителен. Конечно, этот стих также может означать, что он боится Господа. Глупец высокомерен и небрежен, он отбрасывает всякую осторожность и, вполне очевидно, весьма самонадеян.

14:17 Вспыльчивый может сделать глупость. В гневе он не задумывается о последствиях. Он хлопает дверью, бросает всем, что попадет ему под руку, выкрикивает оскорбления и проклятия, ломает мебель и в ярости уходит из дома. Но если бы нам пришлось выбирать, даже такого человека терпеть легче, чем человека, умышленно делающего зло. За его хладнокровное вероломство он ненавидим всеми.

14:18 Невежды получают в удел себе глупость. Отказываясь прислушаться к здравому учению, тем самым они избирают стать еще более глупыми.

Благоразумные обретают почести и уважение, вознаграждаемые все большим знанием.

14:19 Эта притча указывает на конечный триумф добра над злом. Бог защитит дело праведных. Настал тот день, когда Аману пришлось преклониться перед Мардохеем. И придет день, когда каждое колено во вселенной преклонится перед Иисусом Христом – Царем царей и Господом господствующих.

14:20 Бедный ненавидим бывает даже близким своим. Так быть не должно, но такое положение вещей встречается очень часто. Многие люди подбирают себе друзей в соответствии со своими эгоистичными интересами. Они избегают бедных, и развивают отношения с богатыми, надеясь получить от этого какую-то выгоду. Мы должны интересоваться людьми ради того, что мы можем сделать для них, а не для того, чтобы получить что-то от них.

С одной стороны, у богатого человека много друзей, но с другой, он никогда не узнает, сколько же друзей есть у него на самом деле, – настоящих друзей, которые любят его за то, кем он является, а не за то, чем он владеет.

14:21 Этот стих, вполне очевидно, связан с предыдущим. Презирать бедных – грех, потому что Бог избрал их (Иак. 2:5). Когда человек проявляет милосердие к бедным, само это действие становится благословением для него.

Мы никогда не должны забывать о том, что наш Господь Иисус Христос пришел в этот мир бедняком. Кто-то сказал о Нем: "Мой друг из Назарета, без гроша в кармане".

14:22 Те, кто задумывает вред и умышляет зло, обречены на заблуждение. Замышляющие же благо для других вознаграждаются милостью и верностью. Это означает, что Бог являет им Свою милость, и верен своим обето-ваниям защитить и вознаградить их. Это также означает, что и люди воздадут им верностью и преданностью.

14:23 Всякий честный труд приносит прибыль. Одни пустые разговоры принесут только ущерб и бедность. У нас у всех есть знакомые, которые могут часами говорить о своих проблемах, но и пальцем не пошевельнут для того, чтобы их решить. Они ревностно рассуждают о распространении Евангелия в мире, но не поднимутся со своего удобного кресла, чтобы свидетельствовать своим соседям. На одном дыхании они выкладывают перед вами свои обширные планы на будущее, но никогда не приводят их в исполнение.

14:24 Слава мудрых – в их богатстве. Они могут что-то предъявить в доказательство своей мудрости, будь ли это материальное или духовное богатство. Невежды могут предъявить всем только свою глупость.

14:25 Верный свидетель перед судом спасает невиновных от ложных обвинений. Лживый свидетель искажает факты, что приводит ко многим губительным последствиям.

Проповедующий Евангелие есть верный свидетель, который спасает души от вечной смерти. "Либералы" и проповедники культов – свидетели лживые, которые говорят ложь и уводят души с пути праведности.

14:26 У человека, боящегося Господа, есть все причины иметь твердую надежду. Если Бог за него, никто не может успешно противостоять ему (Рим. 8:31). Дети такого человека обретут прибежище под крылами Господа в минуты опасности.

14:27 Упование на Бога является источником духовной и жизненной силы, позволяя человеку избежать сетей смерти.

14:28 Величие царя определяется численностью, удовлетворенностью и верностью его народа. Титул государя не имеет особого престижа, если у него мало подчиненных, или их вообще нет.

14:29 Человек, терпеливый при провокациях, проявляет тем самым мудрость и разумение. Раздражительный же поощряет глупость и выставляет ее на всеобщее обозрение.

14:30 Кроткое сердце здесь означает удовлетворенное состояние ума и души. Поэтому Нокс переводит этот стих так: "Мир в душе есть здоровье для тела".

Зависть и страсть вредны для здоровья человека. Доктор Пол Адольф подтверждает это:

"Некоторыми из наиболее важных причин так называемых нервных заболеваний психиатры считают чувства вины, обиды (непрощение), страх, беспокойство, разочарование, нерешительность, сомнения, зависть, эгоизм, и скуку. К сожалению, многие психиатры, умело и эффективно определяя причины нарушения эмоционального равновесия, ставшие причиной заболевания, тем не менее, оказываются совершенно неспособными разрешить эти проблемы своими методами, поскольку пренебрегают в своем подходе верой в Бога".

14:30 Всякий, эксплуатирующий бедного, тем самым оскорбляет его Творца. Джордж Герберт сказал, что человек есть Божий образ, а бедный человек – еще и отпечаток Христа.

Вторая строчка означает, что те, кто проявляет сострадание к нуждающимся, тем самым почитают Бога.

14:32 "Когда нечестивому воздается его же монетой, ему приходит конец; но и у порога смерти у праведного есть надежда" (Нокс). Иуда является примером первого, а Павел – второго.

14:33 Первая часть стиха – "Мудрость почиет в сердце разумного" – может означать, что (1) мудрость чувствует себя там как дома; или (2) человек не выставляет напоказ без надобности все свои познания.

Вторая часть более сложна для понимания. Многие комментаторы истолковывают ее по-разному: (1) то, что кроется в сердце глупцов, скоро обязательно проявится; (2) для мудрости в сердце глупцов нет места (ИСВ); (3) "мудрости приходится заявить о себе во весь голос, чтобы глупцы ее заметили" (Беркели, комментарий на полях).

14:34 Для того, чтобы народ возвысился, люди и их лидеры должны обладать честным, добродетельным характером, будучи известны своей праведностью. Коррупция, подкуп, взяточничество, "грязные делишки", скандалы и все остальные формы неправедности являются позором для страны.

14:35 Правитель благоволит к слуге, который поступает мудро (сравните Иосифа, Мардохея, Даниила). Его гнев обращен против того, кто поступает постыдно. "Царь благоволит к способному служителю; его гнев – против неумелого" (Моффат).


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →