Комментарии МакДональда на книга Екклезиаста, или Проповедника, введение

← предыдущая   •   все главы   •   следующая →

"Я не знаю ничего более великого, чем этот бесстрастный обзор смертной боли и удовольствия, эта оценка неудач и успехов; я не знаю более благородной печали; не знаю поэтического произведения, которое более упорно способствовало бы духовному просвещению." Э. Ч. Стедмен

Введение

I. Уникальное положение в каноне

Книга Екклесиаста – это книга Библии, уникальность которой, по меньшей мере, никогда не оспаривалась, хотя в связи со всем остальным (автором, датой, темой и богословием) неизбежно возникают споры.

Книга кажется противоречащей остальному Слову Божьему, потому что в ней представлены чисто человеческие рассуждения живущего "под солнцем". Это выражение, под солнцем, – самый важный, единственный ключ к пониманию Книги Екклесиаста. То, что оно повторяется в книге двадцать девять раз, указывает на точку зрения автора в целом. Его поиск ограничен землей. Он ищет смысл жизни в миру. И поиск этот он производит самостоятельно, своим собственным разумом, без помощи Бога.

Если не помнить постоянно эту ключевую фразу – под солнцем, то данная книга создает множество проблем. Кажется, что она противоречит остальному Писанию, что в ней дано странное учение, что она защищает сомнительную мораль, и многое другое.

Но если мы будем помнить, что Книга Екклесиаста – это собрание человеческой, а не Божьей мудрости, тогда мы поймем, почему некоторые из ее выводов истинны, другие – наполовину истинны, а некоторые и вовсе ложны.

Позвольте привести несколько примеров. В Екклесиаст 12:1 дан истинный и правильный совет молодым людям всех веков: помнить своего Творца в дни юности. Стих 4 главы 1 – это полуправда; действительно, одно поколение следует за другим, но это неправда, что земля пребудет вовеки (см. Пс. 101:26-27; 2 Пет. 3:7, 10). Следующие же высказывания, как таковые, вообще ложны: "Нет ничего лучше для человека, чем есть и пить и услаждать душу свою от труда своего" [Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего] (2:24); "участь сынов человеческих и участь животных – участь одна" (3:19); "мертвые ничего не знают" (9:5).

Однако, если бы у нас не было никаких Божьих откровений, мы бы, наверное, пришли к таким же выводам.

Книга Екклесиаста и Богодухновенность

Когда мы говорим, что некоторые из выводов автора книги, сделанные "под солнцем", только наполовину истинны, а некоторые и вовсе ложны, что мы можем сказать о богодухновенности Екклесиаста? Одно ничуть не мешает другому.

Эта книга составляет часть богодух-новенного Слова Божьего. Она бого-духновенна в том смысле, что Господь велел включить ее в канон Писания. Мы верим в дословную и полную богодух-новенность Екклесиаста, как верим в богодухновенность всей Библии. (См. Введение к Ветхому Завету, стр. 15).

Иногда и богодухновенные книги Библии содержат ложные высказывания сатаны или людей. Например, в Книге Бытия 3:4 сатана говорит Еве, что она не умрет, если съест плод с дерева в середине сада. Это была ложь, но она цитируется в Писании, чтобы показать нам: дьявол был лжецом с самого начала. Доктор Чейфер отмечает:

"В богодухновенных книгах могут быть записаны неверные слова сатаны (или людей), но это не оправдывает ложь и не освящает ее. Это обеспечивает точность рассказа обо всем – хорошем или плохом".

Злоупотребления Книгой Екклесиаста

По той самой причине, что в Книге Екклесиаста представлены рассуждения человека "под солнцем", это одна из любимейших книг скептиков и приверженцев ложных культов. Они цитируют ее с большим энтузиазмом, чтобы оправдать свое неверие или подтвердить ложные учения, особенно о смерти и жизни после смерти. Например, они используют стихи из этой книге, говоря о сне души после смерти и полном уничтожении грешников после смерти. Они вырывают стихи из контекста, отрицая бессмертие души и учение о вечной каре.

Но они никогда не говорят главного. Они никогда не рассказывают своим жертвам, что Книга Екклесиаста говорит о мудрости человека под солнцем, поэтому не может являться достоверным источником текстов для доказательства учений христианской веры.

II. Aвторство

До XVII века большинство иудеев и христиан считали, что Книгу Екклесиаста написал Соломон. За столетие до этого обычно консервативный в этом отношении Мартин Лютер опроверг мнение об авторстве Соломона, но он был исключением из правил.

Некоторые удивятся, узнав, что сегодня большинство исследователей Библии – включая консерваторов – полагает, что эта книга была написана не Соломоном, но в подражание Соломону, не для обмана, а в качестве литературного приема.

Проблемы, Связанные с Авторством Соломона

Основной аргумент против традиционного мнения об авторстве царя Соломона – лингвистический. Многие специалисты говорят, что в книге есть слова и грамматические обороты, которых не существовало до периода вавилонского плена или даже более позднего времени.

Большинству евангельских христиан сама идея вложить слова в уста Соломона кажется незаконным литературным приемом, и выглядит обманом по крайней мере для западных верующих.

Доводы за и против слишком длинны и сложны, чтобы мы могли рассматривать их здесь. Достаточно сказать, что ни одно из возражений против авторства Соломона не является неоспоримым. Некоторые известные ученые, такие как Глисон Арчер, приводят доводы в пользу того, что книгу все-таки написал Соломон, поэтому такой вариант не исключен.

Доводы в Пользу Авторства Соломона

Так как никому не удалось по-настоящему опровергнуть традиционную точку зрения – даже если она в настоящее время непопулярна – нам представляется, что мы можем назвать автором книги Соломона.

Косвенные свидетельства в пользу того, что Соломон написал эту книгу, включают упоминания в 1:1, 12 об авторе как о "сыне Давидовом, царе в Иерусалиме". Хотя слово "сын" может означать и более позднего потомка, эти выражения, вместе с непосредственными подробностями, совпадающими с тем, что мы знаем о биографии царя Соломона, обладают реальным весом.

Так как автор говорит, что он "был" царем, многие делают отсюда вывод, что в момент написания книги он уже не был царем. Следовательно, говорят они, это не может быть Соломон, потому что он умер царем. Однако не обязательно делать такой вывод. Вполне возможно, что, создавая эту книгу в старости, он просто так упоминает о далеком прошлом.

Прямые исторические ссылки Екклесиаста в точности соответствуют Соломону – и больше никому другому.

Соломон был царем в Иерусалиме: 1) он был очень мудр (1:16); 2) он был очень богат (2:8); 3) он не отказывал себе в удовольствиях (2:3); 4) у него было много слуг (2:7) и 5) он был знаменит строительством и работами по украшению города (2:4-6).

Иудейское предание приписывает Книгу Екклесиаста Соломону, как это делали и христианские ученые на протяжении столетий, до нашего времени.

Эти свидетельства, а также тот факт, что лингвистические доводы против авторства Соломона подверглись серьезной критике со стороны знатоков еврейского языка, побуждают нас предпочесть традиционное иудейско-христианское представление об авторстве.

III. Bремя написания

Если мы принимаем мнение о том, что автором книги был царь Соломон, то она вероятно написана около 930 г. до Р. Х., так как скорее всего он писал ее в старости, разочарованный в своем поиске удовлетворения в жизни.

Если "Проповедник" (Koheleth) – не Соломон, то "книгу относят к разным датам, в течение промежутка почти в тысячу лет".

Благодаря тому, что многие ученые считают "поздним" еврейским языком (хотя Арчер называет его "уникальным"), Книга Екклесиаста обычно датируется концом послепленного периода (ок. 350-250 гг. до Р. Х.). Некоторые исследователи предпочитают непосредственно предшествующий ему конец персидского периода (ок. 450-350 гг. до Р. Х.).

Самая поздняя из возможных дата написания Книги Екклесиаста – это 250-200 гг. до Р. Х., так как при написании апокрифической книги Сираха (ок. 190 г. до Р. Х.) явно использовался этот труд, а Свитки Мертвого моря (конец II века до Р. Х.) содержат его фрагменты.

IV. Исторический фон и тема

Если считать, что Книга Екклесиаста была написана Соломоном, нам становится легче проследить исторический контекст и тему книги и говорить о них с уверенностью.

Поиски Соломона

В какой-то момент своей жизни Соломон задался целью найти истинный смысл человеческого существования. Он решил открыть для себя хорошую жизнь. Наделенный мудростью и богатством (3 Цар. 10:14-25; 2 Пар. 9:22-24), царь Соломон считал, что, если кто-то и способен найти удовлетворение, так это он.

Но Соломон сам поставил себе одно ограничение. Он собирался найти счастье сам. Он надеялся, что его интеллект поможет ему обрести удовлетворение в жизни без Божьего откровения. Это было исследование человека, который не ждал помощи от Бога. Он собрался искать "под солнцем" величайшее благо в этой жизни.

Открытия Соломона

Поиск смысла жизни завершился для Соломона мрачным убеждением в том, что жизнь – "суета и томление духа" (1:14). Насколько ему удалось определить, жизнь под солнцем просто не стоила усилий. Ему не удалось найти удовлетворение и реализовать себя. Несмотря на все его богатство и мудрость, он не нашел счастья.

И, конечно же, его вывод верен. Если не подняться над солнцем, жизнь – суета. Она бессмысленна. Все, что предлагает нам мир, вместе взятое, не может удовлетворить сердце человека. Паскаль сказал: "В сердце человека есть пустота, помещенная туда Богом". А Августин заметил: "Ты сотворил нас, о Господь, для Себя, и наше сердце не найдет покоя, пока не успокоится в Тебе".

Опыт Соломона предвосхищал правдивые слова Господа Иисуса: "Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять" (Ин. 4:13). Вода этого мира не может утолить жажду надолго.

Поиск Соломона был лишь временным этапом, одной из глав его биографии. Мы не знаем, сколько лет ему было, когда он предпринял этот философский поиск истины, но, очевидно, описывал он его уже в более зрелом возрасте (1:12; 11:9). В итоге Соломону удалось взглянуть выше солнца; это очевидно из того факта, что большая часть трех книг Библии посвящена ему. Но грехи и неудачи последних лет его жизни напоминают нам, что даже великий верующий может отойти от веры, что даже самые блестящие верующие, предвещавшие Господа Иисуса, несовершенны.

Соломон и Бог

Очевидно, что Соломон верил в Бога, даже тогда, когда искал смысл жизни. В Книге Екклесиаста Бог упоминается не менее сорока раз. Но это не значит, что он был в то время преданным верующим. Он называет Бога Elohim – именем, которое характеризует Его как могущественного Творца. Ни разу он не использует имя Yahweh ("Господь") – имя Бога, вступающего в завет с человеком.

Это важное замечание. Человек под солнцем может знать о существовании Бога. Павел напоминает нам в Послании к Римлянам 1:20:

Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Существование Бога очевидно, когда посмотришь на творение. Атеизм – признак не мудрости, а сознательной слепоты. Соломон, мудрейший из людей, когда-либо живших на земле, искавший истину самостоятельно, признавал факт существования Высшего Существа.

Но, хотя все могут знать, что Бог, сотворивший все (Elohim), существует, Бога-Иегова можно познать только через особое откровение. Поэтому частые упоминания Бога (Elohim) в этой книге не следует путать со спасительной верой. Они доказывают, что творение свидетельствует о существовании Бога, и что люди, отрицающие его, – глупцы (Пс. 13:1; 52:2).

Важность Екклесиаста

Неизбежно возникает вопрос: "Почему Бог захотел, чтобы книга, автор которой не поднимается над солнцем, была включена в Священное Писание?"

Прежде всего, эта книга была включена для того, чтобы никто больше не пытался повторить печальный опыт Соломона, искавшего удовлетворение там, где его невозможно было найти.

Природный человек инстинктивно думает, что может сделать себя счастливым, приобретая имущество, через удовольствия и путешествия, с одной стороны, или через наркотики, спиртное и сексуальный разврат, с другой. Но послание этой книги таково: некто, более мудрый и богатый, чем все мы, попробовал сделать это – и потерпел неудачу. Мы можем избавить себя от расходов, головной боли, разочарований и потерь, взглянув выше солнца, на Того, Кто один может принести удовлетворение – Господа Иисуса Христа.

Но кроме этого, эта уникальная книга обладает дополнительной ценностью для тех, кто еще не готов принять Евангелие. Доктор У. Т. Дэвидсон пишет об этом так:

"Нет смысла много писать о контрасте между Книгой Екклесиаста и Евангелием Христа. Но, возможно, надо настаивать на том, что появление нового Евангелия не сделало пустой и бесполезной литературу Премудрости былого века. Она совершала свое дело в свое время, и продолжает действовать сейчас. Бывает, что человек не готов еще сидеть у ног Иисуса, и ему лучше отправиться на обучение к Екклесиасту. Его сердце должно полностью опустошиться, чтобы его можно было по-настоящему наполнить. Современным проповедникам часто приходится повторять урок, который еще не устарел и никогда не устареет: "Живи в страхе Божьем и соблюдай Его заповеди, потому что такова обязанность человека". Он должен прийти к Христу, чтобы научиться делать это эффективно, чтобы усвоить высшие уроки, для которых этот лишь готовит дорогу".

Содержание

I. ВСТУПЛЕНИЕ: ВСЕ СУЕТА ПОД СОЛНЦЕМ (1:1-11)

II. ВСЕ СУЕТА (1:12 – 6:12)

A. Суетность интеллектуальных поисков (1:12-18)

Б. Суетность удовольствий, престижа и достатка (Гл. 2)

B. Суетность цикла жизни и смерти (Гл. 3)

Г. Суетность жизненного неравенства (4:1 – 4:16)

Д. Суетность популярной религии и политики (4:17 – 5:8)

Е. Суетность преходящего богатства (5:9 – 6:12)

III. СОВЕТЫ НАСЧЕТ ЖИЗНИ ПОД СОЛНЦЕМ (7:1 – 12:8)

A. Хорошее и лучшее под солнцем (Гл. 7)

Б. Мудрость под солнцем (Гл. 8)

B. Наслаждение жизнью под солнцем (Гл. 9)

Г. Мудрые и безумцы под солнцем (Гл. 10)

Д. Распространение добра под солнцем (11:1 – 12:8)

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ЛУЧШЕЕ ПОД СОЛНЦЕМ (12:9-14)


← предыдущая   •   все главы   •   следующая →




Екклезиаст , введение, другие комментарии и толкование: